Главные вкладки

    Информационная карта проекта "Волшебный мир сенсорики"
    проект (младшая группа)

    Тестова Ирина Викторовна

    Информационная карта проекта "Волшебный мир сенсорики"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

    Название: «Волшебный мир сенсорики».

    Авторы: воспитатель Тестова И.В.

    Заказчик проекта:

    Сроки работы: март, апрель  2021 г.

    Общие сведения о проекте:

    Тип проекта

    Информационно-практико-ориентированный

    Место реализации

     

    По продолжительности

    краткосрочный

    По форме реализации

    групповой

    Участники проекта

    дети 2 младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы.

    Возраст детей

    2-4 года

    Объект исследования

    предметная деятельность детей с объектами ближайшего окружения

    Предмет исследования

    совокупность методов, приемов и средств, направленных на повышение сенсорной культуры детей в процессе предметной деятельности с объектами ближайшего окружения.

    Актуальность проекта.

    Введение инновационных проектов помогает воспитывать детей в духе времени. Изменившийся мир требует другого сознания, и поэтому нужен новый подход к оказанию социальных услуг в области образования и развивающей среде. Необычность наглядно-дидактического материала, изготовленного совместно с родителями, привлекает детей, которые с удовольствием используют эти пособия. От уровня сенсорного развития в дошкольном возрасте зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. И если ребенку, испытывающему трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развивать познавательные способности в раннем детстве, то при переходе его в школу, он столкнется с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала. Учитывая то, что познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств,  считаю, что песочная терапия – один из эффективных инновационных методов их развития.

         Сенсорное развитие ребёнка –это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

        Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, памяти, внимания и др.

    Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

     Цели проекта: 

     -способствовать формированию у дошкольников сенсорных способностей посредством использования нетрадиционных техник.

      Задачи:

    Образовательные:

      -подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;

     -обогащать знания детей способам обследования предметов;

      - богатить предметно-развивающую среду дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.

    Воспитательные:

    - воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность;

    Развивающие: - развивать инновационную направленность в работе с родителями воспитанников;

    - развивать мелкую моторику рук;

    - развивать у детей интерес и желание играть в дидактические игры, соблюдая правила и ход игры.

    Особенности сенсорного воспитания детей третьего года жизни.

               Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.

                Характер ориентировочных действий ребенка изменяется, когда он начинает использовать мерку для выделения необходимого соотношения предметов по признаку. Например, меркой становится самое маленькое кольцо пирамидки, с которым ребенок сравнивает все остальные. Такое сравнение первоначально требует от малыша развернутых ориентировочных действий. Так, он прикладывает все кольца пирамидки к мерке и устанавливает их соотношение по величине. Постепенно сопоставление свойств предметов с меркой начинает протекать на основе зрения без практических действий.

                 На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов, например треугольные объекты с крышей, красные с помидором. Таким образом, меняется действие с меркой и ее содержание. Ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нем.

                Освоение новых ориентировочных действий позволяет ребенку выполнять задания, предполагающие выбор по образцу, который выступает при этом меркой. Такое задание является более сложным для ребенка, чем простое узнавание, потому что он понимает, что существуют предметы, имеющие одинаковые свойства. Выбор по образцу затрудняется, если предложить малышу много разнородных или имеющих сложную форму, много частей и разнообразно раскрашенных предметов. Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по ветчине и лишь затем по цвету. То есть новые действия восприятия осваиваются, прежде всего, в отношении более знакомых и более важных с точки зрения практической деятельности признаков.

                Освоение новых ориентировочных действии приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребенком с точки зрения разных присущих ему свойств. Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т.п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.

    Слова, обозначающие признаки предметов, дети раннего возраста усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности. Ведь для названия признака надо отвлечься от самого важного в предмете - его функции, выраженной в названии предмета.            Важно, как установили Л.А. Венгер, Э.И. Пилюгина, чтобы ребенок умел подбирать предметы по слову взрослого, фиксирующего определенный признак, и мог учитывать свойства объектов в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребенка сформировались некоторые представления о свойствах предметов. Это создает основу для усвоения в более старшем возрасте сенсорных эталонов.

                 Таким образом, у ребёнка на третьем году жизни появляется стремление более чётко следовать образцу, который задан взрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического материала с удовольствием рассматривает его, слушает пояснения взрослого, понимает, что от него хотят, и только потом начинает действовать, следуя инструкции взрослого. 
                   Более свершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом.

    На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными.
                 Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению - вслед за взрослым - слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению.

    Использование дидактической игры в сенсорном  развитии

    В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов.

    На занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществит всех задач сенсорного воспитания. И поэтому роль дидактических игр остается очень важной в процессе сенсорного воспитания дошкольника. В одних случаях дидактические игры могут выступать своеобразной игровой формой занятия и проводиться со всеми детьми организованно в часы занятий; в других – могут использоваться в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

    Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

    Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями.

    Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом.

    Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность опирается на осознание ребенком этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.

    В дидактической игре выделена определенная структура: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия. Игра, используемая для обучения, содержит обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме; это достигается определенными игровыми действиями.

    В каждой дидактической игре должно быть предоставлено развернутое игровое действие. Дидактическая игра становиться игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др.

    Мотивом выполнения дидактической задачи становится естественное для дошкольника стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.

    В.М. Букатов говорит, что дидактическая игра будет интересна детям до тех пор, пока в ней есть какая-то тайна, загадка, неизвестность. По его мнению, дидактическая игра быстро устаревает, если детям становятся понятны дидактические задачи.

    Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. Правила направляют игру по заданному пути, соединяют игровые и дидактические задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей.

    В практике работы нередко происходит смешение понятий «игра» и «игровое упражнение» и часто именно игровые упражнения педагогами необоснованно именуются играми. Преимущественное применение игровых упражнений нередко приводит к быстрому угасанию интереса детей к предлагаемой взрослым деятельности. Н.А. Короткова и Н.Я. Михайленко выделяют следующие компоненты игры с правилами: игровые действия (что необходимо делать каждому участнику игры); игровые правила, обязательные для выполнения всеми участниками (как надо действовать в игре); выигрыш (как сопоставление результатов играющих). Если в предлагаемой педагогом деятельности отсутствуют соревновательный компонент и выигрыш, как способ фиксации первенства играющих, можно смело называть ее игровым упражнением. Поэтому чтобы игра не становилась игровым упражнением, необходимо ввести в игровые действия соревновательный компонент.

    Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному, а главное сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста.

    В педагогической литературе встречается несколько классификаций дидактических игр: по игровому действию и правилам, по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, организации и взаимоотношениям детей, по роли взрослого.

    Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

    В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

    Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

    Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.

    Исходя из опыта сенсорного воспитания можно выделить следующие виды дидактических игр по игровому действию:

    - Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.п.

    - Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

    - Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

    - Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.

    - Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.

    - Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

           Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил и дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, но то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание - основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.

                 В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей. Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению во время занятия по ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что при руководстве  дидактическими играми воспитатель должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.

    Регулярно проводится контроль за состоянием сенсорного развития детей:

    1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.

    2-й уровень: целенаправленные пробы.

    3-й уровень: безошибочно подбирает детали.

             Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр игрушек особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколение в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений.         Формирование представлений о цвете, форме  (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки).

    Виды дидактических игр:

    Игры - забавы.

    Настольно - печатные.

    Словесные.

    Музыкальные.

    Обязательным элементом дидактическим игр является:

    Отражение учебного материала.

    Выделение игровых задач.

    Наличие правил.

    Действия играющих.

    Подведение итогов игры.

    Классификация игр:

    1. Игры, возникающие по инициативе детей – самостоятельные, режиссерские.

    2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших детей - организованные игры.

    3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа - народные.

    Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

    Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.

     

    Перспективно – тематический план по развитию сенсорных эталонов

     во второй группе раннего возраста:

    Дидактическая игра

    Цель

    Сроки

    1

    Нанизывание  больших  и маленьких колец  на  стержень.

