Педагогический опыт: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
материал

Мамаева Юлия Ивановна

Педагогический опыт:  «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

  «… Дитя, молодое существо с первого своего

появления на свет Божий, с первого дня рождения,

 сообразно своей природе, должно непременно быть понято,

направляемо и поставлено в возможность

свободного всестороннего употребления своих сил»

Ф. Фрёбель

       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид детской деятельности – игру, и охватывает все образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель.  По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. На сегодняшний день наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса. Фридрих Фрёбель создал игровой набор для детей, так называемые «Дары Фрёбеля».

Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фрёбель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка.

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852) – немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте.

Он первым рассмотрел игру и ручной труд, как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов, так называемые «Дары Фрёбеля». Детские сады Фрёбеля были ориентированы на гармоничное развитие ребенка, в них создавалась особая развивающая атмосфера, приветствовалась свобода общения педагога и ребенка, а обучение было построено на практических играх-занятиях с учетом возрастных особенностей детей.

Основой «Даров Фрёбеля» являются  - мяч, шар,  кубик. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение и т.д.

Во время педагогической деятельности Фрёбеля в практике детских садов использовались всего 6 «Даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фрёбеля» представляет систему из 14 модулей. Этот дидактический материал можно использовать для занятий с детьми в дошкольном учреждении и в домашних условиях, он прост для понимания взрослых и дополняет обычные игры ребенка развивающим потенциалом.

Модуль № 1 – «Текстильные мячики».

12 штук – 6 пар мячиков одинаковых по цвету и обвязанных цветной нитью. 6 мячиков имеют нить – петельку для подвеса. Цвета: синий, фиолетовый, жёлтый, красный, оранжевый, зеленый (цвета радуги).

С помощью данного модуля:

-  тренируется мелкая моторика рук;

- развиваются речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка;

- дети изучают цвета и формы;

- ребенок обучается рассматриванию одного и того же предмета выделяя его различные качества (величина, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т.д.);

- с помощью мячиков, подвешенных на нитях ребенок обучается направлению движения предмета в различные стороны;

- закрепление опыта основ движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формирует у ребенка пространственную ориентацию.

Модуль № 2 – «Основные тела».

6 штук, 3 пары геометрических фигур – шар, куб, цилиндр. 3 фигуры имеют металлические крепления для подвеса. Сборная подставка для подвешивания фигур.

- знакомство с разными формами предмета;

- сравнение фигур между собой, умение анализировать и выявлять особенность и качество каждой.

- формирование самостоятельных исследовательских навыков;

-изучение движения предмета по траектории и различным направлениям.

-с помощью фигур, подвешенных на нитях, обучаем направлению движения предмета в различные стороны. Подобные занятия закрепляют опыт основы движения (вправо, влево, вперёд, назад, вверх, вниз) и формируют у ребёнка пространственную ориентацию.

-развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребёнка.

Модуль № 3 «Куб из кубиков»

Модуль № 4 «Куб из брусков»

Модуль № 5 «Кубики и призмы»

Модуль№ 6 «Кубики, столбики, кирпичики»

Модули 3 - 4 представляют собой куб, разделённый на мелкие кубики.

Маленькие кубики дают возможность в наглядной форме объяснить ребёнку понятие «целое» и «часть», разницу между формой и величиной, количество частей знакомит с числом. Исследуя кубики, ребёнок начинает строить фигуры, которые напоминают ему предметы из социального окружения (стол, стул, ступеньки и т. д.). Всему, что сможет построить ребёнок даётся название, и в ходе беседы идёт сравнение реального объекта с получившейся моделью.

Таким образом, развивается мышление, а это ведёт к осознанию ребёнком того, что он изобразил. В игровой форме занятия с материалами помогут ребёнку развить на практике логические способности, умение рассуждать и делать выводы.

5-6 модули включают большое количество геометрических фигур, что позволяет расширить возможность строительных комбинаций.

Модуль № 7 «Цветные фигуры»

8 геометрических фигур: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты.

-изучение различных плоскостных геометрических фигур;

-сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме;

- тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации;

- подготовка руки к рисованию;

- развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок.

- развитие речевых способностей и игровой деятельности ребёнка.

Модуль № 8 «Палочки»

6 наборов палочек разной длины и разного цвета: синий, жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, чёрный и белый.

- тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации;

-сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме, соотношение количества и размера;

-обучение счёту, использование палочек в качестве счётного материала;

- выполнение простейших математических действий (сложение и вычитание);

- развитие творческих способностей - составление различных узоров и картинок;

- развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребёнка.

Модуль № 9 «Кольца и полукольца»

Деревянные кольца и полукольца трёх разных размеров и разных цветов: синий, фиолетовый, жёлтый, красный, оранжевый, зелёный.

- тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно- моторной координации;

- развитие творческих способностей - составление различных узоров и картинок;

- развитие игровой деятельности ребёнка.

Модуль № 10 «Фишки»

Фишки: диаметр – 10 мм, высота – 5 мм.

Цвета: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый, белый, черный.

- сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме.

- обучение счету использование фишек в качестве счетного материала.

- выполнение простейших математических действий (сложение и вычитание)

- развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок.

- развитие игровой деятельности ребенка.

Модуль № 11 «Цветные тела»

Цилиндры, шары и кубы с отверстием. Шнурок для нанизывания.

Цвета: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый.

- тренировка мелкой моторики рук.

- развитие сенсомоторных навыков.

- изучение различных геометрических форм.

- развитие умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу.

- развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.

Модуль № 12 «Мозаика. Шнуровка»

Синее перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках и шнурки.

Цвета: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый, черный, белый.

- тренировка мелкой моторики рук.

- развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу

- изучение комбинаций форм и цветов.

- подготовка рук к рисованию.

- развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.

Модуль № 13 «Башенки»

Кубики – 12шт. Треугольные размеры (1/2 куба) – 12шт. Полуцилиндры – 12шт. Куб с вырезом под цилиндр – 8шт.

-закрепление название геометрических фигур, конструирование. Объединение с модулями 3-6 позволит создать сложные конструкции.

- развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.

Модуль № 14 «Арки и цифры»

Дуги – 75 мм. Дуги – 50 мм. Дуги – 25 мм.

9 кубиков, с цифрами 0 – 1 – 2 – 3, 0 – 4 – 5 – 6, 0 – 7 – 8 – 9.

- развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков.

- развитие творческих способностей – состояние различных узоров и картинок.

- подготовка руки к рисованию и письму.

-развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребенка

Цель моей работы: развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой активности с помощью игрового набора «Дары Фрёбеля».

Задачи:

- познакомить детей с сенсорными эталонами, их практическим использованием в конструктивной деятельности;

- развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, основываясь на практическом опыте;

- развивать физические качества детей младшего дошкольного возраста;

- развивать творческое воображение детей младшего дошкольного возраста;

- развивать навыки игрового взаимодействия со взрослыми и сверстками с использованием игрового набора «Дары Фребеля»;

- способствовать организации самостоятельной игровой деятельности детей с использованием «Даров Фребеля».

Гипотеза:

 Я полагаю, что использование в образовательном процессе с детьми младшей группы игрового набора «Дары Фрёбеля» в разных видах детской деятельности - познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой будет способствовать положительной динамике развития детей младшего дошкольного возраста.

Так же я изучила:

- Педагогическую систему Фридриха Фрёбеля;

- Методические рекомендации Ю. В.  Карповой, В. В. Кожевниковой, А. В. Соколовой по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО и в различных образовательных областях: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

- Научные статьи и презентации;

- Составила план работы с детьми по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми по образовательным областям:

Совместная образовательная деятельность с детьми

Интеграция

Деятельность в ходе режимных моментов

НОД

Образовательных областей

Интегрированные формы образовательной деятельности

Понедельник

Строительные игры. Индивидуальная работа по ознакомлению с пространственными отношениями – игра «Бусы рассыпались» (набор № J1)  

Подвижная игра «Ловишка» (набор № J1)

Ознакомление с пространственными отношениями («Путешествие по городам» набор № 3,4,5,5в,6)

 

Социализация

Познание

Игровые обучающие ситуации.

Вторник

Предварительная работа – игра на обогащение словаря «Магазин» (Набор №7. Коллективные строительные игры «Построй теремок» (Набор №3,4,5,5в,6) Игра «Настроение» (Набор № 9, 10)

Конструирование

Окружающий мир (Игра «Семья» набор №7, 8,9,10)

Познание

Социализация

Художественное творчество

Коммуникация

Труд

Физическая культура

Игровые обучающие ситуации

Среда

Индивидуальная работа – пересказ сказки – «Построй теремок» (Набор №3,4,5,5в,6,7)  Игра «Веселый человечек» (Набор № 7,8,9,10)

Развитие речи/художественная литература.

Рисование

Социализация

Познание

Художественное творчество

Творческая мастерская.

Театрализованная деятельность.

Четверг

Игра «Столько же» (набор № J1, 7,10)

Математика

(игра «Ателье» набор № 7,10)

Познание

Художественное творчество

Социализация

Коммуникация

Труд

Игровые обучающие ситуации.

Пятница

Игра «Музыкальное настроение» (набор №1

Музыка

Музыка

Познание

Социализация

Коммуникация

Музыкальная мастерская.

Использование игрового набора помогает сделать образовательный процесс интереснее для каждого ребёнка, позволяет детям, играя, развиваться в различных видах деятельности.

Игры с использованием набора «Дары Фребеля» помогают в решении разнообразных образовательных задач. Например, каждая из игр образовательной области познавательное развитие, способствует решению задач из других образовательных областей, формируя универсальные качества мышления ребёнка. Во всех играх, а в особенности в игре «Волшебный мешочек», (прил.№1) развивается способность обнаруживать и интерпретировать сенсорные стимулы. В таких играх, как «Капризная принцесса», «Одного поля ягоды»,  дети проявляют оригинальность мышления через составление разнообразных вариантов одинаковых и разных предметов по форме, цвету, размеру и другим признакам. Особое значение знания о свойствах предметов приобретают в играх (прил. №2) «Большая стирка», «Аптека», где дети из геометрических фигур создают разные предметы: одежду, лекарство, предметы быта и др. В каждой  из подобранных игр развивается тот или иной вид памяти, а специально для тренировки  кратковременной памяти, то есть способности сохранять свежие события и объединять их в непрерывную последовательность, предлагается игра «В мире фигур». Такие игры как «Аптека», «Готовим обед для гостей», «Туристический автобус», «Аэропорт» могут использоваться как дидактические, так и сюжетно-ролевые.

В образовательной области речевое развитие при помощи игры «Волшебники» (прил. №3) эффективно развиваются различные формы общения через расширение вербальных и невербальных средств. Стимулируют развитие у детей связной речи  такие игры как «Путаница», «Небоскрёб», «Для чего ещё» в процессе конструирования и коллективной творческой деятельности. Приобщают к художественной литературе и драматизации литературных произведений игры «Красная шапочка», «Колобок». Все эти игры не только развивают звуковую культуру речи, активный словарный запас, диалогическую и монологическую речь, но и конструктивные, изобразительные навыки, любознательность, познавательную активность, формируют первичные представления о социокультурных ценностях нашего народа и общечеловеческих ценностях.

В образовательной области художественно - эстетическое развитие игровыми средствами «Даров Фрёбеля» мы формируем эстетическое отношение к окружающему миру через знакомство с основами композиции, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира в играх (прил.№4)  «Перышко курочки рябы», «Качели», «Бабочка». В играх «Рожица», «Грибок» формируем элементарные представления о видах искусства через создание различных картин мелкими предметами. Удачно реализуется самостоятельная творческая деятельность детей (изобразительная, конструктивная) в играх «Веточка мимозы», «Зайчик», «Снеговик».

В образовательной области социально-коммуникативное развитие в процессе дидактических и сюжетных игр, «Магазин», «Пароход» у детей формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества, развиваются элементарная самостоятельность, целенаправленность  собственных действий. В играх (прил.№5) «Дорожное движение», «Костерок» дети усваивают основы безопасного поведения в быту, социуме и природе в процессе познавательно-исследовательской, конструктивной, двигательной и речевой деятельности. Игры «Золушка», «Магазин», «Путешествие», «Настроение» также как и все остальные формируют у детей готовность к совместной деятельности.

Игры в образовательной области физическое развитие не только формируют у детей физические качества, но и начальное представление о некоторых играх с правилами  (прил.№6) - «Волшебный шар», «Верёвочка». Игра «Умею-не умею» знакомит детей с ценностями здорового образа жизни. Игры «Лови-лови», «Тише мыши», «Карусели», «Ручеёк» способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развивают равновесие и координацию движений, крупной и мелкой моторики рук. Надо отметить, что все игры данной методики являются подвижными или малоподвижными, в каждой игре используется физкультминутка или рече- двигательная гимнастика.

Главные помощники в моей работе – это родители воспитанников. Они активно приветствуют появление «Даров Фребеля» в группе, заинтересованно изучают игры. Мною были оформлены для них консультации по использованию данного пособия так же в домашних условиях.

Работа по данной теме ещё не закончена, но уже сейчас можно сказать, что внедрение в образовательный процесс игрового набора «Дары Фребеля» даёт положительные результаты.

       Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению  несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми.

В дальнейшем планирую продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение игровых средств Фрёбеля – педагогики в работе с детьми для ещё более эффективных качественных изменений в их развитии.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы:

  1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. факультета высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
  2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей  младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада – М.: Просвещение, 1991. – 207с.
  3. Веракса Н.Е. Основная образовательная программа ДО «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 386 с.
  4. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях  / В.В. Данилова, Р.Л. Березина, Т.Д. Рихтерман / под ред. В.В. Данилова. - М.: Просвещение, 1987. – 175 с.
  5. Карпова Ю.В. Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО / Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова; под ред. В.В. Кожевниковой. - М.: Варсон, 2014. – 20 с.
  6. Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области. «Социально-коммуникативное развитие». Методические рекомендации. Москва: ООО «Издательство «Варсон», 2014 г., 44 с.
  7. Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области. «Физическое развитие». Методические рекомендации. Москва: ООО «Издательство «Варсон», 2014 г., 24 с.
  8. Карпова Ю. В., В. В. Кожевникова, А.В. Соколова «Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля»
  9. Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников / Е. В. Колесникова. – М., 2001. – 88 с.
  10.  Метлина, Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., перераб. / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с., ил.
  11.   Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. Москва: ИД «Карапуз», 2000, 272 с. (Педагогика детства)
  12.  Перова, М.И. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / М.И. Перова. - М.: Просвещение, 1996. - 144 с.
  13.  Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. Москва: Просвещение, 1982 г., 96 с.
  14.  Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисловие Л.М. Волобуева. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2001. - 288с., ил. - (Педагогика детства).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к опыту работы "Использование игровой материал " Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Игровой набор  " Дары фрёбеля" это одна из новых форм организации процесса обучения и проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми. Набор позваляет решать за...

Опыт работы " Использование игрового набора " Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста"

Представление педагогического опыта на городских педагогических чтениях  в форме мастер - класса по теме " Использование игрового набора " Дары Фрёбеля" в образовательной дея...

Доклад Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Доклад Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование игрового набора «дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Сегодня мы с вами поговорим о развивающих детских играх. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации...

Мастер - класс на тему: "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста"

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был известный немецкий педагог 19 век...