консультация «Сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ»
консультация

Игнатенко Наталья Владимировна

консультация «Сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №6 г. Россошь

Россошанского Муниципального района Воронежской области

Консультация на тему:

«Сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ»

Подготовила: Игнатенко Н.В.

 

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея гуманизации. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса обучения и воспитания, поиску новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей.

Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность (ст.2), любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества (ст.23). Это означает, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе и инвалида или имеющего отклонения в развитии - важнейшая задача гуманного общества. Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение дополнительных. В связи с этим, всё более значимой становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка.

Комплектование коррекционно-развивающих групп осуществляется по заявлению родителей и на основании заключения Психолого – Медико – Педагогической Комиссии с учётом психофизического нарушения, имеющегося у ребёнка. При поступлении в детский сад родители заключают договор с ДОУ, в котором есть пункт о согласии родителей на психолого – медико – педагогическое обследование и сопровождение ребёнка. Состав группы является постоянным в течение учебного года.

 К категории детей с ОВЗ относятся:

  • дети с проблемами речевого развития
  • дети с проблемами психического развития
  • дети с нарушением зрения
  • соматически ослабленные дети
  • дети-инвалиды

Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

Для педагогического коллектива  важно выстроить систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции.

Необходимым условием организации успешного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном процессе. Организация предметно-пространственной среды осуществлена педагогами рационально, логично, удобно для детей и отвечает возрастным и индивидуальным потребностям детей.

Обязательное условие эффективной работы – это взаимосвязь и слаженная работа всех служб в ДОУ: психологической, педагогической, медицинской.

Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (дефектолог, логопед, офтальмолог, инструктор по физ. воспитанию, музыкальный руководитель, педагог - психолог).

Первым этапом деятельности всех специалистов ДОУ по сопровождению развития ребёнка является сбор информации о ребёнке. При изучении медицинской карты обращается внимание на медико – эргономические рекомендации, на основе которых формулируются требования к средствам, формам и методам обучения и воспитания, коррекционно – развивающей работы. До января 2014 года врач – офтальмолог ДОУ уточнял зрительный диагноз ребёнка, остроту зрения, угол косоглазия, устанавливал этапы и график облечивания на комплексе современных зрительных аппаратов имеющихся на базе нашего учреждения, разрабатывал рекомендации по зрительной нагрузке для других специалистов. Но на этом этапе в данное время возникла проблема: отсутствие возможности содержать в дошкольном учреждении медицинскую службу. Сейчас дети проходят лечение и офтальмологическое обследование на базе детской поликлиники, что вызывает некоторые неудобства в работе службы сопровождения. Специалисты собирают сведения о родителях, анамнестические данные ребёнка, каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно – развивающей работы.

Второй этап - анализ полученной информации. На каждого ребёнка заводится индивидуальная карта развития, в которую вносится вся полученная информация о нём: данные ребёнка, его зрительный диагноз, дата поступления в детский сад, решение и заключение ПМПК, сведения о родителях, анамнестические данные, определяется группа здоровья, заключения специалистов по всестороннему обследованию.

После проведения психолого – медико – педагогического обследования ребёнка, специалисты ДОУ собираются на заседание ПМПк, где обсуждают полученные результаты обследования и выносят коллегиальное заключение. Участники ПМПк определяют уровень сформированности познавательной, эмоционально – волевой, социальной сферы, продуктивных видов деятельности.

После составления коллегиального заключения определяется маршрут индивидуального развития ребёнка, составляется план индивидуальной работы.

1 маршрут. У ребёнка имеется зрительный дефект, высокие показатели всестороннего диагностического обследования. Прослеживается положительная динамика развития.

Рекомендации: посещение подгрупповых коррекционно – развивающих и лечебно – восстановительных мероприятий.

2 маршрут. У ребёнка сложный зрительный дефект, имеются вторичные отклонения, средние показатели всестороннего диагностического обследования, невысокая динамика развития.

Рекомендации: посещение подгрупповых коррекционно – развивающих и лечебно – восстановительных мероприятий и индивидуальных коррекционно – развивающих занятий.

