Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"
    консультация (младшая группа)

    консультация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл emotsionalnoe_razvitie_rebenka_cherez_igru.docx37.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эмоциональное развитие ребенка через игру

    В процессе развития ребенка происходят изменения не только в психической или интеллектуальной сфере, но и в эмоциональной. Буквально с каждым прожитым днем у ребенка возрастает способность не только сознавать, но и контролировать свои эмоции, меняются его взгляды на отношения с окружающими и на мир в целом. 
    Надо помнить, что качественное развитие эмоциональной сферы детей не происходит само по себе, именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу и таким образом оно влияет на жизнь и развитие малыша. Наверное, из-за этого наши дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Работа, направленная на эмоциональное развитие детей, независимо от того, проводится ли она родителем или педагогом, дома или в детском учреждении, очень важна и актуальна.

    Наши дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно. А многие свойства обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление. Так, как же можно повлиять на развитие эмоций у детей? Самый лучший способ – это игры.
    Развивать эмоции маленького ребенка можно на примере разных художественных произведений.

    Сказки, пословицы и поговорки развивают  эмоциональную сферу ребенка, способствуют развитию и формированию его эмоциональной лексики. Они помогают детям глубже осознать эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче, выразительнее. Яркая демонстрация горя и радости – в сказке Чуковского «Федорино горе». Можно прочитать отрывок, где Федора переживает уход посуды (ребенок ищет картинку с изображением горя), а потом описание Федориной радости (ребенок ищет картинку с изображением радости). Сказка С. Михалкова «Три поросенка», отрывок, как поросята боятся волка (ребенок ищет картинку с похожими изображением эмоций)
    • Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя», отрывок, когда медведи сердятся (ребенок ищет картинку с изображением злости)
    Эти же сказки можно разыграть с ребенком. В возрасте 2,5-4 лет они очень любят что-то изображать. И это хорошо влияет на эмоциональное развитие детей.

    Игры на развитие эмоций

    «Походки» Автор В.Леви

    а). Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, Варианты походок может придумывать и сам ребенок.

    б). Можно в эту игру играть и по-другому, предложив детям по походке угадать, кого хотели изобразить. В процессе данного упражнения снимается напряжение и происходит эмоциональное раскрепощение детей: поднять брови — раскрыть рот — расслабиться; сморщить нос, расширить ноздри — расслабиться - улыбнуться.

    «Настроение»

    Данная игра позволяет ребенку понять, как связаны между собой различные настроения. Ребенок садятся на стул. Взрослый бросает мяч и называет определенное настроение. Ребенок, в свою очередь, бросает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например:

    добрый — злой;

    веселый — грустный;

    ясный — мрачный;

    тихий — громкий;

    красивый—страшный;

    теплый — холодный;

    сильный — слабый;

    молчаливый — общительный

    «Мимическая гимнастика»
    Предложить ребенку выполнить следующие мимические упражнения:

    сморщить лоб — расслабиться.

    Поднять брови — расслабиться.

    Сморщить лоб — поднять брови — расслабиться.

    Закрыть глаза — открыть и расширить глаза — поднять

    «Тренировка для эмоций»
    Автор В М . Акименко

    Детям от 4 лет предложить потренировать эмоции. 
    Попросите ребенка: нахмуриться 
    • как осенняя туча;
    • как рассерженный человек;
    • как злая волшебница;
    улыбнуться
    • как само солнце;
    • как Буратино;
    • как хитрая лиса;
    • как радостный человек;
    • как будто он увидел чудо;
    позлиться
    • как ребенок, у которого отняли мороженное;
    • как два барана на мосту;
    • как человек, которого ударили;
    испугаться
    • как ребенок, потерявшийся в лесу;
    • как заяц, увидевший волка;
    • как котенок, на которого лает собака;
    устать
    • как папа после работы;
    • как человек, поднявший большой груз;
    • как муравей, притащивший большую муху;

    • как турист, снявший тяжелый рюкзак;
    • как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
    • как уставший воин после победы.


    «Ролевая гимнастика»
    Автор Томилина С.М.

    Игра направлена на снятие напряжения, на эмоциональное оживление, способствует расширению поведенческих ситуаций у ребенка и одновременно автоматизации звуков.

    а). Расскажи стихотворение, чистоговорку (на выбор ребенка) следующим образом:
    --- громко;
    — спокойно;
    — шепотом;
    — со скоростью улитки
    — как робот.

    б). Походи, как:

    — младенец;
    — лев;
    — глубокий старик.

    в). Улыбнись и проговори как:
    — кот на солнышке ;
    — лисичка;
    — медведь;
    — комарик.

    е). Нахмурься, и проговори как:
    — сердитый ворон ;
    — рассерженная мама;
    — разъяренный лев.

    Памятка для родителей

    • положительно оценивать те или иные действия и поступки малыша;

    • избегать отрицательных оценок ребенка.

    • побуждать ребенка к выражению своего эмоционального отклика;

    • организовывать игру так, чтобы дети были веселы, активны, поглощены происходящим.

    • обеспечивать эмоциональную поддержку (ласку, одобрение), доброжелательное внимание и заботу со стороны взрослых: родителей и педагогов детского сада;

    • учить элементарным способам общения и т.д.

    • поддерживать общую высокую самооценку ребенка, которая ярко эмоционально окрашена и связана со стремлением быть

    Формирование «позитивного отношения ребенка к миру»- важно, специалисты подчеркивают, что «эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве».

    Признаки психоэмоционального напряжения

    у ребенка раннего возраста:

    • Трудность засыпания и беспокойный сон.
    • Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла.
    • Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
    • Рассеянность, невнимательность.
    • Беспокойство, непоседливость.
    • Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним.
    • Проявление упрямства.
    • Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита).
    • Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия).
    • Игра с половыми органами.
    • Поддергивает плечами, качание головой, дрожание рук.
    • Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения.
    • Повышенная тревожность.
    • Дневной и ночное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось.

    Все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Театрализованная деятельность как средство повышения речевой активности у детей дошкольного возраста»

    Театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось  зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и вообр...

    Консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"

    Консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"...

    Статья "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"

    Статья "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста" содержит опыт работы по приобщению детей к чтению. Образовательная область "...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности «Волшебница вода» в рамках реализации исследовательского проекта, как средство повышения познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста

    На занятии ставилась цель привлечь внимание детей к такому виду деятельности, как экспериментирование,познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить детей проводить несложные опыты с использо...

    Тема по самообразованию «Использование технологии создания мультипликации как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

    Наряду с традиционными методами и приёмами развития монологической речи дошкольников, в дошкольных образовательных учреждениях широко используются элементы мультипликации икомпьютерной анимации, а име...

    Консультация «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста»

    Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов....