Статья "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"
статья по художественной литературе (младшая группа) на тему

Асаева Екатерина Сергеевна

Статья "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста" содержит опыт работы по приобщению детей к чтению. Образовательная область "Чтение художественной литературы" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 402 им. АЛИИ МОЛДАГУЛОВОЙ

ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «СЕМИЦВЕТИК»

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ

« ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

        Подготовила:

        Воспитатель Iкв.категории

        Асаева Е. С.

Москва

2016-2017 уч.год

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА

                   

                     … «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов

(доктор пед.наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель РФ)

        Развитие речи дошкольника идет в нескольких направлениях. Совершенствуется ее практическое употребление. Речь становится основой перестройки психических процессов.

        В этот период продолжает расти словарный запас речи за счет местоимений, числительных, соединительных слов (увеличивается в 3 раза). Наблюдаются большие индивидуальные различия.

        Ребенок практически усваивает строение родного языка, типы склонений, спряжений. При овладении наблюдается большая активность самого ребенка по отношению к языку.  Это выражается в словообразованиях, словоизменениях, которые ребенок строит по имеющимся образцам.

        В этом возрасте продолжает развиваться фонематический слух. Осознание речи происходит к концу дошкольного возраста с помощью специального обучения.

        По мере расширения круга общения изменяются и функции речи. Среди них – КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ, которая осуществляется с помощью ситуативной и контекстной речи. Особое значение для развития дошкольника имеет ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ. Этот тип речи только начинает развиваться. Ребенку хочется начать действовать, при этом он отвлекается от объяснения и подменяет ее (объясняющую речь)  ситуативной.

        СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – является важнейшим новообразованием дошкольника.

Под СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь является главным основным показателем умственного развития (развития мышления) и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем.

        мышления и речи: «Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служит не                Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является  связность. 

РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Под речевой активностью следует  понимать «устойчивое свойство  личности  ребенка,  проявляющееся  в  способности  воспринимать  и понимать  речь  окружающих,  самостоятельном,  разнообразном,  инициативном использование  речи в практике общения, активном овладении  языком».

        Речь является важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни.  Благодаря ей люди общаются друг с другом, передают информацию, получают новые знания.  Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом становления речи, поэтому ребенок нуждается больше других в общении, показывает активное желание вступать в диалог и т.д. Задача любого дошкольного учреждения, родителей, воспитателей научить ребенка грамотно выражать свои мысли, высказывать свое мнение, не стесняться вступать в диалог со сверстниками, взрослыми.

Словарь дошкольника должен состоять из 4-5 тысяч слов. Однако педагоги, работающие с дошкольниками отмечают, что в настоящее время у большинства детей к 5 годам речевое развитие сильно отстает от возрастной нормы или даже развивается с нарушениями, наблюдается все больше количество детей с общим нарушением речи, задержкой речевого развития, алалией. Для таких детей характерны фонетические трудности, различные лексические нарушения, множество нарушений в грамматическом строе.

Особенно остро проблема снижения речевой активности проявляется в практике дошкольных образовательных учреждений. Воспитатель сам много говорит: это объяснения, замечания, пояснения, указания, требования, а речевая активность воспитанников при этом уменьшается.

В исследованиях Львова Р. М. выделены основные условия развития речевой активности:

• общая активность человека, его коммуникабельность, доброе расположение к близким людям,

• инициативность в компании;

• умение преодолевать скованность, застенчивость;

• способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ

        Одним из условий развития речевого общения является:

- организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. «В пустых стенах ребенок не заговорит…» - заметила в свое время Е. И. Тихеева.

- еще одним важным условием речевой активности является создание предметно-развивающей речевой  среды (разнообразные виды театров, литература, иллюстрации, картины; дидактические игры; картотека художественного слова; книжки-самоделки; альбомы и т.д.);

- речевая мотивация ребенка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями – мотивами;

- научно-методическое обеспечение педагогов и родителей;

- внедрение инновационных методов обучения в развитии речи дошкольников.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ

        Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

        Для развития речевой активности в дошкольном возрасте  большое значение имеют различные виды деятельности (двигательная, игровая, продуктивная, трудовая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная) и режимные моменты, которые требуют от ребенка установления контакта друг с другом и со взрослым; взаимопонимания; возникают задачи обсуждения, согласования, оценки действий. Учитывая все выше изложенное, мною было решено, для активизации  речевой деятельности, снятия эмоционального напряжения (поскольку дети оказались в незнакомой обстановке, переживают адаптацию к условиям ДОУ) и приобщения дошкольников к чтению, во время организации  режимных моментов  и различных  видов деятельности, использовать художественное слово, а именно: стихи, рифмовки, произведения детского фольклора (загадки, потешки, заклички, небылицы-перевертыши).

        Очень важна  поэзия в процессе воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Стихи встречают ребенка на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Заучивание стихотворений, рифмовок, произведений устного народного творчества для дошкольников имеет огромную пользу:  расширяет кругозор; дает возможность обрести внутреннюю гармонию; развивает память; обогащает словарный запас; формируется собственная речь и культурный уровень. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.

        Учитывая все выше изложенное, я старалась подбирать произведения доступные возрасту, интересные, с ясным смыслом, динамичные, легко запоминающиеся, юмористические.  

        Мною были поставлены следующие задачи:

- снятие психологической нагрузки в период адаптации;

- организация положительной речевой среды;

- создание доброжелательной атмосферы;

- как можно больше использовать художественное слово, как в процессе непосредственно-образовательной деятельности, так и в режимных моментах и различных видах деятельности;

- развивать и побуждать инициативность детей; учить преодолевать скованность; учить детей переходить от ситуативного диалога к монологу;

- формировать и развивать все стороны речевой деятельности;

- наблюдение за развитием речевой активности детей (использование детьми художественных произведений в самостоятельной деятельности: в детском саду, дома);

- учить использовать поэтические образы и выразительно передавать их в различных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений, драматизаций;

- учить выразительно читать стихи и уметь их слушать.

Виды деятельности (НОД; игровая, подвижная, продуктивная, самостоятельная)

Используемые

художественные

произведения

1. Открытое занятие по развитию речи «Путешествие по лесной тропинке»

Стихотворение «Листопад» с движениями (закрепление ориентировки в пространстве)

Желтый, красный, золотой

Вьется листик надо мной.

Вот листочки высоко,

Вот листочки низко,

Вот листочки далеко,

Вот листочки близко.

Спрятались листочки!

- Где  же листочки?

- Вот они!  (Дети выполняют движения с веточками в соответствии со словами и проговаривают стихотворение)

Стихотворение «Что такое лес?» (природоведческое)

А вы знаете, что такое лес?

Дети: Это сосны до небес,

           Березы и дубы,

          Ягоды, Грибы,

          Звериные тропинки.

          Пригорки и низинки.

2.  НОД по ознакомлению детей с художественной литературой. Инсценировка стихотворения  Михаила Яснова

«Вышла чашка погулять»

Стихотворение «Вышла чашка погулять»

Раз-два-три-четыре-пять -
Вышла чашка погулять.
Мимо чайник пролетает -
Чашку чаем наполняет:
- Буль-буль!..
Ой-ёй-ёй!
Нужен сахар кусковой!
Раз-два-три-четыре-пять -
Вышел сахар погулять.
Мимо ложка пролетает -
Сахар в чашке растворяет:
- Дзынь-дзынь!..
Ой-ёй-ёй!
Нужен пряник расписной!
Раз-два-три-четыре-пять -
Вышел пряник погулять.
Рядом зубки поджидают -
В прятки с пряником играют:
- Хруст-хруст!..
Ай-яй-яй!
По столу растекся чай!
Раз-два-три-четыре-пять -
Вышла тряпка погулять.
Тряпка в чае извозилась,
Тряпка фыркала и злилась:
- Раз-два-три-четыре-пять -
Не хочу с тобой играть! 

3. Педагогический проект «По страницам А.Л. Барто»

Использовались стихи из цикла «Игрушки»; «Барабан», «Резиновая Зина», «Раковина», «Дело было в Январе», «Флажок»

4. НОД по экологическому воспитанию 

Стихи: «Снегирь» М.Лапыгин, «Где обедал воробей» С.Маршак, «Сосулька» М.Дружинина, «Одуванчик» Е.Серова; «Бравый снеговик»                                                О. Пройслер, из книги  «Маленькая Баба Яга»

«Снегирь»

Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя?  - Снегирь!

«Сосулька»

Когда я сосульку ел,

Было очень вкусно.

А когда я заболел –

Стало очень грустно... 

«Одуванчик»

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет, 

Он - большого солнца
Маленький портрет
 

«Бравый снеговик»

- Снеговик ты, снеговик!

С детства к холоду привык!

Ты надел кастрюлю ловко!

Из углей твои глаза!

Нос твой - красная морковка -

Твоя гордость и краса!

Снеговик ты, снеговик!

С детства к холоду привык!        

5. Стихотворение к 8 Марта

Р. Рождественского «Про бабушку»

Со мною бабушка моя,
И значит, главный в доме — я,
Шкафы мне можно открывать,
Цветы кефиром поливать,
Играть подушкою в футбол
И полотенцем чистить пол.
Могу я есть руками торт,
Нарочно хлопать дверью!
А с мамой это не пройдет.
Я уже проверил.                   

6. Подвижная деятельность (прогулка, НОД по физическому воспитанию; физкультминутки)

Физкультминутка «Шалтай-Болтай» С.Маршак

Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.

Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!
 

Подвижная игра «Баба-Яга»        Баба-Яга — 
Костяная нога, 
С печки упала, 
Ногу сломала. 
Пошла в огород, 
Испугала народ. 
Побежала в баньку, 
Испугала зайку!

Подвижная игра «Кот и мыши»

Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон —
Разбежались мыши вон.

Подвижная игра «Кувшинчик»

Водящий (взрослый или ребенок) берет мяч – «кувшинчик», и ударяя им  о землю, поёт:

Я кувшинчик уронила,

И об пол его разбила.

Раз, два, три,

Ну-ка, Сонечка, лови. Ребенок, чьё имя было произнесено, бежит за мячом.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Хома, хома, хомячок…»

Мы делили апельсин, 
Много нас, а он один. 
Эта долька – для ежа, 
Эта долька – для стрижа, 
Эта долька – для утят, 
Эта долька – для котят, 
Эта долька – для бобра, 
А для волка – кожура. 
Он сердит на нас – беда!!! 
Разбегайтесь кто-куда.

Хома, хома, хомячок, толстенький бочок (трук бока руками)
Хома рано встает, (потягиваются)
Щечки моет (тереть щеки руками)
Лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
Два (руки вверх)
Три (руки в стороны)
Четыре, пять (трясут кистями рук)
Хочет хома  сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).
 

7. Игра «Молчанка»

Кони-кони, мои кони, мы сидели на балконе,
Чай пили, чашки мыли, по-турецки говорили:
«Чаб-чаляби, чаб-чаляби!»
Прилетели журавли, и сказали всем: «Замри!»
А кто первый отомрет — тот получит шишку в лоб!
Не смеяться, не болтать, а солдатиком стоять!

8. НОД по этическому воспитанию. Стихотворение «Добрые слова»

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу
"С добрым утром!" - я кричу.
"Добрый день!" - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
"Добрый вечер!" - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.

ВЫВОДЫ.

        Благодаря созданию   доброжелательной атмосферы и проделанной работы по использованию художественного слова (стихи, рифмовки) в разных видах деятельности было отмечено:

1. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ прошла в легкой форме.

  1. Воспитателем был осуществлен личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику.
  2. Все виды деятельности были продуманы и организованно проведены с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
  3. Педагогом были продуманы и подобраны  различные жанры художественной литературы используемые в режимных моментах  и во всех видах деятельности с учетом возраста.
  4. Были проведены индивидуальные консультации с родителями воспитанников на тему «Приобщение детей к чтению».

6. Дети, которые  были наделены застенчивостью, скованностью, молчаливостью в условиях ДОУ (дома они активны), стали более активными, любознательными, ответственными.

7. Благодаря выразительному чтению, пересказыванию, рассказыванию художественных произведений со стороны взрослого,  дети с легкостью запоминали произведения; стали использовать в повседневной жизни стихи, рифмовки, заклички, песенки; рассказывать, пересказывать произведения дома; узнавать и называть произведения, фамилию, имя автора  в процессе свободной беседы с воспитателем. Те дети, которые в начале учебного года молчали, к концу учебного года стали больше разговаривать, обращаться к воспитателям почитать понравившуюся книгу, принимать активное участие в подвижных играх, брать на себя роль ведущего с правильным воспроизведением стихотворных форм. После того, как воспитанники запоминали рифмовки, стихи они говорили воспитателю: «Давайте я сама теперь скажу. Вы молчите, а я буду говорить» (слова Юнис Мариы)

8.  В течение учебного года у детей появились любимые произведения, которые они просили многократно  прочитать или послушать в аудиозаписи. Например, такие произведения как: К.И. Чуковский «Федорино горе», «Краденое солнце»,  сказка Братьев Гримм «Горшочек каши», стихотворение Е.Благининой «Мама спит, она устала…», В.Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок», А.Л. Барто «Резиновая Зина», «Барабан», М.Яснов «Вышла чашка погулять», С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Шалтай-Болтай» и подвижные игры сопровождающиеся стихотворной формой.

9. С большим интересом и активностью дети приняли участие в педагогическом проекте «По страницам А.Л. Барто». По окончании проекта дети не один месяц читали стихи поэтессы, во время чтения замечали ошибки друг у друга и поправляли. Вместе с родителями изготовляли поделки по мотивам стихов А. Барто. В групповой комнате была устроена выставка совместных работ: детей, родителей и воспитателя с детьми. В книжном уголке была организована выставка книг А. Л. Барто, некоторые родители книги принесли из дома или специально приобрели в рамках педагогического проекта.

В книгах, дети совместно с воспитателями, рассматривали яркие иллюстрации, в ходе рассматривания вспоминали наизусть стихи, беседовали об увиденном и услышанном.

        В дальнейшем я также собираюсь продолжать работу по приобщению дошкольников к чтению. Использовать в повседневной жизни, в режимных моментах, в различных видах деятельности художественное слово, потому что многолетний опыт показывает насколько эмоционально дошкольники воспринимают художественное слово, насколько обогащается их кругозор, насколько активной становится речевая деятельность.

Список литературы.

  1. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград, 2001.
  2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология: Учбное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2008, с.103
  3. Львов М. Р. основы теории речи: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений.  М.: Издательский центр «Академия», 2000
  4. Международный научно-практический журнал № 1 (1) – 2015. Самара – 2015, с.13/ Развитие речевой активности у дошкольников 5-7 лет
  5. Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи // Хрестоматия по теории и метордике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 560с.
  6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001, с.103


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: определение сущности экспериментирования как средства развития познавательной активности  у детей младшего дошкольного возрастаЗадачи:- изучить методическую литературу по данной теме;- разр...

Консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"...

Тема по самообразованию «Использование технологии создания мультипликации как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

Наряду с традиционными методами и приёмами развития монологической речи дошкольников, в дошкольных образовательных учреждениях широко используются элементы мультипликации икомпьютерной анимации, а име...

Использование технологии создания мультипликации как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста

Отчет по самообразованию: «Использование технологии создания мультипликации как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»...

социальный проект на тему «Сказкотерапия как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»

     Согласно ФГОС ДО,  одним из направлений содержания программы, обеспечивающей развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности является социаль...