конспект занятия "Мир сказок"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Макарова Туяна Семеновна

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Мир сказок»

Цель: развивать все компоненты устной речи детей о сказках и сказочных героях.

развивать стремление к точному словоупотреблению;

воспитывать умения сотрудничать друг с другом, взрослым.

развивать мелкую моторику рук.

формировать функцию словоизменения: продолжить обучения правильного употребления существительных в дательном падеже;

совершенствовать грамматический строй речи (составлять распространённые дополнениями предложения, используя работу над предлогами; антонимами):

активизировать речевую деятельность, совершенствовать диалогическую речь;

развивать чистоту речи посредством чистоговорок;

развивать внимание, память, логическое мышление.

Предварительная работа:

чтение сказок, просмотр мультфильмов, беседы по сказкам.

Демонстрационный материал:

атрибуты к игре «Волшебный сундучок»;  пазлы; счетные палочки;

презентация с элементами заданий.

Ход занятия:

Организационный момент.

Добрый день, ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы приветливы, радостны, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту. А выдохните через рот обиды и огорчения. А теперь пожелайте доброго дня друг другу и поздоровайтесь с нашими гостями!

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие, а куда,

узнаем, отгадав кроссворд.

1. Сказочный кроссворд.

Назовите правильные ответы.

1. Вспомните название сказки: «Финист – ясный…»(Сокол).

2. Маленькое насекомое, которое спасло Муху-Цокотуху от паука в сказке К. Чуковского. (Комар).

3. Доктор, который лечил зверей. (Айболит).

4. Имя девочки, которую за доброту и трудолюбие Фея-крестная нарядила, как принцессу, и помогла попасть на бал. (Золушка).

5. Имя злого могущественного персонажа в русской народной сказке. (Кощей).

6. В какую страну отправился по морю доктор Айболит? (Африка).

- Ребята, как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?

- Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает.

- А что будет, если у народа не будет сказок?

- Жизнь людей потускнеет, станет грустной, скучной, неинтересной, не будет чудес и не станет сказочных мультфильмов.

2. Игра «Скажи наоборот»

Грустно – весело                            Горячий - холодный  

Скучно – интересно                       Длинный - короткий

Злой – добрый                                Гладкий - шершавый

Серо – ярко                                     Тихо - громко

Тускло – светло                              Больной - здоровый

Горький  – сладкий                        Верх - низ

Чистый – грязный                          Младший - старший

Мягкий – твердый                         Мудрый - глупый

Маленький – большой                  Белый - черный    

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.

Сейчас я проверю, как хорошо вы их знаете.

3. Игра «Волшебный сундучок»

В сундуке лежат предметы, принадлежащие сказочным героям.

Вам нужно угадать, какому сказочному герою он принадлежит, из какой сказки этот герой.

1. Фонендоскоп  (Доктору Айболиту из сказки «Айболит»)

2. Красная шапочка (Красной шапочке из сказки «Красная шапочка»)

3. Ключик (Буратино из сказки «Приключения Буратино»)

4. Гармошка (Крокодилу Гене из мультфильма «Чебурашка»)

5. Палочка (сказочной Фее из сказки «Золушка»)

6. Мыло (Мойдодыру из сказки «Мойдодыр»)

- Какие вы молодцы, сколько сказок знаете.

А в сказках существуют не только сказочные предметы и герои, но и волшебные цифры. Какие цифры чаще всего встречаются в сказках?

4. Игра "Сказочные задачки"

1. Шесть грибов нашел Кощей

И еще один для щей.

Вы ответьте на вопрос

Сколько он грибов принес?

6+1=7

В: Какую последнюю цифру вы назвали?

Д: Семь.

2. Миша короб нес тяжелый

И отведал пирожки.

Он сначала съел четыре,

А потом, аж целых три.

4+3=7

В: Какую первую цифру вы назвали?

Д: Четыре.

3. Потеряла коза козлят,

А козлята сидят и молчат.

За кадушкой – один,

За подушкой – один,

Под столом – один,

Под кустом – один.

Как детей поскорее найти?

Их должно быть чуть меньше пяти.

1+1+1+1=4

В: Какую последнюю цифру вы назвали?

Д: Четыре.

4. Три медведя шли из школы.

И вдруг на них напали пчелы.

Два медведя спаслись едва.

А сколько не успело?

3 – 2=1

В: Какую вторую цифру вы назвали?

Д: Два.

Какие вы молодцы! Считать умеете и предметы сказочные знаете!

5. Гимнастика для глаз «Часы».

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

Глазки закрыли

И опять открыли.

 

 

 6. Дидактическая игра «Сказочные чистоговорки».

А вот сейчас посмотрим, ребята, как вы четко и правильно умеете произносить слоги и слова. Повторяйте вместе со мной.

Он-он-он – у меня зазвонил телефон.

Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.

Ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.

Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.

Ит-ит–ит – добрый доктор Айболит.

Са-са-са - в лесу бегает лиса. Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы. Ок-ок-ок - лису выгнал петушок. Ру-ру-ру - лиса спряталась в нору.

7. Физминутка: «Я иду».

Я иду, и ты идешь— раз, два, три. (шаг на месте)

Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (стоя, дирижируем 2-мя руками)

Мы идем и мы поем — раз, два, три. (шаг на месте)

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (хлопаем руками).

8. Рассказ по картинкам (Пазлы)

В: Ребята сейчас мы с вами поиграем в одну игру. Кто быстрее соберет сказку и расскажет о чем она. (Кратко)

9. Итог занятия.

Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам. Что же вам понравилось? /ответы детей/. Вы очень хорошо сегодня работали, помогали друг другу, показали свои знания. Спасибо! И попрощаемся с гостями, скажем до свидания!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия "Мир сказок"18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Мир сказок»

Цель: развивать все компоненты устной речи детей о сказках и сказочных героях.

развивать стремление к точному словоупотреблению;

воспитывать умения сотрудничать друг с другом, взрослым.

развивать мелкую моторику рук.

формировать функцию словоизменения: продолжить обучения правильного употребления существительных в дательном падеже;

совершенствовать грамматический строй речи (составлять распространённые дополнениями предложения, используя работу над предлогами; антонимами):

активизировать речевую деятельность, совершенствовать диалогическую речь;

развивать чистоту речи посредством чистоговорок;

развивать внимание, память, логическое мышление.

Предварительная работа:

чтение сказок, просмотр мультфильмов, беседы по сказкам.

Демонстрационный материал:

атрибуты к игре «Волшебный сундучок»;  пазлы; счетные палочки;

презентация с элементами заданий.

Ход занятия:

Организационный момент.

Добрый день, ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы приветливы, радостны, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту. А выдохните через рот обиды и огорчения. А теперь пожелайте доброго дня друг другу и поздоровайтесь с нашими гостями!

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие, а куда,

узнаем, отгадав кроссворд.

1. Сказочный кроссворд.

Назовите правильные ответы.

1. Вспомните название сказки: «Финист – ясный…»(Сокол).

2. Маленькое насекомое, которое спасло Муху-Цокотуху от паука в сказке К. Чуковского. (Комар).

3. Доктор, который лечил зверей. (Айболит).

4. Имя девочки, которую за доброту и трудолюбие Фея-крестная нарядила, как принцессу, и помогла попасть на бал. (Золушка).

5. Имя злого могущественного персонажа в русской народной сказке. (Кощей).

6. В какую страну отправился по морю доктор Айболит? (Африка).

- Ребята, как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?

- Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает.

- А что будет, если у народа не будет сказок?

- Жизнь людей потускнеет, станет грустной, скучной, неинтересной, не будет чудес и не станет сказочных мультфильмов.

2. Игра «Скажи наоборот»

Грустно – весело                            Горячий - холодный  

Скучно – интересно                       Длинный - короткий

Злой – добрый                                Гладкий - шершавый

Серо – ярко                                     Тихо - громко

Тускло – светло                              Больной - здоровый

Горький  – сладкий                        Верх - низ

Чистый – грязный                          Младший - старший

Мягкий – твердый                         Мудрый - глупый

Маленький – большой                  Белый - черный    

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.

Сейчас я проверю, как хорошо вы их знаете.

