"Определение интеллекта, интеллектуальной одарённости и умственного развития".
статья

Склярова Наталия Вадимовна

«Определение интеллекта, интеллектуальной одарённости, умственного развития».

Некоторые понятия в психологии привлекают более пристальное внимание и вызывают много споров. К таковым, например, относится представление об «интеллекте» и «интеллектуальной одарённости».  Эти понятия являются составляющими более ёмкого понятия «умственное развитие», которое представляет собой «количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем. Умственное развитие представляет собой динамическую систему, определяющуюся как усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка, под влиянием стихийного и целенаправленного обучения, так и созреванием органической основы».[1]

Умственное развитие находится в теснейшей взаимосвязи с овладением знаниями, поскольку умственная деятельность, ее творческий характер обусловлен богатством содержания ума.  «Уровень умственного развития характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и характером мыслительной деятельности, степенью владения приемами активного познания, самостоятельного приобретения знаний, творческого их применения в различных жизненных ситуациях». [2]

В ходе исторических психологических исследований проблема интеллекта и одарённости является, с одной стороны, наиболее распространенной и изучаемой т.к. ей посвящено наибольшее количество работ, а с другой стороны, остается самой дискуссионной. Так, например, до настоящего времени не сложилось однозначных определений интеллекта и одарённости, хотя этими понятиями активно оперируют в различных областях психологической науки.

Понятие интеллекта.

Понятие «интеллект» ввел Цицерон. В переводе с латинского означает «способность понимать». Аристотель противопоставил наблюдаемую деятельность или поведение человека гипотетической скрытой способности, от которой зависит эта деятельность. В подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. Академик Н.Н. Моисеев утверждал, что интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели.

Бине, изобретатель теста умственных способностей индивида, считал, что интеллектуальное поведение может проявляются в таких способностях, как, рассуждение, воображение, инсайт, суждение и адаптируемость. Поэтому он разработал свои тесты таким образом, чтобы оценить только эти функции. Другие теоретики настаивали, что следует выделять только три фундаментальных познавательных процесса (абстрагирование, научение и оперирование с новым). Третьи утверждали, что все эти способности являются всего лишь проявлением единственного основного фактора (так называемого генерального фактора), который, как предполагалось, лежит в основе всех интеллектуальных функций. Спирмен, большой специалист в области психометрии, отчаялся определить это понятие в целом и назвал умственное развитие «…просто звуком, словом, которое имеет настолько много значений, что в конечном счете не имеет ни одного».[3]

Интеллект (от лат. Intellectus - понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Р.С. Немов дал, на мой взгляд, самое простое и понятное определение этому понятию: «Интеллект – совокупность врождённых или приобретённых при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности».[4]

В современной трактовке определения интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека.

Интеллект — это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и блага. Интеллект может актуализироваться только в информационном пространстве, т.к. оно и есть интеллектуальное пространство, потому что в нем уже заложены принципы планирования, организации использования и поэтапного контроля для достижения цели. Принципы организации вложения новой информации в информационное пространство, способы хранения и воспроизводства также соответствуют особенностям работы интеллекта, а именно — организации памяти.

         Интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. Развитие интеллекта у человека выделило его из мира животных и стало началом развития социума, а затем и человеческой цивилизации.

Считается, что человек становится гармоничным, если развивает у себя все виды интеллекта: вербальный (речь, письмо, общение, чтение). Для его развития необходимо изучать языки, читать книги, общаться. Логический (логическое размышление, рассуждения, решение задач). Пространственный (оперирование зрительными образами). Развитие происходит за счет рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов. Физический (координация движений). Развивается с помощью танцев, спорта, йоги. Музыкальный (чувствование ритма, понимание музыки, сочинительство, пение, танцы). Социальный (понимание поступков других людей, установление взаимоотношений с ними, адаптация к социуму). Эмоциональный (понимание собственных и чужих эмоций, умение ими управлять и распознавать). Духовный (самосовершенствование и мотивация самого себя). Творческий (создание нового, продуцирование идей).

         Определение интеллекта.

В начале XX в. Чарльз Спирмен показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, т.е. что все интеллектуальные способности статистически связаны. Спирмен ввел «фактор g» общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения всех познавательных задач. На практике оказалось, что «фактор g» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры g. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ).

Коэффициент интеллекта – это количественный показатель уровня интеллекта индивида. Так, например, низкий интеллект присущ олигофренам, средний интеллект основной массе населения Земли.  Т.е. он означает уровень интеллекта в соотношении с уровнем интеллекта обычной среднестатистической личности одного возраста. Коэффициент интеллекта определяется при помощи специального тестирования. Определение коэффициента является одной из попыток оценить уровень общего интеллекта.

Термин «коэффициент интеллекта» ввёл в 1912 году учёный из Германии Вильгельм Штерн, определявшийся следующей формулой:

            умственный возраст

IQ = ------------------------------------- х 100 %

            хронологический возраст

«Умственный возраст – это сложность задачи (теста), которая была решена ребенком. Понятно, что если задача решается всеми испытуемыми или не решается ни одним из них, то она не будет выступать в качестве диагностической (поскольку не сможет отделить людей, успешно ее решивших от тех, кто с ней не справился). Если задача решается большинством испытуемых определенного возраста, то она соответствует данному возрасту или представляет собой возрастную норму. Поэтому если индивид решает задачу, соответствующую более старшему возрасту, то показатель IQ будет выше 100, если же, наоборот, он не справится с задачей, соответствующей его фактическому возрасту, то показатель IQ будет меньше 100 (очевидно, что средний показатель уровня развития интеллекта равен 100, то есть когда индивид решает задачу, по трудности соответствующую его хронологическому возрасту). Соответствие между сложностью задачи и возрастом испытуемых устанавливается эмпирически за счет предъявления различных тестов большому количеству испытуемых».[5]

Оценивание развития умственных способностей при помощи IQ тестов считается одним из методов измерения уровня интеллекта. Основателем системы проверки умственных способностей при помощи IQ теста был Г. Айзенк, который ввёл специальную шкалу. Данная шкала представлена делениями от 0 до 160 баллов, т.е. представляет диапазон определения уровня развития интеллекта от самого низкого до самого высокого.

Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает. На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

 Тесты Г. Айзенка предназначены для людей, возрастной категории от 18 до 50 лет, так как именно в этом возрасте умственные способности человека считаются достигшими своего среднего значения: до 18 лет мозг еще сформирован не полностью, а после 50 - мозговая активность снижается, умственные процессы затормаживаются, способность к логическому мышлению становится менее выраженной.

В настоящий период времени тесты на интеллект Айзенка представлены в 8 вариантах, большая часть из которых определяют общий уровень интеллектуальных возможностей человека. Однако среди них специалисты выделяют три, с помощью которых можно определить математические, пространственные, визуальные и вербальные способности. Наибольшее распространение получил третий вариант тестирования, или тест №3. Данный тест состоит из 40 вопросов, тестирование не должно превышать 30 минут. Так же, любой психолог скажет, что прохождение заданий желательно осуществлять не более одного раза в месяц, так как показатели последующих пройденных тестов станут выше.

Для тех людей, которые хотят побольше узнать о сильных и слабых сторонах своего интеллекта, Айзенком разработаны три специальных теста для оценки вербальных, математических и визуально-пространственных способностей. Кроме того, Г. Айзенк разработал несколько тестов под шутливым названием «разминка для интеллектуалов», так как многие говорили о том, что задания в обычных тестах на IQ слишком просты.

Тест Бине. Разработан в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном по заказу Министерства народного образования Франции с целью отсева детей, недостаточно развитых для обучения в массовой школе. Первоначально тест содержал 30 задач, которые были подобраны по степени трудности таким образом, чтобы их могли решить 75% детей определенного возраста, умственное развитие которых можно было бы считать нормальным. Количество правильно решенных задач характеризует так называемый умственный возраст.

Наиболее известная модификация разработана Л. Терменом в Стэнфордском университете (США). Созданный им так называемый тест Стэнфорд-Бине является наиболее признанным методом диагностики интеллекта. На его основе вычисляется коэффициент интеллекта. Однако практическое использование данного теста, как и большинства подобных методик, позволяет дать количественную оценку индивидуальных различий в умственных способностях, не вскрывая их природы и перспектив развития. Это затрудняет использование результатов теста в постановке психологического диагноза и прогнозировании развития интеллекта.

Тест М. Люшера (1948г.) - экспериментально-психологическая методика, направленная на исследование личностных свойств. Основана на предположении, что предпочтение того или иного цвета отражает сознательную и бессознательную структуру личности. Предусматривает выбор обследуемым цветовых образцов и построение субъективной иерархии цветовых предпочтений. Обследуемый выбирает из ряда окрашенных в различные цвета квадратов наиболее или наименее для него приятные. Оценка производится по параметрам активности - пассивности и гетероаутономности. Интерпретация предпочтительных цветов в значительной мере представляется гипотетической. По данным одного лишь этого теста нельзя дать целостную характеристику личности. Однако методика улавливает изменения в эмоциональном состоянии обследуемого в динамике. Данный тест был удачно применен С.Н. Боковым в 1988г.  при шизофрении, где он показал зависимость тенденции деятельности обследуемых от степени выраженности психического дефекта, снижения уровня мотивации.

Тест Х. Роршаха был предложен в 1921. Проективный метод исследования личности с помощью 10 специальных таблиц ("пятен"). В ответах обследуемого на вопрос, что он видит в этих пятнах, обращают внимание на такие показатели, как форма, цвет, величина деталей пятна, привлекших его внимание, кинетичность образа и интерпретируют эти показатели. При анализе результатов руководствуются следующими основными критериями:

- что видит обследуемый в предъявляемых ему пятнах -изображениях (силуэты людей, зверей, предметов);

- использует ли он при создании образа отдельные детали или изображение в целом;

-  что преобладает в ответе - цвет, форма, движение и т.д.

Увлечение тестом Роршаха частично обусловлено тем, что для многих людей он символизирует сущность психологии: способность опытных профессионалов рассказать о нас самих то, чего мы никогда не узнали бы самостоятельно.

Тест Векслера (другие названия: шкала Векслера, тест интеллекта Векслера, WAIS, WISC) является одним из самых популярных тестов исследования интеллекта на западе (особенно в англоязычных странах). В нашей стране тест также широко известен, но популярность его не так велика, ввиду сложности адаптации тестов интеллекта на другие языки и довольно высокие требования к квалификации психодиагноста.

Тест включает 11 субтестов:

1. Субтест общей осведомленности. Исследует запас относительно простых сведений и знаний.

2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм.

3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом.

4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению.

5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.

6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов.

7. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ (набор символов предлагается).

8. Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали.

9. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков.

10. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий.

11. Субтест составления фигур. Направлен на изучение способности синтеза целого из частей.

 Тест Равена («Прогрессивные матрицы Равена»). Предложен в 1936 году Д. Равеном и Л. Пенроузом. Предназначен для дифференцировки лиц по уровню их интеллектуального развития. Более высокие показатели по этому тесту показывают те, кто быстрее и точнее определяет логические закономерности в построении упорядоченного ряда, состоящего из графических объектов, имеющих ограниченное количество признаков.

Задачи теста упорядочены по признаку возрастания и трудности их решения. То есть, в каждой из пяти серий (в серии по 12 задач), каждая последующая задача серии относительно сложней предыдущей. На решение задач теста вводится временное ограничение — подсчитывается количество правильно решённых за 20 минут задач. Возможен вариант, когда время на решение всех 60 задач не ограничено. В этом случае результат корректируется по специальной таблице.

Тест Амтхауэра. Сокращённое название -  TSI. Этот тест разработан немецким психологом Рудольфом Амтхауэром, для определения коэффициента интеллекта. В своих исследованиях Амтхауэр большое внимание уделял соответствию интеллекта и профессиональной деятельности человека. По мнению Амтхауэра, отдельные способности человека существуют не как изолированные элементы, их развитие взаимосвязано. Идея единства структур способностей послужила основой многих интеллектуально-профессиональных тестов, в частности, теста структуры интеллекта Амтхауэра.

В результате теста строится профиль интеллекта по следующим критериям: дополнение предложений, исключение слова, аналогии, память, монистические способности, арифметические задачи, числовые ряды, пространственное воображение, пространственное обобщение. Перечисленные выше критерии интеллекта группируются в вербальный, математический и конструктивный комплекс и по ним строится обобщенный профиль результатов.

