Консультация "Дидактические игры"
консультация (средняя группа)

Промошкова Евгения

Дидактическая игра- это явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения,  и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный  педагогический процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей – восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. В дошкольном образовании дидактическая игра является активной и интересной деятельностью ребёнка. Малыша привлекает не обучающая задача игры, а возможность проявлять активность, выполнять игровые действия, добиться результата, выиграть.

Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс.

О важности дидактической игры дошкольников писали А.И. Грехова, В.А. Дрязгунов, Г.В. Кирикэ, Л.П. Молодова, С.Н. Николаева и другие. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша. А.В. Запорожец отмечал: «при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединять их».

Главное предназначение игры – развитие умственных способностей ребёнка, всестороннего воспитания личности ребенка.

 Проблема интеллектуального развития и воспитания детей является сегодня самой актуальной в образовании.

Цель:

Формировать у детей  заинтересованность и умение играть в дидактические настольные игры.

Задачи:

1.Научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.
2.Познакомить детей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.

Дидактическая игра как игровой метод обучения  рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические или автодидактические игры. С помощью игр- занятий воспитатель не только передают определенные знания,  формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служит сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы были созданы условия ля переноса этих знаний и представлений в самостоятельные творческие игры, удельный  вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре.

Основные функции дидактической игры как форма обучения детей – учебная (познавательное) и игровая (занимательное)

Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности   ребенка:

-умственной – потребности в  приобретении новых знаний; умении рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач ( находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, умозаключения; проявлении смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности.

-двигательной – в стремлении к выполнению игровых действий (поиск предметов, соревнование в беге, прыжках,  имитация трудовых действий); целенаправленных действий с дидактическим материалом.

- трудовой –в интересе к труду взрослых, механизмам и машинам; потребности, готовности трудиться; желание выполнять в игре роли разных профессий; помощи в труде старшим;.

- эстетической – в понимании и оценке красоты предметов и явлений

- нравственной -  в проявлении любви к родному краю; доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии, сопереживании, сострадании, бескорыстной помощи; бережном отношении к предметам,  игровому материалу, потребности следовать правилам поведения

- коммуникативной – в желании обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

Методика проведения дидактических игр – подготовка к проведению дидактической игры,  проведение самой игры, и ее анализ.

Приемы и методы руководства дидактическими играми становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определенны дидактическая задача, игровые примы и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами,  игровыми действиями учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

Дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами ( игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами:  

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками; цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются, это очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе в игре используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания , требующие сознательного запоминания количества и расположение предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

В  старшем дошкольном возрасте в  дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал, их которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например: отбирать все игрушки, сделанные из дерева, металла, пластмассы, керамики, или игрушки , необходимые для различных творческих игр. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимые людям в различных видах деятельности, которую дети отражают в своих играх.

Игры с природным материалом  организуют во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревья, кустарники, цветы, семена, листья.  В таких играх закрепляются  знания детей об окружающей их природной .среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе , бережное отношение к ней.

Настольно – печатные игры:

Они  разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, В каждой дидактической игре решаются соответственные задачи

Подбор картинок по парам  - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых;  затем задание усложняется - ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку – классификация, здесь требуется некоторое обобщение, установление связей между предметами. Дети  подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом произрастания, объединяют по этому признаку картинки.

Запоминание состава, количества и расположения картинок игры  проводятся так же как и с предметами. Эти игры направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами игр является закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, сбоку, впереди и др.), умение рассказывать связно о тех изменениях, которые произошли с  картинками, о их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков -  задача  - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, усложнение может быть увеличение количества частей, а так же усложнение содержания, сюжета картинок.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений – здесь решается  обучающая задача; развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.

В старших  группах  решаются задачи посложнее - формируются  такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению к творческому поиску, в создании необходимого образа.

Словесные игры:

Словесные игры построены на словах играющих. В словесных играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя характерные их признаки.

В младших и средних группах со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и автоматизацию словаря, развитие правильной ориентировке в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте,  активно формируется логическое мышление, словесные игры чаще используются  для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности и  решении задач. С помощью словесных игр сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...