«Познавательно-творческое развитие детей дошкольного возраста в процессе использования игровой технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
методическая разработка

Комарова Олеся

Методическая разработка, нацеленная на совершенствование образовательной деятельности  посредством системного внедрения в работу  с обучающимися эффективных педагогических технологий и методик

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy.doc584.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 68 «Яблонька»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА,

нацеленная на совершенствование образовательной деятельности

посредством системного внедрения в работу

с обучающимися эффективных педагогических технологий и методик

Тема: «Познавательно-творческое развитие детей дошкольного возраста в процессе использования игровой технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Комарова О.Ю., воспитатель


«Сказочные лабиринты игры» – это не просто игры,

это, прежде всего – познавательная деятельность».

В.В.Воскобович.

   На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, принципиальным отличием, которой является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

  Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей. Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка.

  Использование развивающих игр Воскобовича В.В. в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.

Актуальность использования данной технологии состоит в том, что эти игры учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича:
• Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
• Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
• Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
• Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
• Развитие мелкой моторики.

Особенности игр Воскобовича

1. Каждая игра имеет свои отличительные конструктивные элементы. Например, в «Геоконте» - это динамическая резинка, в «Прозрачном квадрате» - прозрачные и непрозрачные части, в «Квадрате Воскобовича» одновременно использованы жесткость и гибкость.

2. Игры Воскобовича подходят для детей широкого возрастного диапазона. Они интересны и для трехлеток, и для семилеток, и даже для учеников средней школы. Для малышей предусмотрены несложные одно - или двухшаговые упражнения, для старших ребят есть сложные многоступенчатые задачи.

3. Одна игра дает возможность решать множество образовательных задач. Малыш одновременно осваивает буквы, цифры, учится различать цвет, форму, тренирует память, внимание, развивает мышление, воображение, а также тренирует мелкую моторику ручек.

4. В играх Воскобовича заложен огромный творческий потенциал. С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать «задумки» в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», «вечного оригами» «Квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы - целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.

5. Все игры Воскобовича имеют сказочную огранку. Ребенку намного интереснее играть не просто с квадратами и треугольниками, а с Нетающими Льдинками или разноцветными паутинами Паука Юка. Вместо того, чтобы изучать дроби, ребенок разгадывает Секреты Чудо-Цветика, в чем ему помогает Малыш Гео. Новое и необычное всегда лучше привлекает внимание и легко запоминается. 6. Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Игра интригует, мобилизует внимание малыша, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Малыш образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения. Взрослый – это равноправный партнер в игре, которая «сама» занимается обучением. Для каждого занятия с персонажами можно придумывать новые истории и путешествия. Игры Воскобовича можно применять как в домашней обстановке, так и в детских садах, развивающих центрах.

7. Игры не просто учат «читать-считать», они развивают такие качества личности-творца, как оригинальность и творческое мышление, дивергентность суждений, а также учат человеческим взаимоотношениям.

8. Методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

Способы реализации технологии

        Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.

На что следует обратить внимание во время занятий

с ребенком по играм Воскобовича:

  • Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку, ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
  • Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
  • Статичность.  Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать их от слишком долгого сидения.
  • Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому малышу по душе и по силам.

       2. Практическая часть.

       Все развивающие игры Воскобовича имеют сказочную составляющую. Мир, в котором происходит развитие персонажей и все связанные с ними приключения, называется «Фиолетовый лес», и он делится на много зон, территорий и домов. Для каждой своей игры Воскобович придумал  сюжетную линию, и проблему, которую ребенок решает вместе с персонажем.

http://www.babyroomblog.ru/wp/wp-content/uploads/2013/08/1450image.jpg

Мальчик Гео

В «Геоконте» незадачливый паучок Юкк решил сделать для мальчика Гео красивую паутинку, но сильно захотел пить и отправился в магазин за соком. Пока он отсутствовал, его внук решил помочь и по незнанию запутал все нити паутины.

http://www.babyroomblog.ru/wp/wp-content/uploads/2013/08/1452image1.jpg

Паучок Юкк

     Теперь        дедушка     паук     не     знает, как  все     распутать     и     просить     ему помочь. Он так хотел порадовать Гео. Затем ребенку предлагается по координатам восстановить узор паутинки.

        «Игровой квадрат», или вечное оригами. Здесь можно фантазировать вместе с ребенком. Треугольники на квадратном поле располагаются так. Что можно создавать домик для собачки, скворечник для вороны и многое другое. Можно создавать силуэты мышки, котика. В принципе, тут нет ограничений. Автор сам говорит, что игра должна жить, и поэтому, подключая свою творческую мысль, вы питаете игру энергией.

         Еще одна интересное пособие в развивающих играх Воскобовича: «Прозрачный квадрат». Это 30 прозрачных пластин с нанесенными на них изображениями квадратов, ромбов, трапеций и треугольников. Ведущий рассказывает сказку о том, что мальчик Гео решил навестить свою бабушку, а ворон Метр, провожая его в дорогу, дал на память нетающие льдинки Айс. Мальчик удивился такому подарку, но ворон сложил из льдинок фигуру коня и Гео смог часть пути проскакать на волшебном скакуне.

http://www.babyroomblog.ru/wp/wp-content/uploads/2013/08/1448image1.jpg

Ворон Метр

Далее деткам предлагается сложить такие же фигуры, чтобы мальчик мог скакать без длительных остановок, меняя иногда  лошадей. Вот в такой незатейливой игровой форме, путешествуя по сказочным мирам развивающих игр Воскобовича, ребенок осваивает  счет, основы геометрических понятий.

