Методическая разработка
методическая разработка (старшая группа)

Данная методическая разработка посвящается теме развития речи старших дошкольников   в контексте интеграции двух дисциплин: занятий по чтению художественной литературы (1)  и  импровизации , изученных детьми художественных образов, в  сюжетно – ролевых играх(2) и театрализированных  действиях.

В работе раскрыты вопросы:

- стимулирования мотивации детей в развитии и совершенствовании навыков коммуникации;

-  обучения навыкам совершенствования построения связной речи в игровой форме;

- формирование у детей правильных здоровых представлений об окружающем мире и социуме, синтезируемых из образов и героев мира художественной литературы.

Изложенная информация может быть полезна педагогам при разработке различных видов занятий по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_rol_i_mesto_hud._literatury.docx120.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №9 г.Кропоткин МО Кавказский район

Методическая разработка

Тема разработки: «Роль художественной литературы в развитии речи старших дошкольников и ее место в  сюжетно-ролевых играх

Форма проведения дела: (разработка серий занятий направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста в свободной игровой форме )

C:\Users\User\Desktop\1024901_4.jpeg

Автор: воспитатель МБДОУ д/с №9

Рогозина С.В.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-4 стр.

Основная часть………………………………………………………………...5-14 стр.

Заключение……………………………………………………………………15-16 стр.

Список использованных источников…………………………………………...17 стр.

Приложение……………………………………………………………………18-22стр.

Введение

Данная методическая разработка посвящается теме развития речи старших дошкольников   в контексте интеграции двух дисциплин: занятий по чтению художественной литературы (1)  и  импровизации , изученных детьми художественных образов, в  сюжетно – ролевых играх(2) и театрализированных  действиях.

В работе раскрыты вопросы:

- стимулирования мотивации детей в развитии и совершенствовании навыков коммуникации;

-  обучения навыкам совершенствования построения связной речи в игровой форме;

- формирование у детей правильных здоровых представлений об окружающем мире и социуме, синтезируемых из образов и героев мира художественной литературы.

Изложенная информация может быть полезна педагогам при разработке различных видов занятий по речевому развитию.

За время своей работы и участия в воспитании, обучении дошкольников  я на своем личном опыте убедилась, что роль художественной литературы  в воспитании детей невозможно  переоценить. У меня на глазах дети вживались в сказочные сюжеты, примеряли на себя образы литературных героев, мысленно становясь на их место, давали личную оценку происходящему в воображаемом мире и делали выводы.

Моей приоритетной  задачей всегда было пробуждение у детей любви к литературному миру  и развитие способности к самовыражению, через погружение  в сказочные образы и  сюжеты.

Для самостоятельной художественно-речевой и театрально-игровой деятельности у нас группе создана развивающая среда – зона  «Речевого развития». Подбор представленного материала я подбираю по темам, которые актуальны на данный момент изучения. В оформлении ставлю акцент на проявлении индивидуальности и  творчества, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый доктор Айболит, который будет призывать всех учиться правильно говорить, сочинять стихотворения, сказки, небылицы. Оборудование и наполнение «зоны речевого развития» образами художественных героев  должно реально отражать направления работы по развитию речи в данный момент.

Важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи  играет «Уголок театрализации», где располагается настольный, кукольный, пальчиковый театр и т.д.

Во время чтения с детьми очередного литературного произведения, в первую очередь я обращаю внимание на смысловой разбор новых встречающихся  словарных слов  и образование словосочетаний.

Далее,  я побуждаю детей к пересказу, а  когда уже воспитанники прониклись смыслом  литературного произведения, то мы переходим к различным формам импровизации художественного произведения. Например, к сюжетно-ролевой игре

Так например, вжившись в образ доброго доктора Айболита, который «всех излечит исцелит», дети очень успешно раскрывают свой потенциал в речевом развитии. Вместо «коров и волчиц», дети  лечат поломанные игрушки, реанимируют книжки. В игре «Книжная больница»  дети импровизируя себя с образом врача и больным  осваивают навыки общения  интонацию, жесты, мимику, проникаются сочувствием к больным, необходимостью взаимопомощи друг к другу, стремятся выразить свои эмоции, а все это как нельзя лучше стимулирует развитие речи.

Интеграция чтения художественной литературы  в различные  формы образовательной деятельности, представлено как

 Во время совместной деятельности с детьми, а это занятия, беседы, составление рассказов, заучивание стихов, выполнение творческих заданий, а также проведение игры-драматизации, досугов, утренников дети занимаются развитием связной речи. Сюда же входят режимные моменты , в ходе которых в игровой форме дети заучивают стихи, пословицы, поговорки, считалки, А также во время Самостоятельной деятельности детей , когда они погружаются  познавательные, словесные, развивающие сюжетно-ролевые игры в игровых зонах.

 Нельзя также оставлять без внимания и деятельность педагога с семьей а это: беседы, консультации, досуги, тематические стенды, на которых я рекомендую, родителям какие книг почитать им  в выходные дни.

При построении процесса речевого развития  посредством чтения художественной литературы я использую следующий алгоритм действий педагога и воспитанников.

1.Словесная часть, где я читаю детям произведение, затем на слух вместе  разбираем его смысл, дети открывают для себя новые слова и связки, пробуют пересказывать, заучивать , если оно в стихотворной форме.

2.Наглядная часть, когда дети учатся рассказывать по картинке, объяснять, происходит словесное упражнение. Я провожу оценку детской речи, задаю наводящие вопросы, а дети учатся формировать связной ответ.

3.Игровая часть, когда дети уже пополнили словарный запас по изучаемой теме, научились лексическим приемам,  освоили  диалектический смысл игровой задачи,  я предоставляю им самостоятельно выразиться в сюжетно-ролевой игре, где им предоставлена свобода в построении речевого обмена.
Таким образом, приемы развития речи на занятиях по изучению художественной литературы составляет основную специфику методики. Благодаря использованию приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка и повышает интерес к художественной литературе.

Я стараюсь во время обучения  переходить к театрально - игровой форме  с помощью импровизации, настольной инсценировки, и др. видов - игровой деятельности, которые способствуют непринужденному и эффективному закреплению знания литературного произведения.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве.

В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности. Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

Примерный вариант построения  хода  занятий, направленных на  воплощение в игре изученных героев и образов художественной  литературы представлен ниже в таблице.

показатели  направленности

Сюжетно-ролевая игра

Театрализованная игра

Роль

Есть по книге

Есть по книге, актеры, сценаристы, декораторы, и тп.

Сюжет

Как доктор Айболит лечит зверей

По тексту сказки

Содержание

Как зайчик шел и ему перерезало ножки и он идет к Айболиту

Разучивание сцены сказки

Игровые действия

По ходу сказки и дополнения, допускаются отступления, творчество

По тексту сказки, импровизация

Игровой замысел

Больница доктора Айболита

Доктор Айболит

Правила

Да, определены правилами игры, определяют взаимоотношения играющих

Да, правилами сказки

Результат

Нет.  Важен процесс

Есть - спектакль

Зрители

Нет

Есть

Особенности

Сюжетно-ролевые игры имеют свою специфику, которая отражает самобытность, самостоятельность, творчество ее участников. Главной отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является, по мнению исследователей, то, что ее создают сами дети, игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер.

Самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры заключается, по мнению Д.Б. Эльконина, в том, что дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, как развернут игру и т.п. Другими словами, в сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят те или иные действия, явления, отношения активно и своеобразно.

Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, пониманием и осмыслением ими тех или иных фактов и явлений, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

К.Д. Ушинский отмечал, что самое главное в сюжетно-ролевой игре то, что ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к событию, которое он

разыгрывает.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отражать свои впечатления об окружающем мире. Сюжетно-ролевым играм присущи основные черты игровой деятельности: эмоциональная насыщенность, увлеченность, самостоятельность, активность, творчество, соревновательность, кооперация.

Сюжетно-ролевая игра по характеру – отражательная деятельность, но полученные знания, впечатления ребенок пропускает через себя, преобразовывая их, придавая им личностный смысл и включая их в свой личный опыт.

Театрально-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

разновидность художественной деятельности;

творческая сюжетная игра, применяемая в самостоятельном игровом опыте ребенка.

Основные принципы организации театрализованной игры.

1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты

2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

4. Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Театрализованная деятельность интегративна, творчество проявляются в трех аспектах.

1. Создание драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

2. Исполнение собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

3. Оформление спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, буклетов.

Особенности проведения  занятий по речевому развитию (в игровой форме) в старшей группе

На третьем этапе ( 5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр. Для этого воспитатель может развернуть совместную с детьми игру – придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

В этот период усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окружающем, определяются интересы к разным сторонам жизни. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного «сюжетосложения».  «Сюжетосложение» включает:

– умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание;

– быть ориентированным на партнеров-сверстников;

– обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению;

– умение комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе игры.

Совместная игра со взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе освоения сюжетосложения. Однако меняется форма взаимодействия. Овладевать сюжетосложением Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова предлагают посредством метода ―игра-придумывание‖, протекающего в чисто словесном плане. В игре-придумывании взрослый ненавязчиво может стимулировать детей к комбинированию и согласованию различных сюжетных событий. При этом придумывание осуществляется без участия игровых атрибутов. Такая игра для дошкольников доступна только совместно со взрослым. В самостоятельной игре дети возвращаются к игрушкам, но полученные умения по придумыванию сюжетных линий помогают им полно и согласованно реализовывать свои игровые замыслы.

Совместное придумывание рекомендуется начинать с частичного изменения уже известных сюжетов. Постепенно воспитатель переводит детей к более сложным преобразованиям знакомого сюжета. А затем – к совместному придумыванию нового.

Для такой работы лучше всего подходят сюжеты известных сказок. Остается общая смысловая канва событий, меняются лишь конкретные условия действий персонажей. Все сказки имеют достаточно четкую схему:

– обнаруживается желание иметь какой-то предмет, за

которым отправляется главный герой;

– герой встречается с обладателем волшебного средства и для его получения проходит испытание;

– герой получает волшебное средство, при помощи которого достается желаемый объект;

– герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание

(сражается с противником);

– герой побеждает противника и получает искомый объект;

– герой возвращается домой и получает заслуженную награду.

Рассмотрим организацию сюжетно-ролевой игры на примере сказки ―Иван-царевич и серый волк‖. Иван-царевич может отправиться не за жар-птицей, а за новогодней елкой, встретить на пути не серого волка, а фею, получить не волшебный клубочек, а мышку-проводника. С помощью волшебной мышки он попадает в Страну елок. Елки охраняет великан, с которым надо сразиться. Одолев врага, герой забирает самую красивую елку и возвращается домой. В награду он получает праздник в царстве, новую летающую машину и т.д. При преобразовании сказки используются известные детям другие сказки, истории из жизни, фильмы.

Общая схема сказки детям не дается, она нужна воспитателю, чтобы развернуть игру-придумывание, иначе игра превратится в учебную задачу. В играх-придумываниях важно научить детей слушать друг друга, уметь продолжить рассказ партнера. Начинать изменение сказки можно с главного героя, а затем вносить другие изменения.

Игра продолжается 10-15 минут. Количество детей можно увеличивать от двух до трех. Воспитатель должен вести игру эмоционально. В таких играх присутствуют и наблюдатели, которые частично усваивают умения. От сказочных сюжетов можно перейти к реальным событиям из жизни. Полученные умения ребенок использует в самостоятельных играх, делая их согласованными и разнообразными.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

- от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;

- от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;

- от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;

- от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

Задачи и содержание работы

Формирование положительного отношения детей к театрализованным играм.

Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в

театрализованной деятельности.

Приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).

Углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением».

Они осваивают и новую для себя игру «В

театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

1. Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя «умного, доброго советчика».

2. Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

3. Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только

собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

4. Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.

5. Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

Косвенные приемы

обогащение  знаний детей об общественной жизни на занятиях, во время наблюдения на прогулке, в разговорах с детьми, беседах, при чтении книг, рассматривании картинок, иллюстраций; формирование знаний о структуре конкретной игровой деятельности, ее цели, средства, последовательность действий, результат, взаимодействие и взаимоотношения людей в процессе труда, распределение между ними обязанностей; использование игрушек и создание игровой обстановки; напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре.

I. Усвоение литературного текста;

II. Подготовительный этап. Проработка характеров героев, подбор атрибутов. Упражнения в средствах выразительности. Создание декораций. ( в различных видах деятельности);

III. Сама театрализованная игра.

Прямые приемы руководства

Ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, показ образца игрового действия, предложение готового сюжета игры, предложение готовой темы игры, совет по ходу игры, разъяснение, беседа о содержании предстоящей игры, о распределении в ней ролей, помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов, обучение ролевому поведению.