Опыт работы с TSI свидетельствует, что, несмотря на довольно большой объём этой методики и продолжительность работы испытуемых (около 60 минут), результаты получаются весьма надёжными, поэтому данная методика широко используется при оценке персонала.

Итак, подведём небольшой итог: интеллект считается одним из самых уважаемых качеств личности и самой большой ценностью человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из мира животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации. Знания, которые имеет человек, могут помочь ему достойно выйти из любой ситуации. Человек с достаточно развитыми интеллектуальными способностями является интересным в общении, открывает путь для самореализации и достигает успехов, быстро овладевает новыми знаниями и навыками и имеет высокий социальный статус. Интеллект можно и нужно развивать. Высокий уровень интеллекта рассматривается учёными как главный показатель одарённости.

Понятие одарённости.

Интеллектуальная одаренность — такое состояние индивидуально-психических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений, открытостью к любым инновациям.

Б. М. Теплов определил одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешной конкретной деятельности. Определяя одаренность, С. Л. Рубинштейн утверждал, что одаренность является функцией личности, выражает внутренние возможности личности, являющиеся результатом ее развития, при этом он подчеркивал, что одаренность не сводится к простой сумме специальных способностей, но одновременно одаренность не есть нечто внешнее по отношению к специальным способностям. «Существуют не только специальные способности, но и общая одаренность, однако не вне, а внутри специальных способностей; общее не сводимо к частному, но оно существует не отдельно от частного, а в нем».[6]

Р.С. Немов в книге 1 «Психология» даёт такое понятие: «одарённость – наличие у человека задатков к развитию способностей».[7] В Большом энциклопедическом словаре одаренность не определяется, но дано определение «таланту» и представляется нам как выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области.

В. Даль так же не определяет одаренность, но подробно останавливается на понятии «талант». Талант — это природный дар, дарования человека и способность к чему-либо. Талантливый человек — это человек даровитый, с природными способностями. Таким образом, талант рассматривается как мера выраженности одаренности и везде подчеркивается их связь (и одаренности, и таланта) с успехами в какой-либо деятельности.

Талантливый, одарённый ребёнок «отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний, знает многое, о чём его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач. Такой ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям и становится лидером в коллективе».[8]

А. И. Доровский выделил признаки одарённости по возрастам:

Раннее детство (1—3 года): неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за событиями, большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых). Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая интересна. Способности к рисованию, музыке, счету. Нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия.

Дошкольный период (4—7 лет): отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через «этажи»), яркое воображение. Нечеткость в разграничении реальности и фантазии: преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочтение общества старших детей и взрослых. Доброта, открытость, понятливость. Превосходное владение искусством речевой коммуникации. Громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего. Острое реагирование на несправедливость.

Школьный период (8—17 лет): успех во многих начинаниях, высокие результаты в деятельности. Потребность в коллекционировании, классификации, принятие сложных и долгосрочных заданий. Великолепное чувство юмора. Развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение заданий. Владение основными компонентами умения учиться, оригинальность словесных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем.

Взрослый период (после 18 лет): легкость усвоения новых идей и знаний, комбинирование знаний оригинальными способами, гибкость в концепциях, способах дейст­вий, социальных ситуациях. Отличная развитость навыков общения, открытость, дружелюбие, умение ценить юмор. Живое и непосредственное воображение. Открытое выражение своих чувств и эмоций. Активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску. Нетерпеливость при выполнении рутинной работы, предпочтение сложных заданий. Независимость в суждениях и поведении.

Большое внимание изучению детской одарённости уделял Л. С. Выготский, который рассматривал детскую одаренность как «способность к творчеству", которая является генетически обусловленной (наследственностью), развивающуюся в соответствующей деятельности или деградирующей при ее отсутствии. Так, например, только у математиков ребёнок может родиться великим математиком, а у родителей, обладающих музыкальным слухом – музыкально одарённым ребёнком. Л.  С. Выготский утверждал, что высокий уровень способностей (одаренность) может быть достигнут только в ходе развивающего обучения, которое опирается на зону ближайшего развития.

Интеллектуальная одаренность — способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Интеллектуальные дети в семье — «умни­ки» и «умницы», а в школе — отличники, но среди них есть такие, кото­рые учатся на «отлично» только по одному-двум предметам и не успевают по другим.

По определению М. А. Холодной интеллектуальная одаренность— состояние ин­дивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятель­ности, т. е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объектив­но новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным ли­ниям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям.

Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. Интеллект - относительно устойчивая структура способностей, обеспечивающих переработку разнообразной информации и ее осознанную оценку.

Определение интеллектуальной одарённости.

Для поиска и отбора одарённых дошкольников используется поэтапная стратегия диагностики и состоит из двух этапов: на первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одарённости с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одарённости. Во втором этапе используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты). Для оценки специальных способностей (музыкальных, математических, художественных и др.) дошкольников используются экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей. Диагностировать каждого ребёнка по всем методикам нецелесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одарённость и т.д.) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, родителями.

Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёх бальной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым, предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методика выполняет две функции:

- диагностическую, когда с помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости;

- развивающую, когда утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.

Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) в адаптации Е.Е. Туник, состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчёты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности.

Среди наиболее известных в международной практике индивидуальных интеллектуальных тестов можно отметить следующие:

Шкала интеллекта Станфорд-Бине (1973г.), которая является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с двухлетнего возраста, так и у взрослых. В заданиях теста делается упор на вербальную сферу, однако вместе с тем многие задания для младшего возраста требуют точных двигательных реакций. Этот тест позволяет определить умственный возраст испытуемого и IQ. Измерительная система шкалы Стандфорд-Бине предполагает, что, для того чтобы квалифицировать ребёнка как одарённого, его IQ должен составить 124 балла и выше.

Векслеровская шкала интеллекта (1967г.) для дошкольников и младших школьников или тест «WPPSI» также является индивидуальным и применяется для измерения общих умственных способностей. Шкала состоит из двух частей: вербальной шкалы и шкалы действия. Шкалы содержат по 5 субтестов. Субтесты вербальной шкалы включают задания на осведомлённость, понимание, арифметические задания, нахождения сходства, словарный запас. Шкалу действия образуют субтесты на конструирование из кубиков, лабиринты, завершение картинок, кодирование («дом животного»).

Тест Слоссона (SIT) (1981г.) разработан для индивидуального измерения вербального интеллекта как у взрослых, так и у детей. Характерно, что как правило, все задания теста предполагают устные ответы. Исключение составляют несколько заданий для маленьких детей, которые требуют двигательной реакции (с использованием бумаги и карандаша). Этот тест позволяет определить умственный возраст и IQ испытуемых. Квалификационным результатом в данном случае является цифра 120 и выше.

Кауфмановская оценочная шкала тестов предназначена дли тестирования детей в возрасте от двух с половиной до двенадцати с половиной лет. Она дает две глобальные оценки — умственных процессов и достижений. Тест относительно новый и его рекомендуется применять для раннего первичного выявления детей с необычно высокими способностями в мышлении.

Шкала детских способностей Маккарти предназначена оценки развития способностей дошкольников в возрасте от 2,5 до 8,5 лет. Имеется 18 отдельных тестов, объединенных в шесть разных шкал: вербальную, перцептивную, количественную, памяти, моторную и общепознавательную. Эта шкала основана на всех тестах, кроме трех, и обычно рассматривается как измерение интеллектуального развития.

Нужно также иметь в виду, что способности ребёнка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Сколько-нибудь надёжное выявление умственно одарённых детей возможно, начиная с конца пятого, начала шестого года жизни. До этого дети, конечно, тоже различаются по уровню умственного развития, однако его проявления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определённые выводы крайне трудно. При этом не существует и не может существовать методов и показателей, однозначно фиксирующих умственную одарённость любого ребёнка. Заключение о наличии умственной одарённости может делаться лишь на основании всего комплекса данных, полученных при применении разных методов, и такое заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не окончательный вывод.

По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одарённости воспитанников, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребёнка по дальнейшему развитию его одарённости, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

           В заключении хотелось бы отметить, что все люди обладают разным уровнем интеллекта и его возможностями. Считается интеллектуально развитым тот человек, который хорошо учится в школе, заканчивает одно высшее учебное заведение и получает второе, третье высшее образование, реализует себя в профессии, требующей высокого уровня знаний. При этом людей, успешно реализовавших себя в творческих направлениях, принято считать талантливыми. Получается, что одним у кого-то есть врожденный дар, а другим досталась непреодолимая тяга к знаниям и высокая работоспособность.

Однако, наблюдения учёных показывают, что важно постоянно работать над своими умственными способностями и тренировать их. Для того, чтобы иметь высокий коэффициент интеллекта нужно постоянно искать новую пищу для ума: изучать новые науки и языки, обязательно иметь увлекательное хобби, записаться в кружок живописи или игры музыкальных инструментах, танцев или отправится в путешествие за новыми впечатлениями. Развитию интеллекта способствует чтение художественной литературы и заучивание стихов, фотографирование и занятие бальными танцами, аэробикой, любые упражнения, требующие координации движений, поддержания определенного ритма. Ценность для развития мыслительных способностей представляют не столько сами знания, сколько сам процесс обучения.

Умственное развитие человека начинается в самом раннем детстве и продолжается всю жизнь, протекая в разнообразной деятельности: в играх, в труде, в различных жизненных ситуациях. В нашем высокотехнологичном мире, в котором умные машины упрощают и облегчают нам жизнь иногда стоит дать поработать и мозгу, чтобы держать его в тонусе.

Интеллект - самая большая ценность человека. Сегодня учиться и развиваться интеллектуально очень просто: благодаря интернету доступны любые ресурсы – книги, фильмы, исследовательские работы, эксперименты, учебники и т.д. Поэтому самое главное – желание развиваться и идти вперед, познавать мир и не останавливаться на достигнутом.

 

Литература:

  1. Блейхер В.М, Крук И.В. «Толковый словарь психиатрических терминов», /М., 1995 г. / стр. 321-336.
  2. «Большой толковый психологический словарь», Т. 2, стр. 393/ М., 2000г./
  3. Веракса А.Н. Статья «Коэффициент интеллекта как показатель умственного развития ребенка». Журнал «Психолог в детском сад» № 2, 2015г., с 25.
  4. Выготский Л. С. «Педагогическая психология» /М., 1996г./
  5. Кордуэлл М. Психология от А до Я: Словарь-справочник, /С-Пб., 2000/
  6. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Интеллект.
  7. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тест Айзенка.
  8. Источник: https://mozgius.ru/psihologiya/testy/test-na-iq-ajzenka.html «Мозгиус» - журнал о головном мозге.
  9. Немов Р.С. «Словарь основных психологических понятий», книга 2, /М., 2001г./ стр. 591.
  10. «Одарённые дети» под редакцией Бурменской Г.В. и Слуцкого В.М. /М., 1991г./ стр.155, 176-180.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. /С-Пб., 1999. / стр. 540-543.

 

 



[1] Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. / 2013/ стр.

[2] Ковалев Е. и др., "Введение в педагогику"/"Просвещение", Москва, 1975 г./ стр.251.

[3] «Большой толковый психологический словарь», Т. 2, / М., 2000г./ стр. 393.

[4] «Словарь основных психологических понятий», книга 2, /М., 2001г./ стр. 591.

[5] А.Н Веракса «Коэффициент интеллекта как показатель умственного развития ребенка». Журнал психолог в детском сад» № 8, 2015г., с 25.

 

[6] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. /СПб., 1999. / стр. 541.

 

 

[7] Немов Р.С. «Психология», книга 1 /М., 1998г./ стр. 669.

[8] «Одарённые дети» под редакцией Бурменской Г.В. и Слуцкого В.М. /М., 1991г./ стр. 155-156.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellekt_i_odaryonnost.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Определение интеллекта, интеллектуальной одарённости, умственного развития».

Некоторые понятия в психологии привлекают более пристальное внимание и вызывают много споров. К таковым, например, относится представление об «интеллекте» и «интеллектуальной одарённости».  Эти понятия являются составляющими более ёмкого понятия «умственное развитие», которое представляет собой «количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем. Умственное развитие представляет собой динамическую систему, определяющуюся как усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка, под влиянием стихийного и целенаправленного обучения, так и созреванием органической основы».[1] 

Умственное развитие находится в теснейшей взаимосвязи с овладением знаниями, поскольку умственная деятельность, ее творческий характер обусловлен богатством содержания ума.  «Уровень умственного развития характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и характером мыслительной деятельности, степенью владения приемами активного познания, самостоятельного приобретения знаний, творческого их применения в различных жизненных ситуациях». [2]

В ходе исторических психологических исследований проблема интеллекта и одарённости является, с одной стороны, наиболее распространенной и изучаемой т.к. ей посвящено наибольшее количество работ, а с другой стороны, остается самой дискуссионной. Так, например, до настоящего времени не сложилось однозначных определений интеллекта и одарённости, хотя этими понятиями активно оперируют в различных областях психологической науки.

Понятие интеллекта.

Понятие «интеллект» ввел Цицерон. В переводе с латинского означает «способность понимать». Аристотель противопоставил наблюдаемую деятельность или поведение человека гипотетической скрытой способности, от которой зависит эта деятельность. В подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. Академик Н.Н. Моисеев утверждал, что интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели.

Бине, изобретатель теста умственных способностей индивида, считал, что интеллектуальное поведение может проявляются в таких способностях, как, рассуждение, воображение, инсайт, суждение и адаптируемость. Поэтому он разработал свои тесты таким образом, чтобы оценить только эти функции. Другие теоретики настаивали, что следует выделять только три фундаментальных познавательных процесса (абстрагирование, научение и оперирование с новым). Третьи утверждали, что все эти способности являются всего лишь проявлением единственного основного фактора (так называемого генерального фактора), который, как предполагалось, лежит в основе всех интеллектуальных функций. Спирмен, большой специалист в области психометрии, отчаялся определить это понятие в целом и назвал умственное развитие «…просто звуком, словом, которое имеет настолько много значений, что в конечном счете не имеет ни одного».[3]

Интеллект (от лат. Intellectus - понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Р.С. Немов дал, на мой взгляд, самое простое и понятное определение этому понятию: «Интеллект – совокупность врождённых или приобретённых при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности».[4]

В современной трактовке определения интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека.

Интеллект — это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и блага. Интеллект может актуализироваться только в информационном пространстве, т.к. оно и есть интеллектуальное пространство, потому что в нем уже заложены принципы планирования, организации использования и поэтапного контроля для достижения цели. Принципы организации вложения новой информации в информационное пространство, способы хранения и воспроизводства также соответствуют особенностям работы интеллекта, а именно — организации памяти.

         Интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. Развитие интеллекта у человека выделило его из мира животных и стало началом развития социума, а затем и человеческой цивилизации.

Считается, что человек становится гармоничным, если развивает у себя все виды интеллекта: вербальный (речь, письмо, общение, чтение). Для его развития необходимо изучать языки, читать книги, общаться. Логический (логическое размышление, рассуждения, решение задач). Пространственный (оперирование зрительными образами). Развитие происходит за счет рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов. Физический (координация движений). Развивается с помощью танцев, спорта, йоги. Музыкальный (чувствование ритма, понимание музыки, сочинительство, пение, танцы). Социальный (понимание поступков других людей, установление взаимоотношений с ними, адаптация к социуму). Эмоциональный (понимание собственных и чужих эмоций, умение ими управлять и распознавать). Духовный (самосовершенствование и мотивация самого себя). Творческий (создание нового, продуцирование идей).

        Определение интеллекта.

В начале XX в. Чарльз Спирмен показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, т.е. что все интеллектуальные способности статистически связаны. Спирмен ввел «фактор g» общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения всех познавательных задач. На практике оказалось, что «фактор g» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры g. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ).

Коэффициент интеллекта – это количественный показатель уровня интеллекта индивида. Так, например, низкий интеллект присущ олигофренам, средний интеллект основной массе населения Земли.  Т.е. он означает уровень интеллекта в соотношении с уровнем интеллекта обычной среднестатистической личности одного возраста. Коэффициент интеллекта определяется при помощи специального тестирования. Определение коэффициента является одной из попыток оценить уровень общего интеллекта.

Термин «коэффициент интеллекта» ввёл в 1912 году учёный из Германии Вильгельм Штерн, определявшийся следующей формулой:

            умственный возраст

IQ = ------------------------------------- х 100 %

            хронологический возраст

«Умственный возраст – это сложность задачи (теста), которая была решена ребенком. Понятно, что если задача решается всеми испытуемыми или не решается ни одним из них, то она не будет выступать в качестве диагностической (поскольку не сможет отделить людей, успешно ее решивших от тех, кто с ней не справился). Если задача решается большинством испытуемых определенного возраста, то она соответствует данному возрасту или представляет собой возрастную норму. Поэтому если индивид решает задачу, соответствующую более старшему возрасту, то показатель IQ будет выше 100, если же, наоборот, он не справится с задачей, соответствующей его фактическому возрасту, то показатель IQ будет меньше 100 (очевидно, что средний показатель уровня развития интеллекта равен 100, то есть когда индивид решает задачу, по трудности соответствующую его хронологическому возрасту). Соответствие между сложностью задачи и возрастом испытуемых устанавливается эмпирически за счет предъявления различных тестов большому количеству испытуемых».[5]

Оценивание развития умственных способностей при помощи IQ тестов считается одним из методов измерения уровня интеллекта. Основателем системы проверки умственных способностей при помощи IQ теста был Г. Айзенк, который ввёл специальную шкалу. Данная шкала представлена делениями от 0 до 160 баллов, т.е. представляет диапазон определения уровня развития интеллекта от самого низкого до самого высокого.

Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает. На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

 Тесты Г. Айзенка предназначены для людей, возрастной категории от 18 до 50 лет, так как именно в этом возрасте умственные способности человека считаются достигшими своего среднего значения: до 18 лет мозг еще сформирован не полностью, а после 50 - мозговая активность снижается, умственные процессы затормаживаются, способность к логическому мышлению становится менее выраженной.

В настоящий период времени тесты на интеллект Айзенка представлены в 8 вариантах, большая часть из которых определяют общий уровень интеллектуальных возможностей человека. Однако среди них специалисты выделяют три, с помощью которых можно определить математические, пространственные, визуальные и вербальные способности. Наибольшее распространение получил третий вариант тестирования, или тест №3. Данный тест состоит из 40 вопросов, тестирование не должно превышать 30 минут. Так же, любой психолог скажет, что прохождение заданий желательно осуществлять не более одного раза в месяц, так как показатели последующих пройденных тестов станут выше.

Для тех людей, которые хотят побольше узнать о сильных и слабых сторонах своего интеллекта, Айзенком разработаны три специальных теста для оценки вербальных, математических и визуально-пространственных способностей. Кроме того, Г. Айзенк разработал несколько тестов под шутливым названием «разминка для интеллектуалов», так как многие говорили о том, что задания в обычных тестах на IQ слишком просты.

Тест Бине. Разработан в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном по заказу Министерства народного образования Франции с целью отсева детей, недостаточно развитых для обучения в массовой школе. Первоначально тест содержал 30 задач, которые были подобраны по степени трудности таким образом, чтобы их могли решить 75% детей определенного возраста, умственное развитие которых можно было бы считать нормальным. Количество правильно решенных задач характеризует так называемый умственный возраст.

Наиболее известная модификация разработана Л. Терменом в Стэнфордском университете (США). Созданный им так называемый тест Стэнфорд-Бине является наиболее признанным методом диагностики интеллекта. На его основе вычисляется коэффициент интеллекта. Однако практическое использование данного теста, как и большинства подобных методик, позволяет дать количественную оценку индивидуальных различий в умственных способностях, не вскрывая их природы и перспектив развития. Это затрудняет использование результатов теста в постановке психологического диагноза и прогнозировании развития интеллекта.

Тест М. Люшера (1948г.) - экспериментально-психологическая методика, направленная на исследование личностных свойств. Основана на предположении, что предпочтение того или иного цвета отражает сознательную и бессознательную структуру личности. Предусматривает выбор обследуемым цветовых образцов и построение субъективной иерархии цветовых предпочтений. Обследуемый выбирает из ряда окрашенных в различные цвета квадратов наиболее или наименее для него приятные. Оценка производится по параметрам активности - пассивности и гетероаутономности. Интерпретация предпочтительных цветов в значительной мере представляется гипотетической. По данным одного лишь этого теста нельзя дать целостную характеристику личности. Однако методика улавливает изменения в эмоциональном состоянии обследуемого в динамике. Данный тест был удачно применен С.Н. Боковым в 1988г.  при шизофрении, где он показал зависимость тенденции деятельности обследуемых от степени выраженности психического дефекта, снижения уровня мотивации.

Тест Х. Роршаха был предложен в 1921. Проективный метод исследования личности с помощью 10 специальных таблиц ("пятен"). В ответах обследуемого на вопрос, что он видит в этих пятнах, обращают внимание на такие показатели, как форма, цвет, величина деталей пятна, привлекших его внимание, кинетичность образа и интерпретируют эти показатели. При анализе результатов руководствуются следующими основными критериями:

- что видит обследуемый в предъявляемых ему пятнах -изображениях (силуэты людей, зверей, предметов);

- использует ли он при создании образа отдельные детали или изображение в целом;

-  что преобладает в ответе - цвет, форма, движение и т.д.

Увлечение тестом Роршаха частично обусловлено тем, что для многих людей он символизирует сущность психологии: способность опытных профессионалов рассказать о нас самих то, чего мы никогда не узнали бы самостоятельно.

Тест Векслера (другие названия: шкала Векслера, тест интеллекта Векслера, WAIS, WISC) является одним из самых популярных тестов исследования интеллекта на западе (особенно в англоязычных странах). В нашей стране тест также широко известен, но популярность его не так велика, ввиду сложности адаптации тестов интеллекта на другие языки и довольно высокие требования к квалификации психодиагноста.

Тест включает 11 субтестов:

1. Субтест общей осведомленности. Исследует запас относительно простых сведений и знаний.

2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм.

3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом.

4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению.

5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.

6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов.

7. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ (набор символов предлагается).

8. Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали.

9. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков.

10. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий.

11. Субтест составления фигур. Направлен на изучение способности синтеза целого из частей.

 Тест Равена («Прогрессивные матрицы Равена»). Предложен в 1936 году Д. Равеном и Л. Пенроузом. Предназначен для дифференцировки лиц по уровню их интеллектуального развития. Более высокие показатели по этому тесту показывают те, кто быстрее и точнее определяет логические закономерности в построении упорядоченного ряда, состоящего из графических объектов, имеющих ограниченное количество признаков.

Задачи теста упорядочены по признаку возрастания и трудности их решения. То есть, в каждой из пяти серий (в серии по 12 задач), каждая последующая задача серии относительно сложней предыдущей. На решение задач теста вводится временное ограничение — подсчитывается количество правильно решённых за 20 минут задач. Возможен вариант, когда время на решение всех 60 задач не ограничено. В этом случае результат корректируется по специальной таблице.

Тест Амтхауэра. Сокращённое название -  TSI. Этот тест разработан немецким психологом Рудольфом Амтхауэром, для определения коэффициента интеллекта. В своих исследованиях Амтхауэр большое внимание уделял соответствию интеллекта и профессиональной деятельности человека. По мнению Амтхауэра, отдельные способности человека существуют не как изолированные элементы, их развитие взаимосвязано. Идея единства структур способностей послужила основой многих интеллектуально-профессиональных тестов, в частности, теста структуры интеллекта Амтхауэра.

В результате теста строится профиль интеллекта по следующим критериям: дополнение предложений, исключение слова, аналогии, память, монистические способности, арифметические задачи, числовые ряды, пространственное воображение, пространственное обобщение. Перечисленные выше критерии интеллекта группируются в вербальный, математический и конструктивный комплекс и по ним строится обобщенный профиль результатов.

Опыт работы с TSI свидетельствует, что, несмотря на довольно большой объём этой методики и продолжительность работы испытуемых (около 60 минут), результаты получаются весьма надёжными, поэтому данная методика широко используется при оценке персонала.

Итак, подведём небольшой итог: интеллект считается одним из самых уважаемых качеств личности и самой большой ценностью человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из мира животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации. Знания, которые имеет человек, могут помочь ему достойно выйти из любой ситуации. Человек с достаточно развитыми интеллектуальными способностями является интересным в общении, открывает путь для самореализации и достигает успехов, быстро овладевает новыми знаниями и навыками и имеет высокий социальный статус. Интеллект можно и нужно развивать. Высокий уровень интеллекта рассматривается учёными как главный показатель одарённости.

Понятие одарённости.

Интеллектуальная одаренность — такое состояние индивидуально-психических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений, открытостью к любым инновациям.

Б. М. Теплов определил одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешной конкретной деятельности. Определяя одаренность, С. Л. Рубинштейн утверждал, что одаренность является функцией личности, выражает внутренние возможности личности, являющиеся результатом ее развития, при этом он подчеркивал, что одаренность не сводится к простой сумме специальных способностей, но одновременно одаренность не есть нечто внешнее по отношению к специальным способностям. «Существуют не только специальные способности, но и общая одаренность, однако не вне, а внутри специальных способностей; общее не сводимо к частному, но оно существует не отдельно от частного, а в нем».[6]

Р.С. Немов в книге 1 «Психология» даёт такое понятие: «одарённость – наличие у человека задатков к развитию способностей».[7] В Большом энциклопедическом словаре одаренность не определяется, но дано определение «таланту» и представляется нам как выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области.

В. Даль так же не определяет одаренность, но подробно останавливается на понятии «талант». Талант — это природный дар, дарования человека и способность к чему-либо. Талантливый человек — это человек даровитый, с природными способностями. Таким образом, талант рассматривается как мера выраженности одаренности и везде подчеркивается их связь (и одаренности, и таланта) с успехами в какой-либо деятельности.

Талантливый, одарённый ребёнок «отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний, знает многое, о чём его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач. Такой ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям и становится лидером в коллективе».[8]

А. И. Доровский выделил признаки одарённости по возрастам:

Раннее детство (1—3 года): неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за событиями, большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых). Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая интересна. Способности к рисованию, музыке, счету. Нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия.

Дошкольный период (4—7 лет): отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через «этажи»), яркое воображение. Нечеткость в разграничении реальности и фантазии: преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочтение общества старших детей и взрослых. Доброта, открытость, понятливость. Превосходное владение искусством речевой коммуникации. Громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего. Острое реагирование на несправедливость.

Школьный период (8—17 лет): успех во многих начинаниях, высокие результаты в деятельности. Потребность в коллекционировании, классификации, принятие сложных и долгосрочных заданий. Великолепное чувство юмора. Развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение заданий. Владение основными компонентами умения учиться, оригинальность словесных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем.

Взрослый период (после 18 лет): легкость усвоения новых идей и знаний, комбинирование знаний оригинальными способами, гибкость в концепциях, способах дейст­вий, социальных ситуациях. Отличная развитость навыков общения, открытость, дружелюбие, умение ценить юмор. Живое и непосредственное воображение. Открытое выражение своих чувств и эмоций. Активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску. Нетерпеливость при выполнении рутинной работы, предпочтение сложных заданий. Независимость в суждениях и поведении.

Большое внимание изучению детской одарённости уделял Л. С. Выготский, который рассматривал детскую одаренность как «способность к творчеству", которая является генетически обусловленной (наследственностью), развивающуюся в соответствующей деятельности или деградирующей при ее отсутствии. Так, например, только у математиков ребёнок может родиться великим математиком, а у родителей, обладающих музыкальным слухом – музыкально одарённым ребёнком. Л.  С. Выготский утверждал, что высокий уровень способностей (одаренность) может быть достигнут только в ходе развивающего обучения, которое опирается на зону ближайшего развития.

Интеллектуальная одаренность — способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Интеллектуальные дети в семье — «умники» и «умницы», а в школе — отличники, но среди них есть такие, которые учатся на «отлично» только по одному-двум предметам и не успевают по другим.

По определению М. А. Холодной интеллектуальная одаренность— состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т. е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям.

Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. Интеллект - относительно устойчивая структура способностей, обеспечивающих переработку разнообразной информации и ее осознанную оценку.

Определение интеллектуальной одарённости.

Для поиска и отбора одарённых дошкольников используется поэтапная стратегия диагностики и состоит из двух этапов: на первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одарённости с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одарённости. Во втором этапе используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты). Для оценки специальных способностей (музыкальных, математических, художественных и др.) дошкольников используются экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей. Диагностировать каждого ребёнка по всем методикам нецелесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одарённость и т.д.) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, родителями.

Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёх бальной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым, предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методика выполняет две функции:

- диагностическую, когда с помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости;

- развивающую, когда утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.

Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) в адаптации Е.Е. Туник, состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчёты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности.

Среди наиболее известных в международной практике индивидуальных интеллектуальных тестов можно отметить следующие:

Шкала интеллекта Станфорд-Бине (1973г.), которая является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с двухлетнего возраста, так и у взрослых. В заданиях теста делается упор на вербальную сферу, однако вместе с тем многие задания для младшего возраста требуют точных двигательных реакций. Этот тест позволяет определить умственный возраст испытуемого и IQ. Измерительная система шкалы Стандфорд-Бине предполагает, что, для того чтобы квалифицировать ребёнка как одарённого, его IQ должен составить 124 балла и выше.

Векслеровская шкала интеллекта (1967г.) для дошкольников и младших школьников или тест «WPPSI» также является индивидуальным и применяется для измерения общих умственных способностей. Шкала состоит из двух частей: вербальной шкалы и шкалы действия. Шкалы содержат по 5 субтестов. Субтесты вербальной шкалы включают задания на осведомлённость, понимание, арифметические задания, нахождения сходства, словарный запас. Шкалу действия образуют субтесты на конструирование из кубиков, лабиринты, завершение картинок, кодирование («дом животного»).

Тест Слоссона (SIT) (1981г.) разработан для индивидуального измерения вербального интеллекта как у взрослых, так и у детей. Характерно, что как правило, все задания теста предполагают устные ответы. Исключение составляют несколько заданий для маленьких детей, которые требуют двигательной реакции (с использованием бумаги и карандаша). Этот тест позволяет определить умственный возраст и IQ испытуемых. Квалификационным результатом в данном случае является цифра 120 и выше.

