Проект «Волшебный мир сенсорики».
проект

Гофман Мария Константиновна

Проект по познавательному развитию для детей 1 младшей группы. Образовательная область"Познавательное развитие детей в условиях ФГОС ДО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

МБОУ Игримская СОШ № 1

структурное подразделение детский сад «Звездочка».

«Волшебный мир сенсорики»

Проект

по познавательному развитию

для детей 1 младшей группы

Образовательная область

«Познавательное развитие детей в условиях ФГОС ДО».

C:\Users\Лера\Desktop\1 АТТЕСТАЦИЯ ГОФМАН\фото\IMG-20201022-WA0014.jpg

Разработчик: воспитатель Гофман М.К.

Игрим 2019 год


Тип проекта:

познавательный;

Участники проекта: 

дети первой младшей группы,

воспитатель,

родители.

Этапы реализации:

    январь - май

        

Проблема:

     Работая в группах младшего дошкольного возраста, мы заметили, что  дети данного возраста не умеют соотносить предметы с эталонами формы, неуверенно различают предметы по величине, плохо ориентируются в цветовой гамме поэтому мы решила работать в этом направлении с 1-ой младшей группы.

Актуальность:

     Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 1-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

     На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

     Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

     Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Цель:

Формирование у детей представлений о цвете, форме, величине предметов через дидактические игры. Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста.

Задачи проекта:

Дети:

Воспитывающие:

Воспитывать познавательный интерес, любознательность  к дидактическим играм в 1 младшей группе  у детей.

Обучающие :   

Дать  представления о цвете, форме, величине предметов,            положения их  в пространстве;   знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.

Развивающие :  

Различать предметы по форме и называть их, развивать мелкую моторику рук; внимание,  память, упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать накоплению опыта развитию у детей обследовательских умений и навыков.

Педагоги:

Разработать  методическое  обеспечение    по  сенсорному развитию  с младшими дошкольниками.

Родители:

Познакомиться с основными аспектами работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Привлечь по рекомендации педагога изготавливать своими руками дидактические игры для развития сенсорных способностей своих детей.

Повысить уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.

Ожидаемые результаты:

1.  Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину,  и  другие      признаки предметов и явлений при выполнении   ряда   практических действий.

2.  Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме,  величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей.

3.  Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (например: грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета и т.д.).

Этапы реализации проекта:

I - подготовительный

II – организационно -деятельностный

III - продуктивный

Описание проекта:

Этапы проекта

Мероприятия

Участники

Подготовительный этап  (январь)

  1. Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта.
  2. Формулирование цели и задач проекта.
  3. Составление плана работы (приложение1).
  4. Подбор литературы. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
  5. Выявление компетентности родителей  и вовлечение их в процесс реализации проекта (родительское собрание)

Воспитатели, родители

Основной этап (февраль - апрель)

- Познакомить детей с цветом, формой, величиной предметов, положения их  в пространстве в различных видах деятельности (приложение 2).

- Изготовление и использование дидактических игр.

Воспитатели,

воспитанники

- Консультация для родителей: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» (приложение 3).

Воспитатели,

родители.

- Выступление на родительском собрании.  

- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.

Воспитатели, родители.

 Заключительный (май)

- Подведение итогов

- Презентация дидактических игр, изготовленных родителями.

Воспитатели, воспитанники, родители

Список использованной литературы

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста  М.: Медицина, 1977.
  2. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников  Мн.: БрГУ, 2007.
  3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.А. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Василевой М.  Мозаика-Синтез 2011г.
  4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1997
  5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада  М.: Просвещение, 1988.
  6. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» М.: Просвещение, 1995.
  7. Маханева М. Д., С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
  8. Янушко  Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» Синтез 2009 г.
  9. http://www.bestreferat.ru/referat-397911.html


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

МБОУ Игримская СОШ № 1

структурное подразделение детский сад «Звездочка».

Перспективный план работы

с детьми и родителями по проекту

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Февраль

НОД по познавательному развитию: «Кукла Катя и кукла Маша».

НОД по ФЭМП: «Большой и маленький».

НОД по развитию речи (Художественная литература): «Чтение сказки Л. Н. Толстого «Три медведя»

Дидактические игры:

«Сложи игрушки правильно», «Развесь яблочки», «Чья посуда?»

Игровая ситуация «Шарик для большой куколки и для маленькой»

Выступление на родительском собрании, ознакомление с проектом. Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр по закреплению величины предмета.

Консультация: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».

Март

НОД по ФЭМП: «Разложи игрушки правильно».

НОД по художественно-эстетическому развитию

(лепка): «Солнышко».

Дидактические игры: «Определи форму», «Чудесный мешочек», «Заштопай одежду», «Найди свой домик»

Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр по закреплению формы предмета.

Апрель

НОД по познавательному развитию: «Волшебная коробка».

НОД по ФЭМП: «Ёжики»

НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование): «Шарики воздушные, ветерку послушные».

Дидактические игры: «Собери бусы», «Найди гараж для машины», «Собери палочки», «Солнышко в лесу», «Найди пару»

Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр по закреплению цветовой гаммы.

Май

Мониторинг.

Презентация проекта  и дидактических игр на родительском собрании.



Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию: «Кукла Катя и кукла Маша».

(предметный мир: мебель)

Программное содержание: формировать у детей обобщенное понятие: мебель. Дифференцировать большие и маленькие предметы, узнавать их, называть, постепенно вытесняя из активной речи облегченные слова, заменяя их общеупотребительными, развивать координацию движений, воспитывать партнерские взаимоотношения в процессе предметно-игровой деятельности.

Материал: кукла Катя – большая, кукла Маша – маленькая (сестренка Кати). Стол, большой и маленький стулья, большая и маленькая кровати, игрушечная посуда, игрушка-петушок.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает пойти в гости к кукле Кате и подводит детей к ковру, где располагается комната Кати. В центре стоит стол, рядом большой и маленький стульчики, большая и маленькая кроватки, на которых лежат большая и маленькая куклы.

Воспитатель обращает внимание детей на спящих кукол, напоминает, что надо себя вести тихо, чтобы не разбудить их.

Раздается голос петушка: «Кукареку! Кукареку!»

Воспитатель:                                Петушок, петушок!

                                                          Золотой гребешок!

                                                         Что так рано встаешь?

                                                         Куклам спать не даешь?

Петушок;                                     Пора, пора всем вставать.

Воспитатель предлагает детям осторожно, ласково разбудить куклу Катю и куклу Машу.

Воспитатель вместе с детьми будит кукол, рассматривают их, сравнивают по величине, подбирают соответствующую одежду по размеру.

Затем усаживают за стол и предлагают куклам чай, используя предметы по назначению и размеру, читают

русскую народную потешку:

Куклу Машу угощаю,

Предложу я кукле чаю.

Чай я в чашку наливаю.

Пей, Маняша,

Не стесняйся!

Чаем сладким угощайся.

В конце организованной деятельности проводится

подвижная игра «Ну-ка, хлопаем в ладоши»:

Ну-ка, хлопаем в ладоши

Дружно, веселее!                                             (Дети хлопают в ладоши.)

Застучали наши ножки

Громче и быстрее!                                         (Руки на поясе, топают ножками.

НОД по ФЭМП: «Большой и маленький».

(группировка предметов по величине)

Программное содержание: закрепить умение называть и различать размеры предметов: большой, маленький. Побуждать детей соотносить действия со словесными пояснениями, воспитывать наблюдательность и коммуникативность.

Материал: игрушка мишка, две коробки большая и маленькая, кубики большие и маленькие по количеству детей

Ход занятия:

В. Здравствуйте, ребята. Давайте встанем в кружок и поздороваемся друг с другом.

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем.

И занятие начнем.

В. Молодцы, проходите на стульчики.

-Посмотрите, ребята, здесь кто-то есть. Кто это? (медвежонок).

-Да это медвежонок Миша. И он чем то расстроен. Давайте спросим, почему он такой грустный (дети спрашивают).

-Миша рассказал, что играл в кубики, потом пошел позавтракать, а когда вернулся в группу, то не смог их найти. «Они наверно потерялись», - говорит Мишка.

-Ребята, мы поможем медвежонку найти кубики? (поможем)

(Дети и воспитатель выходят в приёмную и находят кубики. Мишка радуется и благодарит ребят).

Проводится дидактическая игра  «Разложи кубики по коробкам» (на ковре).

Перед детьми разложены кубики: большие и маленькие для каждого ребенка. Приготовленные две коробки: большая и маленькая.

-Медвежонок принес две коробки разного размера и просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку

-Посмотрите это какая коробка? (большая)

-А эта коробка, какая? (маленькая)

Посмотрите на кубики. Покажите большой кубик (показывают).  Покажите маленький (показывают)

Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.

-Посмотрите большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку

(дети выполняют задания после объяснения воспитателя)

.-Вот мы и помогли Мишке: большие кубики сложили в большуюкоробку, а маленькие в маленькую коробку. Мишка доволен он улыбается:

-Сколько кубиков в коробках? (много)

-А сколько кубиков у вас? (ни одного).

- Молодцы, вы справились с заданием.

В конце организованной деятельности можно поиграть  в подвижную игру «У медведя во бору».

НОД по ФЭМП: «Разложи игрушки правильно».

(группировка предметов по форме)

Программное содержание: формировать навык группировки предметов по форме, используя простейшие приемы установки тождества и различия объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».

Материал: два подноса, круги и квадраты, разные по величине, одинаковые по цвету. Каждому ребенку дают по пять квадратов и кругов.

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на подносы, где лежат геометрические фигуры, перемешанные. Сообщает, что это котенок Мурр-мур-мяу ночью бегал, все фигуры перепутал, скоро придет кукла Таня, а фигуры перемешаны. Предлагает помочь котенку и разложить их правильно.

Проводится дидактическая игра «Разложи правильно» .Сначала дети раскладывают предметы по форме: все квадраты и все круги.

Далее задание усложняется -  дети работают в рамках одного подноса: наверху кладут все маленькие фигуры, внизу все большие фигуры ( круги или квадраты).

Вопросы к детям:

- Олег, какие у тебя на верху подноса, большие или маленькие круги? (Маленькие.)

- Марина, какие у тебя здесь квадраты, маленькие или большие? (Большие.)

На данном этапе необязательно требовать называть геометрическую фигуру, наша задача отработать у детей навык дифференциации и названия величины: большой, маленький.

В конце можно поиграть в подвижную игру «Найди фигуру». Дети закрывают глаза, воспитатель прячет фигуру, дети находят и называют, кто нашел.

- Я нашел.

НОД по познавательному развитию: «Волшебная коробка».

(предметный мир: дифференциация предметов по цвету)

Программное содержание:

формировать навык соотношения цвета предметов и формы между собой для решения практических задач. Развивать зрительную активность и внимательность. Воспитывать культуру общения со сверстниками.

Материал: «Волшебная коробка», деревянные кубики и резиновые мячики разного цвета (желтые и красные), контрастные по размеру, две игрушечные машины (большая и маленькая), игрушка-мишка.

Ход занятия:

В гости к детям приходит мишка и приносит «Волшебную коробку». Воспитатель предлагает детям узнать: «Что там лежит?» затем открывает коробку и поочередно достает предметы. Дети называют:

- Кубик желтый.

- Мячик красный и т.д.

Затем воспитатель предлагает развести игрушки по местам. Сначала детям предлагают перевезти игрушки на большой машине. Воспитатель кладет один кубик желтый и росит ребенка найти такой же один кубик и положить в машину и т.д. Когда все кубики будут находиться в машине, воспитатель поясняет жестом (разводя руками), как много кубиков, и просит ребенка отвезти кубики в указанное место, где дети помогают выгружать кубики по одному и произносить слова: один кубик желтый и т.д.

Аналогично проводятся действия с красными мячиками, но в маленькой машине.

После этого детям предлагается покатать мячики и кубики, воспитатель поясняет: «Мячик – катится, кубик – не катится».

В конце организованной деятельности проводится подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч!» нас стихи С.Я. Маршака.

Мой веселый звонкий мяч!                                             (Дети прыгают как мячики)

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.                             (По окончании слов стихотворения разбегаются.)

НОД по ФЭМП: «Ёжики»

(группировка предметов по цвету)

Программное содержание: научить детей подбирать предметы, ориентируясь по цвету, по показу и по словесному обозначению.

Материал: Ёж - игрушка, ежи четырёх основных цветов, вырезанных из картона по количеству детей. Бельевые прищепки основных цветов по 4 - 5 штук на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Воспитатель:- Ребята посмотрите, к нам в гости сегодня пришёл Ёжик.

 ( Показывает игрушку – ежа, дети его трогают, здороваются с ним.)

Воспитатель: - Ребятки, а у Ёжика есть колючки. Давайте и мы покажем Ёжику наши колючки.

Проводится пальчиковая гимнастика «Ёж»:

«Я - колючий , серый Ёж -

Длинные иголки,

Но тебя не уколю,

А иголки уберу,

А когда придёт лиса,

Покажу я их тогда».

Воспитатель:- Ёжик, а почему ты такой грустный?

Ёжик: - Я шёл к вам в гости со своими друзьями - ежатами, а они по дороге от меня убежали и  потерялись.

Воспитатель:  - Ребята, давайте поможем найти Ёжику его друзей.

(Дети ходят по группе, ищут ежат, приносят их воспитателю, рассматривают все вместе ежей и  выясняют, какого они цвета.)

Воспитатель: - Скажи мне, Катя, какого цвета у тебя ёжик? (красного)

- А у тебя Маша? (синего)

- А у тебя, Соня? (жёлтого)

 - А у Лёвы? (зелёного)

Воспитатель:- Дети, посмотрите внимательно на маленьких ежей, а у них ведь колючек нет.

Воспитатель: - Ёжик, где же колючки у твоих друзей? А вот они ! Все вместе лежат. Ах, какие озорники наши ёжики! Все колючки перепутали. Давайте поможем ежатам найти свои колючки.

- Алиса, у тебя жёлтый ёжик. Какие колючки ты ему возьмёшь? (жёлтые)

- Правильно, бери и надевай ежу колючки.

- А у тебя, Дима, какой ёжик? (красный).

- Молодец!  Надевай ёжику красные колючки.

- Даша, а ты какие колючки наденешь ёжику? (синие)

- Правильно, ведь ёжик у тебя синего цвета.

-Наташа, какого цвета твой ёж? (зелёный)

- Какие колючки ты ему наденешь? (зелёные)

- Молодцы, ребятки,  все справились. Ёжик, а тебе понравилось играть с ребятами? (да)

- Давайте отнесём наших ежат на коврик, пусть они вместе погуляют. А мы с вами поиграем.

Проводится подвижная игра - пляска:(выполняют движения согласно

тексту)

      « Все захлопали в ладоши

        Громче, веселее.

Застучали наши ножки        

        Громче и быстрее.

        По коленочкам стучали

        Тише - тише - тише.

        Ручки к верху поднимали

        Выше - выше - выше».

Воспитатель: - Молодцы ребята! А теперь давайте проводим наших ежей домой.

НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование):

«Шарики воздушные, ветерку послушные».

Задачи:

Образовательные:

-научить изображать предметы округлой формы одним движением руки;

-продолжать знакомить с основными цветами (желтый, зеленый, синий, красный);

Развивающие:

-развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук; чувство цвета, формы, размера; развивать эстетическое восприятие, речь и мышление.

Технические:

-продолжать формировать умение правильно держать кисть.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к вещам, доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: демонстрационные - воздушные шары, нитки четырех цветов (желтый, красный, синий); раздаточные - кисточки, краски, салфетки, баночки с водой, листы бумаги.

Ход занятия:

Воспитатель сообщает детям, что у него есть для них подарок и просит отгадать загадку:

Я на праздник спешу,

Их за ниточку держу:

Красный, жёлтый, голубой —

Плывут над головой,

Лучше нет для детворы,

Чем воздушные.

- Шары (помогает, если дети затрудняются ответить, показывает шарик).

Шарик не надутый. Дети рассматривают его, выделяют характерные признаки. Воспитатель: «Какого цвета шарик?»

Дети: «Красный»

Воспитатель предлагает надуть шарик.

Дыхательная гимнастика: «Надуваем быстро шарик, он становится большой. (Дети делают дыхательную гимнастику – подносят руки к губам, дуют). Воспитатель надувает шарик, привязывает ниточку такого же цвета. Воспитатель обращает внимание детей на то, как шар увеличился в размере.

Воспитатель предлагает детям поиграть с шариком.

Физминутка: Дети встают в круг, берутся за руки. Взрослый медленно, напевно произносит слова, отступая назад:

-«Раздувайся мой шар!

-Раздувайся большой…»

Все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг. Воспитатель продолжает: - «Оставайся такой и не лопайся… хлоп!»

-«Надуваем еще раз!» - Повторяет слова игры. Шарик любит, когда его подбрасывают вверх и ловят, шарик хочет полежать, шарик умеет прыгать (дети выполняют разнообразные движения).

Воспитатель: - Вам нравится играть с шариком? Но у меня только один шарик, а ребят много. Я хотела принести много шариков, но по дороге они разлетелись. У меня остались только ниточки (показывает нитки трех разных цветов- синий, желтый и красный). Давайте нарисуем много шариков.

- Очень любят малыши

- Краски и карандаши.

- Ими будем рисовать

- Что? Ты сможешь угадать? (шарик)

- Ребята, сегодня мы будем рисовать цветные шары. У вас на листочках нарисованы разноцветные ниточки. Давайте к красной ниточке «привяжем» красный шарик, к синей – синий, к желтой - желтый шарик.

Но сначала приготовим свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Надуваем шар с тобой,

(«шар»)

Он становится большой.

(развести кисти)

Лопнул шар, хоть был хорош,

(сомкнуть кисти)

Стал на тряпочку похож.

(«тряпочка»)

Воспитатель показывает детям, как правильно держать кисть (тремя пальцами, чуть выше железного наконечника, следит, чтобы дети сидели прямо. Сначала дети выполняют круговые движения в воздухе, затем осторожно обмакивают кисточку сначала в воду, затем в краску. Лишнюю краску отжимают о край баночки. Кисточку промывают от краски, вытирают салфеткой.

Воспитатель выставляет все детские рисунки на выставку, проводит анализ детских работ, хвалит детей, при необходимости помогает ребенку, который затрудняется при выполнении задания.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

       Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.

Одной из важнейших особенностей развития детей третьего года жизни является развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого. Речь теперь является для них регулятором поведения. Активная речь, появившаяся на втором году жизни, значительно расширилась как в объёме, так и по содержанию. Активный словарь стал шире.

С развитием речи начинает развитие мышления. Для нас это очень важно, так как обобщённое значение приобретают слова, обозначающие сенсорные качества предметов – цвет, форму, величину, вкус, вес, температура.

     Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

     Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения.

     В три года происходит ускоренное сенсорное развитие. Дети начинают обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действуя с предметами, они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве. Выполняя определённые действия, дети могут следовать словесной инструкции взрослого. Также совершенствуется координация движений руки под контролем глаза – это открывает новые возможности при выборе дидактического материала.

Все линии развития базируются на сенсорной основе, поэтому сенсорный опыт детей значительно расширяется. Дети во второй половине третьего года начинают употреблять слова – названия цвета.

Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твёрдость, форма, вес (лёгкий – тяжёлый, температура (холодный – горячий – тёплый, особенность поверхности (гладкий – шершавый).

     Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный словарь.

Игры с водой («Поздоровайся с водичкой», «Поймай рыбку», «Попади в колечко», «Водичка дырочку найдёт», «Времена года», «Лёд и вода» и т. д.) помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков.

Пальчиковые игры («Сорока – белобока», «Семья», «Пальчики здороваются», «Идёт коза рогатая», «На поляне дом стоит», «Замок» и т. д.) помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи.

Упражнения на нанизывание («Собери пирамидку (матрёшку) », «Собери бусы», «Светит солнышко» и т. д.) с их помощью у детей развивается умение самостоятельно чем - то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др.

Игры на выкладывание (пазлы, кубики – картинки) развивают щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствует движение «рука – глаз», развивают воображение; обогащают словарный запас; совершенствуется зрительное восприятие.

В настоящее время достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры) .

Эти игры выполняют следующие функции:

развивают мелкую моторику рук;

развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, слева, справа;

формируют навыки шнуровки;

способствуют развитию речи;

развивают творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательному развитию для детей 1 младшей группы «Волшебный мир сенсорики»

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запа...

Проект по познавательному развитию для детей 1 младшей группы «Волшебный мир сенсорики»

Тип проекта: познавательный;Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель, родители.Этапы реализации: долгосрочный, ноябрь  - январь...

Информационная карта проекта "Волшебный мир сенсорики"

Информационная карта проекта "Волшебный мир сенсорики"...

Проект "Волшебный мир сенсорики"

Проект «Волшебный мир сенсорики»Воспитатель: Козырева Ольга Владимировна«Ребенок должен играть, дажекогда делает серьезное дело.Вся его жизнь - это игра»А.С.МакаренкоСрок реали...

Детско-родительский проект для детей второй группы раннего возраста на тему: «Волшебный мир сенсорики»

Детско - родительский проект во второй группе раннего возраста "Волшебный мир сенсорики"....

Педагогический проект по познавательному развитию для детей младшей группы «Волшебный мир сенсорики»

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так да...

Педагогический проект по познавательному развитию для детей младшей группы «Волшебный мир сенсорики»

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так да...