Всю работу можно разделить на несколько этапов:

I этап. Провести родительское собрание, где познакомить и заинтересовать родителей развивающими играми В.В.Воскобовича.

II этап, оформить в группе интеллектуально-игровой центр, например, в виде «Фиолетового леса» и населить его персонажами сказок. «Фиолетовый лес» - это своего ряда виртуальный, несуществующий мир, его внешний вид зависит от фантазии и творчества педагога.

        На данном этапе познакомить детей с основными приемами и навыками конструирования, пробовать выполнять задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Вносить в группу поочередно игры, сказать название игры, но не объяснять, как в нее играть, предоставляя возможность детям самим придумать правила игры, применить свое творческое воображение.

        Так, например, внести в группу игру «Двухцветный квадрат», дать детям возможность рассмотреть игру, попробовать ее на ощупь. При самостоятельной игровой деятельности с квадратом, дети должны получить фигуры одного цвета, и отметить, что из большого квадрата получается маленькая фигурка. После презентации каждой игры, познакомить детей со сказками, которые сопровождают игры. Это сказки Фиолетового леса, в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится воспитателю. Знакомить детей с персонажами сказок и образной терминологией, нужно подбирая игровые задания в зависимости от возрастных возможностей и интересов детей. Ребята с удовольствием слушают сказки, решают интеллектуальные задачи и выполняют творческие задания вместе с героем и воспитателем. К концу года, дети легко смогут конструировать простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создавать образы объектов по собственному замыслу. Добиться таких результатов способствуют игры «Геоконт», «Чудо-крестики», «Двухцветный квадрат», и т. д. При помощи «Волшебной восьмерки», дети в доступной форме знакомятся с цифрами: ребята могут запомнить текст считалки и сопоставлять его с элементами восьмерки. Это будет способствовать тому, что дети научатся из слов считалки составлять модели некоторых цифр. Практически все занятия проходят в виде сказок, где вопросы и задания ставит не воспитатель, а сказочный герой, которому необходимо решить какую-либо проблему. Дети с удовольствием будут заниматься весь год и добиваться хороших результатов.

        С помощью образов дети научатся запоминать понятия, символы. Совершенствование игровых умений и навыков будет происходить в самостоятельной и совместной с детьми и воспитателем творческой деятельности. Нужно стараться побуждать детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д. Если в группе есть дети, которые ни с кем не общаются, замкнутые, но благодаря, использованию игр в самостоятельной деятельности, ребята станут общаться со сверстниками, что будет способствовать социально – личностному развитию дошкольников. В данной случае необходимо проводить комбинированные занятия из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий и упражнений для каждой игры. Так, например,  можно организовать занятие «Школа волшебства», на котором использовать развивающие игры В. Воскобовича: «Чудо-Крестики», «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный). Данный набор игр, будет способствовать развитию таких процессов, как память внимание, логическое и творческое мышление, воображение и речь. Также можно организовать занятия в виде викторин, на которых ребята будут учиться действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству. Использование на занятиях игр Воскобовича поможет эффективно решить образовательные задачи на математике. Дети научаться определять свойства предметов, делать анализ их строения, измерять длину разными мерками, сравнивать величины на основе измерения.

III этап. Нужно стараться использовать различные формы организации детского коллектива - совместную игровую деятельность детей и педагога, самостоятельную игру детей. На этом этапе дети должны познакомиться с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, сложение, трансформация, планирование своих действий, постоянное усложнение игр, что позволит педагогу поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. На этом этапе нужно больше внимания уделять развитию творчества и самостоятельности. С играми Воскобовича, необходимо создавать творческую атмосферу: поощрять и поддерживать детскую инициативу, рассматривать любые предложения детей. Для меня очень важно было заинтересовать детей данными играми, ведь, если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш будет с ней заниматься на всех этапах, а соответственно повышать свой уровень развития, интерес.

        Для эффективного решения образовательных задач по технологии «Сказочные лабиринты игры» очень важно:

  • оснастить группу играми и игровыми пособиями, то есть создать развивающую среду;
  • провести диагностику познавательного развития детей.
  •  составить перспективный план работы с детьми;
  • наметить план информационно-просветительской  работы с родителями и провести с ними консультации на темы: «Что такое развивающие игры В. Воскобовича» и др.

     Опыт работы показывает, что развивающие игры В. В. Воскобовича дают возможность проявлять творчество и детям и взрослым. Это подтверждают результаты диагностики уровня развития познавательных способностей детей.

      Игра –  дело серьезное (хотя и веселое). Это особое отношение к игре прослеживается во всех разработках, во всех развивающих играх Воскобовича.

      Нужно помнить одно; что когда часть и целое видно насквозь буквально – это легче образует систему представлений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класса «Игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - как средство интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста».

Развитие интеллектуальных итворческих способностей детей дошкольного возраста - через равивающую технологтю Воскобовича....

Использование игровой технологии В.В. Воскобовича " Сказочные лабиринты игры" в детском саду".

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более увере...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В.В. ВОСКОБОВИЧА «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

в статье рассматриваются вопросы использования игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в условиях дошкольного образовательного учреждения. В результате работы в данн...

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития с использованием игровой технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами речевого развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются...

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с применением игровой технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры". Тема: «Удивительное путешествие в Фиолетовый лес».

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с применением игровой технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"....