3 маршрут. У ребёнка сложный зрительный дефект, сложные вторичные отклонения или низкие показатели всестороннего диагностического обследования, низкая динамика развития.

Рекомендации: составление программы индивидуального сопровождения, коллегиально всеми участниками педагогического процесса.

Третий этап. После определения маршрута индивидуального развития ребёнка каждый специалист проводит консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка. При определении маршрута родителей знакомят с составленной программой индивидуального сопровождения, они получают консультативную помощь и рекомендации в вопросах коррекционно – развивающего воспитания и обучения детей.

На следующем, четвёртом этапе происходит реализация выбранного маршрута и выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

На следующем плановом ПМПк выявляется динамика в развитии ребёнка, проводится анализ проделанной работы (что удалось, что не получилось, почему?). При необходимости ребёнка направляют на консультацию к врачам – специалистам. Вносят коррективы в ранее намеченную индивидуальную программу.

В конце учебного года на плановом заседании ПМПк отслеживается динамика развития ребёнка и решается вопрос об изменении образовательного маршрута, направлении на ПМПК, даются рекомендации работающим специалистам и родителям на летний период.

Отдельно хочется остановиться на работе с родителями. Исходя из практики, которая показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь ребёнка, работа с родителями одно из основных аспектов коррекционно-развивающего направления. Следовательно, необходима преемственность работы ДОУ и семьи. Наблюдения выявили три категории родителей:

  • первая - извлекает практическую пользу из имеющихся педагогических знаний;
  • вторая - пытаются, но не всегда умеют применить знания на практике;
  • третья - не применяют вообще.

Выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей в разнообразных делах и занятиях, связанных с воспитанием и развитием детей. Для совместной с родителями реализации индивидуальной программы выделяются следующие задачи:

- Психолого - педагогическое просвещение родителей;

- Координация действий родителей ребёнка и педагогов в целях согласования воспитательных и образовательных воздействий.

Опыт показывает, что дети с ОВЗ, имеющие осведомлённых и активных родителей, лучше подготовлены к жизненным трудностям. Поэтому родителям необходимо помочь осознать, что ребёнок – это уникальная личность и только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь справиться с дефектом.

Мы считаем важным акцентировать внимание родителей:

  • На преодоление собственного авторитаризма и способности увидеть мир с позиции ребёнка;
  • Отношение к своему ребёнку как к равному себе и недопустимость сравнения его с другими детьми;
  • Знание и учет сильных и слабых сторон ребёнка;
  • Проявление искренней заинтересованности в действиях ребёнка и готовности к эмоциональной поддержке.

Дифференцированный подход к педагогической пропаганде позволяет своевременно родителям преодолевать затруднения и поддерживать уверенность в своих силах при соблюдении следующих условий:

  • Взаимное доверие и взаимопомощь между педагогами и родителями;
  • Соблюдение чувства такта, чуткости и отзывчивости по отношению к родителям, умение убеждать.
  • Учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.
  • Сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы.
  • Взаимосвязь разных форм работы с родителями: установление контакта, беседы, консультации, участие в открытых занятиях, утренниках, спортивных соревнованиях, конкурсах.

Успех коррекционной работы зависит от эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «дефектолог - психолог - педагог – ребенок – родитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста в условиях МБДОУ детского сада №40»

Презентация  «Модель сопровождения  семьи и ребёнка раннего возраста в условиях МБДОУ  детского сада №40»...

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС...

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в условиях ДОУ

Представленный материал описывает взаимодействие специалистов ДОУ, родителей при сопровождении ребёнка с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения. Будет полезен как для специалистов коррекционного обучен...

Сопровождение ребёнка с СДВГ в условиях ДОУ и семьи

Материалы этой статьи помогут разрешить ваши вопросы о сопровождении гиперактивного ребёнка. Ознакомившись с данной статьёй, вы сможете узнать как проявляется синдром дефицита внимания и гиперакт...

Статья на тему: "Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях инклюзивной группы"

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" были предусмотрены меры законодательного закрепления обеспечения равно...