Консультативынй пункт "Мы вместе"
проект

Демина Вера

Представляю вашему вниманию, проект на тему Консультативныый пункт "Мы вместе" созданый в нашем саду. Рассказываю в нем подрбную информацию о создании пункта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_yarmarkuu.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультативный пункт в детском саду

«МЫ ВМЕСТЕ»


Актуальность проекта.

Изменения, которые происходят, в наше время в сфере дошкольного образования направлены, прежде всего, на улучшение его качества. В нормативно-правовых документах отражена стратегия развития дошкольного образования. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает решение сложных и многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, в котором главная роль в социализации и индивидуализации развития ребёнка отводится семье.

Так, в статье 44 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка: «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». В связи с этим возникла острая необходимость взглянуть на проблему взаимодействия детского сада и семьи с новой точки зрения, с целью создания единого образовательного пространства  для их равноправного и заинтересованного взаимодействия. Как показывает практика, положительный результат, может быть, достигнут только если произойдет сплочение семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами детского сада и родителями на протяжении всего дошкольного периода. Образовательное учреждение, было и будет одним из важнейших институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и общества. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут одним целым. Это поможет им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, при формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение рационального образа жизни. Однако мы видим, что многие родители не имеют достаточную базу данных в области воспитания. Они испытывают трудности в вопросах речевого, познавательного, коммуникативного развития. Педагогам необходимо найти эффективные способы решения этих проблем, определить содержание и формы педагогического просвещения. Так как в наше время почти все действия проходят на просторах интернета, мы посчитали нужным создать сайт Консультативного пункта «МЫ ВМЕСТЕ» для родителей, чьи дети не посещают детский сад и для детей с ограниченными возможностями здоровья. С помощью сайта, родители и законные представители смогут получить необходимую информацию по своим вопросам, а так же записаться на личную встречу с любым из специалистов дошкольного учреждения.

 С 2018 года  на уровне Министерства образования РСФСР идет реализация национального проекта « Образование», в котором определено направление по работе с семьей  « Поддержка семей имеющих детей». Основная цель проекта -  воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Следуя национальному проекту, дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить поддержку семьи в вопросах образования, получение профессиональной помощи. Почему именно консультативный пункт в детском саду? Потому что, педагоги детского сада более компетентны в вопросах воспитания. Они могут дать более точную информацию по вопросам, которые накапливаются у родителей, так как непосредственно общаются с детьми, видят их проблемы.

Так с 1.01.2019г в нашем детском саду началась работа по инновационному проекту.

Цель проекта -  расширение спектра современных, инновационных форм включения семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольной образовательной организации. Совершенствование модели социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи как института социализации и воспитания ребёнка в форме консультационного пункта.

Задачи проекта.

- Совершенствование системы работы дошкольного учреждения по организации диалога и совместной  деятельности в системе ребенок – родитель - педагог в рамках функционирования консультационного пункта.

 - Создание предметно-пространственной среды и разработка «Модели образовательного развивающего пространства дошкольного учреждения в рамках интеграции общественного и семейного воспитания», основанной на принципе индивидуального подхода.

- Создание условий для освоения родителями психологических и педагогических знаний и умений, способствующих эффективному развитию способностей детей раннего и дошкольного возраста.

 -Привлечение коллег детского сада, педагогов-психологов, к проблемам построения качественного взаимодействия педагогов и родителей.

Принципы работы  консультативного пункта:

-  конфиденциальность: информация об особенностях ребенка не разглашается без согласия родителей;

- совокупность: работа с ребенком и его семьей проводится с педагогами разного направления;

-  информативность: материал, предоставляемый детским садом должен быть достоверным и иметь научное основание;

- доступность: все информация для родителей предоставляется в доступной форме.

Ожидаемые результаты:

Для учреждения:

-повышение знаний родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников;

-рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них;  

- повышение мастерства и профессиональной компетенции педагогов;

-увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;

-расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива;

-разработка банка презентационных материалов на страницах официального сайта учреждения  в группе «Консультационный пункт «Мы вместе»;

 -повышение имиджа дошкольной образовательной организации.

Для родителей (законных представителей):

- рост воспитательного потенциала семьи;

-мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей;

-осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей.

Механизм реализации проекта

1. Подготовительный этап.

Аналитико – организационный: январь – август 2019 год

- Обсуждение и утверждение инновационного проекта на Педагогическом совете.

 - Разработка пакета локальной нормативной документации для реализации инновационного проекта.

- Определение состава участников инновационной деятельности.

 - Проведение инструктивно – методических совещаний по ознакомлению с локальной нормативной документацией по реализации инновационного проекта.

 - Изучение заинтересованности родителей в реализации инновационного проекта.

- Информационное оповещение родителей и общественности через рекламу и сайта дошкольного учреждения.

- Размещение на сайте детского сада информационных материалов о деятельности  консультативного пункта.

- Обучение педагогов на курсах повышения квалификации.

2. Основной этап.

Практико – ориентированный: сентябрь 2019 – август 2020 года.

- Организация деятельности рабочей группы по реализации инновационного проекта.

 - Реализация программы деятельности консультационного пункта.

- Разработка и реализация проекта по сетевому взаимодействию с родителями  с помощью сайта.

- Промежуточный мониторинг результативности проекта.

3. Заключительный этап.

 Итогово – аналитический:  сентябрь – декабрь 2020 года.

- Передача опыта работы социального партнерства семьи и детского сада.

 - Осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками инновационной деятельности.

- Выработка стратегии дальнейшего развития консультационного пункта в детском саду.

 - Размещение на сайте детского сада информационных материалов о деятельности консультативного пункта « Мы вместе».

Необходимые условия для работы в инновационном проекте:

• морально-психологические (готовность коллектива к внедрению инновационных форм работы с родителями);

• наличие в учреждении подготовленных высококвалифицированных педагогических кадров (65% педагогов имеют квалификационную категорию; 70 % - высшее образование);

 • высокий уровень использования компьютерных технологий (100% педагогов прошли курс практического обучения «Интернет технологии в образовании»);

• программно-методическое обеспечение (нормативно-правовые документы, регламентирующие педагогический процесс, подборка специальной литературы для воспитания и развития детей дошкольного возраста, справочной литературы по гармонизации семейных, детско-родительских отношений).

Организация деятельности консультационного пункта « Мы вместе».

Консультативный пункт на базе детского сада №11 начинает свою работу на основании приказа Руководителя СП при соблюдение санитарно- гигиенических,  противоэпидемических условий, соблюдений правил пожарной безопасности, кадрового обеспечения и методических материалов.

Консультативный пункт работает согласно графику работы, утвержденному приказом руководителя СП. Непосредственную работу с родителями (законными представителями), детьми, осуществляют специалисты консультативного пункта детского сада (учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели и другие работники в соответствии со штатным расписанием). Режим работы специалистов консультативного пункта определяется руководителем самостоятельно, исходя из режима работы детского сада. Основными формами организации работы с родителями являются: индивидуальные и подгрупповые консультации, тематические занятия по заявленной проблеме, тренинги.

Основными формами организации работы с детьми являются: анализ предоставленной документации (медицинские карты, характеристики), индивидуальное обследование по стандартным методикам, индивидуальные диагностические занятия (по заявлению родителей). Консультации с родителями проводятся один раз в неделю, периодичность индивидуальных занятий определяется  потребностью родителей (или законных представителей). Консультация с родителями занимает  30 минут.  Индивидуальные занятия проводятся специалистами детского сада один раз в неделю в соответствии с установленным графиком. Продолжительность занятия с детьми определяется возрастными и индивидуальными особенностями, но не более 20 минут.

Руководство консультационным пунктом.

Руководитель СП осуществляет контроль над консультативным пунктом, обеспечивает создание условий  для консультативной работы, как с детьми, так и с родителями, подбирает специалистов для коррекционной работы.

Основное содержание деятельности консультативного пункта.

Организация  психолого - педагоческой помощи родителям в консультативном пункте выстраивается  на соединение деятельности всех специалистов детского сада. Консультация родителей может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно. Количество специалистов, привлеченных к работе в консультативном пункте, определяется штатным расписанием детского сада. Создание системы методических, психолого-педагогических и диагностических консультаций родителям (законным представителям) предполагает следующие виды деятельности специалистов дошкольного учреждения:

Аналитическая деятельность:

- мониторинг потребностей родителей (законных представителей) в сфере дошкольного образования;

- выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе, который осуществляется родителями (законными представителями);

- изучение и анализ состояния и результатов оказания методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), определение направлений её совершенствования;

- обеспечение статистической и аналитической отчётности по осуществляемым видам деятельности.

Информационная деятельность:

- ознакомление родителей (законных представителей) с новизной педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

- ознакомление родителей (законных представителей) с опытом работы педагогов образовательной организации;

- предоставление родителям (законным представителям)  знаний о новых направлениях образования детей дошкольного возраста, о содержании образовательных программ, учебно-методических комплексах, видеоматериалах, рекомендациях специалистов разных направлений в соответствии с запросами родителей (законных представителей).

Организационно – методическая деятельность:

- изучение запросов родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей;

- формирование системы методической, психолого-педагогической, диагностической информации по запросам родителей (законных представителей), создание видеотеки и библиотеки, современных учебно-методических материалов;

- разработка индивидуальных программ развития детей (по запросам родителей);

- составление перспективного плана индивидуальной работы с семьёй на основе выявленных потребностей;

- информирование родителей (законных представителей) о времени, месте и тематике работы консультационного центра.

Консультационная деятельность:

- популяризация новейших педагогических и психологических достижений;

- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам:

-профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей раннего и дошкольного возраста;

-воспитание, обучение и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;

-социализация детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации;

-выбор образовательной программы;

-успешная адаптация детей при поступлении в детский сад или школу;

-организация игровой деятельности;

-социальная защита детей из различных категорий семей;

-информирование об учреждениях, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями с помощью сайта консультативного пункта « Мы вместе».

Все эти формы педагогического просвещения способствуют формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, помогают правильно организовывать общение с ними. Вся работа с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, выполнения совместной работы с ним, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы, для накопления опыта.  Благодаря этому родители увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

Критерии оценки работы консультационного пункта.

Выявление результативности и оценка консультативного пункта происходит с помощью анкеты, которую заполняют родители после каждой встречи.  Итоги года проводятся по данным из анкет.

Функциональные обязанности специалистов консультативного пункта « Мы вместе»

Руководитель СП  -  отвечает за документацию консультативного пункта, утверждает график работы, ведет аналитический отчет по работе пункта и делает выводы на основании полученных результатов, дает оценку по работе специалистов. При необходимости проводит индивидуальные встречи с родителями,  по интересующим вопросам.

Педагог-психолог – проводит  консультативно-просветительскую работу по вопросам адаптации к условиям детского сада, проводит индивидуальную диагностику, обследование ребенка с целью определения динамики его психического развития, уровня готовности к школьному обучению для оптимального выбора учебного заведения. Дает рекомендации по профилактике социального развития  и психического развития.

Учитель - логопед – проводит консультативно - просветительскую работу с целью познакомить родителей с методами и приемами, корректирующих речевое нарушение ребенка, выявляет уровень речевого развития ребенка по запросу родителей.

Инструктор по физической культуре – поможет родителям повысить интерес к физическим упражнениям, подскажет какие зарядки, и упражнения лучше всего подойдут для ребенка,  поможет разобраться в вопросах связанных с двигательной активностью дошкольника.

Музыкальный руководитель - проконсультирует по вопросам организации музыкального воспитания ребенка, даст рекомендации на интересующие темы, подскажет, как формировать нравственно - эстетическое отношение к миру, как правильно развивать музыкально - творческие способности.

Результативность работы консультативного пункта « Мы вместе»

Консультативный пункт функционирует с января 2019 года. За сравнительно непродолжительное время его деятельности можно отметить следующие результаты:

- создана база нормативных локальных актов и документов консультативного пункта;

- накоплен и продолжает обновляться список, с данными о семьях, в которых воспитываются дети - инвалиды и дети с тяжелыми нарушениями речи.

- разрабатывается система мониторинга деятельности консультативного пункта;

- пополняется и обновляется банк современных методических, психолого-педагогических и диагностических консультаций по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста в виде рекомендаций, памяток, электронных образовательных ресурсов;

- приобретен комплект интерактивных учебно-дидактических и развивающих пособий для организации занятий с детьми дома на современном уровне;

- создается информационно-методическая, психологическая и диагностическая видеотека по актуальным вопросам воспитания и образования дошкольников.

За 2019-2020 учебный год в консультативный пункт обратилось 35 родителей, проведено 30 консультаций. Занятия проводились с 15 детьми , 6 из которых находятся на индивидуальном сопровождении у педагога – психолога и учителя – логопеда. 45% - были дети с ОВЗ и 34%- родители детей вновь поступивших, дети которые  проходили адаптацию к детскому саду особенно тяжело. Разработано более 20 памяток и буклетов по различным темам в области дошкольного воспитания.

 Мы надеемся, что в рамках работы Консультационного пункта в перспективе смогут внедряться новые модели социализации, позволяющие детям-инвалидам и детям с ОВЗ, а также их родителям включаться в совместное обучение и воспитание с нормально развивающимися сверстниками. Также даст возможность воспользоваться полученными результатами, рекомендациями, методическими материалами для организации и трансляции подобных проектов в другие отделы образования. Кроме того, создаст прецедент для развития новых программ для родителей и педагогов, привлечёт внимание образовательных организаций для совместного сотрудничества.

Список  литературы:

1.Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2..Приказ Минобрнауки РФ от 17. 10.2-13 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М. 2002. 120 с.

4.Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2011.

5.Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду: Методические рекомендации. м.: ТЦ Сфера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Вместе с мамой, вместе с папой

Консультативный центр...

Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"

Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...

Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".

«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий         Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...

"Вместе с папой, вместе с мамой"

Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....

Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"

Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...