Тематическое планирование "Неделя театра" с детьми среднего дошкольного возраста
учебно-методический материал (средняя группа)

Гамолей Любовь Николаевна

Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование недели театра в средней группе

Цель: Развитие способностей детей средствами театрального искусства

Задачи:

-Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

-Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения

-Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика)

Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь

Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей

Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.)

Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности

Работа с родителями:

• Наглядная агитация о проведении недели театра в ДОУ.

• Беседы с родителями по теме недели.

• Наглядная информация «Значение театральной деятельности в жизни дошкольника»

Понедельник.

Беседа с детьми «Мы пришли в театр»

1. Знакомство с понятием театр: (показ слайдов, картин, фотографий). Виды театров (музыкальный, кукольный, драматический, театр зверей и др.). 

Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

Ход беседы.

Дорогие ребята, приглашаю Вас в путешествие. Но наше путешествие не совсем обычное. Приглашаю Вас окунуться в мир театра.

Но что же такое Театр?

Театр – одно из древнейших искусств в мире. Театр разнообразен и разнолик и вбирает в себя множество элементов, как никакое другое искусство. И в наши дни нас восхищают своей грандиозной архитектурой и масштабами древнеримские и древнегреческие театры, пленяя своей магической притягательностью.

Ответ детей: Кукольный, драматический, театр оперы и балета.

- Правильно, молодцы.

Театр может быть оперным или драматическим, кукольным или театром пантомимы, разнообразие которых объединяет искусство человека – актера.

Искусство театра носит коллективный характер, объединяющий работу актеров, драматургов, костюмеров и различных работников сцены. С ХХ века театр стали называть режиссерским, т.к. появление режиссера в театре способствовало организации спектакля как единого целого. (слайд3)

Сегодня я приглашаю Вас в театр юного зрителя.

- А сейчас вы закроете глаза, и произойдет чудо! (звучит музыка, дети открывают глаза.)

Звучит музыкальный эффект.

- Открываем глаза…

Идёт показ иллюстраций внутри театра.

- Что вы видите на экране?

(слайд 4-5) театр юного зрителя.

Приглашаю Вас в фойе театра(слайд6).

Фойе-помещение в театре, предназначенное для пребывания зрителей в ожидании сеанса, спектакля, а также для отдыха публики во время антракта. В каждом театре имеютсяСцена, зрительный зал, балкон, занавес, кулисы, декорации на сцене, актёры на сцене, куклы на сцене, гримёрная, костюмерная.

-(слайд7-8) Театральный занавес — элемент одежды сцены, отделяющий сцену от зрительного зала, и расположенный ближе всего к зрителям, по границе зеркала сцены.
Как правило, занавес открывается в начале представления, и закрывается в антракте и в конце представления.

(слайд9-11) - Сце́на — часть театра, подмостки, место основного театрального действия. В древнегреческом театре изначально представляла собой шатёр, в котором готовились к выступлению актёры. Современный театр обычно использует сцену закрытого типа, которую называют сценой-коробкой.  Главным признаком её является наличие замкнутого пространства, отделённого от зрительного зала стеной.

(слайд12-14)- Декорация— всякое художественное украшение предмета или помещения. Декорация здания должна соответствовать его характеру и стилю, не нарушать его основных форм, а, напротив того, выказывать их с возможно большею ясностью и красотой. Слово «декорация» всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте. Главные составные части каждой театральной декорации — завеса и кулисы (слайд15-17) Зрительный зал - в театре - помещение для зрителей, соединенное со сценой портальным отверстием.

Амфитеатр - в театре - места в зрительном зале, расположенные поднимающимися уступами за партером.

Бельэтаж - в зрительном зале театра - ярус театральных лож выше бенуара и амфитеатра.

Галерка - устаревшее - верхний ярус театра с самыми дешевыми зрительскими местами.

Балкон - в театре - места для публики, расположенные в несколько рядов в различных ярусах зрительного зала против сцены. В некоторых театрах балконы расположены также по боковым сторонам зала. Ложа - в зрительном зале театра - группа мест, выделенных перегородками или барьерами в виде небольших помещений. Партер - в театральном здании - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей. В современном партере места для зрителей размещаются рядами, параллельно барьеру оркестра, и разделяются поперечными и продольными проходами, ведущими к выходам из зрительного зала. Для лучшей видимости пол паркета обычно повышается от сцены к задним рядам.

(слайд 18-22) - Костюмерная –помещение, где разрабатывают одежду для всех артистов и всех эпизодов в соответствии с художественным замыслом. 
Костюмер — обеспечивает рабочее состояние всех костюмов при любых условиях съёмки. Костю́м — может означать 
одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальнуюнациональнуюрегиональную принадлежность человека. Наше путешествие по театру подходит к завершению.Во всех театрах работает очень много людей. Кто работает в театре?

Звучит стихотворение, дети договаривают слова-определения.

Поставит танцы балетмейстер,

Займется голосом хормейстер,

В оркестре на подбор таланты,

Что дирижер, что музыканты.

Еще, конечно, режиссер,

Художник, бутафор, гример;

Покажет вам, где что лежит,

Ответственный за реквизит.

Во всех театрах всей страны

Работы разные важны.

Но все же, как тут ни крутись,

А главный человек – артист.

- Хотите стать актёрами?

Ответы детей: Хотим.

- Чтобы стать актёром нужно, очень многому учиться, много всего уметь.

Что должен уметь делать актёр?

Ответы детей: Хорошо, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться и др.

Наше занятие подошло к концу, надеюсь, что оно вам очень понравилось. Спасибо вам.

2. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист). Закрепление пройденного материала.

Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

3.«Мы играли, танцевали» - имитация сопровождения потешек на детских музыкальных инструментах.

4. Импровизация на тему звучащими движениями

5. Песенная импровизация

Вторая половина дня

1. Сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр».

 Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира»«билетера»«зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

2. Беседы о правилах поведения в театре, дать понятие пословицы «Зрительская культура».

 Цель: Дать детям представление о правилах поведения в общественных местах; формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил.

Вторник.

  1. «Мы играем в театр» - артикуляционная гимнастика

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
Сердитый гусь.
Вот большой сердитый гусь.
Очень я его боюсь!
Защищая пять гусят,
Щиплет больно он ребят.
Громко гусь шипит, гогочет,
Защипать ребяток хочет!
Гусь уже идет на нас!
Убегайте все сейчас!
Самолет
Поиграем в самолет? (Да.)
Вы все — крылья, я — пилот.
Получили инструктаж —
Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом.)
В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!)
Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!)
Ры-ры-ры — рычит мотор,
Мы летаем выше гор.
Вот снижаемся мы все
К нашей взлетной полосе!
Что ж — закончен наш полет.
До свиданья, самолет.

1.Покусайте кончик языка-« так мама шинкует капусту».
2.Язык- тоненькая иголочка. «Ставим укольчики» поочередно в каждую щеку.
3.Почистите зубки языком: и верхние, и нижние.
4. Достаньте кончиком языка нос.
5. Нарисуйте надутыми губами солнце.

2. «Мы - будущие артисты» - упражнения на развитие выразительной пластики движений, на развитие выразительной мимики. КРАСИВЫЙ ПЕТУШОК. Дети стоят на ковре. Педагог предлагает им изобразить, как ходит по двору красивый петушок: он останавливается, огляделся, нахмурился – цыплята далеко ушли; испугался – собака зашла во двор; успокоился и опять важно прогуливается по двору.

ОСЕННИЙ ПАРК.  Педагог предлагает детям представить, что они гуляют по осеннему парку.

-  Посмотрите, какие красивые разноцветные листья! Полюбуйтесь ими. Давайте соберём букет из листьев. Какой красивый букет! Вдруг тучка набежала, нахмурилась погода, и мы нахмурились. Мы не хотим дождя.  Опять солнышко показалось. Мы подарим букет маме. Она улыбнётся – и мы улыбаемся.

МЫШКИ.  Педагог предлагает детям вообразить, что они стали мышками.    -  Мышки идут тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром – побежали в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно!  Услышали, как крадётся кошка. Испугались, побежали. Прибежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнёмся друг другу.

3. «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?» - ряжение в костюмы, имитационные этюды на прогулке

4. Язык жестов – беседа с детьми.

Вторая половина дня

1. Сюжетно – ролевая игра «Сыграем в театр». Пальчиковый театр «Курочка Ряба» (по выбору воспитателя)

Цель: развивать умение детей использовать пальчиковый театр в свободной деятельности; распределять персонажей; передавать характерные особенности героев сказки.

Среда.

1. «Очень жить на свете туго без подруги или друга!». Чтение стихотворения – «Скажи о друге ласковое слово», Исполнение песни «Если с другом вышли в путь», муз. В. Шаинского

2. Сказка «Теремок» - воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонала, вызывать интерес к происходящему, интонационно и выразительно передавать характер выбранного персонажа.

3. Драматизация сказки силами воспитателей.

4. Рассказ воспитателя «История создания кукольного театра».

Истоки кукольного театра уходят очень глубоко в прошлое, в первобытные времена, когда человек жил в сообществе своего племени и обитал в укромных пещерах. Почти каждое первобытное племя обладало своим тотемом, то есть, священным животным, которому они поклонялись и которого они восхваляли. По верованию человека тех времен, тотем был наделен магической силой. К нему относились с большим уважением, почтением, ему молились и приносили пожертвования, иногда даже человеческие жизни. В большинстве племен было заведено изготавливать своеобразное символическое отображение тотема. С подобным олицетворением божества проводились разнообразные ритуалы, что должно было способствовать удаче. На Руси также было принято создавать подобные тотемы. Они представляли собой небольших кукол, в задачу которых входило оберегать детей от всякой нечисти, порчи и сглаза, а во время разных празднеств исполнять роль божества. Постепенно, с развитием культуры общества, эти обереги стали просто детскими игрушками. Они помогали инсценировать жизненные ситуации и воплощать в игре придуманные забавные истории.

В период Средневековья подобные представления устраивались непосредственно на ярмарках и площадях. Популярность такого вида театрального искусства повлекла за собой появление не только кукол-артистов, но и артистов-кукольников. Для проведения своих представлений в их распоряжении был лишь обрез ткани, натянутый на веревке. Кукольники в своих спектаклях рассказывали о любви и ненависти, о добре и зле. В средине девятнадцатого столетия для подобных представлений стали отводить отдельные помещения. Новые усовершенствованные куклы умели шутить, плакать и выражать публике свои чувства. Они восхваляли добро и высмеивали человеческие недостатки. В этот период разнообразие кукол просто поражало – маленькие, большие, куклы-перчатки, -тарелочки, -ложечки, тростевые, марионетки, механические, теневые и другие.

Вторая половина дня

1. Игры детей со звучащими инструментами. 

Цель: дать представление детям о музыкальном оформлении спектаклей.

2. Вечер загадок по произведениям «Красная шапочка»«Муха-Цокотуха»«Федорино горе»«Колобок»«Теремок»«Репка».

3. С/р игра «Поездка в кукольный театр»

Цель: Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей.

Четверг.

1. Театрализованная игра «Цирк зверей» - закрепление в игре элементов актёрского мастерства, памяти, воображения.

2. Беседа с детьми «Мир цирка»«Знаменитый артист Юрий Никулин».

3. Творческие игры«Хорошо - плохо» - правила поведения в театре, игроки изображают, используя мимику и пантомимику. Игра «Животные в зоопарке», игра «Звериные голоса»

Вторая половина дня

1. Психогимнастика. «Разные лица»Цель: Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой.

 «Разные лица»

 Детям, используя зеркало, предлагается изобразить: злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана – царевича.

  «Лягушки»

 Изобразить лягушек, которые охотятся за комарами. Лягушки притаились и замерли. Поймали комарика, они довольные. Предложить детям представить, что одна лягушка прыгнула к ним на ладошку: «Что вы будете делать?».  Дети должны показать, как бережно держат лягушку на ладошке и сажают на траву.

  «Заводные игрушки»

 Воспитатель превращает детей в игрушки: «Вокруг себя повернись в куклу Машу (медвежонка, зайчонка, Петрушку и др.) превратись». Дети изображают игрушку. Воспитатель произносит: «Игрушка сломалась». Дети замирают в определенной позе. Им предлагается почувствовать напряжение, показать, как они умеют расслабляться: уронить голову, правую руку, левую руку, туловище. Детям очень жалко сломанную куклу (показать огорчение). Мастер починил игрушку, предложить детям изобразит радость.

  «Овощи»

 Воспитатель превращает детей в семена овощей. (Дети присаживаются). «Теплое солнышко грело семена, дождик поливал их. Семена росли, росли и стали красивыми растениями (дети постепенно поднимаются, встают и поднимают вверх руки). Растения тянутся к солнышку, почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли растения». Предложить детям расслабиться, уронить голову, руки, опустить плечи и туловище, опуститься на пол. «Полил дождь, ожили растения, снова потянулись к солнцу». Дети повторяют упражнение. Воспитатель предлагает детям изобразить овощи – «толстячки» и овощи – «худышки».

  «Пугало»

 Детям предлагается отгадать загадку:

Шла Ульяна с огорода,

Повстречала там урода.

А урод стоит на палке

С бородою из мочалки.

Предложить детям изобразить испуг Ульяны. Изобразить огородное пугало: «Стояло оно долго, всех птиц испугало». Почувствовать, как напряжена шея, руки, туловище, ноги. Дети изображают летящих птиц. Расслабление.

2. Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке. Рассматривание с детьми кукол би-ба-бо.

Беседа о том, как правильно пользоваться куклами, что является инструментом для вождения кукол би-ба-бо. 

Цель: Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами разных систем.

3. Показ сказки «Заюшкина избушка» (по выбору воспитателя). После показа предложить детям самостоятельно попробывать обыграть героев сказки с помощью игрушек. 

Цель: приобщение детей к театральному искусству.

4. Знакомство с кинотеатром. Поход в кинотеатр.

Пятница.

1.“Кто сказал мяу?” – инсценировка сказки.

2. Самостоятельная художественная деятельность «Мои впечатления» по просмотренным представлениям.

3. Знакомство с музыкальными театрами.

 Цель: Дать представление о разнообразных жанрах музыкального театра, таких как “опера”, “балет”, “музыкальная сказка”.

4. Инсценировка знакомых песен.

5. Настольный театр «Три поросенка».

Вторая половина дня

1. С/р игра «Мы – артисты» (постановка хорошо знакомой детям сказки).

Цель: Познакомить детей со сценарием (постановкой) сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.

2. Музыкальные народные и хороводные игры по возрасту детей. 

Цель: Побуждать детей к активному участию в играх.

Игра «Мы веселые ребята»

Выбирается ловишка. Он становится спиной к играющим. Дети подбегают к ловишке со словами: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, но попробуй нас поймать. Раз, два, три (хлопают в ладоши) – лови!». С окончанием текста ловишка догоняет детей.

Игра с Солнцем.

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.

3. Ритмопластика. Этюды на движение«Лиса идет»«Пляска зверей».

Цель: Развивать у детей умение пользоваться жестами.

4. Озвучивание выбранной детьми сказки с помощью шумовых инструментов. Побуждать детей к творческой интерпретации известных сюжетов, используя шумовые инструменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «МЕБЕЛЬ»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «МЕБЕЛЬ» (приложение к мастер-классу 2) Цель тематического комплекса: обогащение ...

Конспект тематического занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Дружить — это здорово!»

Дружеские отношения являются неотъемлемой частью взаимоотношений между людьми, в которых они проявляют свои нравственные и духовные качества. То, насколько человек умеет дружить и проявлять дружеские ...

Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 года)

Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 года)...

Тематическое планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста "Ознакомление с природой".

Тематическое планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста Ознакомление с природой"...

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-ЭТЮДЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методика организации и проведения игр-этюдов с детьми среднего дошкольного возраста...

Тематические игры-этюды с детьми среднего дошкольного возраста

Игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Учитывая возраст детей, методика организации подобных игр осуществл...

Тематический вечер с детьми среднего дошкольного возраста и родителями на тему: «Космическое путешествие»

Тематический вечер с детьми среднего дошкольного возраста и родителями на тему: «Космическое путешествие»Цель: организация совместного досуга детей и родителей...