"Значение развивающих занятий с элементами опытов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
статья ( группа) на тему

Для более эффективного педагогического процесса необходимо большее внимание в работе с дошкольниками уделять проведению опытов с объектами живой и неживой природы, т.к. именно экспериментирование является наиболее существенным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx40.8 КБ

Предварительный просмотр:

     

Сообщение

для воспитателей

на педагогическом совете

«Значение развивающих занятий

с элементами опытов

в экологическом воспитании дошкольников»

Выполнила: воспитатель Кущенко Лариса Юрьевна

2016 г.

 Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.                                                                                                                                                           К. Е. Тимирязев

        Актуальной проблемой нашего времени является взаимодействие человека с природой. Поэтому важным стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ. Потребительские отношение человечества к природе привело к угрозе исчезновения многих видов растений и животных, полезных ископаемых, загрязнению окружающей природной среды. Значит, людям необходимо переоценить и осознать другие формы взаимодействия с тем окружающим миром, в котором мы живём, так как именно природа всегда была неисчерпаемой кладовой нашего физического и духовного развития. Нам всем необходимо заняться своим экологическим воспитанием, чтобы спасти самих себя.

        Задача экологического образования населения стоит особо остро в сложившихся условиях. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию дошкольников.

        Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике, но и воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

        Первые семь лет в жизни ребёнка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

        В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему его миру, формируются основы экологических позиций личности, которые, прежде всего, проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой и в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому периоду в жизни ребёнка возможны формирование у детей экологических знаний и правил взаимодействия с природой, воспитание уважения и сопереживания к ней, а также активность в решении некоторых экологических проблем. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребёнок начинает осознавать её как общую ценность для всех людей.

        Особенной чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт детей с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

        Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

        Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребёнка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

        Наблюдая за постоянно изменяющимися явлениями,  объектами природы, ребёнок обогащает свой чувственный опыт. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

        Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, т. е., большое внимание необходимо уделять проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

        Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Метод экспериментирования даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания [эксперимент – от греческого слова «experimentum», т.е. «проба, опыт»].

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, являются более осознанными и более прочными. Не зря китайская пословица гласит:

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

        Соответственно,  исследовательская деятельность (проведение опытов, экспериментов и наблюдений), направленная на «открытие нового» и развитие продуктивных форм мышления, имеет  огромное значение в экологическом воспитании дошкольников.

        Профессор Российской академии образования Н. Н. Поддьяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование, и привёл следующие доказательства:

  1. Игре надо учить, а в деятельности экспериментирования ребёнок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания.
  2. В экспериментаторстве достаточно чётко представлен момент саморазвития: по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе новые, всё более сложные цели.
  3. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

        Одним из основных принципов дошкольного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту,  является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

        Детское экспериментирование – не изолированный от других вид деятельности, а тесно с ними связанный. Например, наблюдение является непременной частью любого эксперимента, т. к. с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов. Также не может быть экспериментов без выполнения трудовых действий.

       В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

        Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

        Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.  

       Николаевой С.Н. доказано, что становление экологической культуры в период дошкольного детства возможно, если:

• дети будут включены в целенаправленный, систематический педагогический процесс, называемый экологическим воспитанием,

• будет использована система методов и технологий экологического воспитания, построенная на типичных для дошкольного периода видах деятельности (практических, познавательных и творческих), вызывающих у детей эмоциональный отклик и обеспечивающих усвоение экологических знаний, формирование практических умений осознанно и бережно взаимодействовать с объектами природы;

• в пространстве жизнедеятельности детей будет создана эколого-развивающая среда, позволяющая организовать систематический эколого-педагогический процесс - содержательное взаимодействие дошкольников с объектами природы.

        При проведении опытов, наблюдений вербальные формы обучения (например, беседы) должны быть сведены к минимуму. В процессе обучения желательно задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого ребенок должен иметь возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Большое значение имеет развитие эмоциональной сферы. Ребенок в дошкольном возрасте проявляет большой интерес к природе, для него характерно целостное восприятие окружающего мира, что очень важно для экологического образования.

      Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Соответственно, надо стараться строить занятия таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главная цель подобных занятий - не передача знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для этого необходимо разнообразить структуру и методы проведения занятий, способствующих развитию логического мышления и активности детей. Для организации интересной мыслительной деятельности помогают нетрадиционные занятия: урок-путешествие, занятие-сказка, викторина, игра, и т.д.

       Начинать работу по экологическому воспитанию необходимо как можно раньше. Например, дети 3 лет очень доверчивы, и поэтому легко включаются в практическую деятельность вместе со взрослыми и с большим удовольствием манипулируют различными предметами. Главным элементом, который обеспечивает успех этой работы с детьми, является понимание воспитателем психических и физиологических особенностей своих воспитанников, а также методов, которые необходимо выбирать соответственно возрасту детей. В младших и средних группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия. В старших группах детского сада проводятся непосредственно опыты.

        Опыты и эксперименты, включенные в занятия, заинтересовывают детей и побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира. Через опыты ребёнок может прикоснуться вплотную к природе, наблюдать и делать выводы о её современном состоянии. А на основании экспериментальных данных стараться помочь сохранить её и исправить свои ошибки в отношении живого и неживого в природе. Все навыки и умения, приобретённые детьми в процессе экспериментирования, обязательно будут необходимы им в учебной деятельности.

        С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление.

        Например, чтобы дети увидели, как птица реагирует на внешние сигналы, можно с разных сторон клетки включать фонарик, звонить в колокольчик. Дошкольники по поведению птицы обнаружат, что она хорошо видит, что у нее есть уши и она хорошо слышит (хотя и отсутствуют наружные ушные раковины). Можно проводить самые различные опыты с водой и воздухом, песком и глиной, камнем и деревом. Все эти природные материалы входят в состав среды обитания живых существ, поэтому полезно познакомиться с их свойствами. Воду можно замораживать и выпаривать, делать из кипятка на морозе иней, придавать ей цвет, вкус и запах. Воздух интересно обнаруживать: создавать разными способами ветер, наливать воду из крана и наблюдать за появлением пузырьков воздуха на стенках прозрачного сосуда, бросать в воду мелкие предметы и замечать, как вверх поднимаются пузыри. Дерево и камень можно сравнить по твердости: если нажимать на них гвоздем - след в виде ямки остается только на дереве, это помогает детям понять, почему белка и другие лазающие животные легко передвигаются по деревьям.

        Интересные опыты проводят с детьми всех возрастных групп при выращивании зелени из репчатого лука. Уже в младшей группе можно поместить две одинаковые луковицы в две стеклянные банки, но только в одну из них налить воды. Дети наблюдают разное состояние луковиц, причем со временем разница между ними будет возрастать: в банке с водой лук начнет прорастать (у него появятся корни и зелень); в банке без воды луковица останется почти неизменной.

        С детьми средней группы опыт с луком можно провести иначе: обе луковицы поместить в воду, но одну банку расположить в темном месте, а другую оставить на подоконнике.        Наблюдения и сравнение луковиц покажут, что они растут по-разному: на подоконнике - нормально, а в темноте прорастающие листья будут желтыми и скрюченными из-за отсутствия света.

        В старшей группе можно поставить три банки с луковицами: одну - в темноту; другую - в прохладное, но светлое место; третью нормально - в теплом помещении на окне. Дети будут наблюдать влияние разных условий на рост луковиц - в холоде лук не прорастет совсем или будет прорастать очень медленно; в темноте появятся желтые, некрасивые листья. Только сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечит бурный рост хорошей зелени.

        В подготовительной к школе группе можно поставить одновременно четыре банки с одинаковыми луковицами, но в разные условия (без воды, без света, без тепла, в нормальных условиях). Важно иметь в виду следующее обстоятельство - в каждом конкретном случае опыт проводится только с одним отклонением от нормальных условий: луковица без воды должна стоять в тепле и на свету; луковица в темноте должна быть с водой и в тепле; луковица в холоде должна стоять на свету и в воде. Это создает чистоту (дети наглядно убеждаются в значении каждого из условий и всего комплекса условий для роста растений) и простоту опыта (дети видят то, что им легко понять и осмыслить).

        Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта, меняющихся внешних параметров, условий (т.е. причин), которые вызвали изменение, сравнение разных объектов. Например, посаженную в воду луковицу каждый раз следует рассматривать таким образом: что растет в банке? Что изменилось у луковицы? Какими стали листья, корни, сама луковица? Почему она изменилась, почему листья стали длиннее, почему их стало больше? Какие условия помогают расти луковице? Сравнение луковиц, каждая из которых была рассмотрена по этой схеме, поможет детям установить сначала их внешнее различие, а потом и разные условия, которые обусловили это различие.

        При проведении опытов можно придерживаться следующей структуры:

  • начинать занятие с постановки проблемы, которая может подтолкнуть детей к началу экспериментирования.

То, что детям не даются  прямые ответы на вопросы, стимулирует их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ.

  • поиск путей решения проблемы;
  • проведение наблюдения;
  • обсуждение увиденных результатов;
  • формулировка выводов.

        Вместе с детьми можно составить правила работы с различным материалом:

- с водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

- со стеклом:

Со стеклом будь осторожен -

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

- с песком:

Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

- с огнем:

Помни правило: огонь

Никогда один не тронь!

- по окончании работы:

Ты работу завершил?

Все на место положил?

        Важно, чтобы каждый ребенок мог провести собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.

        В начале эксперимента – опыта объясните детям, что именно вы собираетесь проверить, предложите предсказать результаты исследований, но не оценивайте высказывание. Для развития мышления очень важно научить прогнозировать возможные результаты своих действий, обсудить гипотезу: «Что нужно сделать? Почему?» Побуждайте ребенка как можно больше говорить. Пусть он сформирует выводы: что нового ему удалось выяснить.

        Дети должны быть активными участниками обсуждения. Не формируйте за них выводы, сделайте это совместно. Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой деятельности с повседневной жизнью, с наблюдениями дома и на улице, с трудом в уголке природы и на огороде, использовать в играх детей.

        Если работа имеет системный характер, то простые элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, сочетается: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Благодаря игровому мотиву повышается эмоциональная заинтересованность ребенка в данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о свойствах природных объектов становятся более осознанными и надолго остаются в памяти ребенка.  

        Таким образом, эксперимент имеет большое значение для усвоения дошкольниками экологических знаний и предполагает также формирование бережного отношения у детей к объектам живой природы и способности видеть их красоту.

       Экологическое образование с элементами экспериментирования необходимо для того, чтобы постепенно и бережно познакомить ребёнка с миром природы, дать ему первые необходимые экологические знания и навыки и пробудить интерес к её явлениям. Следовательно, организация экспериментальной деятельности – мощный стимул для развития важнейших черт личности детей: самостоятельности, целеустремленности, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности.

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми семи красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще возвращаться к тому, что он узнал».                                                                                                                                                        В.А. Сухомлинский

Использованная литература:

  1. Воронкевич О. А., «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006, - С.23.
  2. Иванова А. И., Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.
  3. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  4. Николаева С. Н., Методика экологического воспитания дошкольников/ Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
  5.  Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.