Главные вкладки

    Формирование и развитие КГН у детей раннего возраста
    методическая разработка

    Асташова Анастасия Юрьевна

                          Формирование и развитие КГН у детей раннего возраста

    Процесс воспитания культуры поведения и соблюдения культурно-гигиенических навыков (КГН) начинается с момента появления на свет малыша. Он наблюдает за окружающими людьми. Тут и начинают закладываться те стереотипы поведения, которые в дальнейшем под воздействием различных внешних факторов формируются в определенный навык.Работая с детьми раннего возраста, мы заметили, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.Мы начали работать с родителями. Выяснилось, что большинство родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает.Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности, мы организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснили родителям, что семья – первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому мы решили углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении решаются не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.Чтобы заинтересовать детей, привить желание самим выполнять действия, связанные с их формированием, мы разработали картотеку дидактических игр по привитию детям КГН.Картотека культурно-гигиенических навыков согласно требованиям образовательного стандарта помогает воспитателю организовать практическую деятельность с детьми. Это перечень игровых заданий с образовательными целями по усвоению указанных умений. У детей появляется возможность в игровой форме самим учиться: есть, умываться, пользоваться предметами первой необходимости и т. д.Как проверено на практике, картотека является эффективным в работе над развитием у детей правил гигиены и культуры поведения, учитывает требования образовательной программы, государственного стандарта и внутренних правил, а также материально-технических возможностей ДОУ, помогает педагогу эффективно планировать и организовывать образовательную ежедневную деятельность с малышами.В своей работе мы используем следующие формы и методы:

    Наглядные методы: наблюдения, показ иллюстраций и картин, личный пример.

    Словесные методы: пояснение, рассказ, чтение художественных произведений, объяснение.

    Игровые методы: дидактические, сюжетные, подвижные игры, обыгрывание сказок.

    Мы должны научить детей различать хорошее и плохое поведение; закрепить умение соблюдать установленные социумом правила и нормы; следить за чистотой тела (самостоятельно умываться), закрепить навык переодевания; формировать навык аккуратно складывать вещи, игрушки, пользоваться столовыми приборами, следить за культурой поведения за столом.Но такие умения в раннем возрасте еще не стали устойчивыми. Дети часто забывают или неправильно выполняют какой-либо разученный навык. Например, малыши могут научиться пользоваться столовыми приборами, но при этом неверно держать ложку, проливать воду из стакана, забывать мыть руки перед едой и т. д.К нам в группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками.Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В нашей группе мы следим за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.Помимо этого, воспитываем и закрепляем у детей и другие навыки (которые также закладываются в семье): следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком, салфеткой.Мы считаем, что одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском садике и дома приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.

    Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и применение культурно-гигиенических навыков.

    Во время еды строго следим, чтобы последовательность блюд была постоянной, еда была не слишком горячей, не слишком холодной, ребенок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо ее пережевывал, дети не разговаривали во время еды; стараемся не допускать громких разговоров, поторапливания детей, насильного кормления. Кормление – очень ответственный момент в режиме. Некоторые малыши умеют есть самостоятельно, но крайне неаккуратно, обливаются, ложку держат неправильно. Бывают и такие, которые не умеют пить из чашки, отказываются от пищи. Перед едой для каждого ребенка готовим салфетку.Пользуясь салфеткой, ребенок усваивает, что надо и есть аккуратно, и из-за стола вставать с чистыми руками и лицом. С первого дня за каждым ребенком закрепляем постоянное место за столом. Сначала кормим детей с плохим аппетитом. Следим, чтобы они правильно сидели за столом. Во время кормления в начале года на всех малышей надеваем нагрудники.

    Обязательно учим малышей по окончании еды, вставая из-за стола, говорить спасибо. Теперь многие дети делают это без напоминания, самостоятельно.                   

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

    В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...

    Памятка для родителей (методические рекомендации по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста).

    Памятка для родителей (методические рекомендации по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста)....

    План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»          План работы по самообразов...

    Консультация для педагогов «Использование сенсорных игр при формировании представлений о свойствах предметов и развитии познавательной активности детей раннего возраста 1-3 лет»

    Консультация для педагогов " Использование сенсорных игр при формировании представлений о свойствах предметов и развитии познавательной активности детей раннего возраста 1-3 лет"...

    Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.

    Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...

    Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста.

    Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста....