Выступление на ГМО на тему: "Организация игровой деятельности детей среднего возраста"
материал (средняя группа)

Рассказова Марина Анатольевна

Организация игровой деятельности детей в средней группе.

Игра - ведущая деятельность дошкольников, в которой они исполняют роли взрослых, воспроизводя в воображаемых ситуациях их жизни, труде и отношения. Сюжет и роли в игре дети заимствуют во взрослом мире, в обществе.  Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений. Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад 33  «Родничок»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Согласовано:

Методист отдела образования                                         С.Ю. Никонец

Руководитель методического объединения

воспитателей групп среднего возраста                     Н.Н.Паксеваткина

Выступление

на тему:

"Организация игровой деятельности детей среднего возраста"

Подготовила и провела:

Рассказова Марина Анатольевна,

воспитатель;

Согласовано: старший воспитатель

_____________  О.Н.Неделько

Дата проведения:

 «28» марта 2019 г.

        

2018-2019 учебный год

Организация игровой деятельности детей в средней группе.

Игра - ведущая деятельность дошкольников, в которой они исполняют роли взрослых, воспроизводя в воображаемых ситуациях их жизни, труде и отношения. Сюжет и роли в игре дети заимствуют во взрослом мире, в обществе.  Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений. Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим.

Познание мира дошкольниками происходит через игру. В игровой деятельности дети приобретают навыки социализации, черпают знания и отрабатывают физические умения. И если младшие дошкольники в игравой деятельности знакомятся с детским садом и окружающим миром в целом, то в средней группе ребята учатся сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.

Для организации игр важно создать предметно-пространственную среду. Важное требование - развивающий характер и соответствие таким принципам, как реализация ребенком права на игру (свободный выбор игрушки, темы, сюжета игры, места и времени ее проведения); универсальность предметно-пространственной среды; системность.

Важно помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка.

Условно выделяют три вида игр:

  • игры по инициативе ребенка (творческие)
  • игры по инициативе взрослого с готовыми правилами(дидактические, подвижные игры)
  • народные игры (созданные народом)

Значительная часть творческих игр - это сюжетно-ролевые игры «в кого-то» или «во что-то». Дети изображают людей, животных, работу врача, строителя и т.д. Осознавая, что игра - не настоящая жизнь, дети тем временем по-настоящему переживают свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно - ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который сказывается на его отношении к людям, их труду, вообще к жизни.

В игре дети  выбирают и используют атрибуты по назначению. Воспитателю необходимо дать детям больше самостоятельности. Выступать в роли советчика, отходить от непосредственного участия в игре, но время от времени ненавязчиво вмешиваться в нее, помогая ребенку словом, советом .

Разновидность творческой игровой деятельности - театрализованная деятельность. Она связана с восприятием произведений театрального искусства и воспроизведением в игровой форме приобретенных представлений и впечатлений, чувств. Ключевые понятия театрализованной деятельности: сюжет, сценарий, игра по сюжетам литературного произведения, театрализация, сказка-перевод. Театрализованные игры разделяются в зависимости от их вида и специфического сюжетно-ролевого содержания на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

В режиссерской игре (можно отнести настольный, теневой, пальчиковый театры) ребенок, как режиссер и одновременно «голос за кадром» организует театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В противном случае актерами, сценаристами, режиссерами выступают сами дети.

Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяем заранее. Такая игра тяжелее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни, поскольку надо хорошо понять и почувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность развертывания действий, реплики персонажей). В этом и заключается особое значение игр-драматизаций - они помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную целостность, способствуют развитию выразительности речи и движений. Например, прочитать сказку. После чтения предложить детям обыграть эту сказку. Обустроить место для игры. Дать детям возможность самостоятельно выбрать себе роль (дети одевают маски - шапочки и встают на ковёр). Остальные усаживаются на ковре в качестве зрителя. Заодно знакомимся с  элементами  зрительской культуры, как вести себя во время театрального представления.

Еще один вид - конструкторские творческие игры - направляют внимание ребенка на различные виды строительства, способствуют приобретению конструкторских навыков организации и сближению детей, приобщению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета и желание научиться, с ними работать.

Материалом для этих игр могут быть конструкторы разных видов и размеров, а также природный материал (песок, глина, шишки) Важно, помочь воспитанникам осуществить переход от бесцельного накопления материала к созданию продуманной идеи. Должна быть предварительная работа. Например, беседа «Где кто живёт» подводя к игре, говорим, что мы купили новые машинки, и у них нет «домика». Спросить детей, что нужно сделать. Коллективный ответ: нужно построить гаражи. В ходе постройки, дети самостоятельно соизмеряют постройки (по высоте, ширине, длине).

Игры с правилами дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду трудно было бы проводить учебно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга. Многие из них передается от поколения к поколению, однако воспитатели, выбирая игру, обязательно должны учитывать требования современности.

По содержанию и способам ведения игры с правилами разделяют на две группы: дидактические и подвижные.

