Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Соседова Любовь Геннадьевна

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и  явлений. Все другие формы познания- запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия.

Восприятие происходит при непосредственном участие органов (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств- это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения.

Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Факторы, влияющие на развитие восприятия

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у разных людей существенно различается. Это зависит от следующих факторов:

  • Наследственность;
  • Состояния органов чувств;
  • Развития органов чувств и восприятия.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и  явлений. Все другие формы познания- запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия.

Восприятие происходит при непосредственном участие органов (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств- это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения.

Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Факторы, влияющие на развитие восприятия

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у разных людей существенно различается. Это зависит от следующих факторов:

  • Наследственность;
  • Состояния органов чувств;
  • Развития органов чувств и восприятия.

Сенсорные эталоны

Сенсорные эталоны- это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы- геометрические фигуры, в качестве величины- метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи.

В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова.

Задачи сенсорного развития

Сенсорное развитие ребенка 2-3 лет. В этот период жизни ребенка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. При этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел учитывать эти свойства во время действий с предметами.

Способы действий ребенка с предметами

 Опыт ребенок приобретает в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности. Познавая мир, малыш использует следующие способы действий:

  • Метод проб и ошибок. Например, вставляя фигурку в углубление такой же формы (доска Сегена), малыш по очереди пытается вставить ее в каждое из углублений пока не найдет правильное;
  • Практическое примеривание- ребенок сравнивает свойства предметов при непосредственной близости и действует в соответствии с результатами примеривание.
  • Зрительное соотнесение- ребенок сравнивает свойства предметов на расстоянии при помощи зрения.

Опыт, полученный в процессе чувственного познания мира, закрепляется в представлении при помощи слова.

Особенности занятий с детьми раннего возраста

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно , их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это неинтересно.

В работе сдетьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым. Этого можно добиться:

  1. Подбирая специальные дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, рамки Монтессори и доски Сегена);
  2. Организуя веселые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек.

Кроме этого, следует помнить и о том, что малыши предпочитают и практические действия с реальными игрушками и предметами.

Развитие зрительного восприятия

В рамках сенсорного развития детей раннего возраста знакомят с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве.

Свет. Обращая внимание детей на свет и темноту, можно обогатить их восприятие новыми впечатлениями, расширить представление об окружающем мире.

Например: «Пляшущие тени», «День и ночь», « Фонарик», «Гуляем в темноте» и др.

Цвет. Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, можно знакомить их с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами.

В процессе знакомство детей с цветом можно выделить следующие этапы:

  1. Различение цветов по принципу «такой- не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг на друга. Например, можно предложить ребенку найти пары одинакового цвета;
  2. Зрительное соотнесение цветов- восприятие цвета на расстояние, выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить найти в комнате предметы ( или картинки) такого цвета;
  3.  Закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а также называют основные цвета.

Например: « Цветная вода», « Цветные кубики», «Построим башню», «Разложи по коробочкам» и др.

Форма- это внешнее очертание, наружный вид предмета. Сначала малышей знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогают им сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а у квадрата есть стороны и углы): показывают как обвести контуры фигур пальцем. Когда малыши усваивают эти формы, их знакомят с треугольником, прямоугольником и овалом.

Например: « Раздожи фигуры по местам», « Веселый поезд»,

« Почтовый ящик» , « Разложи фигурки по домикам» и др.

Величина-  это значимое свойство предметов ( размер, объем, протяженность).

Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе занятий, направленных на сравнение предметов. При проведении занятии желательно:

  • Предлагать сравнивать предметы только по одному параметру, например, только по высоте или по ширине;
  •  Сравнивать предметы по велечине, одинаковые по цвету и форме;
  • Сначала сравнивть два предмета, резко различающихся по велечине, например, большой иили маленький кубик, высокая и низкая башни. Затем добавить добавть третий объект- средний по величине;
  • Параметры величины обозначать словами. Сначала величину обозначать при помощи слов такой- не такой, а затем словами большой- маленький, а затем добавить конкретные параметры величины: высокий- низкий, узкий- широкий, длинный- короткий.

 Например: « Накрой платком!», « Спрячь в ладошке», «Две коробки», « Покормим кукол» и др.

Количество- это категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны числа, объема.

Знакомство с количеством включает в себя изучение следующих понятий: один, мало, много, поровну (столько же), ни одного.

Обучение детей умению различать количество предметов сначала  происходит с использованием реальных предметов и игрушек и лишь постепенно вводятся картинки с их изображением. Знание детей о количестве предметов можно закрепить не только в ходе специально организованных занятий, но и в повседневной жизни. На прогулке можно понаблюдатть за небом :много облаков, мало облаков,ни одного облачка. Можно попросить детей принести один карандаш, много карандашей.

Например: « Зайцы и лисы», « Собираем шишки», «Грибы на полянке», «Наполни кувшин» и др.

Расмположение в пространстве. Пространство- промежуток между объектами, свободное место, где что-нибудь можно поместить.

Изучать пространство можно разнооббразными доступными способами:

  • В ходе наблюдения;
  • При манипуляции с предметами;
  • В процессе занятии рисованием, аппликацией.

Например: «Возьми игрушку», «Прячьтесь в домик!», «Вверх и вниз», «Где же мишка!» и др.

Целостный образ предмета. Формирование целостного образа воспринимаемого объекта происходит в следующей последовательности:

  1. Узнавание и различение предмета. Развитие целостного восприятие предмета начинается с узнавания. Которое развивается как спонтанно, так и в ходе специальных занятий.
  2. Восприятие предмета и выделение его частей.Специальные игры и занятие помогают ребенку научится воспринимать предметс любого ракурса; как совокупность отдельных частей; как один из похожих; воспринимать изображение не знакомых предметов.
  3. Например: «Еайди свою игрушку», «Разрезанные картинки», « Собери картинку из кубиков» и др.

Развитие слухового восприятия

Слух- это одно из пяти внешних  чувств, дающее возможность воспринимать звнуки различного происхождения.

Развитие слуха у ребенка происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков ( физический слух),  с другой- восприятие звуков человеческой речи, то есть формируется фонематический слух. Оба направления развиваются уже младенческом возрасте.

Неречевой (физический) слух играет большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Различение звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ.

Речевой (фонематический) слух- это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слов, фразы, тексты).

Например: « Постучим, погремим», « Узнай по звуку», «Веселый Петрушка» и др.

Развитие осязания

Осязание- это ощущение давления, тепла, холода и проч. при прикосновении кожи к чему-либо.

В ходе игр и занятий, направленных на развитие у детей осязания, решаются следующие задачи:

  • Развитие хватания;
  • Обучение целенаправленному ощупыванию;
  • Развитие чувствительности пальцев рук;
  • Знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами.

Например: «Круглое и квадратное», « Угадай, что в ящике»,

«Ледяное царство» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. З...

Консультация для сенсорного развития детей раннего возраста

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка....

Консультация для родителей Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Группа раннего возраста. Воспитатель Койносова Е. С. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема:«Сенсорное развитие детей раннего возраста».Группа раннего возраста.Воспитатель Койносова Е. С.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин    ...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"...

Консультация "Конструирование для развития детей раннего возраста"

конструирование-это развитие мышления, памяти,внимания....

Консультация для родителей-Развитие детей раннего возраста через музыкальную игровую деятельность

Предназначено музыкальным руководителям для работы с родителями...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....