картотека дидактических игр по художественно - эстетическому развитию в средней группе
картотека (средняя группа)

Филатова Василиса Александровна

картотека дидактических игр по художественно - эстетическому развитию в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_2.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр по

художественно-эстетическому

развитию

Подготовила:  Филатова Василиса Александровна

 «Разрезные картинки»

Дидактическая задача. Закрепить знания о выразительных средствах,

применяемых в дымковской росписи, упражнять в составлении целой

картинки, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к

достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к

предметам декоративного искусства.

Материал. Два одинаковых плоскостных изображения различных

предметов, одно из которых разрезано на части (можно подготовить

варианты разрезных изделий, поделив их на четыре-восемь частей

различной геометрической формы) .

Игровые правила. Быстро составить из отдельных частей изделие в

соответствии с образцом.

Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа.

Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их

рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей

изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с

заданием.

«Цветные капельки»

Цель: учить детей выделять и называть цвета, входящие в цветовую

гамму народной росписи. Материал: Дымковские игрушки.

Ход игры: перед детьми выставлены дымковские изделия, затем педагог называет промыслы и просит детей внимательно рассмотреть изделия. Педагог поочерёдно называет различные цвета. Дети должны определить, какие цвета входят в дымковскую роспись. Побеждает тот, кто получит больше фишек (фишка даётся за правильный ответ).

«Третий лишний»

Цель: учить детей выделять из трёх игрушек одну лишнюю, принадлежащую

к другому промыслу.

Ход игры: детям предлагается поочерёдно несколько вариантов сочетания

игрушек: две дымковские игрушки и одна хохломская ложка ; две

городецкие доски и одна дымковская игрушка; две дымковские игрушки и

одна гжельская тарелка. Ребёнок должен сказать, какие два предмета

принадлежат одному промыслу, а какой предмет лишний. Попросите

ребёнка прокомментировать свой ответ. Спросите, как называются эти

игрушки. В случае затруднения педагог называет народные игрушки —

дымковская. Гжельская и городецкая .

«Художественный салон»

Дидактическая задача. Учить устно описывать выбранный предмет,

развивать сосредоточенность, речь-описание.

Материал. Различные предметы народных промыслов или их изображения,

фотографии.

Игровые правила. Точно описать предмет, который игрок хочет «купить».

«Продолжи узор»

Дидактическая задача. Закрепить умение детей рисовать дымковский узор

по мотивам дымковской росписи. .

Материал. Элементы дымковской росписи из бумаги.

Игровые правила. Игроки выбирают карточки с рисунком. Продолжают

рисование, используя начатые элементы росписи, подбирая цветовую гамму

и заданный элемент.

«Укрась фартук»

Дидактическая задача. Учить составлять декоративные композиции -

располагать элементы, подбирая их по цвету, на силуэтах фартука стиле

дымковского промысла, развивать чувство симметрии, ритма,

наблюдательность, творчество.

Материал. Плоскостные изображения фартуков; элементы росписи,

вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.

Игровые правила. Составить на выбранном силуэте из отдельных элементов

узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи (принцип

передвижной аппликации) .

Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты

предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию.

Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может

выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

«Дымковская мозаика»

Дидактическая задача: Уточнить и закрепить представление об элементах

дымковской росписи, развивать память, композиционные умения.

Воспитывать желание создавать оригинальные дымковские игрушки.

Материал: плоскостные изображения различных дымковских игрушек,

набор мелких плоскостных элементов дымковских узоров.

Ход игры : Предложить детям создать свою собственную дымковскую

игрушку.

«Реставратор»

Цель: закрепление знаний элементов дымковской росписи.

Ход игры: воспитатель предлагает детям восстановить «разбившуюся»

игрушку. Задача каждого реставратора определить, какой фрагмент

росписи утрачен, и нарисовать его.

«Угадай -ка »

Цель: закреплять представления об особенностях народного промысла.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в «угадай – ку ». Дети должны

выбрать из предложенных предметов, среди которых много изделий разных

промыслов или современной посуды, произведения гжельских мастеров

(или хохломских…) . И ответят почему они выбрали это изделие

Дидактические игры по изобразительной деятельности.

Д/И «Замок»

Цель: Развивать чувства формы.

Материал: Картинки с изображением разных замков. Бумага. Фломастеры.

Задание: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку, и назвать из

каких фигур состоит изображенный на картинке замок. Раскрасить картинку.

Д/И «Цвета вокруг нас»

Задачи: Закреплять знания о цветах и их оттенках. Упражнять в нахождении

заданного цвета или оттенка в окружающих предметах.

Задание: Педагог называет какой-либо цвет, а ребенок находит предмет

такого цвета в окружающем интерьере.

Д/И «Подбери цвет и оттенок»

Задачи: Закреплять представление о цвете и оттенках знакомых овощей и

фруктов. Упражнять в умении применять в речи названия оттенков цветов:

темно-красный, светло-зеленый и др.

Задание: Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта и

просит назвать его цвет или оттенок.

Д/И «Теплые и холодные краски»

Цель: Закреплять знания о теплых и холодных цветах.

Задание:

1–й вариант: педагог раздает детям карточки с теплыми и холодными

цветами, попросить объединиться тех, у кого карточки с теплыми цветами и

тех, у кого с холодными.

2-й вариант: выбрать двух ребят – капитанов, которые набирают команду,

один выбирают ребят с карточками теплых цветов, а второй с карточками

холодных цветов.

Д/И «Художники волшебники»

Цель: Приобретение навыков работы с акварелью по сырой бумаге,

вливания одной краски в другую и получения новых цветов и их оттенков.

Материал: Бумага. Акварель.

Задание: Педагог говорит: «Мы все художники – волшебники, творим на

бумаге чудеса. Сейчас я покажу вам, как это делается. У меня два листа

бумаги. Один – обыкновенная бумага, другой – смоченная волшебной водой.

У вас на столах волшебная вода в стаканчиках. Я беру бумагу, смоченную

волшебной водой (бумага должна находиться в стадии высыхания), кистью

рисую три лепестка малиновой краской (цветы получаются

расплывающимися), потом три лепестка фиолетовой краской. Видите, как

краски вплывают одна в другую. Вот и получились волшебные цветы.

Теперь давайте сделаем и вашу бумагу волшебной. Возьмем кисточку

покрупнее, окунем ее в воду, смочим бумагу. Положим кисточки, держим

руки над бумагой, закрываем глаза и медленно считаем: «Раз, два, три,

бумага волшебная – смотри!». Так надо сказать три раза. Теперь мы можем

создать волшебные цветы.

Д/И «Палитра»

Цель: Развивать чувство цвета у детей, продолжать знакомить с основными

цветами и их оттенками, учить получать новые цвета и их оттенки путем

смешивания красок на палитре.

Материал: Гуашь четырех цветов (белого, желтого, красного и синего).

Палитры.

Задание: Педагог предлагает детям поиграть с красками и из предложенных

создать новые цвета. В процессе свободного экспериментирования дети

смешивают краски на палитре и получают новые цвета и их оттенки.

Завершить игру можно рисованием на свободную тему, используя только

что полученные цвета.

Д/И «Палитра художника»

Цель: Развивать чувство цвета у детей, учить подбирать цвета и оттенки,

соответствующие предложенной иллюстрации.

Материал: Гуашь белого, красного, желтого и синего цвета. Палитры.

Книжные иллюстрации.

Задание: Педагог предлагает детям рассмотреть книжки с иллюстрациями,

выбрать понравившуюся и подобрать на своей палитре те цвета и оттенки,

которые использовал художник. Выигрывает тот ребенок, который подберет

цвета и оттенки, наиболее соответствующие палитре художника.

Д/И «Радуга»

Цель: Познакомить детей с расположением цветов в спектре, закрепить

умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания красок на

палитре.

Материал: Гуашь белого, красного, желтого и синего цвета. Палитры. Листы

бумаги с недорисованной радугой.

Задание: Дети на палитрах смешивают краски, получают новые цвета и

оттенки, а затем рисуют радугу. Для запоминания последовательности

расположения цветов можно использовать считалку «Каждый охотник

желает знать, где сидит фазан», вкоторой начальные буквы каждого слова

соответствуют определенному цвету радуги (каждый — красный, охотник —

оранжевый и т.д.).

Д/И «Убери лишнюю»

Цель: Уточнить представления детей о натюрморте.

Материал: Репродукции картин: три натюрморта, один или два пейзажа.

Задание: Педагог предлагает детям посмотреть внимательно на картины и

отложить в сторону пейзаж. Результаты обсуждаются с детьми.

Д/И «Подбери краски, которые использовалхудожник в своей картине»

Цель: Развивать цветовое восприятие у детей, упражнять их в подборе

красок, которые использовал художник в своей картине.

Материал: Репродукция одной картины (у каждого ребенка своя).

Гуашевые краски, вода, кисточка, палитра из бумаги.

Задание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции картин,

которые лежат перед ними, обратив внимание на использованные краски;

затем взять кисточку и гуашь и нанести на палитру те краски, которые есть на

картине. Затем все вместе рассматривают работы детей и картины, к

которым они подбирали цвета, обсуждают работы.

Д/И «Любопытная змейка»

Цель: Развивать графические навыки рисования.

Материал: Бумага. Простые графитные карандаши, зеленые карандаши.

Задание: Педагог предлагает детям нарисовать на листе бумаги дорогу (две

параллельные линии) по ее краям – деревья (зелеными точками). А вот и

любопытная змейка: ей кажется, что за каждым деревом ее ждет что-то

интересное (она оползает дерево с одной стороны дороги, потом дерево с

другой ее стороны и т.д., не пропуская ни одного)

Д/И «Лужок с цветами»

Цель: Развивать воображение, творчество.

Материал: Краски для пальчиковой живописи. Фломастеры.

Задание: Педагог предлагает детям нарисовать пальчиками летний лужок:

цветы, деревья, бабочек. Травинки дорисовать кистью.

Д/И «Железная дорога»

Цель: Развивать изобразительные навыки, фантазию, воображение.

Материал: Нарисовать фломастером поезд.

Задание: Педагог предлагает ребенку дорисовать в вагонах поезда

животных.

Д/И «Волшебные линии»

Цель: Развивать графические навыки рисования.

Материал: Бумага. Простые графитные карандаши. Трафареты

геометрических фигур.

Задание: Педагог предлагает с помощью трафаретов нарисовать дом,

машину и т.д. Затем каждую часть контура (геометрическую фигуру)

заштриховать простым карандашом в разных направлениях (вертикальные,

горизонтальные штрихи, слева направо, справа налево).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе на тему: "Весна идет - весне дорогу"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе «Весна идет – весне дорогу» Разработала и провела : воспитатель Курманбаева Г.М. Описание:...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по областям «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе.

Рассказывание детям русской народной сказки «Жихарка» в обработке И.Карнауховой с целью развития интереса и любви к художественной литературе, приучения детей слушать сказки....

Непосредственно образовательная деятельность (интегрированное занятие - образовательные области: познавательное развитие и художественно-эстетическое развитие) в средней группе "Путешествие в осенний лес на помощь диким животным"

Обобщить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о животных.Познакомить с новым видом аппликации - аппликация манно...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие для средней группы на тему: «Космическое путешествие»

Цель: познакомить и сформировать у детей элементарные представления о космосе.Задачи:ОбразовательныеПродолжать знакомить детей с историей развития космонавтикиДать первоначальные сведения о планетах, ...

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе детского сада

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе детского сада  по рисованию, лепке, аппликац...

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе (рисование, познавательное развитие, развитие речи) Тема: «Как огурец и помидор на грядке выросли»

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе (рисование, познавательное развитие, развитие речи)Тема: «Как огурец и помидор на грядке выросли»...