Индивидуальные формы работы психолога с участниками воспитательного процесса в ДОУ (пример индивидуального занятия с педагогами, направленный на профилактику профессионального выгорания)
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шмелева Ирина Васильевна

В данной публикации идет речь об актуальных формах работы психолога с участниками воспитательного процесса ДОУ в условиях пандемии. В качестве примера одной из таких форм работы описывается пример индивидуального занятия с педагогами, направленного на профилактику профессионального выгорания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальные формы работы психолога с участниками воспитательного процесса в ДОУ (пример индивидуального занятия с педагогами, направленный на профилактику профессионального выгорания)

В условиях пандемии, в этом учебном 2020-2021 году, наиболее оптимальной формой работы психолога с участниками воспитательного процесса в ДОУ являются следующие формы: индивидуальное консультирование педагогов и родителей по психологическим аспектам вопросов воспитания детей (соблюдая все меры безопасности, в том числе и социальную дистанцию (1,5-2 м), индивидуалные тренинговые занятия с педагогами по профилактике профессионального выгорания, совместные  тренинговые занятия ребенка и родителей (семья), напрвленные на улучшение детско-родительских отношений,  а также индивидуальные занятия с детьми в рамках программы ДОУ (это подготовка к обучению в школе (подготовительная группа), занятия, целью которых является диагностика личностных особенностей ребенка, занятия, направленные на снижение напряжения и агрессивности, а также снижение тревожности у детей разных возрастных групп в ДОУ). В данной работе я приведу пример индивидуального тренингового занятия для педагогов, направленного на профилактику профессионального выгорания, а конкретно работа с эмоцией гнева. Тем более, что в условиях пандемии данная форма работы становится вдвойне актуальной, так как помимо факторов рабочего порядка, влияющих на выгорание, фактор появления опасного заболевания, является дополнительным стрессовым фактором для педагогов ДОУ (и не только, но и для всего мирового сообщества). Данное тренинговое занятие сочетает в себе консультационную часть и практическую тренинговую часть.

В консультационной части, педагог вербализует свое эмоциональное состояние, чем более подробнее он проговаривает все то, что чувствует, тем эффективнее результат по проживанию и осознанию своего эмоционального состояния. Задача психолога заключается в просветительской деятельности (так называемая «пища» для размышления).

В практической части мною будут представлены упражнения на работу с гневом, целью этих упражнений является приемлемое, адекватное проживание эмоции через вербализацию и телесные проживания, а также трансформация данной эмоции в символической форме:

Упражнение 1.

Необходимо взять коробку из плотного картона и, вспоминая ситуацию, где была сильна эмоция гнева, начать рвать на мелкие кусочки коробку, при этом называя все те ощущения, чувства, которые возникают, к этому процессу подключаем телесные реакции. Затем все получившиеся кусочки склеиваем и создаем какую - либо скульптуру. По окончании процесса проводим рефлексию.

Упражнение 2.  

         Диафрагмальное дыхание.

         Дышать, по возможности, лучше носом. Выберите удобное положение и закройте глаза. Положите одну руку на грудь, а другую на живот. Вначале попробуйте дышать, как обычно, сосредоточиваясь на том, как поднимаются и опускаются грудная клетка и живот. Хорошо ли согласована их работа? Чувствуете ли вы в них скованность или ригидность? Нет ли напряжения в горле, груди и животе? Выполняя это упражнение в первый раз, сфокусируйтесь на вдохе, чтобы рука, лежащая на животе, смогла первой ощутить его, после чего поднимутся ваши грудная клетка и плечи. В первый раз это упражнение может показаться несколько неестественным, но с практикой оно станет более привычным.

  • Выполняется сидя или стоя, в удобной для вас позе.
  • Сделайте медленный вдох через нос.
  • Вдыхая, заполните воздухом нижние отделы легких. Ваша диафрагма будет заставлять живот выпячиваться, чтобы освободить место для воздуха, и рука, лежащая на животе, будет подниматься. Продолжайте вдыхать и ощутите, как расширяется средняя часть легких по мере того, как нижние ребра и грудная клетка слегка расправляются впереди, чтобы вместить в себя воздух. Наконец, ощутите расширение верхних отделов легких, в то время как поднимается ваша грудная клетка, поднимаются плечи, и вы чувствуете, как поднимается ваша рука, лежащая под ключицей. Слегка втяните живот, чтобы помочь легким. Этот медленный глубокий вдох можно выполнить за несколько секунд как одно плавное, непрерывное вдыхание.
  • Теперь на несколько секунд задержите дыхание.
  • Постепенно выдыхая через рот, слегка втяните живот и медленно поджимайте его по мере опустошения легких. Выдохнув полностью, расслабьте живот и грудную клетку, затем плечи.
  • В конце фазы вдоха слегка поднимите плечи и ключицы так, чтобы легкие можно было вновь до самых верхушек наполнить воздухом.

Продолжайте дышать очень глубоко и очень медленно, заполняя легкие снизу доверху, так как было описано выше. Позвольте плечам подняться и задержите вдох на несколько секунд, после чего медленно выдохните через рот. Дайте животу и грудной клетке расслабиться, избавьтесь от напряжения в плечах. Не пытайтесь выполнить это сразу в совершенстве. Попробуйте один раз, чтобы познакомиться с ощущениями, снова попытайтесь еще раз. В идеальном случае, если одна ваша рука лежит на животе, а другая – на верхней части грудной клетки, вы обнаружите, как на вдохе первой поднимается рука, лежащая на животе, а следом та, что покоится на груди. Проделайте это упражнение несколько раз, пока не научитесь с легкостью нагнетать воздух в нижние отделы легких на вдохе. Упражнение будет легче выполнять на счет: вдох на 3 счета, задержка дыхания на 1 счет, выдох на 7 счетов, задержка дыхания на 1 счет и опять вдох.

В конце всего занятия проводится рефлексия по всему занятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам ГБДОУ по профилактике профессионального выгорания

Рекомендации педагогам ГБДОУ по профилактике профессионального выгорания....

Тренинг для педагогов из цикла "Профилактика профессионального выгорания"

Тренинговые упражнения для педагогов по профилактики  профессионального выгорания....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

Конспект практического занятия с педагогами по формированию у них знаний о синдроме эмоционального и профессионального «выгорания». Повышение психологической культуры педагогов помогает ст...

План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов

Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...

Мастер - класс: Тренинг для педагогов «Воздушный шарик». Профилактика профессионального выгорания.

Тренинг, направленный на снятие эмоционального напряжения, укрепление психологического здоровья педагога....

Арт-терапевтическое занятие с педагогами, направленное на профилактику профессионального выгорания

Арт-терапевтическое занятие, направленное на профилактику профессионального выгорания педагогов Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и снятие эмоцио...

«Создание психологического комфорта в группах детского сада всеми участниками педагогического процесса, как метод профилактики профессионального выгорания педагогов»

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагогическая деятельность часто...