Дидактические игры для детей младшей группы
консультация (младшая группа)

Иванова Юлия Владимировна

Методика проведения и приёмы дидактических игр для детей 3-4 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей младшей группы

Вeдущая деятельность дошкольника — игра, с помощью неё ребёнок познаёт окружающий мир. Общепризнано, что игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании личности ребёнка. Наибольшую часть  своего времени дошкольник проводит в детском саду среди сверстников, под контролем воспитателей. Только педагог, владеющий игровыми технологиями, может достичь высоких результатов в работе с детьми.

Дидактические игры — это важный атрибут каждого занятия в детском саду. А во второй младшей группе такой форме реализации образовательных целей и задач отводится совершенно особое место, так как дети 3–4 лет ещё не умеют воспринимать информацию в виде набора фактов, ребятам нужен сюжет, действия, в которые добавляются новые знания. Поэтому воспитателю стоит  уделять особое внимание организации и проведению такого рода игр, а для этого без теоретической базы и осмысления практического опыта не обойтись.

В этом возрасте дети могут справляться с решением игровых задач, поставленных как взрослым, так и самим ребенком. Ценность дидактической игры, заключается в том, что педагог не только определяет ее ход, но и предусматривает будущий результат, являющийся своеобразным критерием уровня развития детей. В ходе дидактической игры у малыша развивается наблюдательность, а это одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата. Активность ребенка при этом может проявляться в различной моторной деятельности (контакт с предметом, движение тела, осматривание, слежение глазами и т.п.). При одном и том же игровом замысле, игровые действия всегда будут определяться дидактическими задачами, которые ставит педагог, от этого же зависит сложность и разнообразие игровых правил. Если воспитатель усложняет задачу (например, задачу упражнения в наблюдательности сочетает с развитием звуковой культуры речи, словарного запаса), то игровые действия обогащаются высказываниями детей.

Психолого-педагогические требования к выбору дидактических игр

Все дидактические игры подбираются с учётом учебно-воспитательных задач программы, а также соответственно возрастным нормам относительного уровня знаний, умений и навыков детей. Так, во второй младшей группе нет смысла проводить игру-лото с заданиями на элементарные арифметические операции, например, сложение-вычитание в пределах 20, так как дети ещё не владеют этим материалом. С другой стороны, задание подобрать карточку с цветом к картинке в таких же оттенках может быть слишком простым для 3–4-летних детей.

При организации дидактических игр для детей младшей группы необходимо хорошо знать их возрастные особенности: внимание малышей еще не устойчиво, они быстро отвлекаются. Но в то же время ребята в этом возрасте становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: «Я сам!». Учитывая это, нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям и, конечно, к игрушке, которая может привлечь ребенка своей яркостью, интересным содержанием.
       При проведении дидактической игры с детьми четвертого года жизни, педагог объясняет правила по ходу игры. Например, в игре «Собери пирамидку» малышу сначала дается задание снять все кольца со стержня, затем найти самое большое кольцо нужного цвета  и надеть его на палочку и т.д.
          Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное. Поэтому рекомендуется повторять игры в разнообразных вариациях, с
постепенным их усложнением.

Виды дидактических игр

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям ребят, по роли педагога.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами. Для таких игр необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т.д.

Настольно-печатные игры. Это очень увлекательные занятия для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, кубиками и разрезными картинками. При этом для детей младшего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: животные, растения, oдежда, мебель или посуда. Дети самостоятельно могут найти  их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение.

Словесные игры. Построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Поэтому в младших  группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.

Проведение дидактических игр включает в себя:

 1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

2.Объяснение хода и правил игры. При этом соблюдается четкое выполнение этих правил.

3.Показ игровых действий.

4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или судьи (воспитатель направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).

5.Подведение итогов игры (эффективность, выделение индивидуальных особенностей).

Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трёх направлениях:

  1. Индивидуальные(1-3 человек).
  2. Групповые ( 4–5 человек).
  3. Коллективные (вся группа).

Приёмы

Для проведения дидактических игр, как и в любой другой образовательной деятельности, педагог пользуется такими приёмами, как:

Словесные

Слово взрослого для детей 3–4 лет, активно осваивающих речь, играет одну из важных ролей. При этом дети не только воспринимают смысловую составляющую речи, но и формируют свой собственный коммуникативный образ, то есть пополняют словарный запас, формируют набор невербальных компонентов (мимики, жестов, манеры разговаривать). В дидактических играх применяется три вида словесных приёмов.

Объяснение – самый важный приём в работе над обучающими забавами: педагог не только детально описывает все этапы игры, но и даёт рекомендации, указания по ходу.

Загадки –  это мотивационный приём, использующийся перед началом игры. Часто загадками педагог делает переход от непосредственной учебной деятельности к игровой.  Во второй младшей группе, в отличие от первой, где все загадки были с договорками, вводятся классические образцы, то есть когда ответы на загадки не рифмуются с четверостишиями.

Короткие рассказы – небольшие сюжеты, предваряющие игру –  это самый удачный мотивационный приём. Причём история может не только напрямую касаться хода игры, но и косвенно, когда сказочный герой (игрушка или изображение на картинке) в качестве благодарности за помощь в решении учебных задач предлагает поиграть в игру.

Наглядные

Образно-зрительное восприятие у малышей является ведущим, поэтому для полного понимания условий игры детям важно видеть:

-картинки, на которых изображены персонажи игры или играющие ребята;

-образец действий, то есть игру, от начала и до конца выполненную воспитателем;

-эстетичные и удобные материалы для игры.

Практические

После того как педагог продемонстрировал все игровые действия, дети переходят к самой игре, что само по себе является практическим осмыслением деятельности. Кроме того, после игры малыши могут выполнять рисунки, аппликации по мотивам забавы.

Таким образом дидактическая игра для детей младшего возраста – это практическая деятельность, в процессе которой они учатся применять свои знания, ориентироваться в меняющихся условиях. Одновременно развиваются любознательность, психические процессы и умение контролировать свое поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для детей младшей группы по математике

Дидактические игры для детей младшей группы по математике...

Дидактические игры для детей младшей группы

Игровой макет озера Байкал и дидактические игры к нему...

Дидактические игры для детей младшей группы

Дидактические игры для для детей младшей группы...

Дидактические игры для детей младшей группы

Цели: развивать мышление, память, речь....

Интерактивная дидактическая игра для детей младшей группы "Что растет в огороде"

Интерактивная дидактическая игра для детей младшей группы "Что растет в огороде"...