Среда для ребёнка от 0-5 месяцев
материал

Шатова Алёна Владиславовна

Домашняя среда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sreda_dlya_rebyonka_ot_0.docx710.56 КБ

Предварительный просмотр:

Среда для ребёнка от 0-5 месяцев

От рождения до 5-ти месяцев.

Зона сна. Остается матрасик. Если использовалось для безопасного спуска ребенка полотенчико, то теперь его можно убрать. Ребенок может самостоятельно слезть и отправиться путешествовать по комнате. Поэтому важно, чтобы среда была безопасной. Если за пределами комнаты есть что-то небезопасное, то закрываем дверь или ставим перегородку.


Если ребенок был приучен спать с родителями, кладем его спать отдельно. На первый раз он будет кричать и уснет в итоге под дверью спальни родителей, на второй раз покричит меньше, на третий раз он просто не будет спускаться со своей кровати, потому что будет знать, что родители его не возьмут в свою кровать. Важно не идти на уступки.

Описание: http://www.expertcen.ru/netcat_files/Offer/2012/12/_realbaby/e956809f69fa8b26c4232509173c5982.jpg

   До 1,5-2-х месяцев малыш спит в специальной корзинке. Когда ребенок рождается, для него важно создать условия близкие к тем, что были в утробе матери. Необходимо ограничить пространство и оставить лишь немного места для движений. Это только для сна. 

Описание: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/112/872/112872547_large_6a0147e1d4f40f970b014e8a3c9f3b970d800wi.jpg

   После 2-х месяцев корзинка меняется на кровать. Можно сразу устроить спальное место, а в него сначала ставить корзинку, а потом ее убрать и укладывать спать ребенка на уже знакомом месте. Кровать - это 1,5-2 матрас (в зависимости от общего пространства можно увеличивать и уменьшать размеры кровати). Матрас должен быть не более 10 см высотой. В первое время можно снизу подстеливать полотенчико для безопасного скатывания ребенка. Развитие движения происходит не только во время бодроствования, но и во сне. Поэтому ребенок должен двигаться во сне, соответственно ему нужно как можно больше места для этого. Он также должен сползать с кровати без помощи взрослого, самостоятельно и это должно быть безопасным для его здоровья.

   Когда используется кровать на ножках и с решеткой у ребенка нет ни возможности совершать в ней активные движения, ни почувствовать край и выработать инстинкт самосохранения. Если малыш спит на матрасике, он скатывается с него ровно один раз, после этого он чувствует край и уже не скатывается. С практической точки зрения низкая кровать еще удобна тем, что вы можете ложиться рядом с малышом и кормить его, а после того как он уснет аккуратно вставать, не побеспокоив его, что очень сложно осуществить при перекладывании ребенка в детскую кроватку.

Зона сна используется только для сна, в ней не должно быть игрушек, в ней не кормят, в малыш только спит и все создано для этого. Хорошо, если зона сна находится в самой темной части комнаты.

Когда малыш научиться ползать, он сможет заползать на кровать самостоятельно, равно как и выползать из нее. Давая такую свободу действий, мы способствуем формированию у ребенка правильного отношения ко сну. Сон - это не обязывающая процедура, это естественный процесс, который ребенок совершает испытывая усталость.

Зона питания

Описание: http://allomama.ru/image/cache/data/Styljchiki_dlyu_kormleniay/TUTTI_BAMBINI_GC35/1-700x700.jpg

   Зона питания должна быть спокойной в одном и том же месте. Малыш не должен отвлекаться.

 До 5 месяцев ребенка кормят грудью в идеале, если нет возможности кормить грудью, используется искусственное вскармливание, но оно происходит в точно таких же условиях, как при естественном кормлении. Место для кормления - это удобное место для мамы - кресло, стул, пуфик или что-то другое, но главное, чтобы мама чувствовала себя в нем комфортно и могла расслабиться. Кресло должно быть удобное  с подлокотниками, поставить табуретку для ног.Рядом должен быть столик, на котором находиться все, что может понадобиться маме во время кормления (салфетки, настольная лампа, блокнот с записями о кормлении). Лучше выбирать освещенное место для этой зоны. Кормление - время установления отношений. Нельзя во время кормления смотреть телевизор, пользоваться телефоном или компьютером. Это время для двоих. Мама должна отодвинуть все свои важные дела, переговоры на другое время. Если мама еще чем-то занимается, она дает понятие ребенку, что кормление - это дело не особо важное и в будущем могут возникнуть проблемы с прикормом и питанием.

Зона физического ухода                  

    Зона ухода совмещает в себе три зоны: переодевания, мытья и туалет. Зона переодевания. Здесь располагается шкафчик, полка или комод с необходимыми чистыми вещами ребенка, пеленальный столик, карманы  для мелочей, корзина для грязного белья, корзина для подгузников.

