Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Василевская Ирина Васильевна

Человек, остановись и посмотри вокруг: это твоя страна, твой город, твои поля, реки, озера! И, к сожалению, мусор тоже твой. Тонны пустых бутылок, пакетов, банок превращают наш родной город в огромную свалку. Мусор на улицах – это наше отношение к малой родине, к людям, к самому себе. А что мешает нам убрать за собой? Может, не стоит ждать доброго волшебника, который придет и наведет чистоту в нашем подъезде и дворе, а попробовать хоть что-нибудь сделать самим? Но только говорить о данной проблеме мало - от этого не становится вокруг чище.  Эту проблему нужно решать практическими действиями. Мы решили подойти к делу по-взрослому и считаем, что общими усилиями педагогов, детей и родителей можно, если не решить проблему полностью, то хотя бы сдвинуть ее с мертвой точки.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. На долю нынешнего поколения выпадает решение задач экологического оздоровления России и планеты Земля в целом. Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Представляем Вашему вниманию описание особо значимых мероприятий природоохранной акции «Мы чистим мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мы чистим мир38.9 КБ

Предварительный просмотр:

Василевская Ирина Васильевна, МБДОУ «Детский сад № 55 «Дельфиненок», Республика Адыгея, г. Майкоп, старший воспитатель

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Мероприятия природоохранной акции «Мы чистим мир» в ДОО

Цель акции: содействие экологическому воспитанию подрастающего поколения и формированию культуры общества, живущего в гармонии с природой, объединения граждан в деле охраны окружающей среды от последствий негативной деятельности человека, оказания практической помощи окружающей природе для создания благоприятных условий жизни нынешних и будущих поколений в рамках проведения Всероссийского экологического субботника.

Участники акции: воспитанники ДОУ, педагоги, родители (законные представители) воспитанников.

1. Эко-лекторий для педагогов был проведен с целью повышения экологической компетенции и установления тесного сотрудничества между педагогами ДОУ. Эко-лекторий стал уникальной площадкой для дискуссий по экологическим проблемам современности и презентации эффективных природоохранных практик и проектов по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.


2. Смотр-конкурс «Лучший уголок науки» проведен с целью формирования познавательных процессов дошкольников путем активизации творческой, исследовательской деятельности, качественному оснащению педагогического процесса и выявлению передового педагогического опыта.

Воспитателями всех возрастных групп совместно с родителями была проведена большая работа по созданию зон экспериментирования. Материалы зоны распределяются по различным направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина» и т.д.

3. Анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников было проведено с целью узнать отношение родителей к проблеме мусора: насколько их беспокоит эта проблема, готовы ли они сами чем-либо помочь в ее решении.

Важное значение, по мнению опрошенных, имеет воспитание и просвещение, как подрастающего поколения, так и взрослого населения.

По мнению родителей, нужна продуманная организация субботников, трудовых акций, разработка способов поощрения их участников, проведение конкурсов по благоустройству и озеленению придомовых территорий.

4. Конкурс на лучшую дидактическую игру (лэпбук) экологического содержания проведен для воспитателей всех возрастных групп с целью развития инициативы и творчества педагогов в совершенствовании работы по экологическому воспитанию, раздельному сбору ТБО через игровую деятельность детей. Представленные на конкурс игры актуальны - отмечена обучающая и развивающая направленность игр: они знакомят детей с «Экобоксами» - контейнерами для раздельного сбора мусора, с понятием «вторичная переработка», «сортировка мусора»; дают представления о способах решения некоторых экологических проблем, способствуют формированию экологической культуры; развивают умение классифицировать - «сортировать» мусор; воспитывают  любовь и бережное отношение к природе, ответственность, аккуратность, принципиальность. 

5. Эко - информация для родителей: буклет «Как воспитать ребенка, любящего природу» (полезные советы для взрослых). «Полезные советы» помогли родителям донести до детей самоценность окружающих живых и неживых объектов, увидеть их хрупкость и незащищенность. Нельзя заставить ребенка любить природу, а научить этому можно и необходимо!

