Картотека дидактических игр по художественно-эстетическому развитию.
картотека (средняя группа)

Мухамадиева Дания Айтчановна

В данной картотеке собраны дидактические игры по ИЗО и музыкальному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_her.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ»

  1. Кто у нас хороший.

Цель: способствовать развитию танцевальных движений.

Ход игры: Дети стоят в кругу, поют и хлопают в ладоши. «Ванечка» выходит на середину круга:

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?

Ванечка хороший, Ванечка пригожий.

«Ванечка» едет на лошади, машет плеточкой.

На коня садится, конь завеселится

Плеточкой помашет – конь за ним запляшет.

«Ванечка» ходит за детьми, стоящими в кругу, поднимая ноги (как бы «едет» на коне шагом).

Мимо сада едет, садик зеленеет

Цветы расцветают, птички распевают

«Ванечка» возвращается в круг, подходит к «Олечке». По окончании песни они танцуют вдвоем под хлопки детей.

К дому подъезжает, со коня слезает

Со коня слезает, Олечка встречает.

  1. Какого цвета?

Цель: учить сопоставлять предметы по цвету. Развивать память, внимание, наблюдательность.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку посмотреть на предмет, и назвать предложенный цвет. Ребенок должен назвать как можно больше предметов такого же цвета. Например, кубик красный – ребенок называет окружающие предметы с таким цветом. И т.д.

  1. Краски.

Цель: закреплять знания о цвете. Учить дни недели.

Ход игры: Детям предлагается познакомиться с цветами с помощью ассоциаций. Для этого необходимо нарисовать домик с семью окошками, каждое окошко раскрашено в свой цвет, затем необходимо сделать шаблоны гномиков и раскрасить их одежду в семь разных цветов. Каждый цвет соответствует дню неделю, это даёт дополнительную возможность закрепить знание цветов недели.

Вторая часть игры состоит в том, чтобы нарисовать аленький цветочек и каждый лепесточек со своим цветом соотносит свой день недели. Каждый день лепесточек аленького цветочка крепить на стенд.

Необходимо для закрепление цветов и дней недели, каждый день играть с гномиками в окошках:

-какой день недели сегодня?

-какого цвета гномик придет в четверг

-сколько окошек

-сколько домиков

-какого цвета окошечки

-какого цвета домики и. т. д

  1. Громко-тихо.

Цель: Развивать у детей динамический слух и навыки игры на детских музыкальных инструментах. Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: бубен, барабан, музыкальный молоточек, кубики, ритмические палочки и т. д.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках с инструментами в руках. У воспитателя в руке любой инструмент. Воспитатель играет простой ритмический рисунок громко или тихо. Дети должны сыграть точно также, передавая заданный ритм.

Усложнение: После того, как дети начнут хорошо справляться с заданием, им предлагается играть не только очень громко и очень тихо, но и не слишком громко.

  1. Подбери по цвету.

Цель: учить точно подбирать цвета по цвету. Закрепить знание основных цветов.

Ход игры: на столе раскладываются все картинки. Ребенок берет любую картинку, которая ему понравится, объясняет, что это за предмет и какого он цвета, и кладет картинку в соответствующего цвета отдел игрального поля. Дети могут играть вчетвером, по очереди вытаскивая картинки.

  1. Цвета вокруг нас.

Цель: Закреплять знания о цветах и их оттенках. Упражнять в нахождении заданного цвета или оттенка в окружающих предметах.

Ход игры: Педагог называет какой-либо цвет, а ребенок находит предмет такого цвета в окружающем интерьере.

  1. Убери лишнюю.

Цель: формировать представление о жанрах живописи. Развивать внимание, память, мышление.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточку с изображенными на ней картинами, и сказать, что на ней изображено. Например, три картины пейзаж-портрет-пейзаж. Что лишнее? (портрет) Почему? (потому что портрет – изображение человека. Пейзаж – картина о природе.)

  1. Вязание карандашом.

Цель: Развивать графические навыки рисования.

Ход игры: Педагог показывает детям новый вид штриховки – петлями (петли каждого следующего ряда как бы выходят из петель предыдущего). Дети «вяжут» шарф из черных ниток(простой карандаш), шапочку из цветных ниток (цветные карандаши). Сначала рисуют крупные петли, потом по мере освоения штриховки все более и более мелкие.

  1. Радуга.

Цель: Познакомить детей с расположением цветов в спектре, закрепить умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания красок на палитре.

Ход игры: Дети на палитрах смешивают краски, получают новые цвета и оттенки, а затем рисуют радугу. Для запоминания последовательности расположения цветов можно использовать считалку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой начальные буквы каждого слова соответствуют определенному цвету радуги (каждый — красный, охотник — оранжевый и т.д.).

  1. Лужок цветами.

Цель: Развивать воображение, творчество.

Материал: Краски для пальчиковой живописи. Фломастеры.

Ход игры: Педагог предлагает детям нарисовать пальчиками летний лужок: цветы, деревья, бабочек. Травинки дорисовать кистью.

  1. Угадай, что получилось.

Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество.

Ход игры: Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать предмет (линию), но не полностью. Следующий говорит, что это, может быть и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.

  1. Музыкальный магазин.

Цель: Развитие чувства ритма, творческих способностей детей.

Ход игры. Покупатель просит прослушать звучание инструмента, который он хочет купить. Ребенок, исполняющий роль продавца играет на этом инструменте несложный ритмический рисунок и предлагает покупателю попробовать самому звучание выбранного инструмента. Покупатель повторяет за продавцом ритмический рисунок.

Игра помогает развитию самостоятельной деятельности детей и проводится в свободное от занятий время.

  1. Художники волшебники.

Цель: развивать навыки работы с акварелью по сырой бумаге, вливания одной краски в другую и получения новых цветов и их оттенков.

Ход игры: Педагог говорит: «Мы все художники – волшебники, творим на бумаге чудеса. Сейчас я покажу вам, как это делается. У меня два листа бумаги. Один – обыкновенная бумага, другой – смоченная волшебной водой. У вас на столах волшебная вода в стаканчиках. Я беру бумагу, смоченную волшебной водой (бумага должна находиться в стадии высыхания), кистью рисую три лепестка малиновой краской (цветы получаются расплывающимися), потом три лепестка фиолетовой краской. Видите, как краски вплывают одна в другую. Вот и получились волшебные цветы.

Теперь давайте сделаем и вашу бумагу волшебной. Возьмем кисточку покрупнее, окунем ее в воду, смочим бумагу. Положим кисточки, держим руки над бумагой, закрываем глаза и медленно считаем: «Раз, два, три, бумага волшебная – смотри!».  Так надо сказать три раза. Теперь мы можем создать волшебные цветы.

  1. Угадай предмет.

Цель: формировать умение называть предмет по звуку. Развитие тембрового слуха, чувства ритма.

Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты.

Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

  1. Железная дорога.

Цель: Развивать изобразительные навыки.

Материал: Цветные карандаши. Бумага.

Ход игры: Педагог вносит поезд и предлагает детям нарисовать железную дорогу, на которой можно попасть в волшебную страну.

  1. Лесной оркестр.

Цель: Учить различать темповые изменения. Формировать интерес к музицированию.

Материал: Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры: воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Педагог подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках педагога ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика. Игра может проводиться со всеми детьми как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время.

  1. Чудесный лес.

Цель: Научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Ход игры: Педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю.

  1. Наряди елочку.

Цель: Закреплять знание основных цветов и их оттенков. Использовать названия оттенков цвета в речи.

Материал: Картинка с нарисованной заранее елочкой. Гуашь. Палитры.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку нарядить елочку разноцветными игрушками (шары закрасить красным цветом, бусы - синим и т. д.). Спросите у ребенка потом, каким цветом закрашена та или иная игрушка. Познакомьте ребенка с оттенками цветов (светло-красный, темно-синий и т. д.).

  1. Белые снежинки

Цель: учить подражать и согласовывать движения с движениями других детей; развивать вестибулярный аппарат, умение расслабляться; воспитывать эмоциональную отзывчивость, вырабатывать уверенность в себе.

Ход игры: Дети движутся гурьбой вокруг снеговика, повертываясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону. Взрослый говорит: «Снежиночки-пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть».

  1. Какой? Какая? Какое?

Цель: закрепить знания о цветах и их оттенках.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют его цвет и его оттенки. Белка — рыжая, оранжевая, морковная…. И т.д.

  1. Найди такую же.

Цель: Упражнять детей в сравнении предметов по цвету. Развивать внимание, наблюдательность, развивать зрительное восприятие. Формировать умение сравнивать, сопоставлять, группировать. Учить находить одинаковые по размеру предметы.

Ход игры: воспитатель предлагает детям найти две одинаковые по цвету и размеру варежки, и встать справа или слева от воспитателя, что формирует у них элементарные пространственные навыки.

  1. Дымковские узоры. (Н. Ф. Губанова, с.145)

Цель: Учить детей воспроизводить простые узоры дымковской росписи.

Игровая задача. Подобрать барышням нужный товар. Игровые правила. Подобрать именно дымковский товар.

  1. Радуга.

Цель: Познакомить детей с расположением цветов в спектре, закрепить умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания красок на палитре.

Ход игры: Дети на палитрах смешивают краски, получают новые цвета и оттенки, а затем рисуют радугу. Для запоминания последовательности расположения цветов можно использовать считалку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой начальные буквы каждого слова соответствуют определенному цвету радуги (каждый — красный, охотник — оранжевый и т.д.).

  1. Подбери по цвету. См. № 5
  2. Художники-волшебники. См. № 13
  3. Угадай звук.

Цель: учить отгадывать звук музыкального инструмента.

Игровой материал: металлофон, колокольчики, ложки, палочки.

Ход игры: Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребёнок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребёнок ошибся, то он сам слушает задание.

  1. Цвета вокруг нас. (м. № 6)
  2. Сколько птичек поет?

Цель: развивать музыкальный слух.

Ход игры: Дети сидят за столами. Когда звучит один звук, ребенок выкладывает на большую карточку одну птичку; когда звучит два звука, выкладывает две карточки и т.д.

Для создания игрового момента деятельности можно рассказать детям сказку, в которой ставится задача-стимул. Ее решение способствует выполнению дидактической цели игры. Например: «В одном сказочном лесу жили маленькие гномы. Они любили приходить к большому раскидистому дубу и слушать пение птиц. Однажды вместе с ними пришел самый маленький гном и стал слушать пение птиц. Когда пела одна птичка, он ее хорошо слышал. Но вдруг запело несколько птиц, и он не смог услышать и определить, сколько птиц поет. Он очень расстроился и даже стал плакать от досады». Давайте все вместе поможем ему отгадать, сколько поет птичек.

  1. На лугу расцвели цветы.

Цель. Развивать восприятие цветов и оттенков, умение подбирать по цвету.

Ход игры: воспитатель показывает карточки с изображением цветов на поляне. Дети описывают какие цвета используются на карточке (разные варианты: на лугу расцвели цветы теплой цветовой гаммы, холодной гаммы, разных гамм).

  1. Космеи и яблоки. (Н. Ф. Губанова, с.145)

Цель: Учить детей различать предметы круглой и овальной формы; закрашивать предметы.

Игровая задача. Разрушить чары злого волшебника. Игровые правила. Раскрасить город так, чтобы все предметы были узнаваемы по цвету.

  1. Радуга.

Цель: Познакомить детей с расположением цветов в спектре, закрепить умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания красок на палитре.

Ход игры: Дети на палитрах смешивают краски, получают новые цвета и оттенки, а затем рисуют радугу. Для запоминания последовательности расположения цветов можно использовать считалку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой начальные буквы каждого слова соответствуют определенному цвету радуги (каждый — красный, охотник — оранжевый и т.д.).

  1. Кисельные берега. (Н. Ф. Губанова, с.143)

Цель: Учить детей наносить штрихи, не выходя за контур изображаемого предмета.

Игровая задача. Помочь медвежонку навести порядок. Игровые правила. Нарисовать новую чашку с киселем так, чтобы было красиво; в подвижной игре – убежать от медведя.

  1. Вершки-корешки.

Цель: учить соотносить цветные предметы по группам.

Ход игры: Сложить карточку из двух частей по принципу «вершки-корешки»

  1. Веселые петрушки.

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Материал: ширма, металлофон, карточки с изображением петрушек, одетых в костюмы разных цветов: красный, желтый и синий (по количеству участников игры); карта-панно с пятью линейками, на которых сидят петрушки с колокольчиками: петрушка в красном костюме – на верхней линейке, петрушка в желтом – в середине, петрушка в синем - на нижней линейке.

Ход игры: Ведущий играет высоки звук на металлофоне и спрашивает: «Какой петрушка звенит в колокольчик?» Ребенок поднимает и показывает карточку с изображением петрушки в красном костюме. Когда звучит звук в среднем регистре, ребенок поднимает петрушку в желтом костюме; когда звучит звук в нижнем регистре – в синем.

  1. Цветное ассорти.

Цель: закрепить цветовой спектр.

Ход игры: Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски.

Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

  1. Передай ритм. (Н. Ф. Губанова, с.141)

Цель: Учить детей различать (определять и воспроизводить) ритм.

Игровая задача. Возьми и передай ритм товарищу. Игровые правила. Передай ритм так, чтобы не ошибиться.

  1. Быстро-медленно. (Н. Ф. Губанова, с.141)

Цель: Учить детей различать метрическую пульсацию долей.

Игровая задача. Пройти по улице, сопровождая свой шаг игрой на ложках. Игровые правила. Пройти в такт музыке.

  1. Подбери нужный тембр. (Н. Ф. Губанова, с.140)

Цель: Развивать тембровый слух; учить подбирать музыкальный инструмент в соответствии с характером героя.

Игровая задача. Подыграть артистам на концерте. Игровые правила. Подыграть артисту так, чтобы ему понравилось, иначе он не захочет выступать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр по художественному-эстетическому развитию

В данном материале содержится подборка дидактических игр по художественно-эстетическому развитию для дошкольников....

Картотека дидактических игр по художественно-эстетическому развитию

Подборка дидактических игр по изо.деятельности (рисование) для разных возрастных групп....

картотека дидактических игр по художественно - эстетическому развитию

картотека дидактических игр по художественно - эстетическому развитию...

Картотека дидактических игр по художественно - эстетическому развитию

В данном материале подобраны самые интересные игры по музыкальному развитию и изобразительной деятельности....

Картотека дидактических игр по художественно- эстетическому развитию

В этой картотеке собраны по возрастам дидактические игры по художественно- эстетическому развитию...

картотека дидактических игр по художественно - эстетическому развитию в средней группе

картотека дидактических игр по художественно - эстетическому развитию в средней группе...