«Развитие личности ребенка в условиях организации технологии «Детский сад-открытая система» в ДОУ»
методическая разработка на тему

Представление опыта работы ДОУ по организации работы технологии "Детский сад-открытая система".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_tehnologii_ds_otkrytaya_sistema.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие личности ребенка в условиях организации технологии «Детский сад-открытая система» в ДОУ»

В дошкольном возрасте проблема общения ребенка с другими людьми рассматривается в качестве наиболее значимых, ибо именно в детском возрасте развиваются основные феномены социального поведения. Основными функциями общения являются:

организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);

формирование и развитие межличностных отношений;

познание людьми друг друга;

общение - необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания.

Дошкольный возраст описывается как время овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства» (В.С. Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте - стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. Отношения ребёнка с детьми также во многом определяется характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Группа детского сада – это первичное социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.
Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Старшего дошкольника больше всего волнуют вопросы личностных взаимоотношений, связей и процессов в мире не вещей, а людей. Естественно, что у детей на пороге школы складывается новое отношение ко взрослому как к особой личности с богатыми и разнообразными свойствами, часто никак не связанными с сиюминутными интересами взаимодействия с ним детей. Собственные личностные качества также выдвигаются на первый план в представлении детей о себе, а суждение о них и о всех других своих способностях приобретает у детей наибольшую за все предшествующее время точность и четкость.

Использование личностно-ориентированной технологии «Детский сад- открытая система» - это один из приемов работы нашего дошкольного учреждения, направленный на создание ситуации успеха и комфортности детей в дошкольном учреждении, способствующий развитию всесторонне развитой личности, реализации природных потенциалов детей, их индивидуальных желаний и возможностей.  Работа педагогов  в данном направлении способствует развитию и обогащению социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия «ребенок-ребенок» и  «ребенок-взрослый». Технологию «Детский сад - открытая система» можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительном отношении к запросам и потребностям, максимальном содействии развитию ребенка как творческой личности. Ребенок рассматривается как полноправный участник образовательного процесса, взрослый - лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком.

Одна из важных задач - научить детей умению организовывать самостоятельную деятельность, выдвигать цель, обозначать способы действий, последовательность их осуществления для достижения результата, осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.

Каждый четверг в течение 30 минут - время свободного перемещения детей по детскому саду. В работе в данном направлении принимают участие все сотрудники детского сада. Разработаны функциональные обязанности сотрудников на эти часы.

Младшие воспитатели отвечают за безопасность детей при их перемещениях.

Воспитатели  в каждой группе знакомят детей   с планом предлагаемых им занятий, после чего дети выбирают себе занятия по интересам.

Целью проведения работы по технологии « Детский сад-открытая система»  является создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного процесса;  развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия .

Задачи:

  • Развитие  активности, инициативности, самостоятельности, умения слушать другого и согласовывать с ним свои действия, умения работать в группе.;
  • Ознакомление с трудом взрослых;
  • Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребенку понять самого себя;
  • Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия;
  • Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий развития личности ребенка, реализации его природных потенциалов.

Воспитатели  и специалисты встречают «гостей» интересными играми, упражнениями в соответствии с запланированными в начале года видами деятельности: продуктивные виды деятельности в рамках образовательной области «Художественное творчество»; музыкально-ритмические игры и композиции в рамках образовательных областей « Музыка» и «Физическая культура», развивающие игры и головоломки и другие.  Работа в данном направлении строится с учетом принципа интеграции различных видов деятельности (трудовой, игровой, художественной и т.д.)

Также дети могут посетить кабинет секретаря руководителя: понаблюдать за   его работой: ведь информационно-коммуникационные технологии всегда вызывают живой интерес у детей.

Старшая медицинская сестра ответит на интересующие детей вопросы, покажет медицинское оборудование и расскажет о его назначении.

Желающие могут посетить кухню и кабинет заведующего хозяйством, где  специалисты с удовольствием  встретят детей и расскажут о своей работе.

В результате такой систематической работы у детей развиваются навыки полноценного межличностного общения, формируются навыки дружеского коммуникативного взаимодействия; дети знакомятся с трудом взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации модели "детский сад открытая система"

Данный материал содержит текст выступления на педагогическом совете и презентацию....

Социальное партнерство ДОУ и семьи — основа развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО

Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и...

Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме по проблеме "Социальное партнерство семьи и ДОУ как условие социо-культурного развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС" на базе МБДОУ д/с №18 г.Альметьевск, апрель 2017 г.

В данном докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ОВЗ Гимадиевой Г.З. по взаимодействию с родителями и установлению с ними партнерских отношений в условиях реализации ФГ...

Влияние духовно-нравственного воспитания на развитие личности ребенка, в условиях материнской депривации.

Обзор основных аспектов духовно-нравственного воспитания на развитие личности детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.  Полезно для воспитателей,педагогов учреждений для детей сиро...

Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»

29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом  и презентацией на тему:...

"Создание условий для развития личности ребенка в процессе организации мини-музеев в ДОУ"

Одной из инновационных форм работы с детьми, обеспечивающих повышение уровня развития детей является музейная педагогика....

Статья "Мультипликация в детском саду как средство всестороннего художественно-эстетического развития личности ребенка в условиях разновозрастной группы ДОО"

Статья посвещена проблеме художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста посредством организации деятельности  по созданию мультипликационных мультфильмов в условиях разновозраст...