Практическое занятие для педагогов. ТРИЗ: Синектика и МФО
презентация

 Метод фокальных объектов – метод активизации мышления. МФО является одним из основных методов ТРИЗ, используемых в работе с детьми дошкольного возраста.

Метод синектики построен на поисках аналогов (похожестей), ассоциативных связей. В сущности, если задуматься, то вокруг нас найдется великое множество предметов, созданных человеком по аналогии уже с чем-то имеющимся в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие для педагогов ТРИЗ (МФО и синектика)

 Задачи использования технологии ТРИЗ:

  • развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления,
  • умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
  • воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
  • развитие речи, памяти, творческого воображения

Синектика 

Официально метод был предложен Вильямом Гордоном в начале шестидесятых годов.

Уильям Гордон — это известный изобретатель и исследователь мышления творческих людей: других изобретателей и людей искусства. В процессе своей деятельности он определил, что индивидуальное творчество и групповое творчество аналогичны друг другу. Это послужило причиной для создания в 1952 году в Кембридже первой синектической группы, где обсуждались идеи объединения классического метода мозгового штурма, поэтапного обсуждения проблемы и применения всевозможных аналогий и метафор.

В1961 году опубликована его книга «Синектика: развитие творческого воображения». С тех пор метод синектики начал активно развиваться и завоевал популярность во всём мире.  

Синектика (в переводе с греческого языка – «соединение разнородных элементов»).

 В рамках синектики создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче.

Аналогия - сходство, соответствие двух предметов (явлений) в каких-то свойствах или отношениях.

используются различного рода сравнения и аналогии. В процессе решения поставленной задачи участие принимает группа людей (синектиков), а обсуждение состоит из четырёх основных этапов:

  В  основании  такой  работы  лежит  4  типа операций.

Общая характеристика основных видов аналогий

  • эмпатия (личностная аналогия),
  • прямая аналогия,
  • фантастическая аналогия,
  • символическая аналогия.

Типы  операций:

Эмпатия (личное  уподобление), которое отождествляет с  кем-либо  или  чем  либо личность  человека. При  этом  надо уметь  сопереживать  уподобленному  объекту.

Прямая  аналогия - поиск  сходных  процессов  в других  областях  знаний.

Символическая  аналогия - использование  метафор, символов, поэтических образов, сравнение для  характеристик объектов, либо  процессов, происходящих  в  них.

Фантастическая аналогия - представление  объекта, либо  процесса  и  решение проблем   с  ним  связанных, посредством  игнорирования фундаментальных  законов  природы.

Технологическая  цепочка построения системы занятий с помощью  метода аналогии:

Операции синектики необходимо давать в зависимости от возраста детей:

 С 3 лет- эмпатия;

 С 4 лет - фантастическая аналогия;

 С 5  лет - прямая и символическая аналогия

Поэтому при развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста  применим метод синектики в виде личной, фантастической и символической аналогии.

Личная аналогия.

В основе личной аналогии лежит личностное представление себя кем-то или чем-то, умение "сопереживать" объекту в его состоянии, видеть, слышать и взаимодействовать с окружающим миром от имени объекта. Прием данного вида синектики у дошкольников возможен при организации игровых театрализованных проектов,  просмотр кукольного театра или участие самих детей в постановке сказки.  

Фантастическая аналогия.

При фантастической аналогии участники представляют себе объекты, предметы, явления в отрыве от существующих физических законов и воображают их такими, какими они хотели бы их видеть. Часто этот метод используют писатели фантасты при написании своих книг.

Символическая аналогия.

Символическая аналогия заключается в обнаружении парадоксов и конфликтов в привычных и понятных фразах. Это неожиданное определение предмета, показывающее его интересные и противоречивые стороны.  

Еще одним видом символической аналогии являются загадки.  Поняв методику придумывания загадок, вполне успешно могут придумывать эти загадки самостоятельно. Причем дети, в отличие от взрослых, не скованы рамками логики и готовы выдавать самые неожиданные версии.  

 

Однако, стоит отметить, что данный метод довольно сложен в применении. Выдвижение идей и последующая их разработка во многом зависят от руководителя, его мастерства, такта, находчивости, от его умения стимулировать творческое воображение членов группы. Он должен овладеть искусством задавать вопросы, давать подсказки, уточнения, разъяснения, вставлять реплики, которые бы побуждали, стимулировали их фантазию, воображение.  

Также необходимо создание такой атмосферы, где как взрослый, так и ребенок чувствовал бы себя комфортно, не боялся критики, слишком оригинальных, порой нелепых идей и не боялся рисковать.

Методические  рекомендации по использованию метода синектики в работе с дошкольниками.

Необходимо  учитывать:

1.Особенности усвоения  личностной  аналогии:

а) Ребенок с 3 лет представляя, как правило, живой объект, может показать несложные его действия, сказать какой он в виде этого образа.

Например:

-«Ты кузнечик». Ребенок прыгает. «Кузнечик устал»- ребенок показывает, как  кузнечик  устал.

-«Что у тебя устало больше всего?». Ребенок - «Ножки мои устали. Я  сейчас отдохну и  снова  попрыгаю».

- «Куда?» -«К  цветочку»

-«Почему?» – «Там  хорошо  пахнет».

б) В возрасте с  4-х лет необходимо давать упражнения на превращение в рукотворные системы и постепенный ввод в прочувствование проблемных ситуаций.

Например:

-«Ты  -стиральная  машина». Ребенок  показывает, как  он  «стирает».

-«Но  у  тебя  проблемы: много  белья  положили  в  тебя. Что  ты чувствуешь?»

                     

в)С пяти лет и старше, важно сформировать умений по отождествлению себя с проблемной ситуацией в рамках заданного образа.

Например:

-«Если  бы  ты  был  старой  женщиной (мужчиной) ,что  бы  ты  почувствовал, когда  тебе  надо  нести  тяжелые  вещи  или  долго  стоя  ехать  в  автобусе…»

-«Представь, что  ты  звездочка  на  небе  и  ночью  увидела  ребенка, который никак  не  может  уснуть  от  страха Как  бы  ты  помогла  этому  маленькому  человеку?»

 

Технологическая  цепочка  

 Проведения  игры (занятия)  с  использованием  метода  синектики 

Предложить детям  представить  какой-либо  объект.

Например: комнатное  растение-фиалку.

Обсудить  объект  с обычной  точки  зрения.

Поговорить  с  детьми  о  ее  внешнем  виде, зависимости  роста  от ухода  за  растением, эмоциональном  состоянии  человека при  восприятии  фиалки  разными  органами  чувств.

Предложить  пофантазировать  с  объектом:

а) превратиться  в  данный  объект  и  рассказать, что  ребенок

при этом  почувствовал.

Например:  что  чувствует   «фиалка»,  если  ее  забыли  полить   и  на  3  дня  оставили  на подоконнике,  освещенном  жарким  солнцем.

б) у  фиалки  сломался  стебель, как  помочь  растению?

-Давайте  поможем  ей. Как  врач  помогает  человеку, если  у  него  поранена  рука?

Дети  говорят, что надо  перевязать  стебель.

в) Попробовать  описать  с  помощью  поэтических   образов, метафор, сравнений  выбранный  объект. 

Например, взять какое-нибудь свойство фиалки и сравнить его

с другим объектом: («листья  пушистые, как  цыплята»). Объект может  быть  представлен  в  виде  загадки.

г) Представить  вместе  с  детьми, что  проблема,  возникшая с выбранным  объектом ,может решаться как  в  волшебной  сказке: Как сделать так, чтобы цветок был вовремя полит и в достаточном количестве? У  цветка появляется способность - корни, по мере необходимости, дотягиваются до  водопроводного  крана,  или  самостоятельно  добывают  воду  из  воздуха.

Продуктивная  деятельность  детей: (рисование, лепка, аппликация, схематизация  действий, сочинение  сказки по теме  занятия)

 Например: 

-Нарисовать, как  мы  получили  бы сломанную  фиалку (прямая   аналогия);

-Слепить  веселые  ,грустные, гордые  цветы фиалки  из  пластилина (эмпатия);

-Сделать аппликацию фиалки из пушистых материалов (символическая аналогия);

-На  полосе  бумаги схематизировать историю, придуманную каждым  ребенком, на  тему: «Путешествие  фиалки в  гости  к  муравью» (фантастическая  аналогия);

