Приобщение детей к русскому народному творчеству
консультация

Парадоксально, но «русский харак­тер», «русская душа» — выражения, по­нятные едва ли не во всём мире, стали  для  многих  русских людей  понятиями  относительными.

Наверное, самый  благодарный путь — возрождение  забытых национальных  ценностей. К счастью, детство — то время, когда возможно,   искрен­нее  погружение  в  истоки националь­ной  культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie-detey-k-russkomu-narodnomu-tvorchestvuquot.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы для музыкальных руководителей.

 

                  «Приобщение  детей  к  русскому народному творчеству».

                                                                           Курякина Татьяна Викторовна.  

                                      Музыкальный руководитель.

МБДОУ №56. 17.11.17г.

 Парадоксально, но «русский характер», «русская душа» — выражения, понятные едва ли не во всём мире, стали  для  многих  русских людей  понятиями  относительными.

Наверное, самый  благодарный путь — возрождение  забытых национальных  ценностей. К счастью, детство — то время, когда возможно,   искреннее  погружение  в  истоки национальной  культуры.

С уверенностью  можно  сказать, что большинство, к сожалению, очень  поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские  люди? Как  работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие  они  соблюдали  обычаи? Чем  украшали свой  быт? О чём мечтали?

Ответить на эти и подобные  вопросы — значит  восстановить  связь времён, вернуть  утраченные  ценности.

Так, ещё  много лет назад  я  посчитала  необходимым  донести до сознания  своих  воспитанников, что они являются  носителями  русской  народной  культуры, воспитать  ребят в национальных  традициях своей малой родины. Для  этого я обратилась к истокам  русской  народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь  содержание  фольклора отражает  жизнь  народа, его опыт, просеянный  через  сито  веков, духовный мир, мысли, чувства  наших  предков.

Мною были  отобраны следующие  приоритеты:

  1. Создание  атмосферы национального  быта.

Каждому  педагогу  известно, что  окружающие  предметы  оказывают  большое  влияние  на  формирование  душевных  качеств  ребенка — развивают  любознательность, воспитывают  чувство  прекрасного. Я решила, что ребят  должны  окружать  предметы, характерные  для русского  народного  быта.   Это  позволит  детям  с  раннего  возраста ощутить  себя  частью  великого  народа.

  1. Широкое  использование  фольклора:  сказок,  песен,  частушек, пословиц,  поговорок.

В  русском  песенном  фольклоре  чудесным  образом  сочетаются слово  и  музыкальный  ритм. В  устном  народном  творчестве  как  нигде отразились  черты  русского  характера, присущие  ему  нравственные ценности — представления  о  добре, красоте, правде, верности  и  т.п. Особое  место в таких  произведениях  занимает  уважительное   отношение  к  труду, восхищение  мастерством  человеческих  рук. Благодаря  этому  фольклор  является  богатейшим  источником  познавательного  и  нравственного  развития  детей.

  1. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Обрядовые  праздники  тесно  связаны с трудом  и  разными  сторонами  общественной  жизни  человека. В них присутствуют  тончайшие  наблюдения  людей  за  характерными  особенностями  времён года, погодными  изменениями, поведением  птиц, насекомых, растений . Я считаю, что эта  народная  мудрость, сохранённая  в  веках, должна  быть передана  детям.

  1.  Знакомство с народным  искусством.

Народ  проявлял  свои  творческие  устремления  и  способности  лишь в создании  предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире  утилитарных  вещей  отражалась  духовная  жизнь  народа, его понимание  окружающего  мира — красоты, природы, людей и др. Народные  мастера  не  копировали  природу  буквально. Реальность, окрашенная  фантазией, порождала  самобытные  образы. Так  рождались сказочные, прекрасные  росписи  на  прялках  и  посуде; узоры  в  кружеве и  вышивке; причудливые  игрушки. Рассматривая  народное  искусство  как  основу  национальной культуры, я считаю  очень  важным  знакомить с ним наших воспитанников.

  1. Знакомство с русскими народными играми.

Русские  народные  игры  привлекли  моё  внимание не только  как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал  для  физического  развития  ребенка  побудил  меня  ввести народные  игры  в  программу  организации  двигательной  активности  детей.

Поставив  задачу  познакомить  своих  воспитанников с устным  народным  творчеством  и  некоторыми  видами  народного  искусства,

я понимала, что это будет приобщение  ребят  к  важной  части  духовной культуры  народа.

Мною  была  проделана   работа  по изучению  русского  фольклора, народного  искусства, составлению конспектов  занятий  и  сценариев  обрядовых  праздников — всего того, что  постепенно складывалось в систему.

Младших детей, приучая  их  ухо  к  интонационному строю  родной  речи, знакомила  и с колыбельными  песнями. Малыши  не  только  слушают  песенки, но и  сами  поют  куклам  про   Кота - воркота,  про  гулей. Очень  интересно ребятам  знакомиться  с  малыми  жанрами  русского  фольклора — пословицами, поговорками, загадками, которые  значительно шире, нежели любой  другой   жанр, охватывают  разнообразные  стороны  действительности.

Ребят старшего возраста знакомлю  с русской  народной  лирической песней, демонстрируя, как в этом  виде  словесно-музыкального искусства отразилась  жизнь  человека, его горести  и  радости.

Восприятие  частушки  доступно уже  детям  второй  младшей   группы. Но основные сведения о частушке, собирание и сочинение  таких  песенок — это для  детей старшего  возраста.

Изучение  календарного  детского  фольклора  осуществляется  через участие  ребят  в  календарных  праздниках. В Рождество дети  ходили со «звездой» — славили  Христа; на Святках  поздравляли  детей  из соседней группы  колядкой,  встречали  и  провожали  Масленицу; зазывали Весну, закликали птиц .                                                                                      Народные  обрядовые  праздники  всегда  связаны  с  игрой. А ведь народные  игры, к сожалению, почти  исчезли  сегодня  из  детства. Видимо, надо помнить, что народные  игры  как  жанр  устного  народного творчества  являются  национальным  богатством, и мы должны  сделать их  достоянием  наших  детей. Игры  развивают  ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают  к  сообразительности, вниманию. Разученные с детьми  прибаутки, считалки, скороговорки  делают  процесс игры  более  интересным и содержательным.

Ни один обрядовый  праздник не обходится, конечно же, без игры  на русских  народных  музыкальных  инструментах. Знакомить с ними детей начинаю  еще в младшей группе: показываю  свистульку, колокольчик, деревянные  ложки, играем на этих инструментах. Ребят  старшего возраста  знакомлю  с другими  народными  инструментами, такими, как дудка, гусли, балалайка; демонстрируем несколько  видов  русской  гармоники: саратовскую с колокольчиками,  шуйскую,  баян.  Для знакомства с этими инструментами, исполнение под их аккомпанемент  песен, плясок  способствуют  музыкальному  развитию детей.

В  русском  фольклоре  к  драматическим  действам  относятся  не  только  обряды, игры, хороводы, но также  сценки и кукольный театр. Основным  отличием  народных  драматических  действ  является  соединение  слова, напева, исполнения, которое  сопровождается соответствующими  жестами и мимикой. Следует  обратить  внимание  и на  костюмировку, и  на  пользование  декорациями.  Большую  радость  доставляет  ребятам  изображать  персонажей  сказок,  «варить  кашу в  чугунке»,  «печь  пироги  в  печи»,  «сидеть  за  прялкой»,  выбирать «жениха»  или  «невесту».   В  постановках   принимают  участие  и  сотрудники  детского  сада.

Особая  роль  в  системе  работы  с  детьми  отводится  народному  искусству. Приобщение  малышей  к  творчеству  русских  умельцев  я  начала до знакомства с русским фольклором. Сейчас уже накопился  большой  опыт  работы  с  дымковской, городецкой, хохломской  росписью, народной  вышивкой.

Большую  радость  приносят  детям  всех  возрастов  русские  народные  игрушки  и  игры с ними. Особый  интерес  вызывают  яркие  матрешки. Малышам  рассказываю  о  красоте  и  особенностях  этой игрушки. Постепенно  ребят  подвожу  к  осмыслению  понятия «народная игрушка». Дети  полюбили  дидактические  и  хороводные  игры  с участием  этой  игрушки. Поиск  новых  форм  работы  продолжается.         Конечно, рано  ещё  говорить  о  безусловном  успехе  или  стабильно  работающей  системе. Но  возросший  интерес  сотрудников  и  родителей  к  новым  формам  воспитания  ребенка  даёт  мне  право  надеяться  на  полный  успех. Но и сейчас  наши  дети, покидая  детский  сад, твердо знают  непреложные  правила: Умей  говорить  языком  доброты; Будь красив  делом, чтобы  о  тебе не могли  сказать: «На слово  скор, да  на дело  не  спор»; Умей  веселиться, но  помни: «Делу  время — потехе  час»; Береги  дружбу  и  помни: «Дружба  и  братство — дороже богатства»; Люби  и  цени  семью свою. Знай: «В семье лад, так  не  нужен и  клад».

Цени Отчизну свою: «Дерево крепко корнями, а Отчизна — сыновьями».

               

                        Библиографический материал.

        1.Т. А. Бударина, О. А. Маркеева  «Знакомство детей с русским народным творчеством». Издание третье, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2001г.

2.О. Л. Князева,  М. Д. Маханёва  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений». Издательство «Детство-Пресс»,1999,Санкт-Петербург.  

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку»

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...

«Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку»

 Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям ж...