Статья о пальчиковых играх
статья (младшая группа)

Шевчук Татьяна Михайловна

В данной статье рассказывается о пользе пальчиковых игр, которые способствуют развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Приводятся примеры пальчиковых игр, которые можно изготовить из подручных материалов и использовать в работе педагога, а так же рекомендовать родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Удивительный мир пальчиковых игр

Шевчук Т. М., МБДОУ «ДС № 459 г.Челябинска» г. Челябинск

Аннотация: в данной статье рассказывается о пользе пальчиковых игр, которые

способствуют развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Приводятся примеры пальчиковых игр, которые можно изготовить из подручных

материалов и использовать в работе педагога, а так же рекомендовать родителям.

В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно

снизился. Почему? Родители все меньше говорят с детьми, потому что страшно

заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и

слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками,

потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не

эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо

шнурков и пуговиц, игрушки, книжки и пособия яркие, но мало развивающие

моторику). В раннем возрасте у большинства наших детей наблюдается

отставание в развитии речи и двигательных навыков.

Как говорил советский педагог, детский писатель В. А. Сухомлинский

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».[1] Сегодня нам известно,

какое важное место занимает подвижность кистей рук ребенка в его успешном

и всестороннем развитии. А вот в народе такие игры с пальчиками ребенка

всегда были популярны, хотя тогда никто и понятия не имел, как пальчиковая

гимнастика влияет на развитие головного мозга ребенка. Все дело в том, что с

анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции

коры головного мозга занимает проекция кисти руки. К тому же на кистях рук

находятся рефлекторные точки, которые подают импульсы в центральную

нервную систему, а значит, упражнения для рук и пальчиков положительно

скажутся на деятельности мозга. [4] Мелкая моторика взаимодействует не

только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и

пространственным восприятием,

наблюдательностью,

воображением,

зрительной и двигательной памятью.

Самым интересным и увлекательным занятием для детей являются

игры, поэтому нет ничего лучше, как развивать мелкую моторику рук в

пальчиковых играх. Такие игры просты в исполнении, не занимают много

времени, но имеют большую эффективность и значение для развития ребенка.

Это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью

стихов, сказок, историй. Пальчиковые игры являются важной частью работы по

развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Они эмоциональны,

увлекательны, а также полезны для общего развития:

• Способствуют развитию речи. Сочетание движений рук и

проговаривание стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой.

• Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.

• Пальчиковые игры способствуют развитию творческого воображения,

ведь руками можно «рассказывать» целые истории.• Активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение

управлять своими движениями.

• Помогают формировать элементарные математические представления.

• Учат концентрировать внимание, правильно его распределять.

• Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запомнить и

положение пальцев и последовательность движений и просто стихи.

• Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения.

Специалисты рекомендуют начинать пальчиковые игры с детьми уже

с младенческого возраста.[6] Но преимущество пальчиковой гимнастики

заключается в том, что заниматься ею никогда не поздно. Естественно,

наилучшие результаты возможны в так называемый сенситивный период: в тот

возрастной промежуток, когда происходит активное формирование речи и

моторики – с 1,5 до 3 лет. Каковы же особенности занятий на каждом

возрастном отрезке?

У новорождённых крох хорошо развиты хватательные рефлексы, когда

ребёнок крепко захватывает ладонью указательные пальцы взрослого человека.

Практически с рождения родителям советуют гладить ладошки и пальчики

малыша, массировать кисти его ручек, чтобы активизировать речевые и

двигательные зоны в головном мозге.

Дети полутора-трёх лет уже способны сгибать и разгибать пальчики,

однако выполняют все упражнения только одной ручкой. А вот трёхлетки уже

могут играть обеими ручками, учась понемногу согласовывать движения.

Детки среднего дошкольного возраста (в 4 годика) с удовольствием

выполняют задания, связанные с перебиранием макарон, фасоли, лепкой

пластилина. Ребятишки постарше практически идеально выполняют различные

пальчиковые игры, наизусть читая короткие стишки.

Нужно помнить:

во время занятий не обращайте внимание на ошибки ребенка. Главное

проводить игру весело;

не забывайте время от времени менять игры;

по максимуму используйте мимику;

проводите игру теплыми руками.