Сотрудничество детского сада и семьи по экологическому направлению не только помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит необходимую ребенку положительную эмоциональную окраску. Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребенка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

6. Цикл тематических бесед, экологических ситуаций, занятий в рамках дополнительной образовательной программы социально-экологической направленности «Чистый город начинается с меня».

В процессе реализации образовательной деятельности во всех возрастных группах ДОУ (эко-практикум «Враг планете – это мусор!», экологическая акция «Почему нельзя выкидывать батарейку в мусорное ведро», экологическая сказка «Путешествие в прошлое электрической лампочки» и др.) дети осознали значимость охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде; выяснили масштабы пагубного влияния свалок на живую и неживую природу и нахождение возможных путей решения этой проблемы; осознали важность и необходимость раздельного сбора ТБО для последующего изготовления полезных вещей на мусороперерабатывающих заводах; расширили знания, получили навыки бережного отношения к своему здоровью.

7. Конкурс чтецов «Давайте, друзья, в любую погоду будем беречь родную природу!» был проведен во всех возрастных группах ДОУ с целью воспитания у детей любви к родному краю, бережного отношения к природе. Конкурсанты декламировали поэтические произведения разных авторов, в т.ч. и адыгских поэтов.

Уровень исполнения оценивался по следующим критериям: - интонационная выразительность речи; эмоциональная окраска речи, определяющая характер; использование выразительных средств театра (мимики, жестов, поз, движений); подбор костюма, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения.

8. Сюжетно-ролевые, подвижные игры и театрализованные игры на экологическую тему.

Экологические игры играют важную роль в воспитании у подрастающего поколения бережного отношения к природе. С помощью игровых технологий педагоги ДОУ отрабатывают и закрепляют материал по экологии: «Экскурсия в зоопарк», «На ферме», «Ветеринарная клиника», «Служба спасения животных» и др. Кроме того, игры помогают раскрепостить детей, создать непринужденную обстановку и значительно облегчить процесс познания. 

В подвижных играх, где отражаются впечатления от окружающего мира в образах, дети испытывают эстетические и нравственные чувства на высоком психоэмоциональном уровне: «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Быстрей к своему листу», «Мышеловка», «Птички в гнездышках», «Совушка» и др.

9. Ручной труд «Подарим книжке вторую жизнь – спасем одно дерево».

Целью данного занятия являлось формирование активной позиции детей старшего дошкольного возраста в области охраны окружающей среды, бережного отношения к природе, сохранения ее богатства, воспитание бережного отношения к деревьям.

В ходе занятия воспитанникам была показана презентация «Производство бумаги и картона». Дети узнали о том, как и откуда появляется бумага, в каких сферах деятельности используется. Совместно с воспитанниками было проведено экспериментирование «Сравнение свойств разных видов бумаги и картона». Так же на занятии дети познакомились с разными видами бумаги и картона, в ходе самостоятельного исследования свойств бумаги дети пришли к выводу, что изделия из бумаги и картона требуют бережного к себе отношения.

В завершении занятия с воспитанниками была организована мастерская по ремонту книг, где «лечили» старые книжки: подклеивали странички, делали красивые переплеты. Проведение таких занятий способствует бережному отношению к книге.

10. Настольно-печатные, дидактические игры в экологическом воспитании занимают одно из главных мест. Узнать об особенностях приспособления животных к среде обитания нашим воспитанникам помогли следующие игры: «Летает, прыгает, бегает», «Кто где живет?»; усвоить знания об экосистемах помогла игра «У кого какой дом»; способствовали усвоению знаний о росте и развитии живых организмов игры «Что сначала, что потом», «Птицы, рыбы, звери», «Живое, неживое»; о правилах поведения в природе рассказали игры «Выбери правильную дорогу», «Хорошо, плохо».

11. Трудовой десант «Уборка группового участка от мусора», помощь в уборке групповой комнаты проводились с целью формирования умения трудиться сообща со взрослыми, осознавать значимость своего труда в общем деле, совершенствовать трудовые навыки; закреплять умение самостоятельно пользоваться инвентарем на участке; развивать чувство ответственности, старательности. Воспитывать активность, терпение, взаимопомощь.

Воспитанники много времени проводят на прогулочном участке. Благоустроенная своими руками в сотрудничестве с педагогами территория благотворно влияет на воспитание и обучение детей. У дошкольников воспитывается любовь к родной природе, восхищение ее красотами. Дети ощущают себя как единое целое с природой и участниками по решению экологических проблем. Работы по благоустройству территории ДОУ проводятся постоянно.

Особо интересной был лайфхак: в логопедической группе, где все воспитанники имеют статус ребенка с ОВЗ, воспитатель с детьми сначала фиксировал с помощью селфи экологические проблемы своего участка, потом дети исправляли их и снова делали сэлфи на убранной территории. Результаты (фотографии) размещали на стенде в приемной группы.

12. Детское волонтерское движение «Спасем родной город от мусора». Волонтерское движение в нашем детском саду - активная форма общения в детской среде, способствующая ранней позитивной социализации через природоохранную деятельность, где дети выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем детском саду и ближайшем социальном окружении.

Волонтерский отряд старшей группы «Ромашка» развесил по территории ДОУ плакаты природоохранного характера. Главный экологический девиз волонтеров нашего ДОУ таков: «Живите так, чтобы следующие поколения могли с гордостью за предков сказать сердечное спасибо за чистоту окружающей среды!»

К сожалению, в наши дни невозможно сообща взрослым и детям поработать на субботнике и увидеть результаты совместного труда. Поэтому волонтерский отряд призывал родителей сделать чище свой двор, свой дом, а значит, и свой родной город Майкоп, а родители с интересом слушали волонтеров, рассматривали природоохранные плакаты и обещали принять участие в акции «Мы чистим мир» – провести субботники по очитке и уборке своей придомовой территории и предоставить фото-отчеты о проделанной работе. Обещание, данное волонтерам, родители сдержали!

13. Конкурс рисунков «Экология глазами детей». Конкурсные работы дети старшего дошкольного возраста рисовали дома. Цель конкурса была направлена на привлечение внимания детей к проблемам сохранения окружающей среды, воспитание бережного и внимательного отношения к природе, формирование экологически грамотного стиля жизни и повышение уровня экологической культуры. Из лучших конкурсных работ оформлена выставка в холле ДОУ.

14. Знакомство с классическими музыкальными произведениями о природе. Картины смены времен года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты были представлены воспитанникам всех возрастных групп ДОУ на музыкальных занятиях в инструментальных и фортепианных произведениях.

Наши воспитанники с особым чувством прослушивали фортепианные миниатюры «Времена года» П. И. Чайковского: весеннее ликование жаворонка, радостное пробуждение подснежника, тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Вниманию дошкольников были предложены отрывки из таких классических произведений как «Птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полет шмеля» Римского-Корсакова, «Весна и осень» и «Зимняя дорога» Свиридова, «Времена года» А. Вивальди, «Времена года» Й. Гайдна и многие другие музыкальные картины природы.

15. Экологический субботник «Чистый детский сад - чистый город» 

Цель субботника - сделать детский сад более чистым, уютным и безопасным для пребывания детей была достигнута.

Субботник - это прекрасный способ осуществить наше желание жить в красивом и чистом мире!

16. Помощь в уборке придомовой территории пожилым жителям микрорайона. В наше стремительное время, когда все куда-то спешат, редко кто задумывается о помощи ближнему человеку. Уважение и почтение к старшему поколению – это отражение культуры и воспитания населения каждой страны. Одинокие и забытые ветераны, престарелые люди – позор для нашего общества!

Педагоги МБДОУ № 55 систематически оказывают адресную помощь нуждающимся ветеранам и престарелым людям. Нельзя забывать, что окружающим необходимо наше теплое отношение и внимание.

