: Посиделки на Кузьминки. Проведение мастер класса по приготовлению курника.
методическая разработка

Штенина Татьяна Николаевна

Фольклор. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытое мероприятие21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Яшкинский детский сад Яшкинского муниципального района»

Методическое объединение: Развитие речевой деятельности через досуг в соответствии с ФГОС

Тема: Посиделки на Кузьминки. Проведение мастер класса по приготовлению курника.

                                                                Подготовила и провела воспитатель высшей

квалификационной

 категории :                                                                                        

                                                                         Штенина Татьяна Николаевна

Ноябрь 2018

Посиделки на Кузьминки. Проведение мастер класса по приготовлению курника.

Цель:

Приобщить педагогов к народным традициям.

Способствовать хорошему настроению.

Задачи:

1 Рассказать о народном празднике Кузьминки.

2 Познакомить с народными традициями и обрядами.

3 Показать коллегам изготовление курника по старинному рецепту.

Материалы:

Рабочие столы, противень ,  тесто, мука, скалки, готовые начинки, фартуки, чепчики, одноразовые перчатки,  влажные салфетки, одноразовые полотенца.

Место провидения:

Групповая комната, оформленная под русскую избу.

Хозяйка:

Ах, ты, русская изба! Необычная, волнующая, яркая, радостная и такая родная! В тебе родились наши деды и прадеды, в тебе свадьбы играли, детей на свет божий рожали. Трудились, рук не покладая. А также праздники гуляли. Как тепло и уютно в нашей избе этим холодным ноябрьским днем. За окном гуляет одинокий ветер, а мы собрались вместе, чтобы пообщаться, поиграть. Ведь Кузьминки – первый зимний праздник.

Отдых – это не безделки –

Время песен,  новостей,

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей!

Ноябрьские Кузьминики часто называли «курячими именинами» или «курячим праздником». В этот день в церковь носили кур и варили кашу, которую не только ели сами, но и предлагали отведать святым покровителям дня Кузьме и Демьяну, приговаривая:

Кузьма и Демьян, приходите к нам кашу хлебать.

Кузьма и Демьян - покровители плодородия, супружеского счастья и защитники кур.

На Руси праздник отмечался после окончания уборочных работ. Тяжелая страда позади. Хлеб убран, лен надерган. Начинаются долгие зимние посиделки.

Несмотря на то, что праздник Кузьминки (14 ноября) назван в честь мужчин Кузьмы и Демьяна, считается он женским, девичьим. Эти святые братья, чьи имена давно слились воедино и обрусели, зовутся в деревнях забавно и нелогично - "матушка Кузьма-Демьян".

Многие обряды Кузьминок связаны с любопытной христианской историей. Братья, жившие в третьем веке вблизи Рима, имели от Бога дар исцелений. Они лечили, изгоняли злых духов одним лишь именем Христа. Только за веру, без платы и награды, в полном соответствии с заповедью: "Даром получили, даром давайте". Однажды братья вернули к жизни умирающую женщину, и та в знак благодарности попросила их принять три яйца. Лекари отказались. Тогда женщина пришла тайно к Дамиану и Богом заклинала его принять яйца во имя Святой Троицы.

Ради такой великой клятвы Дамиан согласился. Кузьма услышал об этом, думая, что брат нарушил строгий обет, так опечалился, что завещал не погребать его вместе с Дамианом. Когда же после одновременной кончины святых от руки завистливого врача-язычника люди решали, как поступить с телами, внезапно появился верблюд, когда-то спасенный целителями от бешенства, и проговорил человеческим языком, чтобы не сомневались и похоронили братьев вместе. Мол, Дамиан не виноват, так как принял три куриных яйца ради имени Божия.

Потому-то обрядовая еда на Кузьминки - куриная лапша, курятина (сердце кочета с кузьминского обеда достается в семье самому слабому). Так Кузьма-Демьян стали почитаться не только как податели плодородия, устроители браков и учителя женских работ, но и как покровители кур.

Повсеместно Кузьминики считались девичьим праздником. Существовал обычай, по которому девушка-невеста в этот день считалась хозяйкой дома. Она готовила кушанья для всей семьи. В ряде мест незамужние девушки, дабы доказать свою готовность вступить в брак, в этот праздник в снятом помещении устраивали ссыпчины – вскладчину покупали продукты и устраивали пиршество. Вечером они принимали парней, угощали их куриной лапшой (куриным супом), кашами. Празднование длилось до утра. Если все угощения были съедены, то парни отправлялись на промысел – воровали соседских кур. К таким кражам крестьяне относились снисходительно, если и ругались, то больше для порядка.

Отсюда куры - непременные спутники свадебных церемоний. Курник - обрядовый пирог, который подается молодым.

Раньше родители устраивали для дочери-невесты проверку на зрелость. На кузьминки мать выдавала ей ключи от всех кладовых и позволяла брать, что захочет из съестных запасов. Дочь сама готовила для семьи кушанья и накрывала праздничный стол. По этому угощению отец и мать судили, готова ли девушка замуж идти, рачительна ли, умеет ли гостей приветить.

Брачные цепи (узы), что соединяют двоих именно 14 ноября, разорвать невозможно, так как у святых братьев легкая рука.

Весело проходил праздник  за песнями прибаутками да играми. Так как парни собирались на праздник после работы, то предпочтение отдавалось играм, связанным с едой. В старину говаривали : «Как ест, так и работает!».

Игра «Пирог» р.н. (Рассказать)

(За два стола садятся по двое участников. Задача – кто быстрее накормит друг друга кашей, т.е у кого тарелка быстрее будет пуста, та деревня и победила).

Хозяйка: А, что, девчата, посплетничать, посудачить любят в ваших деревнях? Вот мы сейчас это и проверим.

Игра «Пересказ» (Проиграть вместо разминки)

(Вызываются шесть игроков, пятеро уходят за дверь, а одной читается текст. Затем по одному игроку заходят, тот кому читали, пересказывает, затем второй, третьему и т.д.)

Хозяйка: Вот так и в жизни бывает! Один недопонял, другой приукрасил, а третий – не досказал.

Среди множества угощений на столах всегда стояли караваи и пироги. Одним из самых известных русских пирогов был и остается курник. Многие повара считают его вершиной кулинарного искусства прошлых веков, королем пирогов. Вот его, мы с вами сегодня, и приготовим.  Для этого мне необходимы два помощника. (На столе лежит тесто, ингредиенты начинки. Предлагаю протереть руки, надеть перчатки, фартуки и колпаки на голову. В процессе приготовления пирога продолжаю свой рассказ).

Курник представляет собой закрытый пирог куполообразной формы, который в древние времена делали из пресного сдобного теста. Швы в нем защипывают, а в качестве начинки бедняки использовали грибы, репу и пшенную кашу, а богачи – гречневую кашу и курицу. Пироги традиционно сопровождали ритуалы и праздники на Руси. Если пироги были на столе, это свидетельствовало о благополучии дома, состоятельности хозяев, поэтому пироги нередко ценились выше хлеба. Еще при Иване Грозном (16 век) курник готовили в торжественных случаях к царскому столу.

Долгие годы два курника пекли к свадьбе: первый украшали фигурками человечков в знак многодетной семьи, а второй – цветами, символизируя веселую жизнь, женственность и красоту. При этом компоненты пирога выполняли глубокую символическую роль: крупа являлась символом благополучия и согласия, мука – была основой жизни, а начинка – яйца и курица – связана с понятиями продолжения рода и плодородия.

Чаще всего его изготавливали из дрожжевого или пресного сдобного теста, рецептуру которого народ оттачивал годами. Важно было, чтобы начинка гармонично дополняла тесто и все ингредиенты сочетались по вкусу. При этом для перекладывания начинки, использовались не только коржи из теста, но и тонкие блины, которые отделяли курицу, грибы и кашу друг от друга. Выпекали пироги всех сортов в глинобитных печах на углях, что придавало им дивный аромат и хрустящую корочку.

Современным хозяйкам курник обычно описывают как пирог из курицы и картофеля. Однако историю изменений курника проследить сложно, в источниках XVII-XVIII вв. курник упоминается мало, но с завидной частотой встречается упоминание рыбника на праздничном столе.

Пока я вам рассказывала о пирогах, посмотрите какая красота у нас получилась. отправляем наш пирог в духовку. Пока наш пирог печётся, приглашаю вас к столу, отведать другие наши угощения. Большое спасибо моим помощницам , а  на прощанье пожелаем вам «ни пуха, ни пера!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по приготовлению вареников

Вареники - чувашское национальное блюдо. По старинной традиции любая чувашская девушка должна уметь готовить национальное блюдо....

Мастер - класс по приготовлению омлета

Моей девочке 6 лет. С рождения у нее была пищевая аллергия и мы сидели на строгой гипоаллергенной диете. Со временем мы переросли аллергию, но, к сожалению, вкусовые привычки остались. Ребенок сначала...

Совместное мероприятие с родителями "Поход в "Шоко-Пролине"(мастер-класс по приготовлению блинчиков) от 09.03.2021г.

Цели:-Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада; воспитание у детей чувства уважения к родному детсаду, гордости за свою семью;-Формирование у детей ,представления о том, ка...

Мастер-класс по приготовлению песочного печенья «Обед для папы»

Мастер-класс по приготовлению песочного печенья «Обед для папы» для детей младшего возраста в рамках тематической недели «Папа, мама, я - очень дружная семья!»...

Мастер-класс по приготовлению национального блюда "Бешбармак"

Мастер класс по приготовлению национального блюда "Бешбармак"...

Мастер-класс по приготовлению винегрета в старшей группе.

Мастер-класс по приготовлению винегрета в старшей группе представляет собой конспект занятия с детьми старшей группы и их родителями, в ходе которого дети учатся с помощью родителей и воспитателей дел...