Кауфмановская оценочная шкала тестов предназначена дли тестирования детей в возрасте от двух с половиной до двенадцати с половиной лет. Она дает две глобальные оценки — умственных процессов и достижений. Тест относительно новый и его рекомендуется применять для раннего первичного выявления детей с необычно высокими способностями в мышлении.

Шкала детских способностей Маккарти предназначена оценки развития способностей дошкольников в возрасте от 2,5 до 8,5 лет. Имеется 18 отдельных тестов, объединенных в шесть разных шкал: вербальную, перцептивную, количественную, памяти, моторную и общепознавательную. Эта шкала основана на всех тестах, кроме трех, и обычно рассматривается как измерение интеллектуального развития.

Нужно также иметь в виду, что способности ребёнка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Сколько-нибудь надёжное выявление умственно одарённых детей возможно, начиная с конца пятого, начала шестого года жизни. До этого дети, конечно, тоже различаются по уровню умственного развития, однако его проявления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определённые выводы крайне трудно. При этом не существует и не может существовать методов и показателей, однозначно фиксирующих умственную одарённость любого ребёнка. Заключение о наличии умственной одарённости может делаться лишь на основании всего комплекса данных, полученных при применении разных методов, и такое заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не окончательный вывод.

По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одарённости воспитанников, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребёнка по дальнейшему развитию его одарённости, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

          В заключении хотелось бы отметить, что все люди обладают разным уровнем интеллекта и его возможностями. Считается интеллектуально развитым тот человек, который хорошо учится в школе, заканчивает одно высшее учебное заведение и получает второе, третье высшее образование, реализует себя в профессии, требующей высокого уровня знаний. При этом людей, успешно реализовавших себя в творческих направлениях, принято считать талантливыми. Получается, что одним у кого-то есть врожденный дар, а другим досталась непреодолимая тяга к знаниям и высокая работоспособность.

Однако, наблюдения учёных показывают, что важно постоянно работать над своими умственными способностями и тренировать их. Для того, чтобы иметь высокий коэффициент интеллекта нужно постоянно искать новую пищу для ума: изучать новые науки и языки, обязательно иметь увлекательное хобби, записаться в кружок живописи или игры музыкальных инструментах, танцев или отправится в путешествие за новыми впечатлениями. Развитию интеллекта способствует чтение художественной литературы и заучивание стихов, фотографирование и занятие бальными танцами, аэробикой, любые упражнения, требующие координации движений, поддержания определенного ритма. Ценность для развития мыслительных способностей представляют не столько сами знания, сколько сам процесс обучения.

Умственное развитие человека начинается в самом раннем детстве и продолжается всю жизнь, протекая в разнообразной деятельности: в играх, в труде, в различных жизненных ситуациях. В нашем высокотехнологичном мире, в котором умные машины упрощают и облегчают нам жизнь иногда стоит дать поработать и мозгу, чтобы держать его в тонусе.

Интеллект - самая большая ценность человека. Сегодня учиться и развиваться интеллектуально очень просто: благодаря интернету доступны любые ресурсы – книги, фильмы, исследовательские работы, эксперименты, учебники и т.д. Поэтому самое главное – желание развиваться и идти вперед, познавать мир и не останавливаться на достигнутом.

Литература:

  1. Блейхер В.М, Крук И.В. «Толковый словарь психиатрических терминов», /М., 1995 г. / стр. 321-336.
  2. «Большой толковый психологический словарь», Т. 2, стр. 393/ М., 2000г./
  3. Веракса А.Н. Статья «Коэффициент интеллекта как показатель умственного развития ребенка». Журнал «Психолог в детском сад» № 2, 2015г., с 25.
  4. Выготский Л. С. «Педагогическая психология» /М., 1996г./
  5. Кордуэлл М. Психология от А до Я: Словарь-справочник, /С-Пб., 2000/
  6. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Интеллект.
  7. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тест Айзенка.
  8. Источник: https://mozgius.ru/psihologiya/testy/test-na-iq-ajzenka.html «Мозгиус» - журнал о головном мозге.
  9. Немов Р.С. «Словарь основных психологических понятий», книга 2, /М., 2001г./ стр. 591.
  10. «Одарённые дети» под редакцией Бурменской Г.В. и Слуцкого В.М. /М., 1991г./ стр.155, 176-180.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. /С-Пб., 1999. / стр. 540-543.


[1] Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. / 2013/ стр.

[2] Ковалев Е. и др., "Введение в педагогику"/"Просвещение", Москва, 1975 г./ стр.251.

[3] «Большой толковый психологический словарь», Т. 2, / М., 2000г./ стр. 393.

[4] «Словарь основных психологических понятий», книга 2, /М., 2001г./ стр. 591.

[5] А.Н Веракса «Коэффициент интеллекта как показатель умственного развития ребенка». Журнал психолог в детском сад» № 8, 2015г., с 25.

[6] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. /СПб., 1999. / стр. 541.

[7] Немов Р.С. «Психология», книга 1 /М., 1998г./ стр. 669.

[8] «Одарённые дети» под редакцией Бурменской Г.В. и Слуцкого В.М. /М., 1991г./ стр. 155-156.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта

Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта...

"Умственное развитие в дошкольном возрасте. Интеллектуальное развитие дошкольника".

 Задачи умственного воспитания понимают порой упрощенно, стараясь «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем.        В режиме дня малыша не...

Курсовая работа_Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников, краткая характеристика

Курсовая работа_Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников, краткая характеристика...

Статья "Интеллект, определение интеллекта, интеллектуальная одарённость".

Статья «Интеллект, определение интеллекта, интеллектуальная одарённость».Некоторые понятия в психологии привлекают более пристальное внимание и вызывают много споров. К таковым, например, ...

Мониторинг определения уровня интеллектуального развития детей

Ниже представлены перечень методик, позволяющих оценить уровень интеллектуального развития дошкольников, и стимульные материалы к ним....

Интеллектуальная одарённость программа «Интеллектуальный – детский консилиум » (презентация)

Паспорт программы «Интеллектуальный – детский консилиум». ТемаИнтеллектуальный – детский консилиумЦельСоздать условия для выявления, поддержки и оптимального развития одар...

Диагностика определения уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В. В. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабир

Диагностика определения  уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович  В.В. «Иг...