  •  Прямая. Это – наиболее простой вид аналогии, применяемой в синектике. Под прямой аналогией подразумевается поиск объектов, сходных технически или природно с рассматриваемым решением. Так, например, для совершенствования лётных характеристик самолёта могут браться в качестве примера иные летательные аппараты или особенности поведения и полёта птиц и насекомых. При поиске этих аналогий работает преимущественно аналитическое мышление.
  • Символическая. Под этой категорией аналогий подразумевается поиск метафор, сравнений и аллегорий, которые никак не могут с физической точки зрения быть применены к рассматриваемому объекту в качестве решения. Пример подобных аналогий легче всего найти в устойчивых словосочетаниях формата: «стальной характер», «острая проблема», «неподъемная задача». Характер никогда не делается из металла, проблема не может ничего порезать, а задачу – нельзя поднять, но люди используют подобные аналогии для описания самых разнообразных явлений. В данном случае, основная работа проводится на уровне творческого мыслительного процесса.
  • Личная. В рамках создания личных аналогий, каждый из участников процесса синектики должен отождествить себя лично и свой организм с конкретной проблемой или объектом, для которого необходимо найти решение – и изобразить, как бы он видел данное решение с точки зрения своего тела. Это – достаточно сложная методика, которая при этом задействует лимбическую систему человека в ходе мышления, что даёт возможность оттолкнуться от стандартных методов аналитического поиска решений.
  • Фантастическая. К фантастическим аналогиям следует отнести помещение проблемы в абсолютно нереальное окружение. Подобный этап поиска решения позволяет полностью избавиться от привязки к объективной реальности, что даст возможность задействовать механизмы подсознания, а не сознательного мышления.

Метод фокальных объектов 

  является одним из основных методов ТРИЗ, используемых в работе с детьми дошкольного возраста.

 В первоначальном виде этот метод стал известен как “метод каталога”. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце

 в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.

 МФО - перенос признаков одного или нескольких  предметов на выбранный нами объект.  

Слово «фокальный» означает, что объект находится в зоне, в фокусе внимания.

Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные). Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

МФО, план действий:

  • Выбрать объект рукотворного мира для усовершенствования (фокальный объект)
  • Выбрать 3-4 случайных объекта, «ткнув пальцем в небо»
  • Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов
  • Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и  развить их путем свободных ассоциаций.
  • Чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи.
  • ПОШАГОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МФО Цель: выбор объекта и цели его усовершенствования
  • 1 шаг Выбираем фокальный объект.
  •  2 шаг Выбираем любые случайные объекты.
  •  3 шаг У случайных объектов находим и выписываем максимум их свойств, характеристик и функций.
  • 4 шаг Необходимо совместить фокальный объект с выписанными параметрами случайных объектов, соединив их в читаемое словосочетание.
  •  5 шаг Необходимо раскрепостить воображение и дать волю своей фантазии. Это самый творческий этап МФО. Необходимо не только представить себе получившийся объект, но и подобрать ему новое применение и творчески подойти к рассмотрению КАЖДОГО получившегося сочетания.
  • 6 шаг Необходимо выписать наиболее интересные идеи решения  

Пример создания нового объекта с помощью МФО

Совершенствуемый объект: стул

Случайные объекты: елка, олень, фонарь

Характерные свойства или признаки случайных объектов

  1. Елка: колючая
  2. Олень: рогатый
  3. Фонарик: светящийся

Новые сочетания

  1. Стул колючий
  2. Стул рогатый
  3. Стул светящийся

Новые идеи

Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости

Правила работы МФО с детьми дошкольного возраста.

1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, произвольно выбираем любой другой предмет (или 2-3), не имеющих отношения к изменяемому объекту.

2. Выбранным объектом могут быть: любое слово из любой книги; карточки с картинками; игрушки или яркие предметы.

3. Объект (объекты) найден. Предлагаем описать его, подбирая от 3 до 5  определений

4. Подобранные определения подставляем к слову в фокусе, рассматривая полученные все словосочетания, а можно взять самое интересное.

5. После того как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо объекту в «фокусе» придать новые качества, «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны.

 Игра «необычный подарок»

Мальчики очень любят играть с машинками, а девочки с куклами.

А давайте попробуем придумать такие машинки и куклы, которых еще никто никогда не видел, которых нигде никогда не было

Воспитатель называет некоторые признаки из списка поочередно присоединяет их к объекту, предлагая детям принять участие в обсуждении как такое может быть для чего это может быть полезными др. Желательно присоединять только нетипичные, нехарактерные для данного объекта признаки, которые позволяют получить интересные идеи. 

Например, сладкая кукла, острая кукла, кукла с косточками машинка со шнурками, круглая машинка, машинка с ушком и др. 

В конце работы желательно проговорить последовательность придумывания новой игрушки (выбирается игрушка для преобразования, называется несколько объектов и их отличительные признаки примеряются к исходной игрушке)

Практическая работа. Рисование самой интересной машинки, самой интересной куклы (по выбору ребенка).

Игра «Сюрприз»   Материалом служат карточки с изображением различных предметов (нарядное платье, детская машинка, яркий мяч, воздушный шарик, кукла, книга и т. д.). Два участника выбирают карточки и называют признаки изображённых объектов, например, «красивая, скоростная машина с автоматическим управлением» или «интересная, большая книга со сказками». Затем преподаватель предлагает детям «обменяться» свойствами и вновь рассказать о своих предметах, но уже с новыми признаками: «У меня красивая книга с автоматическим управлением, которая сама рассказывает сказочные истории. А у меня большая машина для сказочных героев».