самое главное играть с ребенком с удовольствием!

Всем известны традиционные игры, развивающие мелкую моторику,

которые мы покупаем в магазинах и используем в своей работе с детьми. Это

игры с предметами, игры – шнуровки, настольные игры, например, мозаика,

пазлы, а так же теневой и пальчиковый театры, художественно-творческая

деятельность: рисование, лепка, аппликация.

Но, между прочим, множество увлекательных и забавных игр по

развитию мелкой моторики можно придумать, используя обычные вещи,

которые всегда под рукой.

Примеры нетрадиционных пальчиковых игр и занятий с малышами:

Наматывание ленточек. Это пособие изготовить своими руками

очень просто из различных подручных материалов: колец, палочек,

карандашей, верёвочек, шнурков и различных игрушек.

Упражнения с пинцетом и пипеткой:

Захват пинцетом лёгких предметов (ватных или пластмассовых шариков,

кусочков поролона, мозаики, пуговиц, различных по форме макарон).

Сортировка мелких предметов по цвету, форме, размеру.

Перекладывание шариков в бутылку, воронку.

Вылавливание из воды плавающих в ней предметов.

С помощью пипетки дети обожают смешивать краски.

Игры с сыпучими материалами.

В качестве наполнителя песочницы можно использовать различные

сыпучие материалы, например крупы: манную, гречневую, рис, горох, фасоль.

Простые манипуляции с сыпучими материалами: рисование, пересыпание,

перебирание, закапывание мелких предметов – способствуют не только

развитию мелкой моторики, но и позволяют значительно уменьшить

внутреннюю тревогу, снять напряжение у ребёнка, поэтому их целесообразно

использовать в период адаптации малышей к условиям детского сада.

Игры с крышками от пластиковых бутылок.

Из крышек можно сделать «Массажный бассейн». Детям очень нравится

опустить руки в «бассейн» и прошуршать крышками. Или на дне «бассейна»

спрятать маленькую игрушку, ребёнок опускает руки в «бассейн», ищет и

достает игрушку. Ещё можно составить карточки для выкладывания по образцу

и для дополнения недостающих деталей. Такие как «Колёса для автомобиля»,

«Светофор», «Цветочки», «Укрась ёлочку». Ещё у крышек делаем отверстия в

середине и используем в игре «Собери бусы». Казалось бы, это простой

материал, который всегда выбрасывается, а сколько интересных дидактических

игр для детей из него можно изготовить. Так же их хорошо использовать, как

раздаточный материал. Можно подобрать разнообразие цветов: синие, красные,

желтые, зеленые, белые, черные, коричневые. Кроме развития мелкой

моторики, такая игра дает ребенку возможность освоить сенсорные эталоны,

учит сравнивать, анализировать, соотносить предметы.

Бусы и браслеты из различных материалов.

Берём шнурки, верёвки, леску и предлагаем детям нанизывать на них

пуговицы, макароны. Ещё можно сделать бусины из старых фломастеров.

Просто порезать старые фломастеры и получатся разноцветные бусины.

Так же эти предметы целесообразно использовать в играх «Заполни

картинку», «Продолжи ряд», «Выложи по образцу». Главное быть особенно

внимательными при играх с мелкими предметами. В таких случаях ребенка

нельзя оставлять одного ни на минуту!

Игры с прищепками и скрепками.

Дети берут заготовки из картона и с помощью прищепок или скрепок

делают солнцу - лучики, тучке – дождик, лошадке – ножки, морковке – ботву, зайчику – ушки, ежику – иголки. При этом можно приговаривать различные

стишки, потешки, поговорки.

Игры и упражнения на ковролине.

Приобретаем ковролин, который можно приспособить в любом удобном

месте, делаем различные фигуры из разных материалов, например вырезаем из

фетра, приклеиваем к ним липучку и предлагаем детям для выкладывания.

Кстати фигуры могут быть как плоскостные, так и объёмные.

Развивающая игра «Бизиборд».

Это прекрасный материал, в котором можно покрутить, потянуть,

открыть, двигать, нажимать на кнопку, порисовать, посчитать. Действия с

предметами быта способствуют развитию мелкой моторики и помогают

ребенку быть самостоятельным в самообслуживании. Это увлекательное

развлечение для детей тоже можно сделать своими руками. Главное сделать все

максимально надежно и безопасно, поэтому надо продумать крепление каждой

детали, чтобы не упали, чтобы не мешали, но и в то же время надо компактно

вместить весь имеющийся материал. Чем больше интересных деталей на доске,

тем ребенку веселее играть с ним. Прикрепили бизиборд к стене, на уровне

роста наших детей, чтобы им было удобно заниматься. С финансовой стороны

доска очень выгодная, так как не требует никаких материальных вложений, все

материалы имеются у всех дома. Требуется лишь фантазия и творческие

способности.

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая родителям,

воспитывающим

малыша.

Для рекомендаций родителям подойдут

увлекательные игры «быстрого приготовления». Организовать их совсем не

сложно. Для этого подойдут обычные вещи, которые всегда под рукой.

Например, книги и журналы можно не только читать. Поиграйте в

игру «Книга с сюрпризом» или «Журнал с сюрпризом». Вложите в книжку

небольшую картинку, календари или фантик, а ребенку нужно будет его найти,

перелистывая страницы. Переворачивать книгу, вытряхивая «сюрприз»,

запрещено – ее нужно именно постранично листать. «Сюрпризов» может быть

несколько – их количество тоже может оставаться неизвестным до конца игры.

С помощью самого обычного предмета, который есть у каждого, можно

поиграть в игру «Гребень волшебницы». Нам понадобится расческа с

крупными редкими зубцами и цветная шерстяная нитка. Привяжите нитку к

крайнему зубчику и покажите малышу, как ее можно пропустить между

другими зубчиками. Сначала нитка вряд ли будет обвивать каждый зубчик, но

все равно, такая расческа в руках юного парикмахера станет похожа на гребень

волшебницы. С увеличением количества цветных нитей будет расти и

магическая сила гребня. А если вместо обычной расчески взять массажную и

пропустить цветную нитку между ее зубчиков, получится совсем другая игра –

«Массажный гребень волшебницы». Цветные нити можно закрепить в

нескольких местах, соответственно и узоры будут более сложными и

многослойными.

Не спешите выбрасывать фантики от конфет – они ждут, не дождутся,

когда с ними сыграют в игру «Снежинка». Научите ребенка вырезать яркие веселые снежинки из конфетных оберток. Так же из них можно сделать

красивые веера, банты, цветы, вертолёты.

Было бы полезно в домашних условиях по чаще устраивать игру

«Серебряный дождь». Кстати, дождь может быть не обязательно серебряным, а

любым цветным. Нужно нарезать или порвать на мелкие кусочки фольгу от

конфет или шоколада, фантики, остатки от аппликаций из цветной бумаги и т.

п. – и подбросить их вверх. Полезно не только мельчить бумагу, но и собирать

ее с пола. Устраивайте состязания – кто соберет больше кусочков и быстрее

всех.

Можно сделать цветы из семечек (семян подсолнечника или тыквы). Это

игра «Цветы из семечек». Скатайте небольшой пластилиновый шарик, слегка

приплюсните его и по окружности воткните семечки.

Устройте «охоту» за природными материалами – камешками, палочками,

листиками, семенами и т. п. Дома эти предметы обрисуйте карандашом или

фломастером на листе бумаги. Это занятие можно превратить в игру-загадку. К

примеру, один участник обводит какой-то кленовый листочек из собранного

букета, а другой путем подбора должен угадать, след какого листочка

представлен.

Самим можно сделать все – даже принцессу Златовласку. Нам

понадобятся шерстяные нитки или ленточки – не обязательно золотые, можно

взять любые цветные. На листе картона нарисуйте лицо принцессы. Из

нескольких тесемочек, веревочек или шерстяных нитей сделайте принцессе

волосы.

Между прочим, у вас на кухне живут еж, черепаха и белка, только вы

пока об этом не догадываетесь. Чтобы встретиться с ежом, поиграем в игру «Еж

из картофелины». Вам понадобятся картофелина и коробок спичек.