17. Конкурс для педагогов «Фантазии из пластиковых бутылок»

Пластиковые бутылки окружают нас повсюду. После использование эти бутылки отправляются в мусор. А зря! Пластиковые бутылки занимают значительную долю среди бытовых отходов. Пластик не гниет, а при сжигании происходит выделение вредных веществ.

Если приложить немного усилий и фантазии, из пластиковых бутылок можно сделать много интересных и полезных изделий.

Конкурс был призван инициировать вторичное использование пластиковых бутылок и распространить опыт их применения. Для участия в конкурсе было необходимо:

  • придумать (позаимствовать) способ применения пластиковых бутылок;
  • воплотить в жизнь идею (изготовить придуманное изделие);
  • сфотографировать полученный результат.

Тематика изделий, способ их использования и назначение были не ограничены. Принимались и поощрялись любые идеи и нестандартные способы применения.

18. Конкурс семейных тематических экологических сказок «Там, на неведомых дорожках...»

Конкурсные тематические экологические сказки создавались родителями в сотворчестве с детьми с целью возрождения семейных чтений, формирования у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе с опорой на пример положительных сказочных героев, развития творческих способностей и познавательного интереса к миру природы.

Все представленные на конкурс сказки затрагивают проблемы охраны окружающей среды и пути их решения; учат бережно относиться к природным ресурсам, учат любить свой родной край – Республику Адыгея.

19. Акция «Осенний букет» из бросового и природного материала

Акция «Осенний букет» была объявлена в преддверии Дня дошкольного работника. Акция не являлась конкурсом и проведена не ради призов и наград. К участию в акции были приглашены воспитанники всех возрастных групп и их родители с целью активизации совместного творчества педагогов, воспитанников и родителей; передачи и накопления опыта эстетического отношения к миру, формирования экологической культуры, содействию развития интереса дошкольников к миру природы и расширению знаний ребенка о растениях республики Адыгея, воспитания духовно богатой личности.

Поздравление дошкольных работников – не пустая формальность, а праздник, для которого были собраны букеты. Они украсили группы, кабинеты, холлы детского сада.

Обязательным условием являлось выполнение работы с использованием природного материала флоры республики Адыгея.

Дизайнерские букеты были выполнены в различных технологиях, с использованием дополнительного природного и бросового материала: ткань, бумага, картон, нитки, пластилин, природный материал (глина, каштаны, желуди, шишки, орехи, семечки, засушенные растения и т.д.).

20. Фото-конкурс дизайнерской одежды из бросового материала «Эко-мода дома».

В рамках акции прошел необычный фото-конкурс. Дети совместно с родителями создавали в домашних условиях наряды из различных бросовых материалов, таких как: мусорные пакеты, магазинные пакеты, подарочная упаковка, журналы, коробки, салфетки и др.

На конкурс принимались фото воспитанников, демонстрирующих дизайнерскую одежду. Все костюмы получились эстетически оформленными и оригинальными.

По результатам акции «Мы чистим мир» можно с уверенностью сказать, что повышен уровень экологической культуры не только воспитанников, но и родителей. Мероприятия акции способствовали формированию у родителей потребности в знаниях о гуманном отношении к природе и желания передавать их детям собственным примером; активному включению родителей в педагогический процесс ДОУ, укреплению заинтересованности в сотрудничестве с детским садом; улучшению экологического и эстетического состояния территории детского сада и города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Описание  опыта  работы  воспитателя  по  развитию  театрализованной  деятельности  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста....

Обобщение педагогического опыта Тема: " Формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни"

Данный опыт раскрывает, как можно воспитать детей здоровыми и крепкими, а также ценить своё здоровье и ответственно относится к нему....

"Значение развивающих занятий с элементами опытов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Для более эффективного педагогического процесса необходимо большее внимание в работе с дошкольниками уделять проведению опытов с объектами живой и неживой природы, т.к. именно экспериментирование явля...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через теорию решения изобретательских задач»

Формирование языковой культуры детей дошкольного возраста на уровне речевого развития...

Обобщение работы по теме: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"(2014-2015гг.)

Обобщение работы по теме: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"...

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...