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);

метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Заключение

Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. В этот период чрезвычайно важно наличие у ребенка морально-нравственного идеала, который как маячок в темноте удет подсознательно указывать, что «хорошо», а что «плохо». На мой взгляд герои сказок и рассказов при правильном осмыслении их поступков могут служить этим маячком.

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку. Сюжетно - ролевые игры в комплексе с миром художественной литературы представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:

1. Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.

2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.

3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

4. Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

На основе выводов можно дать следующие рекомендации:

1. Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.

2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.

Список использованных источников

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.

4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.

5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.

6. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. -- 3-е изд., испр. и доп. -- М.: АРКТИ, 2006. -- 96 с.

7. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.

8. Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47.

9. Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - М.: Тарту, 2002.

10. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 105-112.

11. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-пресс, 2004. - 315 с.

12. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.

13. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.

14. Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) // Обруч. - 2004. - №4. - С.12-14.

15. Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с.

16. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.

17. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С. 5-19.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В приложении представлены наиболее актуальные и простые с моей точки зрения сюжетно-ролевые игры  синтезированные из мира художественной литературы.

  1. «Путешествие с героями любимых книг»

Цель. Привитие интереса к книгам детских писателей. Развитие способности принимать на себя роль сказочного героя.

Игровой материал. Костюмы литературных героев, бумага, карандаши, краски, атрибуты для игры, фишки, елочные шишки, конфеты, печенье.

Подготовка к игре. Чтение сказок детских писателей. Выставка рисунков по прочитанным произведениям. Инсценировки фрагментов сказок. Просмотр мультфильмов по сказке.

Игровые роли. Петрушка, Доктор Айболит, Буратино, герои детских сказок.

Ход игры. Перед началом игры педагог вместе с ребятами читают сказки детских писателей: Л. Н. Толстого «Буратино», К. И. Чуковского «Доктор Айболит» и др.

Затем можно предложить детям сделать выставку рисунков по прочитанным книгам, каждый ребенок должен нарисовать понравившегося ему героя сказки. Рисунки вывешиваются в группе и обсуждаются.

После этого воспитатель делит ребят на подгруппы и дает задание распределить роли и подготовить фрагмент из какой-нибудь сказки. Для этого ребятам совместно с воспитателем и родителями необходимо подготовить костюмы и атрибуты для инсценировки.

Когда все готово, игру можно начинать с украшения группы рисунками, самодельными игрушками сказочных героев и др.

Путешествие можно проводить в разных вариантах.

1-й вариант. Роль ведущего берет на себя воспитатель. Он приглашает детей на веселое путешествие по любимым книгам.

Путешествие начинается с того, что воспитатель в костюме Петрушки объявляет о выступлении труппы кукольного театра. За ширмой ребята показывают заранее подготовленные коротенькие сценки, взятые из произведений любимых детских писателей. Остальные дети, участники путешествия, должны правильно указать, откуда взят отрывок и кто автор. Дети, правильно отгадавшие сказку, получают фишки.

После этого перед ребятами появляется доктор Айболит (воспитатель одевает другой костюм). Он задает ребятам вопросы по сказкам К. И. Чуковского. За правильные ответы ребята также получают фишки. Затем Айболита сменяет Буратино, он ведет викторину по произведениям С. Я. Маршака. Самые активные дети поощряются фишками.

В конце игры воспитатель предлагает ребятам инсценировать заранее приготовленные фрагменты из сказок. По окончании игры педагог организует обсуждение и награждение призами ребят, которые получили наибольшее количество фишек. Другие дети тоже поощряются конфетами. Путешествие заканчивается демонстрацией мультфильма, поставленного по произведению одного из авторов детских книг.

2-й вариант. Путешествие проводится в зале ритмики, на «лесной опушке». Ребята вместе с воспитателем заранее готовят сказочное оформление: избушку на курьих ножках, теремок, «ледяную» избушку лисы и «лубяную» — зайца. Роль ведущего берет на себя воспитатель. Он объявляет о начале сказочного путешествия на лесной полянке. Сначала сказочные герои показывают несколько заранее приготовленных сцен из сказок. После этого педагог делит ребят на подгруппы. Каждая из подгрупп подходит к разным избушкам по очереди, и дети отвечают на вопросы героев сказок. По условиям игры ответ может быть коллективным. Путешественникам вручают шишки за правильные ответы, а в лесном буфете эти шишки зайка обменивает на конфеты и печенье. В конце воспитатель называет группы — победителей игры. Им вручаются дипломы, скрепленные подписью одного из героев детских сказок.

  1. «ВРАЧ» , «Доктор Айболит»,  «Зайкина больница»

Цель. Рассказать детям о том, какую помощь оказывают больному в аптеке, поликлинике, больнице: что делают врач, медсестра, санитарка.

 Задачи. Воспитывать внимательность, чуткость, расширять словарный запас. Ввести понятия: «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Игровой материал. Сюжетные картинки, изображающие медицинских работников в аптеке, поликлинике, больнице, на «скорой помощи». Доктор Айболит,  куклы, зверюшки, предметы для лечения и уход за ними.

Подготовка к игре. Проведение беседы и презентации на тему «Труд врачей». Чтение «Доктор Айболит» К. Чуйковского, разбор фрагментов из стихотворения А. Кардашевой «Наш доктор», в котором рассказывается о заболевшей Маше, где не только она, а все ее игрушки заболели. После изучения темы дети должны быть готовы определять, чем они больны и как их лечить.

Игровые роли: Доктор Айболит, врач, медсестра, фармацевт.

Ход игры. На столах одних детей – аптека, других поликлиника, третьих больница, четвертых «скорая помощь». Доктор Айболит (воспитатель или наиболее подготовленный ребенок) не успевает принять всех больных (зверюшек, кукол, поломанные машины)  и обращается к детям. Дети с удовольствием откликаются: ведут больного в поликлинику, покупают в аптеке лекарства, везут тяжелобольного в больницу. Айболит дает советы, помогает, утешает больных, радуется старательности, сочувствию детей к больным.

  1. «ПОЧТА», «Почтальон Печкин»

Цель: Продолжать знакомить с трудом работников связи, формировать уважительное отношение к работникам почты. Углублять представления детей о способах отправки и получения корреспонденции, воспитывать уважение к труду работников почты, желание подражать им. Развивать связную речь детей.

 Задачи. Учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, пользоваться в игре предметами-заместителями, понимать воображаемую  ситуацию и действовать  в  соответствии с ней.

Игровой материал. Рисунки, аппликации, поделки, кукольные книжки, журналы, газеты, выполненные самими детьми на занятиях по рисованию и упакованные в бандероли. Марки, конверты. Почтовый ящик, весы, номера-медальоны для каждого ребенка.

Подготовка к игре. Просмотр презентации «Для чего нужна нам почта». Рассматривание иллюстрации о профессии «почтальон». Просмотр и разбор трилогии мультфильма «Простоквашино», внесение в игру образа почтальона Печкина.

Игровые роли. Почтальон, начальник почтового отделения.

Игровое задание. Прочитать письмо или описать посылку.

Ход игры. Детям начальник почты дает задание - правильно подготовить к отправке письмо, бандероль. Умело и внимательно обслужить адресатов.

Дети надевают номера-медальоны, обозначающие их адрес. Игра начинается стихами С. Маршака и загадкой:

Письмо само

Никуда не пойдет.

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывет

Тысячи верст пути.

                  (почтовый ящик)

Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нем живет.

Дверца узкая под крышей –

Не для белки, не для мыши,

Не для внешнего жильца,

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе,

Вести долго не гостят –

Во все стороны летят.

               (почтовый ящик)

Что путешествует по всему

                                     свету,

Оставаясь в одном и том же

                                      углу?

                                    (марка)

Затем каждый решает, кому он хочет отправить письмо или бандероль, и проставляет соответствующий номер-адрес. Конверты опускают в почтовый ящик, а бандероли несут на почту, где их предварительно взвешивают. Заметьте номера детей, которым никто ничего не послал. Напишите им на заранее подготовленных конвертах или бандеролях и отправьте сами. Когда оживление, связанное с отправкой корреспонденции, улеглось, вы предваряете появление почтальона стихотворением С. Михалкова «Почтальон».

Почтальон раздает письма и бандероли. Дети обсуждают полученное, загадывают загадки. Остальные участники игры должны догадаться, что принес почтальон.

     

 4.  «АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Цель.  Предупредить детский дорожно-транспортный травматизм через организацию сюжетно-ролевой игры «Азбука дорожного движения».
Задачи: Закреплять знания детей о территории детского сада, достопримечательностях микрорайона, родного города. Продолжать учить выполнять установленные нормы поведения, формировать самооценку своих поступков и поступков других людей на дороге. Совершенствовать и расширять игровые умения детей.

Игровой материал. Костюмы «Транспорт», «Сотрудник ГИБДД», «Полицейский», регулировочный жезл, рули, переносные дорожные знаки, светофор, флажки для перехода улицы, макеты зданий и деревьев, коляски и куклы, игрушки – машины «Виды транспорта», кошельки, деньги, билеты для проезда в общественном транспорте

Подготовка к игре. Изучить  с детьми различные дорожные знаки. Уточнить и закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах, улицах. Расширить знания детей об общественном транспорте (автобус, трамвай, троллейбус). Закрепить представления детей о назначении светофора. Обогащать и активизировать словарь детей. Рассказать о профессиях (водитель, инспектор ГИБДД, врач и др.) Беседы с детьми на темы: «Транспорт», «Труд водителя», «Изобретение светофора», «Правила дорожные детям знать положено». Расширить полученные знания о правилах дорожного движения через художественную литературу: Б. Житков «Светофор», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», И. Павлов «На машине», С. Волков «Про правила дорожного движения», Н. Носов «Автомобиль», Г. Юрмин «Любопытный мышонок», Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья», стихи С. Михалкова, стихи Я. Пишумова, Ф. Жичкин «Один человек и сто машин», А. Дорохов «Влиятельная палочка».

Игровые роли: водитель, инспектор ГИБДД, врач и др.

Варианты сюжетных линий игры:

1. «Дорожно-транспортное происшествие». По сигналу тревоги, выезжают на место ДДП полиция, скорая помощь, пожарная машины. Полицейский осматривает место происшествия. Пожарные тушат огонь. Врач оказывает первую помощь пострадавшему (кукле).
          2. «Экскурсия к светофору». Ребёнок берёт на себя роль воспитателя. За ним следует группа детей. На перекрёстке у светофора ребёнок – воспитатель спрашивает, как правильно переходить дорогу. Дети отвечают. Ребёнок – воспитатель встаёт посередине дороги и поднимает красный флажок, дети переходят дорогу.
        3. «Красный, зелёный». Дети – пешеходы. Загорелся красный сигнал – дети стоят на месте, зелёный – переходят дорогу.
        4. «Затор на дороге». На перекрёстке случился затор. Регулировщик помогает разрешить ситуацию.
        5. «Дорожные знаки». Дети изображающие автомобили едут по «улице», обращая внимание на дорожные знаки.
        6. «Мяч выкатился на дорогу». Дети играют с мячом. Мяч выкатился на дорогу. Происходит затор. На помощь приходит регулировщик. Он помогает автомобилям проехать. Затем подходит к детям и объясняет, что играть около дороги нельзя.
        7. «Островок безопасности». Дети пешеходы с куклами идут по пешеходному переходу на зелёный сигнал. Загорается красный сигнал, пешеходы дошли до середины дороги. Они встают на «островок безопасности» и ждут следующего включения зелёного света светофора.
         8. «Нет светофора или светофор сломался». Образовался большой поток машин из-за сломанного светофора. Пешеходы не могут перейти дорогу. На помощь приходит «регулировщик», помогает разрешить ситуацию.
         9. «Правила пешеходов». Дети пешеходы идут по тротуару, соблюдая правила для пешеходов: идти, придерживаясь правой стороны; не подходить близко к проезжей части.
        10. «Пассажирский транспорт». Автобус «едет» по городу, останавливаясь на остановках. «Пассажиры» выходят из автобуса и переходят на другую сторону дороги, соблюдая правило «обходи автобус сзади».

В заключении хотелось бы отметить, что сюжетные линии ролевых игр так или иначе все равно будут  изменяться уходить в сторону, в соответствии с актуальностью и  обстоятельствами на момент их проведения, поэтому многое  следует отпустить на «самотекущее» и развивающееся творчество, фантазию  педагога и его воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...