Развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации модели "детский сад открытая система"
статья по теме

Зыкова Елена Викторовна

Данный материал содержит текст выступления на педагогическом совете и презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОДНИМ  САМЫМ ВАЖНЫМ УСЛОВИЕМ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ  «ДЕТСКИЙ САД ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА ЯВЛЯЕТСЯ НА НАШ ВЗГЛЯД ВСЕСТОРОНЕЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНЬ  ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

ПОПЫТАЮСЬ ДОКАЗАТЬ ЭТО;

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится  любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Мы -  признаем главенствующую роль семьи как первого воспитателя ребенка.

 Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Дошкольное образование надстраивается над первичными отношениями ребенка и семьи и вместе с тем  играет важную роль в развитии ребёнка. В саду ребенок получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Ведь полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду - образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в саду воспитание всегда стояло, да и сейчас стоит на первом месте. Эту ситуацию можно попытаться изменить за счет включения семьи в образовательное пространство  ДОУ, реализуя модель «детский сад открытая система»

Вовлечение семей в дошкольное образование имеет очевидную пользу:

Для детей и педагогов:

  1. обогащается познавательная деятельность детей;
  2. используются те интересы ребенка, которые имеют место дома;
  3. улучшаются отношения к детскому саду в процессе совместной работы педагогов и родителей;
  4. используются таланты и увлечения родителей в процессе занятий.

Для родителей:

  1.  есть возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;
  2. оценить достижения своих детей;
  3. лучше понимать  процесс обучения (возможности и сложности).

Мы предлагаем некоторые формы работы для реализации модели «детский сад открытая система», которые на наш взгляд наиболее полно раскрывают условия развития детей по этой модели.

День открытых дверей:

являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей с показом фрагментов работы дошкольного учреждения.

“Презентации детского сада и группы”:

Целью этого является:

  1. Установление тесного сотрудничества между образовательным учреждением и семьей;

Родительские конференции:

Анкетирование:

Родительские собрания:

проводятся групповые и общие.  Родительские собрания  нацелены на повышение  интереса родителей к вопросам воспитания детей,  активизируют родителей на решение проблем воспитания.

Консультации:

 Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Как учить с детьми стихотворение").

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам развития ребенка:

 Родители беседуют с психологом, воспитателями, логопедом (по результатам наблюдений и диагностических данных). Ведь на общем родительском собрании нет возможности услышать информацию о своем ребенке, а такая беседа может стать доверительной взаимоконсультацией. У родителей складывается впечатление о развитии ребенка, его достижениях и перспективах, а педагоги могут увидеть картину своего образовательного учреждения, такой, какой ее видят родители.

 Но из всех перечисленных наиболее часто используемая форма работы – это;

Наглядная информация:

Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ её подачи имеет не меньшее значение, чем её содержание. Родитель должен быть привлечён ею и заинтересован.

Информационные стенды в нашей группе находятся в групповой раздевальной комнате. На  стенде помещается информация, значимая для нашей группы.  Помимо уголка в группе существуют 2 папки, в которых более широко раскрыты вопросы функционирования детского учреждения, работы воспитателей группы, работы специалистов. Если мы не можем поместить на стенд всю информацию по какой-либо теме, её более подробно раскрываем, создавая тематические папки – передвижки. В течение года нами используется 7-8 актуальных для группы тем:

“Безопасность ребенка в ваших руках”;

“Ваш ребенок идет в школу”;

“Советы психолога?” и др.

И

Вовлечение родителей в жизнь группы:

Становясь активными участниками "общественной" жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя "хорошими родителями", поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:

они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;

у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;

появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу;

развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;

возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;

делается выбор детского сада для второго ребенка;

родители обучаются вилам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;

взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;

устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.

А вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе:

в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым;

присутствие и участие родителей на занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;

у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;

знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания;

дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта;

взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности;

дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.

Показательным в этом отношении является такая форма работы как «мозговой штурм» Обычно мы проводим его в утренние часы, причем часто в присутствии родителей. Дети садятся в кружок с воспитателем на ковре и повторяют изученное ранее, по всем разделам программы «Радуга» Нами не возбраняется помощь родителей из «зала». В этот момент  родители дополнительно имеют возможность узнать, что изучают дети в детском саду, каков объем знаний у их ребенка, над, чем необходимо поработать, что повторить.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Почта доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.

Каким бы полноценным и продуктивным не было взаимодействие семья - детский сад необходимо формировать предпосылки для вхождения ребенка в более широкий социум. Реализация этого происходит путем знакомства детей с  социумом. Это и экскурсии, это и музейные занятия, выступления наших детей в «Юности», и на городских праздниках, спортивных соревнованиях.

Следовательно, привлечение родителей и других взрослых к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет более полно внедрять в действие модель «детский сад открытая система»

Но мы не собираемся останавливаться на этом  и

в следующем году собираемся завести “Тетрадь взаимодействия родителей с педагогами и специалистами детского сада”. В этой тетради родитель может записать и адресовать свой вопрос воспитателю, специалистам, логопеду, педагогу-психологу, педагогу по физической культуре и др. Ответы на вопросы родителей  будут, оформляются, и вывешиваться  на стенд в течение недели, а могут даваться и в устной форме при личной встрече.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектирование образовательной деятельности и взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Для того чтоб физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно...

Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Материал презентации  отражает уровень компетентности воспитателя в вопросах знания содержания образовательной программы ДОУ, а также  задачи, решаемые с детьми дошкольного возраста по образ...

«Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

ull;Цель программы: создание условий для формирования базовой культуры личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения (организации).•Задачи:•- усвоение детьми норм и ц...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год

    Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...