Работа старшего воспитателя
консультация

Голендухина Лариса Владимировна

Консультация для педагогов "Режиссерский подход в театрализованной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rezhisserskiy_podhod_k_teatr.deyacht.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Режиссерский подход к театрализованной деятельности.

Роль педагога при организации театрализованной деятельности.

Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Вы разучиваете стихи, занимаетесь подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Конечно, особенно трудным является в работе с детьми – это работа над образом.

Существуют определенные этапы  работы  над  образом  персонажа.

Первый этап - Определение характера образа. Его задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему.

-Каким образом вы проводите эту работу?

Например -  взяли образ лисы. Наша задача показать многогранность этого образа, показать, что лиса может быть разной в зависимости от предлагаемых обстоятельств и целей, которые она преследует. Для этого лучше всего использовать метод "Начитывание контрастных отрывков" из худ. произведений о этом герое.

В наше время, мы имеем возможность не только  прочитать отрывки, но и показать детям эпизоды из художественных или мультипликационных фильмов

Для примера покажем детям отрывок из кинофильма «Буратино», где Алиса и Базилио делят деньги, отнятые у Буратино. Дети наблюдают как Лиса Алиса, с целью завладеть всеми монетами, сначала бессовестно пытается запутать и обмануть «друга», но поняв, что это ей не удалось, вступает с ним в жестокую драку, в которой «приятели» безжалостно избивают друг друга.

Для контраста показываем отрывок, из детского спектакля, где лисичка –сестричка, включив все своё обаяние, поет песенку о том, что ей одиноко и негде переночевать.  

После просмотра, дети  дают характеристику увиденным поступкам обеих лисиц, таким образом выделяя их основные черты.

Давайте и мы поговорим об этом

Какой предстала перед вами лиса Алиса? Какие поступки она совершала? (дралась - значит она агрессивная, злая, жестокая, безжалостная; обманывала - хитрая, лживая; Хотела все монеты забрать себе - жадная, корыстная, алчная; обманывала самого близкого ей друга -  не умеет дружить, любит только себя;)

Какую вы увидели лисичку-сестричку? Какой поступок она совершала?
(пела и очень старалась всем понравиться)

Какой она была, когда хотела всем понравиться?

(красивая, добрая, ласковая, обаятельная, дружелюбная,)

А она на самом деле что делала? (всех съедала)

Значит какой поступок она совершала?

(притворялась добренькой - двуличная; обманывала всех хитрая, лживая, притворщица и т.д.)

Итак, дети увидели два совершенно разных образа лисы:

В первом случае - это хищница: агрессивная, жестокая, алчная, идущая на пролом для достижения своей цели.

Вторая лиса - притворщица. Для достижения своей цели она предстаёт обаятельной, ласковой, добродушной, наивной. Её цель - усыпить бдительность окружающих, заставить их поверить ей, и уж тогда показать всем свою сущность.

Вывод: Таким образом, с помощью приема «Начитывания контрастных отрывков»,  сравнивая два контрастных персонажа, ваши дети без труда составляют обобщенный образ лисицы: КАКОЙ?  

Лиса в сказках – это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё - будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие.

Второй этап - работа над мимикой. Его задача - научить детей передавать эмоциональное  состояние  героев   с  помощью  мимики. 

2. МИМИЧЕСКАЯ ИГРА «Угадай, что изображаю» (участникам раздать листочки с заданиями. Одна команда показывает, другая отгадывает).

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

1 к. Ем лимон.

2к. Сердитый дедушка.

1 к. Тепло-холодно.

2 к. Встретили хорошего знакомого.

1 к. Обиделись.

2 к. Удивились.

1 к. Получить подарок.

2 к. Мне грустно.

Эмоции - это когда мы смотрим на лицо человека и понимаем, какое у него настроение. Для вас это задание должно быть лёгким.

Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»: а вы говорить (либо дети выбирают нужную картинку с изображением мимики)

«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».

(выражают жалость)

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…»

выражают грусть (печаль).

Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:

«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».

(выражают мимикой лица – радость).

Третий этап - работа над жестом и движением. Его задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа.      

Решить эту задачу нам поможет игровой метод «Запоминание  физических  действий».

Используем  игру "Повторяйка". Для её проведения приглашаю четырёх человек из 1 ком.

       Правила игры:  первый участник показывает одно движение, присущее Лисе Алисе, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ.

Затем упражнение повторяет вторая подгруппа (образ лисички - сестрички)

Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей, и созданию образа через жест и движения:   "жест - образ".

Четвёртый этап - работа над голосом.  Его задача - эмоциональная окраска речи персонажа.

Какой прием нам помогает в этом?

 Здесь нам поможет прием - "Интонационная выразительность",

Задание для первой команды - проговорить фразу Лисички-сестрички "Где вы, зайчики? Я хочу с вами поиграть!".

Задание для второй команды - проговорить фразу Лисы Алисы: "Вот они мои денежки... Ладно, давай делить". 

Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние изображено на вашей картинке. ()

        

Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.

Вывод:  Таким образом, с помощью приёма "Интонационная выразительность" ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.

 

Пятый этап – Этюды.  Его задача - применить изученные методы и приёмы на практике.

 Используем прием - инсценирование диалогов:  Детям предлагают обыграть короткие диалоги с персонажами героев из других сказок . Проговаривая тексты диалогов, необходимо помнить об эмоциональном состоянии лисицы в данный момент, о мимике, жестах и движениях, о эмоциональной окраске голоса.

Сценки для обыгрывания

  1. Медведь - Лиса:.

Пошел медведь к избушке и зарычал:

Ступай, лиса, вон!
А она ему с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

  1. Петух-Лиса:

 Петух:

Ку-ка-ре-ку! Иду, на ногах в красных сапогах.

Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи - пошла лиса вон с печи!

Лиса:

- Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю.
Петенька, голубчик, уже убегаю!

3. Волк - лиса

Волк:

Ловись, рыбка, и мала и велика,
Ловись, рыбка, и мала и велика!
Лисица:

Гасни, гасни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!

'    Волк:

Что ты там, кума, все говоришь?
Лиса:

А я тебе помогаю, рыбку на хвост нагоняю.
А сама опять:

Гасни, гасни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!

  1. Лиса - Колобок

Лисица:

     Здравствуй, милый Колобочек, Ты куда спешишь, дружочек?

  Колобок:

Я Колобок, от всех ушёл, и от тебя убегу

Лисица:

Ах, совсем глуха, я стала. Сядь ко мне на язычок, да пропой еще разок

Заяц: Колобок, не вздумай сесть, она хочет тебя съесть!

Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся:

артикуляционная гимнастика;

упражнения на дыханиедикциюсилу голоса;

психогимнастика;

упражнение на ритмопластику.

Эти упражнения   просто необходимо включать, как часть занятия, в другие виды образовательной деятельности.

4. Игра-пантомима

1 к. Игра «Изобрази героя»

Цель: развитие выразительности движений, жестов, мимики, голоса.

Ведущий предлагает изобразить сказочных персонажей, напоминая, что у каждого из них свои особенности, по которым их легко узнать:

1 команда.

1 чел. Лиса, лисонька-лиса,

Шубка очень хороша!

Рыжий хвост, хитры глаза,

- Люблю курочек – да-да!

2 чел. Однажды белка запасла

Продукты на зимовку

И все сложила, как смогла,

В своем дому в кладовку.

Пусть в доме тесно, но зато

В лесу так не богат никто!

3 чел. Вышли зайки погулять,

Стали прыгать и играть.

4 чел. Неуклюжий, косолапый

Ходит по лесу медведь.

Если спросят. Что он любит,

Скажет«Меду бы поесть!»

2 команда.

1 чел. Петя, Петя-петушок!

Золоченый гребешок!

Как увидишь ты зарю,

Закричишь«Ку-ка-ре-ку!»

1 чел. – Ты куда спешишь, лошадка?

– У меня с утра зарядка!

Тороплюсь я в чисто поле,

Чтобы там побегать вволю!

2 чел. Вот на новые ворота

Смотрит вечером баран:

«Ничего не понимаю!

Может быть иду не там!»

3 чел. Непослушная коза

Смотрит прямо мне в глаза!

Сильно упирается.

Ей сарай не нравится.

4 чел. Подбежал ко мне бычок:

- Почешите мне бочок,

Дайте травушки зелёной,

И водицы мне студёной.

И следующая игра Пантомима

1 к. Показать, как Баба Яга

- смотрится в зеркало;

- выслушивает комплимент;

- пробует нелюбимое блюдо;

- выслушивает замечание;

- садится на стул.

2 к. Показать, как Красная Шапочка

- смотрится в зеркало;

- выслушивает комплимент;

- пробует нелюбимое блюдо;

- выслушивает замечание;

- садится на стул.

1 к. Показать (руками или пальцами):

Стой на месте!

Идём со мной!

До свидания!

Давай, помиримся.

Я тебя люблю!

Я боюсь.

2 к. Показать частями тела:

как твои плечи говорят«Я горжусь»;

как твоя спина говорит«Я старый, больной человек»;

как твой палец говорит«Иди сюда!»

как твои глаза говорят«Нет»;

как твой нос говорит«Мне что-то не нравится.»

5. Задания для развития речевой интонационной выразительности.

1 к. Цель: формировать умение передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение, удивление).

Воспитатель называет предложение«Снег идет». Участники должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т. п.

2к. Воспитатель называет предложение«Солнце светит».

- Итак, мы с Вами поиграли в театральные игры. Показали замечательные актерские способности. Теперь мы перейдем к практическому заданию.

Практическое задание

Все Вы знаете русские народные сказки.

И сейчас Ваша задача разыграть этюд по мотивам этой сказки, но делать Вам предстоит это без слов, а лишь пользуясь как раз - таки мимикой, жестами и эмоциями. То есть разыграть пантомиму.

1. к. «Колобок».

2. к. «Репка»

Время на подготовку 3 минуты.

6. Игра испорченный телефон.

Задание: Участники разбиваются на две команды. Один участник получает написанное на листке бумаги задание, которое должен без слов, с помощью одних жестов сообщить своему партнеру какую-то информацию, последний участник должен понять и озвучить.

1к. Пришла сэс! Будет брать смывы с игрушек.

2к. Пришла комиссия из отдела по образованию! Будет проверять хранение колющих, режущих предметов.

Используемая литература:

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. -127 с.

2. Макаренко Л. К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С. 32-33.

3. Маханева М. Д. Театрализованныезанятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.

4. Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр// Дошкольное воспитание. – 1988. - №8. – С. 55-58.

5 Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ по самообразованию.

Советы по организации самообразованияОдним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионал...

Инновационные методы работы старшего воспитателя, как пути повышения профессионального мастерства педагогов детского сада

Требования, предъявляемые к работе старшего воспитателя в усовременных условиях....

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Цель статьи – подбор и  апробация инновационных форм и методов работы старшего воспитателя для успешной профессиональной компетентности педагогов. ...

"Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами" старший воспитатель Смирнова Ю.М.

Описание системы работы старшего воспитателя с молодыми педагогами (формы методы работы, помощь в адаптации молодых педагогов в коллективе)...

Опыт работы старшего воспитателя по направлениям образовательной и методической работы

Мой опыт работы  старшего воспитателя по региональному компоненту, интегративному взаимодействию участников образовательного процесса дошкольной образовательной организации, по реализации ФГОС ДО...

Анализ работы старшего воспитателя по выполнению плана методической работы за период сентябрь 2019- июнь 2020 год.

Анализ работыстаршего воспитателяпо выполнению плана методической работы  за период сентябрь 2019- июнь 2020  год....

Представление опыта работы на тему: Инструменты тайм-менеджмента в работе старшего воспитателя

Требования к знаниям, умениям и навыкам к современному старшему воспитателю кардинально поменялись.Сейчас мало только знаний методики дошкольного воспитания, старший воспитатель должен уметь отлично в...