Дидактические игры способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственные задачи, именно в решении которых и заключается смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Заметим: что дидактическая игра - эффективный метод закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие.

Непременным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер. В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, управляют поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях.

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, поскольку способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. С детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижных игр - сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры).

В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребенка, его представление об окружающем мире (действия людей, животных, птиц), которые они воспроизводят движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других игроков, не капризничать, действовать организованно, как того требуют правила.

Игровые упражнения (не сюжетные) характеризуются конкретностью двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижения определенной цели и точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию четкости в выполнении движений, то во время игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

В подвижных играх, проводимых в средних группах, победитель не определяется. По окончании игры педагог оценивает условия и ее ход, выполнения детьми правил, их отношение друг к другу. Только в старших группах постепенно начинают вводить элементы соревнования, сравнивать силы команд и отдельных игроков.

Организация игровой деятельности детей в ДОУ в режимных моментах.

Игры детей после завтрака должны согласовываться с характером и содержанием дальнейших занятий. Так, перед занятиями по речи, математике, рисованию уместными будут игры на развитие мышления, внимания, воображения. Иную направленность предоставляем играм, если следующие занятия требуют от детей движений (хореография, физкультура).

Игры между занятиями. Для всех групп детей подбирают игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение - с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором. В перерывах между занятиями следует избегать игр всей группой. Также неуместными будут новые игры, требующие длительных и сложных объяснений. Переход от игры к занятиям должно происходить спокойно и непринужденно.

Игры на открытом воздухе. Дети могут продолжать игру, начатую ранее (до занятий или между ними), если она их заинтересовала, или придумать что-то новое. Эти игры желательно всячески разнообразить, поскольку есть большое пространство для активных движений, поэтому следует как можно полнее использовать эти условия, чтобы воспитанники могли побегать, попрыгать, просто позабавиться.

Организуя игры на открытом воздухе, следует обязательно учитывать такой важный фактор, как сезонность. В холодную погоду они должны давать достаточную нагрузку, но при этом не предусматривается соблюдение одинакового темпа для всех детей, длительной подготовки, больших усилий, внимания. Игры должны быстро разогревать детей, но без ущерба здоровью. Требования к ним должны быть индивидуализированы, с учетом состояния здоровья каждого воспитанника, погодных условий.

В средней группе проводят дидактические игры на прогулке, связанные с движением. Это игры-загадки, где дети движениями изображают какой-то предмет или действие. Их целесообразно проводить после бега или другой активной физической нагрузки.

Вечером можно предложить строительные и ролевые игры, проводить с детьми дидактические игры, содержание которых весьма разнообразно. Сочетание дидактических игр с другими видами позволяет достичь значительного успеха во всестороннем развитии детей. Уместными будут музыкальные игры, в которых воспитателю отводится значительная роль. Это - игры-хороводы с песнями, подвижные игры, игры под музыку, игры-загадки. Активной должна быть роль воспитателя и в играх-драматизациях.

        Немалую роль в жизни ребенка играет игра-труд с использованием продуктов трудовой и художественно-творческой деятельности.

Следует так же активно внедрять отгадывание загадок, нахождения частей предмета и его составление, проводимых как со всей группой, так и с отдельными детьми. Дети охотно играют в настольные игры (пазлы, , игры-лабиринты, игры с кубиками, настольный хоккей и т.д.).

Детям нравятся строительные игры. Поэтому материалы для них всегда должны быть на специально отведенном месте, чтобы дети имели возможность начать различные игры - строительные, сюжетные, которые длятся несколько дней, например: («Построение дома», который «переоборудуется»  многократно и может превратиться в другое сооружение, куда дети проводят электричество, телефон, возле которого строят баню и т.д.).

Уборке так же можно придать вид игры, при этом воспитатель приучает детей к последовательности, выполнения установленных правил, поддержание порядка.

Таким образом, игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.

Я приготовила памятки для воспитателей по организации игровой деятельности детей среднего возраста и хотела бы вам их раздать.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического Совета по теме "Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Педагогический Совет по данной теме проводится с целью систематизации знаний педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

Руководство игровой деятельностью детей среднего возраста "Поисковая экспедиция"

Цель: развивать в детях интерес к исследовательской деятельности. Задачи:обучающие:  ·        тренировать детей в ориентировке на листе бумаги: вверху, вни...

Игровая деятельность детей среднего возраста

Детская игра обладает огромной ценностью для развития. Чем больше играет ребенок, тем выше его способности познавать, раскрываться, внутренне расти и радоваться миру....

Консультация для педагогов на тему: «Организация физкультурно-игровой деятельности детей вне занятий».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 24 общеразвивающего вида            Консультация для педагогов на тем...

Консультация для родителей на тему «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста дома»

Консультация для родителей на тему«Организация самостоятельной изобразительной деятельностидетей дошкольного возраста дома»Цель: познакомить родителей с организацией самостоятельной и...

Выступление на педсовете на тему: "Формирование игровой деятельности детей раннего возраста в предметно-развивающей среде ДОУ"

laquo;Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе...