ФГОС в детском саду
учебно-методический материал

Реховская Татьяна Валерьевна
       С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
        В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.
    Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.
    Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента:

1. Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.

2. Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.

3. Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.
    Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их знаний, умений и навыков требованиям государственного стандарта образования.
Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Как влияет принятие новых стандартов на деятельность ДОУ?
Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.
    Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.
    Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.
Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой образовательной модели. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.


ФГОС дошкольного образования на практике
 
    Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Каждое ДОУ будет самостоятельно разрабатывать свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования. В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы, которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре.
    Новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальное использование инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Слайд 2

Основная цель позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства Задачи социально-коммуникативного развития в федеральном государственном образовательном стандарте ДО Усвоение норм и ценностей, приня-тых в обществе, включая моральные и нравственные ценности Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленно-сти и саморегуля-ции собственных действий Развитие социаль-ного и эмоциональ-ного интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе 2

Слайд 3

Основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей Трудовое воспитание Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста 3

Слайд 4

Развитие сюжетно-ролевой игры

Слайд 5

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой ) Игры, возникающие по инициативе детей Игры-экспериментирования Игры с природными объектами Игры с игрушками Игры с животными Сюжетные самодеятельные игры Сюжетно– отобразительные Сюжетно-ролевые Режиссерские Театрализованные Игры, возникающие по инициативе взрослого Обучающие игры Сюжетно-дидактические Подвижные Музыкально-дидактические Учебные Досуговые игры Интеллектуальные Игры-забавы, развлечения Театрализованные Празднично-карнавальные Компьютерные Народные игры Обрядовые игры Семейные Сезонные Культовые Тренинговые игры Интеллектуальные Сенсомоторные Адаптивные Досуговые игры Игрища Тихие игры Игры-забавы 5

Слайд 6

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста Сюжетная самодеятельная игра как деятельность предъявляет к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований: Действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления Наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно, она способствует формированию у ребенка способности определенным образом в них ориентироваться Необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми 6

Слайд 7

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста Метод руководства сюжетно-ролевой игрой Н.Я. Михайленко и Н.А Коротковой Третий принцип: на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам Первый принцип: для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними Второй принцип: на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры 7

Слайд 8

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста Комплексный метод руководства игрой Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новоселовой 4. Активизация проблемного общения взрослого с детьми 3. Развивающая предметно-игровая среда 2. Передача игровой культуры ребенку (обучающие игры, досуговые игры, народные игры) 1. Обогащение детей знаниями и опытом дея-тельности ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ИГР ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИГРЫ 8

Слайд 9

Патриотическое воспитание

Слайд 10

Компоненты патриотического воспитания Содержательный (представления ребенка об окружающем мире) О культуре народа, его традициях, творчестве О природе родного края и страны и деятельности человека в природе Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг) Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру) Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому Интерес к жизни родного города и страны Гордость за достижения своей страны Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому Восхищение народным творчеством Любовь к родной природе, к родному языку Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности Труд Игра Продуктивная деятельность Музыкальная деятельность Познавательная деятельность 10

Слайд 11

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

Слайд 12

Цели формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) Основные задачи обучения дошкольников ОБЖ . . Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения “Опасно - не опасно” Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным (ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки) Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения 12

Слайд 13

Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения Основные направления работы по ОБЖ Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения 13

Слайд 14

Развитие трудовой деятельности

Слайд 15

ВИДЫ ТРУДА Навыки культуры быта (труд по самообслуживанию) Труд в природе Ручной труд (мотивация – сделать приятное взрослому, другу-ровеснику, младшему ребенку) Ознакомление с трудом взрослых Хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность) 15

Слайд 16

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Поручения: Простые и сложные Эпизодические и длительные Коллективные и индивидуальные Коллективный труд (не более 35-40 минут) Дежурство (не более 20 минут) Формирование общественно- значимого мотива Нравственный, этический аспект 16

Слайд 17

Типы организации труда детей Индивиду альный труд Ц - - Р Труд рядом Ц - - Р Ц - - Р Ц - - Р Ц - - Р Общий труд Ц Р Совместный труд Ц - - Р Коллективный труд Ц – цель труда, Р – его результат - ребенок, участник труда - 17

Слайд 18

18


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная область «Речевое развитие»

Слайд 2

Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования Овладение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Основная цель Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа 2

Слайд 3

Цель Задачи Принципы развития речи Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития Принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи Принцип развития языкового чутья Принцип формирования элементарного осознания явлений языка Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи Принцип обогащения мотивации речевой деятельности Принцип обеспечения активной языковой практики 3

Слайд 4

Основные направления работы по развитию речи детей в дошкольной организации 1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение 2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения 3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам. падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование 4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание ) 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову 4

Слайд 5

Принципы Методы развития речи Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам) Словесные: Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Обобщающая беседа Рассказывание без опоры на наглядный материал Практические: Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры Цель Задачи 5

Слайд 6

Средства развития речи Общение взрослых и детей Культурная языковая среда Обучение родной речи на занятиях Художественная литература Изобразительное искусство, музыка, театр Занятия по другим разделам программы Принципы Цель Задачи Методы 6

Слайд 7

7 ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ И ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СЛОВУ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг) цель Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте Развитие литературной речи задачи Чтение литературного произведения Рассказ литературного произведения Беседа о прочитанном произведении Обсуждение литературного произведения Инсценирование литературного произведения Театрализованная игра формы Игра на основе сюжета литературного произведения Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного Сочинение по мотивам прочитанного Ситуативная беседа по мотивам прочитанного

Слайд 8

Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др. Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения 8


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная область «Познавательное развитие»

Слайд 2

Основная цель развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие Задачи познавательного развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания Р азвитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов 2

Слайд 3

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ОРИЕНТАЦИИ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОПРОСЫ ДЕТЕЙ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИКИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ, СИМВОЛОВ, ЗНАКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 3

Слайд 4

4 Построение образовательной деятельности в зоне ближайшего развития ребенка УАР ЗБР «Зона ближайшего развития» (ЗБР) обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью «Уровень актуального развития» (УАР) характеризуется тем, какие задания ребенок может выполнить вполне самостоятельно обученность воспитанность развитость обучаемость воспитуемость развиваемость

Слайд 5

Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста Организация речевого общения детей , обеспечивающая самостоя-тельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности Организация обучения детей , предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками Организация разнообразных форм взаимодействия : “педагог - дети”, “ дети - дети ” Обеспечение использования собственных, в том числе “ручных”, действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания Использование разнообразного дидактического наглядного материала , способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами 5

Слайд 6

Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста Психологическая перестройка позиции педагога на личностно - ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности Позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чув-ственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя - организация ситуаций для позна-ния детьми отношений между предметами , когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах Фиксация успеха , достигнутого ребенком, его аргументация создает положи-тельный эмоцио-нальный фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса Организация речевого общения детей Организация обучения детей Организация разнообразных форм взаимодействия 6

Слайд 7

7 РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира Традиционные направления РЭМП в ДОУ Количество и счет Величина Форма Число и цифра Ориентировка во времени Ориентировка в пространстве Развивающие задачи РЭМП Формировать представление о числе Формировать геометрические представления Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях) Развивать сенсорные возможности Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных величин Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин) Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии – предпосылки творческого продуктивного мышления

Слайд 8

8 Формы работы по развитию элементарных математических представлений Обучение в повседневных бытовых ситуациях (МлДВ) Демонстрационные опыты (МлДВ) Сенсорные праздники на основе народного календаря (МлДВ) Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления (средняя и старшая группы) Коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы) Самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы) Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми) Свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики (МлДВ) Принципы организации работы по развитию элементарных математических представлений Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма» Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Слайд 9

Детское экспериментирование Экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников Опыты Наблюдения – целенаправленный процесс, в результате которого ребенок должен сам получать знания Поисковая деятельность как нахождение способа действия Демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью) Кратковременные и долгосрочные Опыт-доказательство и опыт-исследование 9

Слайд 10

РЕБЕНОК И МИР ПРИРОДЫ 10 Общий дом природы Содержание образования Неживая природа Живая природа Почва Вода Воздух Животные Человек Законы общего дома природы: Все живые организмы имеют равное право на жизнь В природе всё взаимосвязано В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое Грибы Растения

Слайд 11

РЕБЕНОК И МИР ПРИРОДЫ Методы ознакомления дошкольников с природой Наглядные Практические Словесные Наблю - дения Рассматри-вание картин, демонстрация фильмов Кратковременные Длительные Определение состояния предмета по отдельным признакам Восстановление картины целого по отдельным признакам Игра Труд в природе Дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные игровые упражнения и игры-занятия Подвижные игры Творческие игры (в т.ч. строительные) Индивидуаль ные поруче- ния Коллектив- ный труд Рассказ Беседа Чтение Элемен-тарные опыты 11

Слайд 12

Система формирования отношения ребёнка к природе родного края Природа родного края Истоки отношения к природе Традиции и культура народа Малая Родина Семья Ребенок Педагог 12

Слайд 13

Сформировать у ребенка представление о себе как о представителе человеческого рода На основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважением к людям Сформировать у ребенка представление о представление о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях; о разнообразной деятельности людей Задачи ознакомления дошкольников с социальным миром Знания должны нести информацию (информативность знаний) Знания должны побуждать к деятельности, поступкам (побудительность) Знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения ( эмоциогенность знаний) Триединая функция знаний о социальном мире Познавательные эвристические беседы Чтение художественной литературы Изобразительная и конструктивная деятельность Экспериментирование и опыты Музыка Игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные) Наблюдения Трудовая деятельность Праздники и развлечения Индивидуальные беседы Формы организации образовательной деятельности 13

Слайд 14

Методы, повышающие познавательную активность Методы, вызывающие эмоциональную активность Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности Методы Коррекции и уточнения детских представлений Элементарный анализ Сравнение по контрасту и подобию, сходству Группировка и классификация Моделирование и конструирование Ответы на вопросы детей Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы Воображаемая ситуация Придумывание сказок Игры- драматизации Сюрпризные моменты и элементы новизны Юмор и шутка Сочетание разнообразных средств на одном занятии Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности Перспективное планирование Перспектива, направленная на последующую деятельность Беседа Повторение Наблюдение Экспериментиро вание Создание проблемных ситуаций Беседа МЕТОДЫ , ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ПЕДАГОГУ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО ПРОВОДИТЬ РАБОТУ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ 14


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Слайд 2

Задачи образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы Становление эстетического отношения к окружающему миру Формирование элементарных представлений о видах искусства Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) 2 Образовательные области

Слайд 3

Эстетическое восприятие мира природы Эстетическое восприятие социального мира Художественное восприятие произведений искусства Художественно-изобразительная деятельность Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя Дать детям представление о том, что все люди трудятся Воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру Формировать интерес к окружающим предметам Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета Различать эмоциональное состояние людей. Воспитывать чувство симпатии к другим детям Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства Дать элементарные представления об архитектуре Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа Развивать воображение, творческие способности Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем) Знакомить с разнообразием изобразительных материалов Задачи художественно-эстетического развития в младшем дошкольном возрасте 3

Слайд 4

Эстетическое восприятие мира природы Эстетическое восприятие социального мира Художественное восприятие произведений искусства Художественно-изобразительная деятельность Развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе, основы экологической культуры Подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли животного, растения, передавать его облик, характер, настроение Дать детям представление о труде взрослых, о профессиях Воспитывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо других людей Воспитывать предметное отношение к предметам рукотворного мира Формировать знания о Родине, Москве Знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих предметов Учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение Знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире Развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения, поступки Развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т.д. Развивать представления детей об архитектуре Формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма Знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи Содействовать эмоциональному общению Развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной деятельности Развивать эстетические чувства Учить создавать художественный образ Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать Учить изображать себя в общении с близкими, животными, растениями, отражать общественные события Развивать художественное творчество детей Учить передавать животных, человека в движении Учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные материалы Задачи художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте 4

Слайд 5

Детское конструирование Творческое Техническое Создание замысла Воплощение замысла Виды детского конструирования Из строительного материала Практическое и компьютерное Из деталей конструкторов Из бумаги Из природного материала Из крупно-габаритных модулей 5

Слайд 6

Детское конструирование Формы организации обучения конструированию Конструирование по модели Конструирование по условиям Конструирование по чертежам и схемам Конструирование по замыслу Конструирование по теме Каркасное конструирование Конструирование по образцу Взаимосвязь конструирования и игры Ранний возраст: конструирование слито с игрой Младший дошкольный возраст: игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать для детей самостоятельное значение Старший дошкольный возраст: Сформированная способность к полноценному конструированию стимулирует развитие сюжетной линии игры и само, порой, приобретает сюжетный характер, когда создается несколько конструкций, объединенных общим сюжетом 6

Слайд 7

Музыкальное развитие 7 Основные цели: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку Задачи воспитательно-образовательной работы Развитие музыкально-художественной деятельности Приобщение к музыкальному искусству Р азвитие воображения и творческой активности Направления образовательной работы Музыкально-ритмические движения Слушание Пение Развитие творчества: песенного, музыкально-игрового, танцевального Игра на детских музыкальных инструментах Методы музыкального развития Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений Словесный: беседы о различных музыкальных жанрах Словесно-слуховой: пение Практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий Слуховой: слушание музыки Игровой: музыкальные игры

Слайд 8

Содержание работы: «СЛУШАНИЕ» -ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; -развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки; -развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса; -развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Слайд 9

Содержание работы: «ПЕНИЕ» -формирование у детей певческих умений и навыков -обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента -развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок -развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Слайд 10

«МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» -развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений -обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок -обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения -развитие художественно-творческих способностей

Слайд 11

Содержание работы: «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них - развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма

Слайд 12

Содержание работы: «ТВОРЧЕСТВО»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное; импровизация на детских музыкальных инструментах развивать способность творческого воображения при восприятии музыки способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла - развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах

Слайд 13

Музыкальное развитие: формы Музыка на других занятиях Совместная деятельность взрослых и детей Игровая музыкальная деятельность Праздники и развлечения Индивидуальные музыкальные занятия Фронтальные музыкальные занятия Комплексные Тематические Традиционные Творческие занятия Развитие слуха и голоса Упражнения в освоении танцевальных движений Обучение игре на детских музыкальных инструментах Театрализованные музыкальные игры Музыкально-дидактические игры Игры с пением Ритмические игры Театрализованная деятельность Оркестры Ансамбли 13

Слайд 14

Формы работы по музыкальному развитию Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Формы организации детей Индивидуальные Подгрупповые Групповые Подгрупповые Индивидуальные Индивидуальные Подгрупповые Групповые Подгрупповые Индивидуальные - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях -Занятия -Праздники, развлечения, досуг -Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Игры с элементами аккомпанемента Празднование дней рождения оркестры, ансамбли - Импровизация на инструментах -Музыкально-дидактические игры -Игры-драматизации -Аккомпанемент в пении, танце и др -Детский ансамбль, оркестр Игры в «концерт», «спектакль», «музыкальные занятия», «оркестр». -Подбор на инструментах знакомых мелодий и сочинения новых - Открытые музыкальные занятия для родителей Посещения детских музыкальных театров досуги


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная область «Физическое развитие»

Слайд 2

Цель гармоничное физическое развитие формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой формирование основ здорового образа жизни Задачи Образовательные формирование двигате- льных умений и навыков развитие физических качеств овладение ребенком элементарными знания- ми о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья Воспитательные формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями разностороннее гармо- ничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое) Оздоровительные охрана жизни и укрепле- ние здоровья, обеспече- ние нормального функционирования всех органов и систем организма всестороннее физическое совершенствование функций организма повышение работоспособности и закаливание 2

Слайд 3

Направления физического развития: Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности: связанной с выполнением упражнений направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) Становление целенаправ-ленности и саморегу-ляции в двигательной сфере 3

Слайд 4

ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ Принципы физического развития Дидактические Систематичность и последовательность Развивающее обучение Доступность Воспитывающее обучение Учет индивидуальных и возрастных особенностей Сознательность и активность ребенка Наглядность Специальные непрерывность последовательность наращивания тренирующих воздействий цикличность Гигиенические Сбалансированность нагрузок Рациональность чередования деятельности и отдыха Возрастная адекватность Оздоровительная направленность всего образовательного процесса Осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания 4

Слайд 5

Методы физического развития Наглядный Наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры) Наглядно-слуховые приемы (музыка, песни) Тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя) Словесный Объяснения, пояснения, указания Подача команд, распоряжений, сигналов Вопросы к детям Образный сюжетный рассказ, беседа Словесная инструкция Практический Повторение упражнений без изменения и с изменениями Проведение упражнений в игровой форме; Проведение упражнений в соревновательной форме ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ Принципы 5

Слайд 6

Методы Средства физического развития Двигательная активность, занятия физкультурой Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода) Психогигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий) Формы физического развития Самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей Физкультурные занятия Подвижные игры Утренняя гимнастика ЛФК Корригирующая гимнастика Ритмика Спортивные игры, развлечения, праздники и соревнования Музыкальные занятия Физкультурные упражнения на прогулке Физкультминутки Закаливающие процедуры Гимнастика пробуждения Кружки, секции Занятия по плаванию ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ Принципы 6

Слайд 7

Здоровьесберегающие технологии Технология – научное прогнозирование и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников Медико-профилактические организация мониторинга здоровья дошкольников организация и контроль питания детей физического развития дошкольников закаливание организация профилактических мероприятий организация обеспечения требований СанПиНов организация здоровьесберегающей среды Физкультурно-оздоровительные развитие физических качеств, двигательной активности становление физической культуры детей дыхательная гимнастика массаж и самомассаж профилактика плоскостопия и формирования правильной осанки воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье 7

Слайд 8

Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии Психологическая безопасность Комфорт-ная органи-зация режимных моментов Оптималь-ный двига-тельный режим Правильное распределение интеллектуаль-ных и физических нагрузок Доброжела-тельный стиль общения взрослого с детьми Использование прие-мов релак-сации в режиме дня Целесообра-зность в применении приемов и методов Оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса Создание условий для самореа-лизации Ориента-ция на зону ближай-шего развития Предоста-вление ребенку свободы выбора Учет инди-видуальных особеннос-тей и инте-ресов детей Бережное отноше-ние к нервной системе ребенка Создание условий для оздорови-тельных режимов Учет гигиенических требо-ваний 8

Слайд 9

Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии Психологическая безопасность Оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса Виды здоровьесберегающих технологий Технологии сохранения и стимулирования здоровья стретчинг ритмопластика динамические паузы подвижные и спортивные игры релаксация различные гимнастики Коррекционные технологии арттерапия технологии музыкального воздействия сказкотерапия цветотерапия психогимнастика фонетическая ритмика Технологии обучения здоровому образу жизни физкультурные занятия проблемно-игровые занятия коммуникативные игры занятия из серии «Здоровье» самомассаж биологическая обратная связь (БОС) 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План действий для введения ФГОС в детском саду

Согласно новому закону, каждый уровень системы образования предполагает введение образовательных стандартов. Дошкольное образование не исключение.  ...

Возможности реализации ФГОС в детском саду через проведение традиционных народных праздников.(статья)

Возможности реализации ФГОС в детском саду через проведение традиционных народных праздников. ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вс...

Возможности реализации ФГОС в детском саду через проведение традиционных народных праздников.(статья)

Возможности реализации ФГОС в детском саду через проведение традиционных народных праздников. ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вс...

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в рамках ФГОС в детском саду

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в рамках ФГОС в МБДОУ "ЦРР д-с "Дюймовочка"  г. Алдан РС(Я)...

ФГОС в детском саду/взгляд педагога

Знакомство родителей  с основными критериями ФГОС...

Доклад на тему "ФГОС в детском саду"

Настоящий федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.Положения настоящего Стан...

Консультация для родителей "ФГОС в детском саду"

Родителям о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образованияУважаемые родители Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образование является одним из уровней...