   Пеленальный столик. Главное, чтобы он был безопасным, но в любом случае не оставляйте ребенка на столе без присмотра. Если у вас появилась необходимость оставить ребенка одного на небольшой промежуток времени, то лучше оставьте его на полу. 

   Купание ребенка - это не просто механический момент, это установка отношений. Поэтому купание должно быть максимально приятным. Должна быть подходящая температура, время, малыш должен быть сытым. Не стоит купать ребенка каждый день. В зоне для купания нет игрушек. "

  В зоне находится ванночка, мыло в мыльнице, коврик под ванночку, кусочек ткани вместо мочалки, полотенце, чистые вещи для переодевания после купания. 

 

Описание процедуры купания

Описание: https://www.2mm.ru/uploads/article/images/shutterstock_253757272.jpg


   В этом процессе можно выделить два направления – эпизодическая обработка ребёнка после того, как он удовлетворит свои естественные потребности и гигиеническая ванна.

Очень многие взрослые дяди и тети не видят принципиальной разницы между купанием и мытьем. Купать малыша необходимо не только для того, чтобы он был чистым. 

Правильно организованное купание дает возможность: 
- закалить ребёнка; 
- заставить ребёнка двигаться и тратить энергию, а следовательно, лучше развиваться, лучше есть, лучше спать; 
- предотвратить различные заболевания, прежде всего - кожные, инфекционные и аллергические; 
- родителям и ребенку получать ежедневное удовольствие и многое другое. 

  Абсолютно все положительные эффекты купания могут быть получены в обычной домашней ванне при минимальных затратах времени и материальных ресурсов! 

Подготовка ребёнка к купанию. 

Купание должно осуществляться ежедневно! 

Поверьте, лучше потратить 1 час в день на купание, чем месяцы на скитание по поликлиникам и больницам. 

  Когда (в какое время суток) лучше купаться? Идеальное время для купания – перед последним кормлением. То есть от 22 до 24 часов. Если вы все будете делать правильно, ребенок устанет, подмерзнет, проголодается, после ванны с аппетитом поест, и будет спать спокойно 5 – 6 часов.
 
 Подготовка младенца к купанию заключается в проведении ему массажа и гимнастики. Ясно ведь, что купание – это нагрузка на организм, поэтому нужно провести небольшую разминку. Заканчивать курсы массажистов совсем не обязательно. Поймите принципы, и все будет замечательно. 
   Обычно родители делят между собой обязанности – пока один готовит ребенка (массаж и гимнастика), второй готовит ванну (моет, наливает воду, добавляет настой череды, измеряет температуру, ставит часы, стульчик, готовит полотенце). К сожалению, наличие обоих родителей не всегда возможно, но при правильной организации и один человек вполне может справиться. Сначала приготовьте ванну с температурой воды на 1 – 2 градуса выше планируемой .
 
Напоминаю – дверь в ванную комнату открыта. Ребенка несите в ванну лицом вперёд, по дороге рассказывая с оптимизмом о предстоящей процедуре. 
 
Начинаете опускать малыша в воду вертикально, постепенно погружая в воду стопы, икры, бёдра, живот, грудь. При этом удерживайте его ладонями за грудь и за спину, поддерживая голову большими пальцами под подбородком и под затылком. Слегка покачивайте малыша вперёд-назад, чтобы погружение было плавным, и ребёнок ощущал воду. На одном из покачиваний вперёд, когда вода достигнет груди, переведите малыша в горизонтальное положение, лёжа на спине. Опустите малыша в воду всего целиком, чтобы из воды выглядывало только личико. Держать ребенка можно одной ладонью – мизинец и большой палец обхватывают шею сзади, а остальные три пальца располагаются под спиной. Возможна другая поддержка, только за головку, когда мизинец под шеей, а остальные пальцы – под затылком. Чем больше погружена голова, тем лучше, и ничего страшного, если вода попадает в глаза, лишь бы нос и рот были на поверхности. Второй рукой необходимо регулировать погружение туловища, чтобы и грудная клетка и живот полностью были под водой. 
 
Никакой опасности в том, что вода попадает в уши, нет. Лишнюю воду вы после купания удалите, а регулярный контакт с водой для ушей не опасен, в том случае, разумеется, если начало контакта и привычка к нему приходится на период новорожденности. Кроме этого, необходимо знать, что в слуховом проходе постоянно вырабатывается ушная сера, роль которой - очистка уха от пыли и грязи. Увлажняя серу, вы предотвращаете излишнее её накопление, и поддерживаем должную чистоту. 
 
Внимательно наблюдайте за поведением ребёнка – если он не активен, спокойно лежит, зевает, значит, эта вода для него слишком тёплая. 
 
Вы должны действовать так, чтобы малыш в ванне был активен. 
 
После первых недели-двух купания, когда вы и малыш освоитесь с этой процедурой, можете начинать обучение ребёнка нырянию. 
 
В нырянии ничего страшного нет – у новорожденного очень хорошо выражен рефлекс, препятствующий попаданию воды в дыхательные пути. Если в течение двух-трех месяцев не нырять, этот рефлекс угасает. Но, к счастью, сама процедура купания в большой ванне невозможна без ныряния, или хотя бы просто попадания воды в рот, нос, глаза. Даже если в какой-то момент ребёнок соскользнул с вашей руки и погрузился полностью под воду, не бойтесь! Подхватите, поддержите его, дайте ему покричать, покашлять, почихать. А когда успокоится – продолжайте купание. Тем не менее, ситуация, когда родители сознательно организуют ныряние, более предпочтительна. 

Если ваш ребёнок плачет при купании без видимых причин, попробуйте: 
1. Изменить время купания. Купать, например, не поздним вечером, а вечером ранним. Или утром, или днем. 
2. Изменить время, по отношению к еде. Купать, например, не за час до еды, а через час после еды. 
3. Изменить температуру воды – как правило, речь идет о том, чтобы сделать воду более теплой. 

После купания. 

Под мышки выньте ребёнка из воды и заверните малыша целиком в полотенце с капюшоном или простыню. Не вытирая его, отправляйтесь к вашему родному пеленальному столику. Ребёнку весьма не жарко, ещё бы – мокрый, в прохладной комнате! И это очень хорошо – еще одна закаливающая процедура. После купания – не вытирайте, а промокайте ребёнка. Особенно торопиться и нервничать по поводу того, что малыш замерзнет, не надо. 

После купания протрите уши ребёнка ушной палочкой. Не забудьте промокнуть кожу за ушами, протереть между пальчиками, под мышками и складочки в паху. Без необходимости не пользуйтесь кремами и присыпками. Если у малыша появляются покраснения на коже, можете смазывать их «Витоном». 

А теперь поставьте себя на место вашего ребенка. Вы купались в прохладной воде, устали, а после процедуры слегка остыли в прохладном воздухе комнаты. Но зато вас насухо вытерли, тепло одели…

Описание: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/112/869/112869285_large_6a0147e1d4f40f970b016767c2c511970b800wi.jpg

Зона движения

   Располагается в самой светлой части комнаты. В этой зоне размещается матрас средней упругости размером 1м на 1м, 2м на 2м или других размеров в зависимости от размеров комнаты. На матрас стелиться простынь. Рядом располагается зеркало (у стены) высотой до 0,5 метра. Ребенок очень рано узнает себя в зеркале и смотря на себя он изучит свое тело и свои движения. 

   Рядом полка, у которой не более 2-х ярусов, она открытая, с закругленными, безопасными краями. На полочках игрушки ребенка, предметы для наблюдения. Всего предметов не должно быть больше 6. Полки нужны для того, чтобы ребенок мог брать (а в будущем и убирать) игрушки самостоятельно, чтобы каждая игрушка или книга имели свое место и были хорошо видны. Расставлять игрушки на полке следует просторно, чтобы их было легко брать и ставить на место, тем самым сохраняя порядок. Не нужно сразу ставить все материалы, которые у вас есть, лучше периодически заменяйте старые новыми. В зоне движения можно расположить подушки для безопасности. Можно повесить мобиль над головой.

   Необходимо менять пособия и игрушки малыша, возвращать, убранные на хранение, ранее неиспользованные вашим малышом книги и игрушки. Это делается после наблюдения за тем, что ребенок на самом деле использует, и удаляются те предметы, которые им игнорируются или которые он перерос. 

  Пока ребенок маленький, взрослый объясняет ему, чем они занимаются. "Ты проснулся. Пойдем есть. Ты поел, давай пойдем заниматься" Если постоянно носить ребенка, у него замедляется физическое развитие (нет возможности отрабатывать движения), поэтому постепенно приучаем ребенка лежать одного (5-10 минут).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание эмоциональной среды для ребёнка в ДОУ

Предлагаю к просмотру материал на тему прсихологическая безопасность личности ребёнка в ДОУ, в часности - создание эмоциональной среды для ребёнка в ДОУ....

Детский сад - открытая система как способ построения комфортной среды развития ребёнка.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО САДА КАК ОТКРЫТОЙ....

"Здоровая образовательная среда - здоровый ребёнок".

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»  ...

Предметно-игровая среда для ребёнка

Статья для родителей как правильно организовать предметно-игровую среду для ребёнка...

Памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях»

Памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях»...

Памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях»

Памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях»...

План коррекционной работы для ребёнка с ЗПР на месяц

План предназначен для проведения коррекционно-развивающей работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении программы своей возрастной группы и индивидуальные образовательные потребности в связи с ...