    учить выполнять простейшую последовательность действий с предметами, ориентируясь на их форму и чередуя заданным образом. Развивать воображение, память, образное мышление.

    Март 1 неделя

    2

    «Собери матрешку»

    продолжать учить соотнесению предметов по величине, развивать более тонкое зрительное восприятие. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком. Совершенствовать  тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

    3

    «Забавные лодочки».

    Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.

    Март 2 неделя

    4

    Нанизывание колец, убывающих по величине

    Упражнять в упорядочении предметов по убыванию (от большего к меньшего), активизировать понятия «меньше», «больше» в речи.

    5

    «Прятки»

    Учить «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).

    6

    «Подбери фигуру»

    Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать предметы по образцу. Закреплять навыки обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

    Март 3 неделя

    7

    «Чудесный мешочек»

    развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка, учить называть их, подбирать по тождественным признакам.

    8

    Выбор однородных предметов по цвету из четырёх предложенных

    Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных.

    Март 4 неделя

    9

    «Спрячь листок»

    учить устанавливать связь между цветами, развивать внимание.

    10

    Сделаем кукле бусы

    Учить выбирать предметы определённого цвета по показу, а затем по словесной инструкции. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев при нанизывании шариков на нитку. Закреплять умение узнавать и называть цвета.

    11

    Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята»

    фиксировать внимание детей на том, что величина, форма, цвет могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца.

    Апрель 1 неделя

    12

    Рисование красками на тему «Одуванчики и жуки на лугу»

    закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов.

    13

    «Разложи яички в свои домики»

    формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета; учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

    Апрель 2 неделя

    14

    Нанизывание больших и маленьких бус

    Закрепить умение чередовать предметы по размеру.

    15

    «Самая длинная, самая короткая»

    предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам.

    16

    Рисование красками на тему «Огоньки ночью»

    закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов.

    Апрель 3 неделя

    17

    «Овощной магазин».

    Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.

    19

    «Большие и маленькие мячики».

    Учить различать цвет и величину (большой – маленький);развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

    Ожидаемые результаты.

    Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру;

    Ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;

    Ориентироваться в трех и более контрастных величинах;

    Собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;

    Соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);

    Составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;

    Различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);

    Ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник);

    Сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;

    Развивать исследовательские действия предметов на ощупь;

    Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.

           Изучив научно- методическую литературу мы видим, что именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.).

               Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Фридрих Вильгельм Август.Фребель, Мария Монтессори, Жан Овидий Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Елизавета Ивановна Тихеева, Н. П. Саккули Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

               В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.

    Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

    -является основой для интеллектуального развития;

    -упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

    -развивает наблюдательность;

    -позитивно влияет на эстетическое чувство;

    -является основой для развития воображения;

    -развивает внимание;

    -дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

    -обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

    -влияет на расширение словарного запаса ребенка;

    -влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

        В ходе реализации инновационного проекта по сенсорному воспитанию  у детей существенно усилилось желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Более гармонично и интенсивно стали развиваться все познавательные процессы.

             

     Список литературы:

    1.Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника //И.Антонова,А.Г.Арушанова и др.2-е изд.испр.и доп.-М., 2001.

    2.Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов., - 2 - е изд., дораб./ А.К.Бондаренко, - М., Просвещение, 1991.

    3.Занятие аппликацией в детском саду. Учебное пособие для воспитателей и родителей/З.А.Богатеева, - М., Просвещение, 1988.

    4.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн.для воспитателя дет.сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина/ Под ред.Л.А.Венгера, -М., Просвещение, 1989.

    5.Воспитание детей во второй младщей группе детского сада / В.В.Гербова, Р.А.Иванкова,Р.Г.Казакова / Составитель Г.М.Лямишев, - М., « Просвещение», 1981.

    7.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений .

    Учеб.пособие для студ.пед.вузов и колледжей/ Под ред.Т.И.Ерофеевой, -М.,

    Издательский центр « Академия», 1999.

    8.Дошкольная педагогика.Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/

    С.А.Козлова, Т.А.Куликова., - М., Издательский центр « Академия «., 1998.

    9.Костюк М.Гармоническая атмосфера Монтессори // Дошкольное воспитание .- 2000.- №11.- С.47- 48.

    10. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Учеб.пособие для учащихся пед.училищпо специальности 03.18»Дошкольное воспитание» / Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др./ Под ред. Т.С.Комарова/ 3-е изд. дораб. - М., Просвещение.

    11.Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори-группе// Дошкольное воспитание.- 2000.- №11.- С.47- 48.

    12.Дошкольная педагогика. Сод.коммун.воспитание в детском саду.

    Учеб.воспитание в дет.саду. Учеб.пособие для студентов пед.ин-ов

    По спец.»Дошкольная педагогика и психология»/ Под ред.В.И.Логиновой,

    П.Г.Саморуковой, - М., Просвещение, 1938.

    13.Конструирование. Пособие для воспитателя детского сада/ З.В.Лиштван, - М., Просвещение, 1981.

    14.Сенсорное воспитание в детском саду. Метод.указание./ Под ред.

    Н.Н.Поддьяковой и А.П.Сакулиной, - М., Просвещение, 1969.

    15.Прокопович О.Цвет как средство выразительности детского рисунка//

    Дошкольное воспитание .- 2001.- № 6.- С.22.

    16.Ольга Простатина. Мама, папа, я - дружная семья ?/ Добрые советы, 2005, Издательский дом «Бурда», - С. 106 -107.

    17.Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО « Учебная литература», 1996.

    18.Сорокина М.Г.СистемаМ.Монтессори . Теория и практика. Учеб пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.- М., Издательский центр

    « Академия «, 2003.

    19.Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред.Ф.С.Со-

    хиной, Н.Н.Поддьяковой, - М., Просвещение, 1984.

    20.Урнатаева Г. Е.И.Тихеева. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности // Дошкольное воспитание.2002.- № 10.- С.90-93.

    21.Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей / Сост.предисловиеЛ.В.Волубцева, - М., Издательский дом «Карапуз», 2001.

    23. Игры - занятия с малышами./ А.Н.Фролова, - К., Рад.школа, 1987.

    24.Способности ваших детей. Пособие для родителей и воспитателей / Н.П.Линькова, Е.А. Шумилин, - М., Просвещение.1969.

     Приложения.

     Приложение 1

    Дидактические игры для работы с детьми раннего возраста по формированию у них представлений о цвете

    «Собери лепесточки».

    Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.

    Материал: Карточки, на которых изображены стебельки с листочками, разноцветные лепесточки.

    Ход игры: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как можно на рисунок наложить лепесточки одного цвета вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки. Красивые цветочки! А теперь вложите разноцветные серединки.

     «Собери цветик-семицветик».

    Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.

    Материал: Карточки, на которых изображены стебельки с листочками, разноцветные лепесточки.

    Ход игры: дать ребенку лепесточки разного цвета и предложить на рисунок наложить лепесточки разного цвета вокруг серединки цветка.

     

     «Воздушные шары»

    Цель: Развивать у детей внимание, умение группировать разнородные предметы по цвету, закреплять знание основных цветов.

    Оборудование: Узкие полоски картона (15*0,5см) четырех цветов. Круги таких же цветов (диаметр 10 см). Это ниточки и шарики.

    Ход игры.

    Педагог сообщает детям, что у него есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов.

    Педагог показывает ребенку шарик и говорит: «Какого цвета шарик?» (Красный) Найди такого же цвета ниточку.( Ребенок подбирает ниточку такого же цвета).Какого цвета шарик? (Красный) Какого цвета ниточка? (Красная) То же проделывает и с другими цветами.

    Затем размещает на равном расстоянии вертикально полоски , называя их цвета. Предлагает детям привязать к каждой ниточке по шарику такого же цвета. Дети «привязывают» шарики, называя цвет каждого.

    Далее детям предлагают шарики и ниточки привязать самостоятельно.


    «Подбери фигуру» 

    Цель: Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать предметы по образцу. Закреплять навыки обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

    Оборудование: Карточки с вырезанными контурами геометрических фигур, геометрические фигуры такого же цвета и размера.

    Ход игры.

    Детям раздают карты с вырезанными контурами фигуры.

    Педагог берет любую фигуру, обводит ее пальцем и спрашивает: «Как называется фигура? Какая она по форме? Какого она цвета? У кого есть такая фигура? Далее берет следующую фигуру и так продолжает показывать все фигуры, пока дети не закроют все окошечки. Дети выкладывают фигуры в вырезанные контуры.

    Приложение 2

    Открытый показ занятия для родителей

    «Спрячь мышку»

    Программное содержание: Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета.

    Материал:

    Демонстрационный: листы бумаги 6 цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышь (Мышкин домик, квадраты тех же шести цветов – дверцы, игрушка - Кошка.

    Раздаточный: такой же меньшего размера по 3 домика и 6 дверец на каждого ребёнка.

    Ход .

    Воспитатель: Ребята, обратите внимание друг у друга на одежду. Какие вы все красивые, нарядные.

    Какого цвета у Насти платье? У кого красные носки? Есть ли на чьей-нибудь одежде желтый цвет? Кто найдёт фиолетовый цвет на платье у Полины? Зелёная футболка у Саши или Кираилла? Какого цвета шорты у Андрея?

    Именно из-за этих ярких цветов одежда у нас выглядит красивее и наряднее.

    Сегодня я хочу предложить вам очень интересную игру. Посмотрите, что я разложила на столе? (Разноцветные карточки)

    Кто там живёт? (Мышки) .

    Мышки похожи между собой? (Одинаковые) .

    А домики у них тоже одинаковые?

    Чем они отличаются? (Цветом) .

    (Воспитатель показывает демонстрационные карточки) .

    Воспитатель: Вика, выбери домик такого же цвета, как твоё платье. (Красный) .

    У кого на одежде есть зелёный цвет, как этот дом?

    Есть ли здесь фиолетовый домик как у Кристины банты?

    Выбери, Полина, оранжевый домик, как твои носки.

    Чья рубашка подходит к зелёному домику?

    На чьей одежде есть цвет как этот синий домик?

    К каждому домику есть окошко (дети вместе с воспитателем подбирают окошки по цвету к каждому домику, точно такого же цвета, как и домик. Когда закрываем окошки точно по цвету, то никто и не догадается, что там живут мышки. Удобно они устроились, им и весело от того.

    Ой, кто идёт?

    «Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки» Кто это?

    Да, услышав разговор про мышек, кот тут как тут (воспитатель достаёт игрушку кота, прибежал на охоту за мышками. Как хорошо, что мы все окошки закрыли по цвету, спрятали мышек. (Кот обходит все домики и уходит спать) .

    Воспитатель: Почему он не нашёл мышек?

    А если бы к красному домику выбрали зелёное окошко или синему домику жёлтое окошко? (Кот бы догадался, что там живёт мышка) .

    Значит, можно ли перепутать окошки к домикам?

    Как правильно надо сделать? (По цвету)

    Воспитатель подводит детей к другому столу с раздаточным материалом.

    Воспитатель: Сейчас проснётся кот, замяучит, и мы постараемся закрыть все окошки строго по цвету, не позволим коту обидеть мышек.

    На сигнал «Мяу» дети выбирают окошки, кот обходит, проверяет окошки, проходит мимо правильно выполненного задания, останавливается, где есть ошибки.

    Допускается детям исправлять ошибки друг другу. Кот уходит спать, дети выпускают мышек на прогулку. Игра повторяется 3-4 раза. Затем кот усталый уходит совсем. Мышки благодарят детей за заботу и прощаются.

    Примечание: Во время повторной игры дети называют домики по цветам.



    Приложение 3

    Консультация для родителей малышей:

    «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

    Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

    Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств.

    Сенсорное воспитание не имеет в педагогическом процессе ограничения в смысле времени и места, потому что его задачи решаются во всех видах деятельности ребенка, постоянно. И не только в детском саду, но и дома. Ведь, если говорить о раннем возрасте, то в нем сенсорное воспитание, по-прежнему, остается преобладающим.

    Почему же в таком случае нельзя ограничиться только занятиями и обучением в детском саду?

    Прежде всего, потому, что занятия в течение дня занимают очень небольшую часть времени. Кроме того, задачи сенсорного воспитания составляют на них только часть из тех, которые предусмотрены программным содержанием занятия, а значит, время, которое ребенок использует для обследования предметов, ограничено. Круг предметов, обследуемых на занятии, по сравнению с другими формами организации детской деятельности, тоже весьма ограничен. В детском саду воспитатель направляет внимание ребенка только на те свойства, освоение которых предусмотрено программным содержанием, поскольку от этого зависит получение им конкретного результата в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации и т. д.). К тому же на занятии не всегда есть возможность дать ребенку нужный предмет для обследования всеми возможными анализаторами (например, если есть только демонстрационный образец).

    Из всего вышесказанного следует педагогический вывод: задачи сенсорного воспитания должны решаться и вне занятий, во всех видах детской деятельности, поскольку каждая из них имеет для этого большие возможности, а также родителями дома и вне детского сада.

    Особую роль в сенсорном воспитании имеют упражнения. В них ребенок закрепляет свои знания, совершенствует умения использовать эти знания при решении различных задач. Сейчас много литературы по этому вопросу. Как обследовательские действия и эталоны, так и дидактические игры можно классифицировать по разным признакам: по задачам, по видам восприятия, по возрасту детей и т. д. Аналогичным образом можно рассмотреть и выявить возможности сенсорного развития детей на прогулках, в предметно-практической деятельности и т. д.

    В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

    На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна — необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве.

    Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

    На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник. В практике дошкольного воспитания еще встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый.

    Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же».

    Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами).

    Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом.

    В конечном счете, дети начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины, цвета или формы.

    Более сложными становятся и движения рук детей. Если раньше ребенок просто раскладывал предметы или размещал довольно крупные вкладыши в соответствующих гнездах, то теперь, чтобы «посадить» в маленькое отверстие грибок, необходимы тонкие движения руки под контролем зрения и осязания.

    Из всего вышесказанного родителям необходимо запомнить, что вначале происходит ознакомление детей с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

    Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра.

    Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, неваляшки, разборные шары, вкладыши, пирамидки, матрешки и многие другие. Детей привлекает красочность этих игрушек, забавность действия с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями. И все это своеобразное обучение элементарным умениям и навыкам осуществляется в игровых формах, увлекательных и доступных ребенку.

    Для обучения через игру созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

    Очень важно создать дома благоприятные условия для организации такой игры, потому что в ней развивается интеллект детей.

    Для этого необходимо создать такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и желанным, чтобы он не был «зажат», а мог свободно проявлять свои стремления и интересы; предоставлять малышу свободу для игры, поощрять самостоятельность и любознательность; постоянно использовать в речи взрослых слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество.

    Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности. Дидактические игры и занятия необходимы для умственного развития маленьких детей. Во время занятий у ребенка воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый.

    Дидактические игры и упражнения могут применяться в качестве получения знаний по сенсорике, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях в детском саду знаний и умений малышей.

    Необходимо всегда ставить перед собой задачу учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное, формировать у малышей представление о сенсорных эталонах.

    И еще - постоянно используйте в общении с малышами стихи, пословицы, шутки, прибаутки. И старайтесь произносить их задорно, чтобы детям всегда хотелось повторять текст за вами.

    В заключение следует еще раз отметить, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

    С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное сенсорное развитие детей раннего возраста.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационная карта педагога

    Карта очень удобна в работе, она экономит время, информация на педагогов есть и в электронном виде, поэтому информацию легко корректировать, например к новому учебному году....

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО САДА

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА  ВЫПУСКНИКА...

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА...

    Информационная карта проекта "Занимательная сенсорика"

    Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...