Картофелину для устойчивости срежьте с одного бока, поставьте на него

будущего ежа и произвольно украсьте иглами-спичками. А из яблока и цветной

мозаики можно сделать черепашку. Можно почувствовать себя в роли белочки,

если сыграть в игру «Орешки в дупле». Возьмите пластиковую бутылку,

вырежьте сбоку небольшое отверстие. Дайте ребенку мешочек с какой-нибудь

крупой, горохом или фасолью. Пусть он, как белочка, кладет по одной

крупинке в отверстие в пластиковой бутылке («дупло»). Еще полезнее, если

ребенок сам сделает орешки да ягодки из пластилина и будет складывать их в

закрома.

Игра «Капсула на Марс» может стать незабываемым событием в жизни

ребенка. А заключается она в том, чтобы собрать на прогулке в пустую

пластиковую банку или коробку мелкий природный материал для посылки

марсианам.

Пустые флаконы из-под закончившихся шампуней, гелей для душа,

кетчупов – прекрасный тренажер для мышц рук. Налейте в них воду и

устраивайте фонтанчики в ванной, поливайте клумбочки, деревца, кустарники

во дворе, вспомните игру «Кляксы на асфальте», когда к получившемуся

мокрому пятну мелом дорисовываются детали сюжета. Это игра «Фонтанчики

из флакона».С водой или любыми сыпучими продуктами (песком или крупами) можно

поиграть таким образом. Например, пусть ребенок исследует, сколько в чайной

чашке уместится чайных, а затем столовых ложек воды. И затем, сколько таких

чашек уместится в пол-литровой или любой другой банке. Выбирайте мерные и

измеряемые емкости пооригинальнее – так интереснее играть. Например,

сколько половинок от «скорлупы» киндер-сюрприза умещается в заварочном

чайнике. Эта игра – «Водомер» – развивает не только мелкую моторику, но и

помогает ребенку освоить единицы измерения объема.

Можно угадывать на ощупь, с закрытыми глазами, игрушки или

предметы домашнего обихода. Если их накрыть платком, то глаза можно и не

закрывать.

Изготовление всех этих игр не составляет большого труда и затрат, а

самое главное, они не надоедают детям, и дети всегда с удовольствием в них

играют. Ведь пальчиковые игры и есть тот самый золотой ключик, который

откроет дверь в мир безграничных детских способностей.

Список использованной литературы:

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Педагогика, 1983. - 318

2. Кислинская Т.А. - Гениальность на кончиках пальцев! Развивающие пальчиковые

игры для детей от 1 года до 4 лет. – СПб.: Питер, 2012. – 144

3. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников / Г.Г. Кравцов,

Е.Е. Кравцова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 328

4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие

для родителей и педагогов - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48

5. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные

пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008.-

320

6. Хохрякова, Ю. М. Педагогика раннего возраста : учебник для академического

бакалавриата / Ю. М. Хохрякова. — 2-е изд., исп. и доп. — М. : Издательство Юрайт 2017. —

308 — (Серия : Бакалавр. Академический курс).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчики" - статья, пальчиковые игры.

Статья взята из иточников интернета, будет полезна специалистам детского сада и родителям, кто интересуется этой проблемой....

Статья " Пальчиковые игры"

Статья дает  представления , чем полезны пальчиковые игры с детьма. А так же советы и рекомендации при проведении пальчиковых игр....

Статья "Пальчиковая игра всегда под рукой"

Рекомендации для родителей для развития мелкой моторики у детей раннего возраста пальчиковыми играми....

Статья Пальчиковые игры

Для детей младшей группы...

Статья Тема: «Пальчиковая игра в жизни ребенка»

«Пальчиковая игра в жизни ребенка»...

Статья "Пальчиковые игры. Играем дома"

Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком «иллюстрирует» рассказ. Уже давн...

Статья для родителей. Зачем играть с детьми в пальчиковые игры?

В данной статье я постаралась показать роль и важность пальчиковых  игр для развития речи детей, начиная с ранеего возраста....