Мастер-класс для педагогов «Изготовление русских валенок методом мокрого валяния»
методическая разработка (подготовительная группа)

Шемякина Оксана Сергеевна

Мастер-класс для педагогов

«Изготовление русских валенок

методом мокрого валяния»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_pedagogi_.docx287.18 КБ

Предварительный просмотр:

Плотинновский детский сад, филиал МБДОУ

«Детский сад №189 «Солнышко»

Мастер-класс для педагогов

«Изготовление русских валенок

методом мокрого валяния»

   

Подготовила: воспитатель

Шемякина Оксана Сергеевна

2020

Изделие: сувенирные валенки

Цель мастер - класса: создание условий для формирования у ребенка нравственных начал через приобщение его к миру народных ремесел.

 Задачи:

  • дать представление об  истории валяльного промысла на Руси
  • познакомить с технологией изготовления сувенирных валенок
  • прививать трудолюбие и культуру труда, бережное отношение к национальному достоянию
  • закреплять  интерес к возрождению традиций русского народа

Ход проведения мастер-класса:

Актуализации знаний по предлагаемой проблеме.

Сегодня вашему вниманию я представляю мастер-класс на тему «Русские валенки».

Думаю, трудно не согласиться с тем, что в настоящее время очень остро стоит проблема утраты у подрастающего поколения интереса и любви к родной культуре, своим традициям. Пути ее разрешения ищет каждый педагог, которому не безразлична судьба родины, ее граждан.

Предлагаю вам поразмышлять над такими понятиями как «нравственность», «нравственные качества ребенка» в связи с трудовым и гражданским воспитанием. Подумайте, какие нравственные качества можно и нужно формировать у детей? (Размышление, обсуждение).

Я попытаюсь показать, как  на своих занятиях создаю условия для формирования у ребенка нравственных начал через приобщение его к народным ремеслам.

Организационное начало и постановка цели.

Сегодня мы попробуем сотворить маленькое чудо. Теплое, мягкое, полезное.  Его умели делать наши предки. Попробуйте догадаться, о чем идет речь?

Загадки про валенки.

В них упрячешь две ноги - И в мороз гулять беги.

Треплют, катают, а зиму таскают.

       Не ботинки, не сапожки,

       Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

 Утром – в садик,

 Днем – домой.

Тема нашего мастер - класса «Русские валенки». О чем бы вы хотели сегодня узнать? Чему научиться?

Теоретическая часть.

В ряду национальных символов России: валенки, занимают почетное место. Это действительно, самая дешевая, самая теплая, самая полезная и самая русская зимняя обувь! История валенок насчитывает несколько тысячелетий. Известно, что ещё в 4 веке до Рождества Христова у наших азиатских предков они точно были, об этом свидетельствуют находки на алтайских раскопках. История валенок в России насчитывает 2400лет. Войлочные сапоги упоминаются ещё в "Слове о полку Игореве".

Действительно, и в мороз и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами.

 Валенки являлись лучшей обувью для гуляний на Руси. В них праздновали масленицу, колядовали, водили хороводы, плясали под гармонь. На Руси даже существовали гадания на суженого-ряженого с помощью валенка. В Святки девушки выходили во двор и кидали валенок. В какую сторону смотрит его носок, там и живет жених.

Наверное, не все знают, что в старину валенки считались очень ценным подарком. Иметь собственные валенки было заветной мечтой молодого парня - ведь девушки больше заглядывались на того, кто в валенках: значит, он - состоятельный, серьёзный человек. Семья, имеющая хотя бы одни валенки, считалась зажиточной, носить их приходилось по старшинству. Валенки берегли, передавали из поколения в поколение, - срок их носки был практически неограничен. Получение валенок по наследству приравнивалось к большой сумме денег. Это и понятно - стоили они недешево, ведь их ручное изготовление обходилось в копеечку. Даже крестьяне среднего достатка обзаводились валенками с трудом.

Целебные  свойства, которыми обладает войлочная обувь:

-валенки обладают противоаллергическими, обезбаливающим, противовоспалительными свойствами;

-натуральные волокна шерсти имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть в студёную зимнюю пору;

-валенок спасает стопу человека не только от холода, но и от жары;

ноги в валеночках не потеют. Волокна шерсти пропускают воздух. Благодаря этому, валенки прекрасно поглощают и испаряют влагу;

-улучшают микроциркуляцию крови стопы;

-натуральные шерстяные валенки поднимают настроение. 

Как  вы считаете, какие именно качества формируются при возрождении ручного валяльного промысла у детей?  

        Через знакомство с  таким ремеслом, как изготовление валенок, я считаю, можно прививать ребенку трудолюбие и культуру труда, бережное отношение к национальному достоянию.

С натуральной шерстью очень приятно работать, она теплая, живая, (ее ведь в основном получают, подстригая овец) мягкая, разноцветная. Такая шерсть пропитана любовью и позитивом.

Практическая часть

Технология выполнения сувенирных валенок. (Использование мультимедийной презентации).

Мы сделаем мини-валенки своими руками.

  • Начнем с заготовки, из вспененной резины, с которой удобно работать, вырезаем шаблон валенок.
  • Наливаем в пульверизатор тёплой воды, капаем в неё несколько капель жидкости для мытья посуды.
  • Накрываем стол плёнкой. Работу будем выполнять на плёнке.
  • Берём в левую руку ленту шерсти, правой рукой зажимаем самые кончики шерсти и вытягиваем шерсть. Выкладываем шерсть на шаблон для валяния валенок.  
  • Шерсть выкладываем на шаблон сначала поперёк, а потом вдоль шаблона. Кончики шерсти должны выходить за края шаблона.
  • Далее сбрызгиваем выложенную на шаблон шерсть мыльным раствором из пульверизатора.  Смочить необходимо не очень сильно. Если смочить сильно шерсть, она плохо будет сваливаться. Излишки воды необходимо убрать полотенцем.
  • Аккуратно переворачиваем шаблон с шерстью и припуски загибаем на шаблон очень аккуратно, натягивая кончики шерсти.
  • Теперь не переворачивая заготовку, накладывает в таком же порядке шерсть как описано выше, так же мочим, прижимаем и переворачиваем. Затем загибаем припуски. Выполняем 5-6 слоев.
  • Кладём пальцы на выложенную шерсть и слегка прижимаем. Начинаем тереть пальцами шерсть. Трём слегка, шерсть ещё не свалялась.

Затем валяем в руках, нажимая все сильнее (продолжительность        ручного валяния 10-15 мин)

  • Разрезаем шаблон с шерстью ножницами на две равные части.
  • Вынимаем шаблон. Он нам уже не понадобится. Пока валеночки не держат форму. После уваливания они уменьшатся в размере.
  • Засовываем пальцы внутрь валенок, смачиваем мыльным раствором и продолжаем тереть валенки о целлофан или об пленку с пузырьками, помогая в труднодоступных местах пальцами. На этом этапе можно уже тереть сильно.

Для того чтобы легче было валять голенища, можно использовать маркеры или колпачки от толстых фломастеров.

  • Периодически проверяем, чтобы валенки были одинаковыми. Если какой-то валенок получается больше размером необходимо повалять его отдельно.
    Готовы валенки или нет, проверить очень просто: нужно попытаться отщипнуть пальцами шерсть, если отделяется всего несколько шерстяных волосинок - то валенок свалялся, если же зацепилось больше - нужно валять дальше.
  • Прополаскиваем наши валенки от жидкости для мытья посуды. Можно промокнуть полотенцем, убрать излишки воды.
  • Расправляем валеночки и кладем сушиться, но только не на батарее.
  • Украшать валенки-шептуны можно по-разному. Можно сделать заплатки, подошву из тонкого фетра, аппликацию из фетра, украсить атласными лентами, стразами. Пришить тесьму или кружево. Потом связать валеночки ниткой.

Сувенирные  валенки своими руками готовы!

Рефлексивный блок

Рефлексия для педагогов как обучаемых

Хотели бы вы изготовить настоящие валенки?

Для кого и зачем?

Современны ли валенки?

Зачем каждый народ должен сохранять свои традиции, в том числе, в одежде и обуви? 

Рефлексия для педагогов по мастер - классу  -  отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Как используете материал с данного мастер-класса?

Рефлексия педагога – автора мастер - класса.

Данную  технологию я адаптировала  к особенностям возраста детей, особенностям их развития.

Таким образом, при возрождении валяльного промысла у детей формируются, такие качества, как трудолюбие и культура труда, бережное отношение к национальному достоянию.

Хотя народному  ремеслу  находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Стоит только попробовать, и каждому полюбятся эти вечно молодые ремесла.

На мой взгляд, в основном я достигла целей мастер – класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по рукоделию: «Изготовление валенок-шептунов методом мокрого валяния»

Мастер-класс по рукоделию:«Изготовление валенок-шептуновметодом мокрого валяния»...

Мастер-класс «Изготовление пасхального яйца в технике сухого и мокрого валяния»

В мастер-классе по изготовлению «сувенирного пасхального яйца» используется нетрадиционная техника сухого и мокрого валяния из шерсти.Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов...

Мастер-класс для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством метода "Синквейн" и метода фокальных объектов

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по использованию метода "Синквейн" и метода фокальных объектов в развитии речи дошкольников....

Конспект мастер-класса для родителей по росписи имбирного пряника «По мокрой глазури» в средней группе.

Конспект мастер-класса по росписи имбирного пряника «По мокрой глазури» в средней группе....

Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...