Консультация для педагогов "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_razvitie_rebenka_cherez_igru.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие ребенка через игру

В процессе развития ребенка происходят изменения не только в психической или интеллектуальной сфере, но и в эмоциональной. Буквально с каждым прожитым днем у ребенка возрастает способность не только сознавать, но и контролировать свои эмоции, меняются его взгляды на отношения с окружающими и на мир в целом. 
Надо помнить, что качественное развитие эмоциональной сферы детей не происходит само по себе, именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу и таким образом оно влияет на жизнь и развитие малыша. Наверное, из-за этого наши дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Работа, направленная на эмоциональное развитие детей, независимо от того, проводится ли она родителем или педагогом, дома или в детском учреждении, очень важна и актуальна.

Наши дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно. А многие свойства обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление. Так, как же можно повлиять на развитие эмоций у детей? Самый лучший способ – это игры.
Развивать эмоции маленького ребенка можно на примере разных художественных произведений.

Сказки, пословицы и поговорки развивают  эмоциональную сферу ребенка, способствуют развитию и формированию его эмоциональной лексики. Они помогают детям глубже осознать эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче, выразительнее. Яркая демонстрация горя и радости – в сказке Чуковского «Федорино горе». Можно прочитать отрывок, где Федора переживает уход посуды (ребенок ищет картинку с изображением горя), а потом описание Федориной радости (ребенок ищет картинку с изображением радости). Сказка С. Михалкова «Три поросенка», отрывок, как поросята боятся волка (ребенок ищет картинку с похожими изображением эмоций)
• Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя», отрывок, когда медведи сердятся (ребенок ищет картинку с изображением злости)
Эти же сказки можно разыграть с ребенком. В возрасте 2,5-4 лет они очень любят что-то изображать. И это хорошо влияет на эмоциональное развитие детей.

Игры на развитие эмоций

«Походки» Автор В.Леви

а). Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, Варианты походок может придумывать и сам ребенок.

б). Можно в эту игру играть и по-другому, предложив детям по походке угадать, кого хотели изобразить. В процессе данного упражнения снимается напряжение и происходит эмоциональное раскрепощение детей: поднять брови — раскрыть рот — расслабиться; сморщить нос, расширить ноздри — расслабиться - улыбнуться.

«Настроение»

Данная игра позволяет ребенку понять, как связаны между собой различные настроения. Ребенок садятся на стул. Взрослый бросает мяч и называет определенное настроение. Ребенок, в свою очередь, бросает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например:

добрый — злой;

веселый — грустный;

ясный — мрачный;

тихий — громкий;

красивый—страшный;

теплый — холодный;

сильный — слабый;

молчаливый — общительный

«Мимическая гимнастика»
Предложить ребенку выполнить следующие мимические упражнения:

сморщить лоб — расслабиться.

Поднять брови — расслабиться.

Сморщить лоб — поднять брови — расслабиться.

Закрыть глаза — открыть и расширить глаза — поднять

«Тренировка для эмоций»
Автор В М . Акименко

Детям от 4 лет предложить потренировать эмоции. 
Попросите ребенка: нахмуриться 
• как осенняя туча;
• как рассерженный человек;
• как злая волшебница;
улыбнуться
• как само солнце;
• как Буратино;
• как хитрая лиса;
• как радостный человек;
• как будто он увидел чудо;
позлиться
• как ребенок, у которого отняли мороженное;
• как два барана на мосту;
• как человек, которого ударили;
испугаться
• как ребенок, потерявшийся в лесу;
• как заяц, увидевший волка;
• как котенок, на которого лает собака;
устать
• как папа после работы;
• как человек, поднявший большой груз;
• как муравей, притащивший большую муху;

• как турист, снявший тяжелый рюкзак;
• как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
• как уставший воин после победы.


«Ролевая гимнастика»
Автор Томилина С.М.

Игра направлена на снятие напряжения, на эмоциональное оживление, способствует расширению поведенческих ситуаций у ребенка и одновременно автоматизации звуков.

а). Расскажи стихотворение, чистоговорку (на выбор ребенка) следующим образом:
--- громко;
— спокойно;
— шепотом;
— со скоростью улитки
— как робот.

б). Походи, как:

— младенец;
— лев;
— глубокий старик.

в). Улыбнись и проговори как:
— кот на солнышке ;
— лисичка;
— медведь;
— комарик.

е). Нахмурься, и проговори как:
— сердитый ворон ;
— рассерженная мама;
— разъяренный лев.

Памятка для родителей

• положительно оценивать те или иные действия и поступки малыша;

• избегать отрицательных оценок ребенка.

• побуждать ребенка к выражению своего эмоционального отклика;

• организовывать игру так, чтобы дети были веселы, активны, поглощены происходящим.

• обеспечивать эмоциональную поддержку (ласку, одобрение), доброжелательное внимание и заботу со стороны взрослых: родителей и педагогов детского сада;

• учить элементарным способам общения и т.д.

• поддерживать общую высокую самооценку ребенка, которая ярко эмоционально окрашена и связана со стремлением быть

Формирование «позитивного отношения ребенка к миру»- важно, специалисты подчеркивают, что «эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве».

Признаки психоэмоционального напряжения

у ребенка раннего возраста:

  • Трудность засыпания и беспокойный сон.
  • Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла.
  • Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
  • Рассеянность, невнимательность.
  • Беспокойство, непоседливость.
  • Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним.
  • Проявление упрямства.
  • Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита).
  • Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия).
  • Игра с половыми органами.
  • Поддергивает плечами, качание головой, дрожание рук.
  • Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения.
  • Повышенная тревожность.
  • Дневной и ночное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось.

Все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованная деятельность как средство повышения речевой активности у детей дошкольного возраста»

Театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось  зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и вообр...

Статья "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"

Статья "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста" содержит опыт работы по приобщению детей к чтению. Образовательная область "...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Волшебница вода» в рамках реализации исследовательского проекта, как средство повышения познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста

На занятии ставилась цель привлечь внимание детей к такому виду деятельности, как экспериментирование,познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить детей проводить несложные опыты с использо...

Консультация «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста»

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов....

Консультация «Музыкально- игровая деятельность, как средство повышения речевой активности детей раннего возраста»

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Музыкальное развитие оказывает...

Консультация для родителей на тему "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с аутизмом дошкольного возраста"

В данном материале представлена разработка конспекта консультации для родителей на тему "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с аутизмом дошкольного возраст...