Инновационные формы взаимодействия ДОУ и семьи
статья

Бондарева Инна Владимировна

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение.

Проблема взаимодействия ДОО с семьей сегодня остается актуальной. Педагогам и родителям воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это все отражается на образовательном процессе дошкольников.

Перед нами была поставлена цель: заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад - семья».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bondareva_i.v._statya.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

Бондарева И.В., воспитатель

МБДОУ БГО Детский сад № 20 комбинированного вида

 г. Борисоглебска Воронежской области

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.  Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе»

В.А. Сухомлинский

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение.

Проблема взаимодействия ДОО с семьей сегодня остается актуальной. Педагогам и родителям воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это все отражается на образовательном процессе дошкольников.

Перед нами была поставлена цель: заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад - семья».

Опираясь на опыт работы с родителями, мы поняли, что традиционные родительские собрания чаще всего формальны, однообразны. Мамы и папы наших воспитанников потеряли интерес к таким мероприятиям.

Перед нами встали два главных вопроса: «Как заинтересовать родителей в совместной работе?», «Как сделать их участниками образовательного процесса?». И мы решили использовать инновационные формы работы с родителями.

С целью знакомства родителей с распорядком дня, с коллективом педагогов, с основными направлениями образовательного процесса в ДОУ было решено, проводить «Двойное погружение» родителей в жизнь дошкольного учреждения. То есть получается погружение в погружение — дети погружаются в определенную тему, а родители погружаются в тему вместе с детьми и еще в жизнь дошкольного учреждения. Мероприятия по погружению родителей в жизнь дошкольного учреждения позволяют им погрузиться в воспитательно-образовательную среду и с принципиально иной позиции посмотреть на деятельность работников ДОУ; дают возможность оценить работу педагогов, попробовать проявить себя в этой роли — что формирует уважение и понимание.

Одной из приоритетных форм работы с родителями является «Почта Доверия», такой способ общения очень экономит время родителей, и позволяет продумывать инновационные формы работы.

Родители больше знакомятся с жизнью детей в детском саду, наблюдают за их общением и развитием, включаются в общие дела.

Субботники «Делу время и потехе час», «Мастерская добрых дел», на которых родители вместе с детьми убирают прошлогоднюю листву, прореживают деревья, создают сооружения на участке для игры. А в начале зимы делают кормушки для птиц, из снега создают снежные горки, лабиринты, постройки. Такая совместная деятельность помогает решать вопросы взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Совместная деятельность положительно сказывается на социально – психологическом климате, ориентирующем на обмен опытом и сотрудничество.

«Театральный калейдоскоп» проходит по тематическим неделям, Например: «Семья — талисман для удач и побед!» Он подразумевает совместное участие родителей и детей в разных театральных постановках.

Дети группы выбирают сказку, и показывает её с участием родителей в определенный день.

«Экскурсия с пользой», в ходе которой у родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Например: экскурсия в конно - спортивную школу.

Тур выходного дня: «В гостях у сказочного леса», «Мы – друзья природы» - детско-родительское досуговое мероприятие в лесу, основная цель которого - развивать желание родителей и детей больше времени совместно проводить на свежем воздухе.

Социальные акции, марафоны  «Вторая жизнь игрушек», «Подари книгу детям», «Белый цветок», «Мы же люди», «Ангел добра», «Сказка на окошке», «Кормушка для птиц», «Зеленая Россия», «Подарок другу», «Вернем Новый год ветерану», «День добрых дел» - позволяют создать условия для социально - нравственных,  духовных ценностей, и привлечение дошкольников, родителей и педагогов к благотворительному движению.

Семейный клуб «Я – с семьей, она – со мной, вместе – мы с детским садом».

Целью клуба является: установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.

Основные задачи:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

- приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада.

Тематика заседаний родительского клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей, каждый родитель имеет возможность в письменном виде высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся как организации и содержания работы родительских клубов, так и особенностей психологического воспитания ребенка в семье. Такое сотрудничество с родителями обогащает всех участников, создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Эффективным средством интеграции  ДОУ и семьи, на наш взгляд является совместная проектная деятельность педагогов и родителей, которая подводит родителей к пониманию того, что совместные усилия, необходимы, прежде всего, детям для их полноценного гармоничного развития.

Были реализованы проекты: «Город Бориса и Глеба», «Мои родители», «Профессии моих родителей», «Дом, в котором я живу», «Наши семейные праздники», «Семейные путешествия», «Мир наших увлечений», «Генеалогическое древо, «Семейный герб» и другие.

Проводимая работа по повышению педагогической компетентности родителей - участников показала свою эффективность. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Подводя итоги, хотим ещё раз подчеркнуть, что семья и детский сад – два важных института социализации ребенка. Родитель – главный участник воспитательного процесса, без него воспитание будет неполноценным. Проведенные анкетирование и опрос среди родителей показали, что в результате применения нетрадиционных форм взаимодействия с ними родители стали с большим пониманием относиться к работе воспитателя, прислушиваться к мнению педагога и других родителей, а также участвовать в жизни детского сада.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Литература:

1. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Москва, 2002 г.

2. Дифференцированный подход педагога к программам в условиях вариативности дошкольного образования. Краснодар, 2001 г.

3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

4. Зверева О.Л., Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект»  изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005

5. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.

6.  Программа воспитания и обучения детей в ДОУ под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.А

7. Родительские собрания в детском саду / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО,2011.

8. Солодянкина О. В.  «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия ДОУ и семьи по благоустройству и озеленению территории детского сада

Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка – дошкольника. Летом дети проводят на участке больше времени. [[{"type":"media",...

Доклад для педагогов ДОУ "Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей"

За  тысячелетнюю  историю  человечества  сложились  две  ветви  воспитания  подрастающего  поколения:  семейное  и  общественное.  Кажд...

Консультация для педагогов "Тематический портфельчик как инновационная форма взаимодействия ДОО и семьи"

Обмен опытом по использованию современных форм взаимодействия с родителями - тематический портфельчик....

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. "Папки - эстафеты".

Формирование у детей социальной компетентности –одна из важных задач работы с дошкольниками. Компетентность – это качество личности, обладающей определенными знаниями в какой- либо области. Задача пед...

Консультация-практикум для педагогов : "Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей"

Наш семинар-практикум посвящен вопросу взаимодействия семьи и ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.ЦЕЛЬ: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном  учреждении, необходимых дл...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...