3. Игра «Волшебный сундучок»

В сундуке лежат предметы, принадлежащие сказочным героям.

Вам нужно угадать, какому сказочному герою он принадлежит, из какой сказки этот герой.

1. Фонендоскоп  (Доктору Айболиту из сказки «Айболит»)

2. Красная шапочка (Красной шапочке из сказки «Красная шапочка»)

3. Ключик (Буратино из сказки «Приключения Буратино»)

4. Гармошка (Крокодилу Гене из мультфильма «Чебурашка»)

5. Палочка (сказочной Фее из сказки «Золушка»)

6. Мыло (Мойдодыру из сказки «Мойдодыр»)

- Какие вы молодцы, сколько сказок знаете.

А в сказках существуют не только сказочные предметы и герои, но и волшебные цифры. Какие цифры чаще всего встречаются в сказках?

4. Игра "Сказочные задачки"

1. Шесть грибов нашел Кощей

И еще один для щей.

Вы ответьте на вопрос

Сколько он грибов принес?

6+1=7

В: Какую последнюю цифру вы назвали?

Д: Семь.

2. Миша короб нес тяжелый

И отведал пирожки.

Он сначала съел четыре,

А потом, аж целых три.

4+3=7

В: Какую первую цифру вы назвали?

Д: Четыре.

3. Потеряла коза козлят,

А козлята сидят и молчат.

За кадушкой – один,

За подушкой – один,

Под столом – один,

Под кустом – один.

Как детей поскорее найти?

Их должно быть чуть меньше пяти.

1+1+1+1=4

В: Какую последнюю цифру вы назвали?

Д: Четыре.

4. Три медведя шли из школы.

И вдруг на них напали пчелы.

Два медведя спаслись едва.

А сколько не успело?

3 – 2=1

В: Какую вторую цифру вы назвали?

Д: Два.

Какие вы молодцы! Считать умеете и предметы сказочные знаете!

5. Гимнастика для глаз «Часы».

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

Глазки закрыли

И опять открыли.

 6. Дидактическая игра «Сказочные чистоговорки».

А вот сейчас посмотрим, ребята, как вы четко и правильно умеете произносить слоги и слова. Повторяйте вместе со мной.

Он-он-он – у меня зазвонил телефон.

Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.

Ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.

Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.

Ит-ит–ит – добрый доктор Айболит.

Са-са-са - в лесу бегает лиса. Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы. Ок-ок-ок - лису выгнал петушок. Ру-ру-ру - лиса спряталась в нору.

7. Физминутка: «Я иду».

Я иду, и ты идешь— раз, два, три. (шаг на месте)

Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (стоя, дирижируем 2-мя руками)

Мы идем и мы поем — раз, два, три. (шаг на месте)

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (хлопаем руками).

8. Рассказ по картинкам (Пазлы)

В: Ребята сейчас мы с вами поиграем в одну игру. Кто быстрее соберет сказку и расскажет о чем она. (Кратко)

9. Итог занятия.

Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам. Что же вам понравилось? /ответы детей/. Вы очень хорошо сегодня работали, помогали друг другу, показали свои знания. Спасибо! И попрощаемся с гостями, скажем до свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Викторина сказок"

Цель: Создать условия для активного использования литературного опыта в речевой практике, закрепить жанровые особенности сказки....

Конспект "Город сказок"

Для первой младшей группы...

Методическая разработка конспекта: "Герои сказок в гости к нам спешат"в подготовительной группе

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по познавательному развитию с использованием развивающих игр "Герои сказок в го...

Конспект Герои сказок в опасности

Конспект по познавательному развитию «Герои сказок в опасности» Цель: формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. Задачи:  закрепить знания детей об ос...

конспект инсценирования сказок : "Лиса. заяц и петух", "Зимовье зверей"

Инсценировка сказок по ролям, пальчиковые гимнастики, физминутки...

Конспект "Сундучок сказок"

- вспомнить содержание русских народных сказок «Три медведя», «Репка»; развивать связную речь; закрепить у детей знание известных им стихов и желание их рассказывать;- закрепит...

Конспект " Страна сказок"

Приобщение дошкольников к мировому архитектурному наследию....