Детский сад - открытая система как способ построения комфортной среды развития ребёнка.
статья по теме

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО САДА КАК ОТКРЫТОЙ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nazarova_l.a._detskiy_sad-_otkrytaya_sistema.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Назарова Любовь Александровна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Эврика» города Тамбова, старший воспитатель

Детский сад - открытая система как способ  построения комфортной среды развития ребёнка.

 

Не секрет, что в настоящее время тема агрессии постоянно находится в поле зрения многих психологов, ученых и практиков. Раскрывая причины детской агрессии, они обращают внимание на то,  что повышению детской агрессивности способствует демонстрация сцен насилия на экранах телевизоров, наблюдение агрессивного  поведения  старших подростков.

Но особое внимание отводится  роли семьи в появлении, предупреждении или, наоборот, взращивании детской агрессии

           Семья, в которой унижают, оскорбляют ребёнка, проявляют к нему нелюбовь,  является   источник формирования агрессивной модели поведения.  Семья, где дети беззащитны перед опасностями окружающего мира. Семья, где на словах родители  осуждают  проявление  агрессии у детей, выражают желание воспитать их добрыми и бесконфликтными, а на деле, поощряют агрессивные проявления своих детей по отношению к сверстникам.   Источником   психического нездоровья дошкольников становятся частые конфликты, громкие ссоры между родителями, которые  вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенность в себе, эмоциональное напряжение.  

  Обеспечивая психолого – педагогическое просвещение родителей, педагоги должны донести до сознания родителей, что ребёнок является наименее защищённой и ранимой в психологическом плане субстанцией, он более подвержен психологическим травмам, что за все  детские психотравмы отвечают взрослые.

 На наш взгляд, оптимальной формой для реализации  идей  сотрудничества, социального партнёрства  является  функционирование   детского сада в качестве открытой развивающейся социально - педагогической системы. Ведущие учёные, разработчики концепции Л.С. Выготский, А.К.Леонтьев подчёркивали, что функционирование детского сада как «открытой системы»  «существенно расширяет его собственные возможности».

Обогащению социального опыта детей способствует не только общение  с разными детьми, но и разными взрослыми. Исследования Т.А. Куликовой, О.И. Давыдовой, Л.Г. Богославец, А.А. Майера позволили рассмотреть проблему взаимодействия детского сада с семьей ребенка в свете «новой философии»: работы с семьей в ракурсе открытости детского сада  в процессе социализации ребенка - дошкольника. Учёные подчёркивают, что  активное участие родителей в жизни детского сада необходимо не только во время отсутствия детей. Оно формирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства семьи и детского сада.  

 Мы уверены, что такая форма   деятельности  детского сада будет способствовать обеспечению связи общественных и социальных институтов, имеющих свои интересы в образовательной сфере: семья,  учреждения здравоохранения, культуры и социальной защиты, правоохранительные органы; укрепление связей с образовательными учреждениями более высоких ступеней образования - школа, колледж, вуз, что в свою очередь, будет способствовать росту профессионального мастерства педагогов, освоению  ими модели развивающего взаимодействия с детьми.

Развивая и саморазвиваясь,  детский сад обеспечит повышение   уровня   подготовленности  родителей социума к воспитанию детей, педагогизацию и гуманизацию среды развития ребенка на основе оказания образовательных услуг населению, создания условий для социального партнерства.

Проведение инициатив общекультурного характера:  день пожилого человека, день улицы, карнавал, масленица будет способствовать гармонизации отношений в социуме между разными поколениями, людьми с неодинаковыми физическими и материальными возможностями.

В результате социологического опроса родителей выявлена востребованность социумом самых разнообразных образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных услуг, которые может предоставить детский сад.

В статусе социально – педагогической системы в детском саду  будут представлены услуги по дошкольному образованию и воспитанию в группах кратковременного пребывания различной направленности и в иных формах, в том числе детям  с ограниченными возможностями здоровья, консультативно-методическая  поддержка родителям.

Всё это будет способствовать повышению статуса государственных приоритетов   дошкольного   образования   как развивающей и развивающейся системы, его пропаганды в современном обществе.

Переосмысление своей миссии, роли и статуса  в микрорайоне, позволит МБДОУ выйти на новый уровень, стать центром сообщества, позволит родителям стать активными участниками в делах образования,  в расширении его доступности, повышении  его качества. Функционирование детского сада в качестве «открытой развивающей и развивающейся  системы» позволит наиболее полно реализовать заказ не только государства, но и родителей, стать  центром социального воспитания  детей, стремящимся максимально опереться на развивающий потенциал всего их жизненного пространства.  

Развитие социальных связей  развивающегося  детского сада с культурными и научными центрами города даст дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребёнка с первых лет его жизни,  будет совершенствовать  конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнёрства.

Этот процесс будет способствовать росту профессионального мастерства всех специалистов, работающих с детьми.

Инновационная деятельность учреждения в качестве развивающей и развивающейся  социально – педагогической системы  поднимет статус дошкольного учреждения, раскроет роль  его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых,  которые входят в ближайшее окружение ребёнка, будет способствовать повышению внимания общественных и государственных структур к нуждам детского сада.

Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей обеспечит  воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, обеспечит  понимание ими назначения, целей, функций образовательного учреждения,  активное, систематическое участие родителей в деятельности детского сада, перехода родителей от роли пассивных   наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с детским садом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации модели "детский сад открытая система"

Данный материал содержит текст выступления на педагогическом совете и презентацию....

«Развитие личности ребенка в условиях организации технологии «Детский сад-открытая система» в ДОУ»

Представление опыта работы ДОУ по организации работы технологии "Детский сад-открытая система"....

Детский сад и семья-среда развития ребёнка

Детский сад и семья-среда развития ребёнка...

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка дошкольного возраста

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка дошкольного возраста.Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых...

Презентация "Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка"

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Средствами художе­ственного слова еще до школы, до усвоения грамматичес­ких правил маленький ребе...