Игра «Изобретатели»   предлагает малышам сконструировать предметы мебели, технические приспособления, необычные здания.

Игра Фантастическое животное» или «Несуществующее животное»

Цель: научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.

Принцип игры аналогичный, выбирается случайное слово, выделяются его свойства и присоединяются к живому объекту.

Китокниг – живет в воде, очень-очень умный, умеет читать и рассказывать интересные истории, любит тепло, питается водорослями и никогда не болеет.

Мышедом – маленький серый зверек, который никогда не выходит из дома, дом у него тоже маленький, как у черепахи, а ещё он веселый и любит дразнить котов. Для него это безопасно, потому что коты не питаются домами.

Лягуварежка – она мягкая пушистая и зеленая, любит прыгать и спать в теплом месте, питается мухами, комарами и шерстяными нитками. А еще любит зимой сидеть на руках у девочек.

Волшебник – Наоборот умеет изменять признаки объектов на противоположные.

«Могу только, могу все»?

Волшебник может сделать так, что ты будешь уметь и летать и петь и танцевать.

«Дели – Объединяй» Он может все вокруг делить на части, а потом соединять эти части как захочет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Т Р И З Метод фокальных объектов Метод синектики Задачи использования технологии ТРИЗ: развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий; воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи; развитие речи, памяти, творческого воображения МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ

Слайд 2

СИНЕКТИКА соединение разнородных элементов Уильям Гордон В1961 году опубликована книга « Синектика : развитие творческого воображения». В рамках синектики создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче.

Слайд 3

АНАЛОГИИ Эмпатия (личная аналогия), которое отождествляет с кем-либо или чем -либо личность человека. При этом надо уметь сопереживать уподобленному объекту. Прямая аналогия - поиск сходных процессов в других областях знаний. Символическая аналогия - использование метафор, символов, поэтических образов, сравнение для характеристик объектов, либо процессов, происходящих в них. Фантастическая аналогия - представление объекта, либо процесса и решение проблем с ним связанных, посредством игнорирования фундаментальных законов природы. сходство, соответствие двух предметов (явлений) в каких-то свойствах или отношениях

Слайд 4

Технологическая цепочка построения системы занятий с помощью метода аналогии: С 3 лет – эмпатия ( личностное представление себя кем-то или чем-то, умение "сопереживать" объекту в его состоянии, видеть, слышать и взаимодействовать с окружающим миром от имени объекта). С 4 лет- фантастическая аналогия ( представить объекты, предметы, явления в отрыве от существующих физических законов и вообразить их такими, какими хотели бы их видеть) С 5 лет- прямая и символическая аналогия (неожиданное определение предмета, показывающее его интересные противоречивые стороны )

Слайд 5

Технологическая цепочка проведения игры (занятия) с использованием метода синектики Предложить детям представить какой-либо объект. Предложить пофантазировать с объектом: превратиться в данный объект и рассказать, что ребенок при этом почувствовал. Попробовать описать с помощью поэтических образов, метафор , сравнений выбранный объект . Представить вместе с детьми, что проблема, возникшая с выбранным объектом ,может решаться как в волшебной сказке:

Слайд 6

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ Предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце (метод каталога) перенос признаков одного или нескольких предметов на выбранный объект. В 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом

Слайд 7

МФО план действий Выбрать объект рукотворного мира для усовершенствования (фокальный объект) Выбрать 3-4 случайных объекта, «ткнув пальцем в небо» Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и развить их путем свободных ассоциаций. Чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи.

Слайд 8

ФОКАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ФОКАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ+ определения качества свойства ?

Слайд 9

СТУЛ колючая рогатый светящийся

Слайд 10

СТУЛ Стул с подсветкой Стул с рогатой вешалкой для одежды Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости

Слайд 11

Волшебник Дели – Объединяй Волшебник Могу только, могу все Волшебник Наоборот



Предварительный просмотр:

ПОШАГОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МФО

1 шаг Выбираем фокальный объект.

2 шаг Выбираем любые случайные объекты.

3 шаг У случайных объектов находим и выписываем максимум их свойств, характеристик и функций.

4 шаг Необходимо совместить фокальный объект с выписанными параметрами случайных объектов, соединив их в читаемое словосочетание.

5 шаг Необходимо не только представить себе получившийся объект, но и подобрать ему новое применение и творчески подойти к рассмотрению КАЖДОГО получившегося сочетания.

6 шаг Необходимо выписать наиболее интересные идеи решения  

Правила работы МФО с детьми дошкольного возраста.

1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, произвольно выбираем любой другой предмет (или 2-3), не имеющих отношения к изменяемому объекту.

2. Выбранным объектом могут быть: любое слово из любой книги; карточки с картинками; игрушки или яркие предметы.

3. Объект (объекты) найден. Предлагаем описать его, подбирая от 3 до 5 определений

4. Подобранные определения подставляем к слову в фокусе, рассматривая полученные все словосочетания, а можно взять самое интересное.

5. После того как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо объекту в «фокусе» придать новые качества, «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны.

Игра «необычный подарок»

Мальчики очень любят играть с машинками, а девочки с куклами.

А давайте попробуем придумать такие машинки и куклы, которых еще никто никогда не видел, которых нигде никогда не было Воспитатель называет некоторые признаки из списка поочередно присоединяет их к объекту, предлагая детям принять участие в обсуждении как такое может быть для чего это может быть полезными др. 

Желательно присоединять только нетипичные, нехарактерные для данного объекта признаки, которые позволяют получить интересные идеи. 

Например, сладкая кукла, острая кукла, кукла с косточками машинка со шнурками, круглая машинка, машинка с ушком и др. 

В конце работы желательно проговорить последовательность придумывания новой игрушки (выбирается игрушка для преобразования, называется несколько объектов и их отличительные признаки примеряются к исходной игрушке)

Практическая работа. Рисование самой интересной машинки, самой интересной куклы (по выбору ребенка).

Игра «Сюрприз»

Материалом служат карточки с изображением различных предметов (нарядное платье, детская машинка, яркий мяч, воздушный шарик, кукла, книга и т. д.). Два участника выбирают карточки и называют признаки изображённых объектов, например, «красивая, скоростная машина с автоматическим управлением» или «интересная, большая книга со сказками».

Затем воспитатель предлагает детям «обменяться» свойствами и вновь рассказать о своих предметах, но уже с новыми признаками: «У меня красивая книга с автоматическим управлением, которая сама рассказывает сказочные истории. А у меня большая машина для сказочных героев».

Игра «Изобретатели»

Воспитатель предлагает малышам сконструировать предметы мебели, технические приспособления, необычные здания.

Игра Фантастическое животное»

Цель: научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.

Принцип игры выбирается случайное слово, выделяются его свойства и присоединяются к живому объекту.

Китокниг – живет в воде, очень-очень умный, умеет читать и рассказывать интересные истории, любит тепло, питается водорослями и никогда не болеет.

Мышедом – маленький серый зверек, который никогда не выходит из дома, дом у него тоже маленький, как у черепахи, а ещё он веселый и любит дразнить котов. Для него это безопасно, потому что коты не питаются домами.

Лягуварежка – она мягкая пушистая и зеленая, любит прыгать и спать в теплом месте, питается мухами, комарами и шерстяными нитками. А еще любит зимой сидеть на руках у девочек.

Технологическая  цепочка проведения  игры (занятия)  с  использованием  метода  синектики

  1. Предложить детям  представить  какой-либо  объект.

Обсудить  объект  с обычной  точки  зрения.

Поговорить  с  детьми  о  внешнем  виде, эмоциональном  состоянии  человека при  восприятии  объекта  разными  органами  чувств.

2. Предложить  пофантазировать  с  объектом:

а) превратиться  в  данный  объект  и  рассказать, что  ребенок

при этом  почувствовал, если….. (предложить несколько вариантов обстоятельств,  в которые может попасть объект)

б) попробовать  описать  с  помощью  поэтических   образов, метафор, сравнений  выбранный  объект. Объект может  быть  представлен  в  виде  загадки.

в) представить  вместе  с  детьми, что  проблема,  возникшая с выбранным  объектом может решаться как  в  волшебной  сказке.

3. Продуктивная  деятельность  детей: (рисование, лепка, аппликация, схематизация  действий, сочинение  сказки по теме  занятия)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов «ТРИЗ- это творчество, радость, интерес и задор».

Деловая игра для педагогов «ТРИЗ- это творчество, радость, интерес и задор». Цель игры: Совершенствовать профессиональное мастерство,  формировать у педагогов потребн...

Консультация для педагогов ТРИЗ технологии "Мозговой штурм".

оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе ...

мастер-класс для педагогов "ТРИЗ"

Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности с детьми...

Консультация для педагогов "ТРИЗ технология"

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало»...

Мастер-класс для педагогов «ТРИЗ в развитии творческого воображения дошкольников»

1.    Актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач;  2.    Создание условий для о...

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен:  договориться о времени пр

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя...