Конспект НОД для детей старшей группы «Мои друзья шахматы».
методическая разработка (старшая группа)

Пушкарева Ирина Вильгельмовна

Познакомить детей с легендой появления шахмат.

Дать понятие – шахматная доска и шахматные фигуры.

Помочь освоить знания о том, как выглядят и как называются шахматные фигуры. Способствовать привитию интереса к мудрой и полезной для развития игре.

Вызвать интерес к игре в шахматы.

Развивать ориентирование на плоскости, память.

Воспитывать самостоятельность, самообладание, внимательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dlya_detey_starshey_gruppy_shahmaty.docx69.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшей группы «Мои друзья шахматы»
http://www.nevelsk-otd-obr.ru/novosti12/c902b1c7-c353-439555552201.jpg

Цель:

Познакомить детей с легендой появления шахмат.

Дать понятие – шахматная доска и шахматные фигуры.

Помочь освоить знания о том, как выглядят и как называются шахматные фигуры. Способствовать привитию интереса к мудрой и полезной для развития игре.

Вызвать интерес к игре в шахматы.

Развивать ориентирование на плоскости, память.

Воспитывать самостоятельность, самообладание, внимательность.

Методы: словесный, наглядный, эвристический.

Оборудование: игровое шахматное полешахматные фигуры, интерактивная доска для просмотра презентации на тему «Как появились шахматные фигуры» автора И. Г. Сухина.

Ход

Вступительная часть

- Здравствуйте! Сегодня к нам в гости пришел Буратино. Буратино хочет узнать в какие игры вы любите играть? (Ответы детей) Конечно, в самые разные! На улице вы с удовольствием играете в догонялки, пятнашки, футбол, прыгаете в резинку или классики… Дома почти у всех есть компьютеры. Иногда с родителями можно поиграть в лото или домино…

- Буратино пришел к нам со своей игрой. Но вот беда, он не знает, что это и для чего (воспитатель показывает шахматы). Среди замечательных и полезных игр, существующих в мире, особое место принадлежит именно шахматам. Кто-то из вас, ребята, может быть знаком с этой замечательной игрой. Тогда я вас с ней познакомлю, мы обязательно научимся в них играть и научим Буратино. Начнем с легенды о появлении шахмат.

- Послушайте легенду «ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ»

- Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей.

Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тридцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное - непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути. И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь.

Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом«Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев!»Прибежали испуганные мудрецы«Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет мой меч - голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось.

Опечалились мудрецы пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать.

Время назначенное проходит, зовет их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» закричал. Хорошо ещё, что казнить не велел.

Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве.

Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь. Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там - деревянные фигурки. Закричал царь,затопал ногами: «Что это такое! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!» «Не всё то золото, что блестит!» - мудрец отвечает. Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своёвойско: и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»Мудрец молвил«Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил царю правила игры и они начали сражение.

И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по-царски наградить. Когда царь добирался до шахматного короля противника,то он по своей былой военной привычке окликал врага«Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый,то великий падишах с грустью говорил«ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб или смерть королю. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

Чтобы попасть в волшебный мир шахмат, нужно ответить на несколько вопросов.

1. В какой стране родились шахматы?

2. Чем, по мнению индийского шаха, сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматным фигур?

3. Переведите на русский язык слово «ШАХМАТЫ».

А где же происходят шахматные сражения? Конечно, на шахматной доске. О ней мы сейчас и поговорим.

Основная часть.

1. Знакомство с шахматной доской.

- Доски бывают разные – гладильные, стиральные, разделочные, строительные. На них в шахматы не поиграешь! Это можно сделать только на шахматной доске. Вот она перед вами. Чтобы играть в шахматы, её необходимо хорошо знать.

- Давайте, для Буратино нарисуем шахматную доску. Вот посмотрите, как это сделала я. (Воспитатель рисует светлую клеточку, а рядом с ней – темную клеточку)

- Как вы думаете, Буратино поймет, что это уже шахматная доска(ответы детей)

- Да, правильно, таких клеточек должно быть много.

Шахматная доска представляет квадрат, на нём белые и чёрные клетки - поля.

По краям доски отмечены буквы и цифры. Сверху и снизу – буквы (проговорить названия, справа и слева – цифры (от 1 до 8). Они нужны нам для того, чтобы определить адрес шахматной клетки - поля, а он у каждой клетки - поля свой собственный. Как же его узнать? Посмотрите, эта клетка – поле имеет адрес а1, потому что стоит на пересечении буквы а и цифры 1. Попробуйте определить (h1, a3, е6).

Что же, первое знакомство с шахматной доской состоялось. Скоро на ней появится шахматное войско. Вы готовы к встрече с ним?

Проверим, а для этого я попрошу ответить вас на несколько вопросов.

- Какую форму имеет шахматная доска?

- Какие цвета любят шахматы?

- Для чего на доске нужны буквы и цифры?

- Зачем нужно знать точный адрес клетки - поля?

Физкульминутка

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в сторону развел

Ключик видно не нашел

Чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать!

2. Знакомство с шахматными фигурами.

- Фигуры ещё спят на своих шахматных клетках - полях. А нам уже не терпится с ними познакомиться. Отнесёмся к ним с большим уважением. Это не игрушки. Среди наших фигур есть царские особы. Давайте их рассмотрим.

Вот его величество – Король! На кого или на что похож король? (ответы детей). Его Величество король самый высокий и поэтому самый заметный. Похож на человека с высокой острой короной. В каждом королевстве королей по одному – черный и белый.

А вот Ферзь! На кого или на что похож ферзь? (ответы детей). Чуть поменьше короля. У него круглая небольшая шапочка-корона на голове. В начале шахматной партии ферзей в каждой армии по одному, как и королей.

Посмотрите, вот Ладья! На кого или на что похожа ладья? (ответы детей). Напоминает крепостную башню. Во Франции и других странах она так и называется тура (башня, крепость). В Россию шахматы так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями, что эта фигура и превратилась в ладью. Этих фигур в каждом войске по две.

Особая фигура – Слон. На кого или на что похож слон? (ответы детей). На слона совсем не похож. Скорее всего, это высокий человечек в остром шлеме. Почему именно слон? Древнеиндийские воины передвигались как пешком, так и нас лонах. Отсюда и возникла необходимость в этой фигуре, которая сохранила вид воина, а название – слона. Слонов в каждой армии по два. Кто знает, как по-другому называется эта фигура? (Офицер)

Ещё одно животное на поле - Конь! Его никогда ни с кем не перепутаешь. За долгое время он потерял своего всадника, длинные ноги и хвост. Коней у противников по два.

А теперь - Пешка! На кого или на что похожа пешка? (ответы детей). Похожа на маленького человечка. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта фигура так называется. Идут только вперед. Их смело бросают в бой. Пешек в каждой армии больше всех – по восемь.

Вот мы с вами узнали, как зовут каждую фигуру.

Итак, всё шахматное войско перед вами! Хорошо ли вы запомнили этих воинов? Проверим?

Игра «Чудесный мешочек» - сначала ребенок определяет фигуру (фигура находится в мешочке) на ощупь, потом достает и показывает ее, а остальные дети проверяют, правильно ли он угадал шахматную фигуру.

- Ребята, Буратино еще и фильм нам принес. Давайте его посмотрим. (Просмотр презентации «Как появились шахматные фигуры»)

Итог.

А в заключение давайте проговорим,что мы с вами сегодня узнали:

Какие шахматные фигуры вы знаете(ответы детей)

Как называются клеточки на шахматной доске(ответы детей)

Какая шахматная фигура самая ценная и почему ее должны охранять остальные фигуры?

Какая фигура самая смелая?

Вы хотите дальше учиться игре в шахматы?

Дополнительный материал.

Шахматные загадки

Видимо, она упряма, Он в шахматах, можно сказать, чемпион,

Если ходит только прямо, И шаг у него широк.

Не петляет: прыг да скок, Умеет ходить как ладья, и как слон -

Не шагнет наискосок И прямо, и наискосок.

(Пешка) (Ферзь)

Стою на самом краю, Прыгнет он. Подковы звяк!

Путь откроют – пойду.Необычен каждый шаг:

Только прямо хожу, Буква «Г» и так, и сяк.

Как зовут - не скажу. Получается зигзаг!

(Ладья) (Конь)

Я силой и мощью своей Передвигается не косо и не прямо,

Лишь по прямым полям А буквой «Г» - так шахматисты говорят

И линиям прокладываю путь (Конь)

И горе тем, кто на пути моем

Пытается «вздремнуть». Кто ходит прыг-скок и в бок?

(Ладья) (Конь)

Не живет в зверинце, Гладкий люблю я,расчищенный путь:

Не берет гостинцы, На шаг в любую сторону могу я шагнуть.

По косой он ходит, (Король)

Хоботом не водит.

(Слон) Два братца через грядку смотрят,

А подойти друг к другу не могут

Когда мы встанем в строй, (Король)

Нас спутает любой.

Но лишь начнется бой, Фигура – маленький солдат,

У каждого путь свой. Лишь команды ждет,

(Слон) Чтоб с квадрата на квадрат

Двигаться вперед

(Пешка)

Я смел, и строен,и высок:

Предпочитаю ходить и бить

Всегда по-своему: наискосок.

(Слон)

Два братца в одной армии служат,

А встретиться друг с другом не могут.

(Слон)

Загадки - рифмы

Раскрыла Оленька ладонь – скачи в атаку белый (конь)

Безопасные поля поищи для (короля)

Черным клеточкам верны чернопольные…. (слоны)

И еще два поля есть, а на них король и ….(ферзь)

Скоро бой и ждет войска деревянная…. (доска)

Ни к чему такая спешка – потеряться может….(пешка)

В углу стоит бадья, а в ней плывет (ладья)

На доске есть у меня две лошадки, два….(коня)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДРУЗЬЯ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА»

Программное содержание:- Расширить знания детей о звездах, созвездиях, планетах, об уникальности Земли (на ней есть жизнь).- Воспитать желание любить, беречь свою землю, ее красоту.- Формировать предс...

Конспект квест-игры в старшей группе «Поможем друзьям»

Конспект квест-игры в старшей группе «Поможем друзьям» из цикла ООД «Социально-эмоциональное развитие старших дошкольников»...

Конспект занятия для детей старшей группы "Поможем друзьям"

Занятие для старшей группы на развитие логического мышления, закрепление знаний детей о диких животных и птицах, о геометрических фигурах, развитие пространственных представлений....

Конспект НОД для детей старшей группы "Птицы - наши друзья"

Этот конспект будет полезен воспитателям для НОД по окружающему миру...

Конспект развлечения для детей старшей группы детского сада, посвящённого Дню дружбы «Как хорошо иметь друзей!»

Конспект развлечения для детей старшей группы детского сада, посвящённого Дню дружбы «Как хорошо иметь друзей!»...

Спортивное развлечение с родителями для детей старшей группы «Неразлучные друзья — взрослые и дети»

001 Под музыку «Я, ты, он, она…» дети проходят  и встают полукругом. Родители сидят на месте зрителей.Воспитатель: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые папы и мамы!...