Проект «Чудеса народного фольклора…»
проект

Бычкова Айнагуль Алибергеновна

        Адаптация – процесс развития приспособительных реакций

организма в ответ на новые для него условия.

       Способность детей входить в новые условия жизни, принимать их,

существенно варьируется. Одни дети входят в коллектив сверстников

легко и свободно, у других же такой переход вызывает значительные

невротические и психосоматические осложнения. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклор  форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет и радует ребёнка, но и организовывает его поведение. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном  учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_narodnogo_folklora.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Чудеса народного фольклора…» направлен на успешную

адаптацию детей раннего возраста к ДОУ, путем

использования малых форм фольклора.

        Адаптация – процесс развития приспособительных реакций

организма в ответ на новые для него условия.

       Способность детей входить в новые условия жизни, принимать их,

существенно варьируется. Одни дети входят в коллектив сверстников

легко и свободно, у других же такой переход вызывает значительные

невротические и психосоматические осложнения. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклор  форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет и радует ребёнка, но и организовывает его поведение. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном  учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.

     Таким образом, с помощью фольклора достаточно легко установить контакт с ребенком. Дети в раннем возрасте легко заинтересовываются играми, песенками, потешками,  закличками  и прибаутками. Только в раннем детстве можно привить позитивное отношение к культуре русского народа.

Актуальность проекта

       Проект «Чудеса народного фольклора…» основан на использовании

малых форм фольклора.

       Фольклор (англ. folklore — «народная мудрость») — народное

творчество, чаще всего устное. Художественная,          коллективная,

творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения,

идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных

массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос),

народная музыка  (песни,    инструментальные наигрыши и пьесы),

театр      (драмы,    сатирические пьесы,       театр кукол),      танец,    

 архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

            В проекте «Чудеса народного фольклора…»    использованы       малые

формы фольклора   (сказки,   песни, частушки, прибаутки,  потешки,

поговорки, заклички и прочее).

           Словесное русское народное творчество разнообразно.      И

действительно оно вызывает интерес как у взрослых, так и  у   детей.

На самом деле мы с самого рождения наших детей используем   его,

напевая ребенку колыбельную, чтобы он успокоился. Или ритмично

проговариваем потешку, чтобы развеселить.  Ребенок      несомненно

откликается на припевки и приговорки,       начиная пританцовывать,

хлопать в ладоши ит.д.

Почему были выбраны малые формы фольклора как средство

успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ:

1) Это часть нашей культуры.

2) Фольклор является способом самовыражения. Природа

дала человеку голос и естественно для всякого живого чувство

моторики.

3) Это универсальное средство общения, преодоления

границ и времени.

4) Русский фольклор разнообразен и красив.

Тип проекта: познавательно—творческий.

Продолжительность: краткосрочный (сентябрь-декабрь)

Участники проекта: дети  раннего возраста,    воспитатели

группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Цель проекта: успешная адаптация детей раннего возраста к ДОУ, путем использования малых форм фольклора.

Задачи проекта :

Образовательные:

1.Обогащать и активизировать словарь детей

2. Познакомить детей с элементами  малых форм народного фольклора.

Развивающие:

1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей.

2. Развивать познавательную активность у воспитанников.

Воспитательные:

1. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период

адаптации.

2. Способствовать психо – эмоциональному развитию каждого ребёнка.

3. Используя консультативно – рекомендательные мероприятия, вызвать у родителей желание принимать активное участие в педагогическом процессе.

Гипотеза. Процесс адаптации у детей младшего дошкольного возраста будет более успешным и эффективным при целенаправленном использовании в работе малых форм фольклора.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Благоприятное течение периода адаптации у детей.

2. Создание комфортной обстановки для детей в группе.

3. Установление доверительных отношений между ребенком и

педагогом.

4. Обогащение и активизация словаря ребенка.

Содержание программы ориентировано на детей всей группы и на каждого ребенка.

Этапы

Цели

Содержание

Вводный

Знакомство с семьей ребенка для установления контакта, Определение уровня подготовки ребенка к посещению дошкольного учреждения.

• Подбор необходимой

литературы по вопросам

адаптации;

• Подбор произведений

русского фольклора для

использования в режимных

моментах, НОД, прогулках;

• Анкетирование

родителей;

• Оформление

информационного стенда

на темы: «Адаптация»,

«Первый раз в детский

сад» и др.

• Организация

развивающей среды в

группе (музыкальный

уголок, уголок ряжения,

кукольного театра, игровые

зоны, и пр.)

Основной

Реализация проекта

согласно плану.

Создание

благоприятной среды

для оптимизации

течения процесса

адаптации.

• Игровая

деятельность (русские

народные подвижные

игры);

• Занятия (речевые игры);

• Заучивание потешек, закличек, поговорок;

• Прослушивание аудиозаписей русских народных песен;

• Прослушивание русских народных сказок;

• Изготовление родителями и детьми сувениров на тему «В

тридевятом царстве…»;

• Участие детей в

развлечении «Как в

сказке…»

Заключительный

Подведение

результатов проекта.

Анализ адаптационных карт,

определение уровня

адаптации детей;

• Проведение

совместного с родителями

и детьми праздника «Чудеса народного фольклора…»;

• Участие детей в

фольклорных праздниках,

развлечениях.

План работы

Месяц

Фольклорный материал

Аудиозапись

народных песен и

потешек

Загадки, потешки и

речевые игры.

Подвижные

игры.

Сказки

сентябрь

«Капустка»

«А я по лугу»

«Весна- красна»

«Березонька»

«Тюшки-тютюшки»

«Скок-поскок»

«Поехали по

бревна…»

«Водичка, водичка»

«Пузырь»

«Мишка

косолапый»

«Вышла

курочка

гулять»

«Колобок»

«Глиняный

парень»

«Маша и

медведь»

октябрь

«Сударушка»

«Ягода»

«На горе, горе»

«Вот какая

Машенька»

«Петя Петушок»

«Давай коза

попрыгаем »

«В яму бух»

«Люли, люли,

люленьки…»

«Каравай»

«Мишка

косолапый»

«Зеленая

репка»

«Дубок»

«Теремок»

«Докучные

сказочки»

ноябрь

«Золотое

яблочко»

«Уж как шла

коляда»

«Березонька»

«Сударушка»

«Этот пальчик—

дедушка..»

«Потягушеньки,

порастушеньки…»

«Поехали по

бревна…»

«Ладушки»

«Каравай»

«Капуста»

«Петух»

«Карусель »

«Волк и

семеро

козлят»

«Грибы»

декабрь

«Барыня»

«Матрена»

«Завлекалочка»

«Золотое

яблочко»

«Кисонька-

мурысонька».

«Пальчик—

Мальчик».

«Сидит белка на

тележке»

«Огуречик,

огуречик»

«Дубок»

«Зеленая

репка»

«Вышла

курочка

гулять»

«Старик и

волк»

«Три

медведя»

ПРИЛОЖЕНИЕ

         Во время «тяжёлого» расставания с родителем можно переключить его  внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая его движения чтением потешки, например:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись,

Наша Танечка пойдёт,

Через киску упадёт.

         Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик наш малыш,

А зовут его Ванечка.

Или :

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

       С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, одеванию, укладыванию спать.

При умывании:

Ай лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Детям улыбаемся.

При расчесывании:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти косынька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Дочка, маму слушайся.

Во время приёма пищи:

Умница Катенька, ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

При одевании на прогулку:

Завяжу потуже шарф

Будем делать снежный шар,

Шар покачу, гулять хочу.

При укладывании спать:

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу детку не буди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народный фольклор как средство развития речи детей

Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Народный фольклор. Устное народное творчество»

Конспект занятия, которое знакомит детей с малыми формами русского устного народного творчества....

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки.

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки....

Проект "Чудеса народного творчества"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29758704","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29758713","attributes":{"alt":"","class"...

«Баю-башки-баю! Баю куколку мою …» Знакомство с русской народной куклой и русским народным фольклором (колыбельные песни)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 146»Вечер развлечений «Баю-башки-баю!  Баю куколку мою …»Знакомство с русской народной куклой...