Статья "Формирование и развитие КГН у детей раннего возраста (из опыта работы воспитателя)"
статья (младшая группа)

Формирование и развитие КГН удетей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Попова Н.Н., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 92 Калининского района

Санкт-Петербурга

Формирование и развитие КГН у детей раннего возраста

(из опыта работы воспитателя)

Культурно-гигиенические навыки (КГН) очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Одна из важнейших задач детского сада – прививать детям навыки, укрепляющие их здоровье.

Детей с самого раннего возраста нужно обучать КГН. Именно в работе дошкольного учреждения (далее – ДОУ), большое внимание уделяется воспитанию культурно-гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта работа ведётся в соответствии с возрастными особенностями детей и образовательной программой ДОУ.

Самые маленькие дети овладевают простейшими навыками - застегивать пуговицы, мыть руки и т.д. Усвоение различных навыков у детей происходит не моментально. У каждого ребенка это занимает различное количество времени.

Значительно повышают качество работы использование разнообразных форм, методов и особенно игровых приемов. Именно их выбор представляет трудность для молодых специалистов, так как необходимо ориентироваться на личность ребенка, его интересы и возможности.

Целенаправленное формирование КГН способствуют тому, что для ребенка выполнение действий становится важным, он учится доводить начатое дело до конца, не отвлекаться. И в итоге, уже ребенок сам, по своей инициативе контролирует ход выполнения действий. При этом формируются такие волевые качества как выдержка, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность, целеустремленность, организованность.

Доброжелательность, опрятный внешний вид, порядок в группе, спокойная речь воспитателя – все это имеет большое значение в формировании КГН у дошкольников. Стремление заслужить похвалу, одобрение является стимулом к выполнению действия. Таким образом, чтобы обеспечить процесс социализации ребенка в полном объеме, необходимо педагогически верно организовать образовательную деятельность по формированию КГН.

Показ того или иного действия для малышей обязательно сопровождается проговариванием («Теперь каждый из вас возьмет свое полотенце и вытрите обязательно каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмысливать действия в целом.

Одним из ведущих приемов, является прием неоднократного повторения действий («Посмотрите какие сухие стали наши руки»), создание совместных игровых ситуаций («Научим нашу Дашу мыть руки»).

Игра, неотъемлемая часть жизни детей младшего дошкольного возраста. И поэтому именно ей отводится главная роль в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей. Поэтому педагоги часто используют такие игровые формы как: дидактическая игра, игры-упражнения, игры-занятия.

В дидактических играх, используется кукла, позволяющая детям легче усвоить приемы одевания, раздевания, кормления («Уложи куклу спать», «Накорми куклу обедом» и т.д.).

Широко используются настольно-печатные («Что такое хорошо, что такое плохо», «Что чем едят?») и словесные игры («Кто больше знает приветствий» и т.д.)

Игры- упражнения помогают детям воспроизводить одну и ту же операцию, входящую в состав одного и того же культурно-гигиенического навыка, при сохранении устойчивого интереса к ее выполнению («Кукла Катя простудилась» - способы правильного пользования носовым платком).

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников используют сюжетно-ролевые игры, игры –инсценировки, которые помогают воспитателю закрепить культурно-гигиенические навыки каждого ребенка. При этом берут в основу литературные сюжеты таких произведений, как «Мойдодыр», «Федорино горе».

Воспитатель воспитывает у детей умение замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослого. Детям прививают культуру поведения. Приучают к соблюдению элементарных правил игры.

Большое внимание уделяется согласованному взаимодействию воспитателей ДОУ с родителями. Этот вопрос имеет едва ли не первостепенное значение. Так как именно родители являются авторитетом для своих детей (делаю как мама).

Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если родители не моют руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалившись, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок – это зеркальное отражение взрослых.

Воспитатель и родители в процессе совместной работы по формированию культурно – гигиенических навыков должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их уже имеющиеся на момент формирования успехи и видимые трудности. Так же следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на формирование КГН и умений является очень значимым и весомым. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе, желание быть самостоятельным, следить за собой и замечать «неполадки» у других, что в будущем безусловно положительно отразится на культуре ребёнка и его умении вести здоровый образ жизни.

Взрослому (дома и в детском саду) принадлежит исключительно активная роль в обучении малыша умению умываться, одеваться, самостоятельно кушать, убирать за собой вещи и игрушки, заботливо к ним относиться, следить за своим здоровьем и самочувствием, но не надо забывать о не менее активной роли и самого ребёнка.

При работе с родителями в течение года были проведены беседы по вопросам родителей, консультации: «Самостоятельность детей в семье», «Формирование умения самостоятельно приводить себя в порядок», «Режим дня дома» и др., родительские собрания, совместные игровые ситуации. Были предложены игровые ситуации для обыгрывания дома, например, ситуация «Рассматривание себя в зеркале» Маме предлагалось дома подвести ребёнка к зеркалу в тот момент, когда он растрёпанный, чумазый, неопрятный и тд., спросить: «Какой ты, расскажи!». Затем обратная ситуация. Малыша подводят к зеркалу в опрятном и ухоженном виде и спрашивают: «Какой ты, расскажи! А какой ты себе нравишься больше? Почему?»

А. С. Макаренко, обращаясь к родителям писал: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или получаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент жизни вашей, даже тогда, когда вас нет дома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчиковые игры - как средство развития музыкальных способностей детей раннего возраста." (из опыта работы)

Использование пальчиковых игр в музыкальном воспитании способствует развитию не только музыкальности ребенка, его пальцев, речи, но и одновременно формирует многие личные качества – пространственно-об...

«Влияние игр с мячом на развитие двигательных навыков детей раннего возраста» из опыта работы

Всестороннее развитие ребёнка невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности. Предполагается, что развитие двигательных навыков у детей происходит более эффективно в игр...

Ненаучные записки о развитии творческого потенциала детей раннего возраста (из опыта работы)

В своей статье, основываясь на личных наблюдениях ,  рассказываю о важных аспектах  в развитии  творческого потенциала  детей, в развитии  их внимания  к  прекрасном...

Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя СРЕДНЕЙ группы).

Главная задача воспитателя охрана жизни и здоровья детей, сохранение и укрепление здоровья. Для охраны здоровья необходимо создавать правильные условия для развития детей, а для этого нужно знат...

Формирование и развитие кгн у детей дошкольного возраста( из опыта работы воспитателя младшей группы)

Формирование и развитие кгн у детей дошкольного возраста( из опыта работы воспитателя младшей группы)...

Формирование и развитие КГН у детей раннего возраста (из опыта работы воспитателя)

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей – это очень важная задача, напрямую связанная с физическим и психическим здоровьем ребёнка. Это одна из самых актуальных проблем в работе с д...

Формирование и развитие КГН у детей раннего возраста (из опыта работы воспитателя)

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно  помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические пр...