Дискуссионная площадка Тема: «Преемственность детского сада и школы»
методическая разработка

Ахмерова Гульназ Авхатовна

 «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей

 Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать

сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется

 в его жизни постепенно и не ошеломляет

лавиной впечатлений».

В.А. Сухомлинский

Цель: Обозначить проблемы преемственности дошкольного и начального образования и пути их решения.

Задачи:

·         актуализировать наиболее значимые проблемы преемственности дошкольного и начального образования посредством проведения анкетирования родителей подготовительных групп и педагогов;

·         определить наиболее эффективные формы работы по взаимодействию детского сада и школы;

 

·         выработать единые подходы во взаимодействии начальной школы и детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diskussionnaya_ploshchadka.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 «Светлячок» города Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан

Дискуссионная площадка

Тема: Преемственность детского сада и школы»

В рамках муниципального конкурса «Лучшая форма работы по преемственности дошкольного и начального образования»

г.Учалы, 2019 г.

Организаторы:

МАДОУ Детский сад № 3 «Светлячок»

Место проведения:  Городская модельная библиотека № 2

Время проведения:  17.04.2019г. в 17.00

Категория участников:  Воспитатели МАДОУ Детский сад №3  «Светлячок», учителя начальных классов МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Учалы

 Цель: Обозначить проблемы преемственности дошкольного и начального образования и пути их решения.

Задачи:

  • актуализировать наиболее значимые проблемы преемственности дошкольного и начального образования посредством проведения анкетирования родителей подготовительных групп и педагогов;
  • определить наиболее эффективные формы работы по взаимодействию детского сада и школы;
  • выработать единые подходы во взаимодействии начальной школы и детского сада.

 «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей

 Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать

сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется

 в его жизни постепенно и не ошеломляет

лавиной впечатлений».

В.А. Сухомлинский

Вед.1: Мы рады приветствовать всех присутствующих на дискуссионной площадке «Преемственность детского сада и школы».

Для работы нашей площадки мы пригласили педагогов со стороны дошкольных учреждений и школы.

от детского сада : Ирина Николаевна, Аида Вильевна, Гульнара Камсовна.

От школы: Рамзия Абдуловна, Светлана Александровна, Ильсюяр Гельмияровна.

Вед.2:  Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий педагогов детского сада и начальной школы.

 Уважаемые воспитатели на ваш взгляд: Что подразумевается под понятием преемственность детского сада и школы? (высказываются воспитатели.)

Вед.1:  Уважаемые учителя как Вы понимаете: преемственность детского сада и школы? (высказываются учителя.)

ВЕД.2: Для учителя  преемственность - это наличие у ребенка перед поступлением в школу  определенных знаний, умений и навыков. Общее мнение таково, что ребенок приходит в школу  не обученный нормам и правилам школьного поведения;

 Воспитатели обижены: для них обеспечить преемственность - значит позаботиться  о том, чтобы к детям, которые приходят в школу,  не было никаких претензий. Считают, что дают  каждому ребенку  такой багаж знаний, который школа до конца не оценивает.

 Родители хотят всего и сразу, они не произнося слово «преемственность»  понимают его чаще всего как стремление пораньше научить, упуская из вида тот факт, а, насколько необходимо «особо продвинутые» достижения ребенку именно сейчас - в дошкольном возрасте.

И наша с вами задача - найти золотую середину, чтобы не прозевать вылет птенцов из гнезда и вовремя подготовить их к интересной школьной жизни, которая наполнена встречей с первым учителем, первыми трудностями и их преодолением, чтобы события последующие за первым звонком не были стрессовыми.

Вед.1: В современных законодательных актах признано, что преемственность необходимое условие  всего образовательного процесса.

Федеральный уровень:

- закон об образовании

-семейный кодекс

- конвенция о правах ребёнка

- концепция модернизации Российского образования

- концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

-методическое письмо Министерства Образования РФ №35 –М от 25.03.1994 «Об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования»

- письмо министерства Образования РФ№ 237/23-16  от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»

  Уровень ДОУ:

- Договор с родителями

- Договор со школой

- Образовательная программа

Вед.2: Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Мы предлагаем для просмотра следующий ролик. ( Интервью с Венерой Калимулловной,  Ляйлёй  Хакимовной, Розой Биктимировной,  Альфизой  Муфаззаловной) педагогов 70-х, 80-х, 90-х годов.

Вед.2:  Одним из самых значительных преимуществ советской системы школьного образования являлась его доступность. Это право было закреплено конституционно (статья 45 Конституции СССР 1977 года). Главное отличие советской системы образования от американской или британской заключалось в единстве и согласованности  всех звеньев образования.  Чёткая вертикальная система  (дошкольная, начальная, средняя  школа, техникум, институт, аспирантура, докторантура)  позволяла точно спланировать вектор своего обучения.  Для каждой ступени были выработаны единые программы и требования. При переезде родителей или смены школы по каким-либо иным причинам не было необходимости заново изучать материал или пытаться вникнуть в систему, принятую в новом образовательном учреждении. Максимум неприятностей, который мог доставить переход в другую школу,  необходимость повторять или догонять 3 - 4 темы по каждой дисциплине. Учебники в школьной библиотеке выдавались бесплатно и были доступны абсолютно всем.  Министерством образования была разработана единая программа воспитания и обучения по принципу «От простого к сложному». Такого понятия как преемственность не существовала,  дошкольные учреждения были начальной ступенью системы  всеобщего среднего образования, гарантированного Конституцией каждому советскому гражданину.

Вед.1: Уважаемые воспитатели, назовите трудности, проблемы с которыми вы сталкивались при подготовке детей к школе?

(ответы воспитателей)

Вед.2: Уважаемые учителя, назовите проблемы в начальный период обучения в школе, назовите причины, из-за которых, вы думаете, возникают эти трудности.  (Ответы учителей)

Вед.1: С введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) в образовательный процесс,  произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной - на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться

Вед.2: Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи детского сада  и школы. Как мы уже с вами увидели, преемственность это многоаспектная  проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе.  Школьная готовность складывается из нескольких показателей  -  это и физическая,  специальная (педагогическая),  и психологическая,  к которой относятся мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности.  

Какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе?

(Выступление воспитателей и учителей)

Вед.1: формы работы, используемые в работе по преемственности дошкольного и начального школьного образования, разнообразны. Приглашаем присутствующих поделиться своим опытом работы по данному направлению.

(Показ презентации по детскому саду) Выступление воспитателя Огородниковой Ирины Николаевны.

Вед.2:  (Показ презентации по школе)  Выступление учителя Кайзер Светланы Александровны

Вед.2: Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.

Вед.1: Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, используя специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя предпосылки учебной деятельности.

–   Итак, задание для всех: назовите формы осуществления преемственности.

(ответы воспитателей и учителей)

(Вывести на экран  формы)

Работа с детьми:

- Экскурсии в школу

- посещение школьной библиотеки

- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы

- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

- Выставки рисунков и поделок;

- совместные праздники и соревнования

Взаимодействие педагогов:

- Совместные педагогические советы

- Семинары, мастер-классы, круглые столы;

- Открытые показы образовательной деятельности в детском саду и открытые уроки в школе;

- Проведение диагностики по определению готовности к школе.

Сотрудничество с родителями:

- Совместные родительские собрания с воспитателями и учителями;

- Круглые столы, дискуссионные встречи;

- Консультации с педагогами ДОУ и школы, с использованием ИКТ;

- Встречи родителей с будущими учителями;

- Дни открытых Дверей;

- Творческие мастерские;

Вед. 1:  В ходе подготовки дискуссионной площадки старшим воспитателем было проведено анкетирование среди воспитателей, учителей и родителей.

По итогам проведенных анкет, наиболее востребованные и родителями, и педагогами являются следующие формы:

для детей - адаптационные занятия и проведение совместных досугов дошкольников и первоклассников (эта работа мало в каких ОО проводится)

для педагогов - открытые занятия в ДОУ и в школе (они проводятся, но очень редко, в основном для галочки какого-нибудь городского мероприятия)

для родителей - образовательно-игровые тренинги (эта форма ни в одной школе не проводится, а тревожность родителей, тех, кто реально обеспокоен, сняла бы массу вопросов).

Подведение итогов.

Вед.2:  Итак, уважаемые педагоги, какие выводы мы можем сделать в ходе нашей дискуссионной площадки? (высказывания педагогов)

Резолюция:

1.Признать удовлетворительным опыт работы МАДОУ Детский сад №3 «Светлячок» и МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Учалы. Распространить данный опыт среди образовательных учреждений.

2.Использовать в работе по преемственности дошкольного и начального образования наиболее эффективные и разнообразные формы работы:

для детей - адаптационные занятия и проведение совместных досугов дошкольников и первоклассников,

для педагогов - открытые занятия в ДОУ и в школе,

для родителей - образовательно-игровые тренинги.

3.В работе учитывать специфику деятельности дошкольной образовательной организации и принципы построения образовательного процесса в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по преемственности детского сада и школы

Вопросы преемственности со школой составляют основное зерно моей работы. Научные принципы, сбалансированные действия ДОУ и школы, совместная работа по созданию Договора о преемственности, вопрос...

доклад о преемственности детского сада со школой

доклад о преемственности детского сада со школой...

Статья в сборник. (май 2011 год)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида № 7» Г.Усолье – Сибирское Учитель – дефектолог: Лущик Татьяна Михайловна. Преемственность детского сада и школы.

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда у ребёнка формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Всё это формируется при тесном взаимодействии школы и детского...

Проект по преемственности детского сада и школы «Дети, в школу собирайтесь!»

обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования...

Концерт "Наш любимый детский сад" по преемственности детского сада и школы.

Концерт был показан в рамках сотрудничества детского сада и школы перед учителями  школы и воспитателями детского сада. Выступление детей очень понравилось, было ярким, разнообразным, красочным и...

Преемственность детского сада и школы - образовательная деятельность на тему: « Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)

Преемственность детского сада и школы - образовательная   деятельность на тему:« Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)...

Проект по преемственности детского сада и школы "Дети, в школу собирайтесь!"

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, на оборот, - учёт учителем достигнутого общег...