Развивающие игры
картотека (младшая, средняя группа)

Орлова Наталья Сергеевна

Картотека развивающих игр для детей младших и средних групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_razvivayushchih_igr.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека развивающих и

дидактических игр

«Что привез Мишутка?»

Цели: учить детей различать понятия «один – много»; формировать умение находить в окружающей обстановке один и много предметов; закреплять умение различать предметы по величине; активизировать в речи слова: «большой – маленький», «один – много»; воспитывать желание играть вместе.

«Разноцветные картинки»

Цель: закреплять с детьми названия разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Развивать память, внимание, речь детей.

Правила игры: на столе раскладываются все картинки. Ребенок берет любую картинку, которая ему понравится, объясняет, что это за предмет и какого он цвета, и кладет картинку в соответствующего цвета отдел коробочки. Дети могут играть вчетвером, по очереди вытаскивая картинки.

«Что в мешочке?»

Цель: развивать тактильные ощущения, словесно-логическое мышление, память, грамматически правильную речь.

Описание. В мешочек можно положить что угодно, например, предметы личной гигиены, овощи, фрукты и т.п.

«Волшебный мешочек»

Цели: -развивать у ребенка тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к различным предметам;

-развивать тактильную чувствительность;

-научить ребенка находить точные слова для определения своих ощущений.

«Чудесный мешочек»

Цель: Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие. Закрепить умение узнавать на ощупь геометрические фигуры  и называть их. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, умения пользоваться ранее полученными знаниями и бережное отношение к игровому материалу.

«Волшебный столик»

Цель:  учить детей замечать и осознавать окружающую их обстановку и происходящие в ней изменения. Для этого им необходимо учиться управлять своим вниманием. Играя, малыши учатся подмечать происходящие изменения в составе предметов, их расположении, позах и пр. У них формируются такие качества, как наблюдательность, сосредоточенность, устойчивость и произвольность внимания. Конечно, малыши еще не могут полностью управлять своим вниманием, но предложенная игра закладывает основу этого.

«Волшебные фигуры»

Цели:

-закрепить понятия: формы, цвета, размера;

-развивать конструктивные навыки;

-формировать интерес к составлению узоров, симметричному расположению фигур;

-активизировать творческие способности детей.

«Пирамидки»

Цель: закрепить умение составлять изображение из овалов разной величины в порядке убывания; закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине; способствовать развитию умения соотносить размер овалов по схеме и без неё; формировать представление о цвете, форме, величине предметов; развивать мелкую моторику.

«Не ошибись, Петрушка!»

Цель:  игра способствует развитию у малышей осязательного восприятия формы предметов. Она учит целенаправленно обследовать форму, обеими руками поворачивая предмет и ощупывая его пальцами со всех сторон. Этот прием помогает детям преодолевать привычку зажимать предмет в руке или надавливать на него ладонью.

«Есть ли у тебя или нет?»

Цель: дети учатся узнавать по форме знакомые предметы;  осязательное обследование и узнавание нужного предмета происходит в ситуации сравнения нескольких более или менее сходных по форме объектов. Так, например, в комплекте игрушек имеется несколько предметов округлой формы (шарик, яблоко, яйцо, лимон), среди которых ребенок должен найти определенный предмет.

«Закрой окошко»


Цель:
 игра является первым шагом на пути формирования у детей целенаправленного зрительного восприятия формы. Дошкольники учатся рассматривать, сравнивать и различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). С этими фигурами они часто сталкиваются и на занятиях по изобразительной деятельности (рисование, аппликация).

«Где твой дом?»

Цель: развитие целенаправленного, осмысленного восприятия формы геометрических фигур. Процесс зрительного восприятия здесь освобождается от осязательной и двигательной опоры — ребенок узнает форму фигуры одними глазами. Повышается целенаправленность рассматривания, поскольку зрительный образ формы фигуры подсказывает ребенку, где находится его дом.

«Чей коврик лучше?»

Цель: развитие у малышей зрительного восприятие формы плоскостных фигур — круга, овала, квадрата, прямоугольника и треугольника. Процесс различения фигур происходит и в ситуации игрового общения, которая содержит элементы соревнования (со взрослым и со сверстником). Восприятие формы в игре осуществляется в процессе составления фигуры из ее частей.

Целая фигура (коврик) составляется таким образом: ребенок должен заполнить геометрическими фигурами соответствующие им углубления.

«Что делают матрёшки?»

Цель: в этой игре дети открывают для себя новое качество предметов — величину. Им предлагается русская народная игрушка — матрешка. Устройство матрешки предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.
Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Важно также и то, что в этой игре дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов.

«Разберём и соберём»

Цель: игра учит малышей различать и сравнивать предметы по величине, т.е. по их протяженности в пространстве. Осваивая приемы различения и сравнения предметов по величине, дети либо прикладывают их друг к другу, либо накладывают один на другой. В этом и заключается обучающая задача игры. В игре участвуют шесть — восемь детей. Все они действуют с одним предметом и объединены общей целью — разобрать и собрать пирамидку.

«Зайчик и Мишка»

Цель: приучать детей различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения между предметами. Играя, малыши приобретают новые знания и представления и тут же применяют их в действиях.

Это имеет важное значение как для обогащения словаря, так и для развития пространственного воображения и мышления. Обучающая задача заключается в том, что ребенок должен обозначить словом разные варианты пространственных отношений, которые наглядно воспроизводятся с помощью действий с игрушками. Игра носит характер забавного зрелища (спектакля игрушек).

«Где спрятался мишка?»

Цель: развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения. Малыши получают возможность использовать уже приобретенные знания и представления в новой, более сложной игровой ситуации.

Обучающая задача требует, чтобы ребенок не просто ответил, где находится спрятанный мишка, но и отгадал, почему он здесь спрятался. В решении этой задачи нужно не только применить имеющиеся знания, но и проявить находчивость, догадливость. Для этого требуются элементы творческого мышления.

«Переполох»

Цель: развитие у детей целенаправленного запоминания и припоминания. Обычно младшие дошкольники запоминают лишь то, что запоминается само, без особых усилий, в силу своей привлекательности. Игра носит сюжетно-ролевой характер. Ее игровая ситуация воспроизводит более или менее знакомые детям явления. Роль помощников взрослого как бы возвышает их в собственных глазах и побуждает прилагать особые старания, чтобы оправдать доверие, которое им оказывается. Выполнение роли опирается на опыт игры в поручения, своеобразным вариантом которой является эта игра.

«Собери цветок»

Цель игры: закрепление умений классифицировать предметы по разным признакам.

Задачи:

1. Совершенствовать умение подбирать лепестки одинакового цвета.

2. Развивать умение классифицировать и находить общие признаки предметов.

3. Уточнять знания о геометрических фигурах

«Собери квадрат»

Задачи: формировать представления о геометрических фигурах, усвоение соотношения целого и части;

умение составлять целое из частей;

формирования умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по цвету; развивать мелкую моторику рук;

развивать зрительное восприятие, логического мышление, цветоощущения.

«Собери дорожку»

Задачи: Формировать у детей умение различать предметы по форме, размеру и цвету. Развивать цветовое восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать положительную установку на участие в занятии. 

«Собери светофор»

Цель: формировать представление детей об элементарных правилах дорожного движения; дать представление о значении светофора, закрепить назначение красного, желтого, зеленого цвета.

Развивать зрительную память, умение ориентироваться в пространстве, способствовать сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук.

«Собери цветок»

Цель игры: закрепление умений классифицировать предметы по разным признакам.

Задачи:

1. Совершенствовать умение подбирать лепестки одинакового цвета.

2. Развивать умение классифицировать и находить общие признаки предметов.

3. Уточнять знания о геометрических фигурах

«Где спрятался мишка?»

Цель: развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения. Малыши получают возможность использовать уже приобретенные знания и представления в новой, более сложной игровой ситуации. Эта игра сложнее предыдущей и по своему содержанию и характеру совместной деятельности.

Обучающая задача требует, чтобы ребенок не просто ответил, где находится спрятанный мишка, но и отгадал, почему он здесь спрятался.

«Собери машину»

Цель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук, мышления, умения передавать форму и характерные особенности составных частей машины; закрепление знаний детей о цвете (красный, желтый, зеленый).

«Большой - маленький»

 

Цели:

Учить детей сравнивать предметы по величине.

Формировать умение выбирать предметы с ориентировкой на его величину.

Активизировать словарь детей: произносить слова большой и маленький с разной интонацией (большой – низким голосом; маленький - высоким).

Вызывать положительные эмоции, радость у детей.

«Кто здесь прячется»

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов, учить при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова, развивать память, мышление, мелкую моторику рук.

«Необычная рыбалка»

Цель: формировать представления о свойствах воды, закреплять знания о форме, цвете, размере, понятиях один - много, ни одного; счете в пределах 5, развивать глазомер, ловкость рук, фантазию; использовать в игре предметы-заместители.

«Узнай по запаху»

Цель: Развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией.

Задачи: уточнить знания детей о том, что некоторые предметы можно узнать по запаху, даже не видя их.

Знакомить с новыми видами и запахами трав и пряностей;

Упражнять детей в определении знакомых запахов: цедры апельсина, мяты, корицы, чеснока, хвои сосны и др. ;

Активизировать речь детей и пополнять словарный запас;

Развивать память, сосредоточенность, выдержку.

«Продолжи узор»

Цели  игры:

1. Учить детей выполнять  действия по показу и образцу.

2. Учить анализировать узор, состоящий из геометрических  фигур разной формы и цвета, действовать по образцу.

3. Развивать внимание, мышление, аналитико-синтезную деятельность ребёнка на основе предметно-практической деятельности.

«Пазлы»

Цели: развиваем мелкую моторику рук, учимся соединять части предметов одно целое.

Задачи: формировать первичные представления о многообразии предметного окружения. Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие; формирование познавательных действий. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (цвет, материал и др.). Развитие внимания, памяти, выделять характерные признаки предмета. По окончанию игры приучать убирать все на место.

«Красный и зеленый»

Задачи: формировать у детей умения выполнять правила дорожного движения; закреплять знания детей о цветах светофора; воспитывать умения ориентироваться в пространстве и соблюдать культуру поведения.

Угадай, на чем повезешь»

Цель: познакомить детей с разновидность транспорта и его назначением в жизни человека.

Материал: большая грузовая и легковая машины, картинки на липучках с изображением людей, овощей, фруктов, дров, песка...

Ход игры:

Детям предлагается рассортировать картинки (что могут перевозить грузовая и легковая машины)

«Угости мишек»

Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

«Правильно, неправильно»

Тема: правила поведения за столом. 12 парных карточек; значки «правильно» и «неправильно»

Цель: закреплять культуру поведения за столом во время еды: есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, не разговаривая; пользоваться салфеткой; выходя из – за стола задвигать стул; совершенствовать навыки приема пищи: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом); воспитывать вежливость (благодарить за еду, потребность в чистоте и аккуратности.

«Куличики»

Цель: формирование игровых умений в процессе игры с песком,  познакомить детей со свойствами песка, учить делать куличики. Формировать интерес к экспериментальной деятельности, сделать зайчику куличики из песка.

 

«Поезд»

Цели:

• Развивать у детей мышление.

• Развивать фантазию.

• Развивать речь.

• Расширять знания о природе.

• Учить устанавливать простейшие взаимосвязи.

«Подбери по цвету»

Цель: Развитие сенсорного восприятия

Задачи: Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, коричневый, серый, белый, чёрный). Развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами. Учить группировать предметы по определённому признаку. Развивать усидчивость. Развитие речи.

«Курочка Ряба»

Цель: цветовосприятия и цветоразличения.

Оборудование: контейнеры от "киндер-сюрпризов" трёх цветов, ведерки среднего размера трёх цветов, большой контейнер с плоскостными изображениями персонажей сказки "Курочка Ряба", магнитная доска с набором магнитов, курочка-игрушка.

«Ледяная стена»

Игра проводится на улице зимой. Воспитатель заранее заготавливает цветные льдинки, замораживает в больших и маленьких круглых формочках подкрашенную воду.

Цель: уточнение знаний о геометрических фигурах и формах

предметов. Развитие логического мышления.

Оборудование: снежная баба, большие красные ледяные кружки, маленькие синие ледяные кружки по числу детей.

«Построй заборчик»

Цель: закрепление знаний об основных цветах.

Задачи:

1. Развитие мелкой моторики, координации движений рук.

2. Развивать внимание, усидчивость детей.

3. Воспитывать дружеское взаимоотношения между сверстниками.

В конверте лежат полоски разного цвета. Дети подбирают к полоскам колышки определенного цвета.

«Разрешено, запрещено»

Цель: закреплять представления детей младшего возраста об опасных ситуациях, которые могут произойти с ними на природе.

Задачи: познакомить с опасными ситуациями в природе, которые могут произойти с детьми, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать мелкую моторику пальцев рук, речь детей.

«Выложи фигуру»

Цель: закреплять умение детей различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования осязания.

Оборудование: набор карточек с геометрическими фигурами.

Ход игры: Перед детьми на столе карточки с геометрическими фигурами. Воспитатель загадывает загадку. Ребята должны отгадать и выложить фигуру.

«Поможем заюшке»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам;

- Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Оборудование:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- кодовые карточки - символы;

- «домик для блоков».

«Спрячь мышку»

Цель: Упражнять детей в умении подбирать предметы по цвету: синяя дверь к синему домику, где живёт мышка и т. п. Материал: Карточки большие и маленькие в середине с мышкой, двери тех же цветов, игрушка - кошка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».

1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игруш­ку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...

Методическое пособие. «Развивающие игры в работе с детьми детского сада» (развивающие математические игры для детей 3-7 лет)

Актуальность темы:Программа «давайте поиграем» ориентирована на возрастующую познавательную активность детей, развитие творческих способностей дошкольников. Программа помогает подготовить дошкольников...

Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и дающие возможность для развития творческой стороны интеллекта. Основой развивающих игр – от простого к сложному. Если ребёнок с чем-то не справляется, следует упростить задание до максимума, д

Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и дающие возможность для развития творческой стороны интеллекта. Основой развивающих игр – от простого к сложному. Если ребёнок...

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развивающих игр В.Воскобовича, с развивающей предметно-пространственной средо

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развива...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".

Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....