Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами образовательных конструкторов
статья (старшая группа)

Советова Наталья Михайловна

Увлечение конструкторами способствует разностороннему развитию ребёнка. Речь и навыки социализации - конструкторы используют так же при лечении речевых нарушений и аутизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами образовательных конструкторов

Конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу».         А. Р. Лурия.

В настоящее время педагогическая наука и образовательная практика уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и образовательных программах дошкольных образовательных организаций эта деятельность рассматривается как одна из основных. Благодаря такой деятельности ребенок развивается умственно и эстетически. Он, как дизайнер, творит, познавая законы гармонии и красоты. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы дошкольника, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые определяют социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одним из таких ориентиров является овладение ребенком основными культурными способами деятельности. Дошкольник проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (в том числе конструировании), способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Задачи организации конструктивной деятельности в детском саду конкретизированы в современных образовательных программах «От рождения до школы», «Детство» и пр. Дошкольные образовательные организации начинают транслировать передовой педагогический опыт, представляя конспекты занятий по робототехнике, программы кружковой деятельности в детском саду, успешный опыт участия в конкурсах творческо-технической направленности. Данный факт является побуждающим фактором к научно-прикладной разработке, созданию методики обучения детей старшего дошкольного возраста конструированию при использовании конструкторов нового поколения, а также педагогических условий ее реализации.

В педагогике уже очень давно упоминаются игры со строительным материалом. Многие зарубежные системы воспитания детей дошкольного возраста описывают применение таких игр на практике. Сегодня различные аспекты формирования конструктивных умений у дошкольников рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых и педагогов-новаторов. 

Например, педагогическая система реализации новой стратегии в разных видах конструирования Л. А. Парамоновой. Автор предлагает конкретные рекомендации по использованию традиционных и новых материалов, только начинающих входить в образовательную практику дошкольных организаций. По мнению А. Н. Давидчук, конструирование способствует воспитанию у детей таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе. В процессе конструирования у дошкольников формируется эстетическое отношение к тому, что они делают и видят, развивается художественный вкус. В трудах Л. В. Куцаковой дана развернутая технология обучения детей конструированию при использовании конструкторов, бумаги, картона, строительного, природного, бросового и других материалов. Подбор материалов для творчества отвечает принципам дидактики и возрастным возможностям дошкольников. Значение образовательного лего-конструирования в развитии ребенка трудно переоценить. По мнению М. С. Ишмаковой, развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы дошкольника, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального. Большой интерес вызывают у дошкольников новые конструкторы. И. Петрова среди преимуществ конструкторов нового поколения выделяет разнообразие деталей, прочность креплений без физических усилий, устойчивость построек, яркое цветовое решение и др. Изучая интеграцию конструирования и игровой деятельности, Т. Гризик отмечает совместимость деталей таких конструкторов в пределах одной серии, выполненной в разные годы. К примеру, детали набора LEGO «Дом» конца прошлого столетия подходят к современному конструктору «Дом».  Е. В. Фешина главными особенностями таких конструкторов называет их высокое качество, которое позволяет детям воплотить самые разнообразные проекты, работая по своему замыслу и в своём темпе, самостоятельно решая поставленную задачу, видеть продукт своей деятельности, конструировать свои пространства, в которых можно с удовольствием играть, изменять их и совершенствовать. По мнению Т. В. Лусс, для успешного обучения дошкольников конструктивноигровой деятельности педагог должен сам попробовать поиграть в ознакомительных целях, тщательно отработать все игровые задания и приемы перед занятиями. При этом следует помнить, что элементы конструктора дают возможность создавать обилие игровых ситуаций, занимательных для ребенка. В методическом пособии В. А. Кайе представлены материалы для образовательной деятельности и игр с дошкольниками по детскому конструированию. Занятия, направленные на развитие поисково-познавательной и исследовательской деятельности в процессе игры, могут проводиться как в детских садах, так и дома. Н. В. Шайдурова отмечает, что конструирование может быть техническим, если речь идет о создании заданных конструкций, и художественным, если задача ребенка – выразить собственное видение объекта, показать свое отношение к нему.

Научные исследования самых разных авторов показывают, что наиболее эффективным способом развития у дошкольников интереса к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны. Несомненно, развитие таких умений происходит в процессе специально организованного обучения, а яркие детали и множество возможностей современных конструкторов способствуют вовлечению детей в процесс обучения.

Первый массовый металлический конструктор «Меккано» (Англия) исходно вообще не содержал определенных схем. Он состоял из металлических пластин, на которых в ряд были высверлены отверстия, и набора болтов и гаек.  Позже конструкторы стали совершенствоваться и сейчас в основном применяют конструкторы блочного типа, дополненные различными электронными устройствами: датчики, моторы и пр. Самым распространенным конструктором в наше время признан, конечно, LEGO. Родиной конструктора является Дания, а основателем – Ол Кирк Кристиансен, производство игрушек которого на первых порах было скорее увлечением, чем профессией. В настоящее время LEGO стал игрушечным брендом мирового масштаба. В переводе с датского LEGO переводится следующим образом: le – играть, go – хорошо. Действительно, дети дошкольного возраста в разных странах играют с такими конструкторами с большим увлечением.

О пользе строительных игр, в которых можно что-то конструировать, писала еще Н.К. Крупская, “О дошкольном воспитании”). В 1880-х в Германии стали выпускать «каменный», из смеси кварца и мела, конструктор. Он был как “Лего”, только реалистичней: из блоков нужно было собирать копии зданий, но в то же время — и делать что-то свое. В детстве такой конструктор был у Альберта Эйнштейна, Макса Борна и Роберта Оппенгеймера.

Увлечение конструкторами способствует разностороннему развитию ребенка. То, что увлечение конструкторами в дошкольном возрасте влияет на дальнейшие успехи в математике, смогли показывают исследования несколько специалистов.
В 1982 году группа исследователей наблюдала за четырехлетними детьми и тем, как и во что они играют. В 1998 году ученые взяли и проанализировали школьные ведомости тех детей. Оказалось, что с возраста 11-12 лет наблюдалась прямая корреляция между тем, как ребенок успевал по математике, и его детским интересом к конструкторам.
Результаты этой работы были опубликованы в 2001 году — их можно найти по запросу: «Block play performance among preschoolers as a predictor of later school achievement in mathematics».

Дулия Буллард из университета Западной Монтаны пришла к аналогичным выводам. Своими исследованиями она занимается с 1989-го, фокусируясь на воспитании детей до 8 лет. Вопросу развития математических способностей через игры и конструкторы она посвятила целую главу в своей научно-популярной книге «Creating Environments for Learning: Birth to Age Eight».

Если брать малый возраст, есть интересное исследование про связь между умением собирать конструктор и умением оперировать с числами у детей 3-4 лет, чем лучше ребенок управляется со сборкой, тем лучше знает счет. Полностью исследование доступно онлайн.

Похожее исследование проводилось в более старшем возрасте. Ученые наблюдали за группой шестиклассников (это 10-11 лет) в голландской школе. И нашли связь между тем, сколько времени дети играли в конструкторы и способностью решать математические задачки.

Помимо моторики и математических способностей, конструктор развивает:

Логику и самостоятельность при решении задач, способность находить разные пути.
Речь и навыки социализации — конструкторы используют даже при лечении речевых нарушений и аутизма: дети в процессе объясняют, что делают, отвечают на вопросы, начинают чаще использовать прилагательные.
Интерес к технике и творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные воп...

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»

Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста. Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями....