Исследование учебной мотивации по методике М.Р. Гинзбурга
материал (подготовительная группа)

Гусарова Ольга Александровна

Методика "Определение мотивов учения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследование учебной мотивации школьников
по методике  М . Р . Гинзбурга  

  1. Определение мотивации

  2. Виды мотивов

  3. Возрастные характеристики младшего школьного возраста при определении учебной мотивации у школьников

Цель:  выявить наиболее характерные для шести- и семилетних детей учебные мотивы

Процедура проведения.

В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция: 

"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".

1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)


После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы: 

■  А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

■  С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

■  С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3).

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.


Обработка результатов:

1 (а) картинка

2 (б) картинка

3 (в)

картинка

4 (г) картинка

5 (д) картинка

6 (е)

картинка

Итог

-

+ 5 баллов

-

-

+ 4 балла

+ 2 балла

Контрольный выбор

10 баллов

а) внешний мотив - 0 баллов;
б) учебный мотив - 5 баллов;

в) игровой мотив- 1 балл;
г) социальный мотив - 4 балла;

д) позиционный мотив - 3 балла;

е) получение отметки - 2 балла.

В результате исследования был выявлен общий балл, который равен 10.

        Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (таблица представлена ниже).

Таблица. Уровни мотивации

Уровни мотивации

Выбор картинок 2

Выбор картинок 3

Общая оценка по уровням мотивации (в баллах)

1

5

5

13 - 15

2

4

4

10 - 12

3

3

3

7 - 9

4

2

2

4 - 6

5

0 - 1

0 - 1

до 3

I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;

III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;

IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;

V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

Заключение

           В результате исследования у ребенка выявлен высокий уровень мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов.  

Доминирующим мотивом является учебный мотив. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний; 

        

Рекомендации:

- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

- Это мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе, ребенку нужно помочь в этом.

- Если у ребенка что-то не получается лишний раз помогите ему, похвалите. При достижении его цели похвалите его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста положительной учебной мотивации

Формирование положительной учебной мотивации у старших дошкольников посредством коррекционно-развивающих занятий. Для психологов ДОУ...

Повышение уровня учебной мотивации через создание ярких и объемных представлений об изучаемом материале путем активного использования ИКТ в образовательной деятельности.

Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов люде...

«Методика диагностики направленности учебной мотивации» Дубовицкая Т.Д.

laquo;Методика диагностики направленности учебной мотивации» Дубовицкая Т.Д....

Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 классах

Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 кла...

Методика исследования учебной мотивации М. Р. Гинзбург

Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения....

Конспект семинара-практикума для воспитателей и специалистов службы сопровождения детей дошкольного возраста на тему: «Исследование основ успешности ребёнка. Методика раскрытия индивидуальности ребёнка, позволяющая анализировать личностный потенциал»

Что такое успех? Личность? Успешный ребенок? Каково влияние взрослого на формирование успешности и неуспешности ребенка? Конспект семинара – практикума для воспитателей и специалистов службы соп...

Презентация к семинару-практикуму на тему: «Исследование основ успешности ребёнка. Методика раскрытия индивидуальности ребёнка, позволяющая анализировать личностный потенциал»

Что такое успех? Личность? Успешный ребенок? Каково влияние взрослого на формирование успешности и неуспешности ребенка? Конспект семинара – практикума для воспитателей и специалистов службы соп...