«У ребенка кризис 3 лет. Что делать?»»
консультация (младшая группа)

Смолина Анастасия Владимировна

Тренинг для родителей

на тему

 «У ребенка кризис 3 лет. Что делать?»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Тренинг для родителей

на тему

 «У ребенка кризис 3 лет. Что делать?»»

Подготовила:

Смолина Анастасия Владимировна, воспитатель

Рубцовск, 2020

Родители испытывают трудности в общении с 3-летним ребенком? Скорее всего, он переживает кризис. Чтобы ситуация не усугубилась, когда дошкольник придет в группу детского сада, организуйте встречу с родителями и проведите тренинг. Пригласите педагога-психолога, который поможет им выстроить взаимоотношения с ребенком.

Каждый родитель сталкивается с тем, что примерно в возрасте 3 лет поведение ребенка меняется. Он капризничает, не слушается взрослых, хочет все делать сам. При этом не всегда может быстро и правильно выполнить простейшие действия: одеться, умыться, покушать, собрать игрушки.

В этот период педагоги должны помочь родителям, подсказать, как общаться с дошкольником, чтобы не навредить ему, правильно организовать процесс воспитания в семье и самим получать удовольствие от взаимодействия с ребенком. Для этого недостаточно бесед и консультаций. Совместно определить признаки того, что ребенок переживает кризис 3 лет, и найти подход к нему в этот период поможет тренинг.

Предлагаем опыт проведения тренинга с элементами квест-игры «Кризис 3 лет преодолеем без потерь»

Цели тренинга:

  1. выработать правила общения с детьми 3 лет;
  2. повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей;
  3. сформировать у родителей психологическую готовность к общению с ребенком, учитывая особенности кризисного периода.

Задачи:

  1. сформировать у родителей ответственную позицию в вопросах воспитания и развития ребенка 3 лет;
  2. сформулировать основные симптомы кризиса 3 лет и проблемы взаимодействия с детьми в этот период;
  3. развить способность понимать эмоциональное состояние ребенка, сопереживать ему, улучшить рефлексию во взаимоотношении с ним;
  4. снять эмоциональное напряжение;
  5. обучить эффективным способам взаимодействия с ребенком в период кризиса.

Место проведения – музыкальный зал.

Продолжительность – 1–1,5 часа.

Участники: родители детей младшего дошкольного возраста, которые столкнулись с проблемами в общении с ними в период кризиса; педагог-психолог, воспитатель и другие приглашенные специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).

Какие материалы и оборудование понадобятся для тренинга?

  1. Декоративное оформление помещения, которое создаст творческую атмосферу.
  2. Клубок ниток.
  3. Листы с изображением двух ладоней (для каждого участника).
  4. Карточки с заданием «Особенности поведения»; ребус.
  5. Листы бумаги, карандаши, клей, журнальные вырезки для фотоколлажа «Я и мой ребенок».
  6. Задания для квеста: 2 кроссворда; карточки с изображениями животных; филфорд; анаграмма; карточки с частями слова.
  7. Видео- и аудиоаппаратура и аудиозаписи: музыка А. Рыбникова «Вступительная тема» из к/ф «Усатый нянь» (режиссёр В. Грамматиков); спокойная музыка.
  8. Памятка для родителей (по количеству участников).

Какую предварительную работу провести

Чтобы тренинг принес ожидаемые результаты, к нему необходимо подготовиться. Прежде всего проинформировать родителей о предстоящем мероприятии – вывесить информацию о тренинге на стенде. Затем изготовить пригласительные билеты и бейджики с именами родителей.

Перед тренингом нужно провести среди родителей анкетирование и выяснить, с какими проблемами в общении с ребенком они сталкиваются, как изменилось его поведение, с чем это может быть связано по их мнению.

Необходимо сделать видеозапись игр, занятий и режимных моментов, чтобы у родителей была возможность понаблюдать и проанализировать, как ведут себя дети в группе в детском саду.

Чтобы продемонстрировать достижения дошкольников, показать, что воспитанники не капризные 3-летние малыши (как часто кажется родителям), а личности со своими характерами, индивидуальностью, нужно оформить два стенда размером 50×50 см с фотографиями детей и рисунками на тему «Я сам» и мини-альбом «Вот я какой!».

Также необходимо подобрать раздаточный материал (карточки, листы с заданиями), составить ребусы, кроссворды, анаграмму, подготовить памятки для родителей.

7 признаков того, что ребенок переживает кризис 3 лет

1. Бунтует, пытается быть самостоятельным, учится все делать сам.

2. Демонстрирует негативные реакции, которые направлены не на просьбу (требования, пожелания), а на конкретного взрослого (например, на маму, воспитателя).

3. Протестует против порядка, предметов, которые его окружают, не реагирует на просьбы и требования взрослых.

4. Проявляет упрямство, настойчивость, своеволие.

5. Стремится всеми способами заставить родителей сделать то, что ему нужно.

6. Постоянно говорит «не хочу», часто действует наоборот: мама зовет, а ребенок убегает; просит быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи.

7. Не ценит то, что было для него важным и интересным, бросает любимые игрушки, вырывает страницы из книжек, грубит.

Как проводить тренинг

В начале тренинга ведущий (воспитатель или педагог-психолог) проводит игру, чтобы настроить участников на творческую атмосферу, и одновременно делит их на группы. Затем члены каждой группы формулируют принципы предстоящей работы:

  • добровольное участие;
  • открытое общение;
  • активная позиция каждого участника;
  • безоценочные суждения;
  • безоценочное наблюдение (здесь и сейчас, когда внимание направлено на то, что совершается в данный момент).

Установка на предстоящую деятельность нужна не только для того, чтобы участники сформулировали задачи, которые они решают с помощью тренинга. Она формирует позицию родителя по отношению к ребенку: не следует вести себя как диктатор, нужно выслушивать и стараться понять своего ребенка. Здесь важна и личность самого родителя, поэтому прежде чем перейти к обсуждению поведения детей, педагог-психолог обращает внимание на самих участников тренинга – просит их рассказать, чем каждый из них увлекается.

Основная часть начинается с выявления положительных качеств детей, чьи родители принимают участие в тренинге. Затем они переходят к обсуждению изменений, которые они отметили в поведении детей: ребенок стал капризным, грубит взрослым, не слушает никого, хочет все делать сам, а у него не получается. Педагог-психолог объясняет, что это особенности кризиса 3 лет. А чтобы сформулировать их, предлагает принять участие в квест-игре.

Квест-игра заключается в поиске 7 симптомов кризиса 3 лет. После каждого задания педагог-психолог комментирует симптом. В конце игры он обобщает результаты, формулирует общие особенности поведения ребенка 3 лет. Их можно показать на экране в виде слайда.

Ведущий обращает внимание родителей на то, что в общении участвуют две стороны, и взрослым необходимо определить свою позицию по отношению к ребенку. Для этого он просит описать ее в метафорической форме. Педагог-психолог объясняет, что часто у родителей возникает чувство вины, когда они не справляются со своими эмоциями и ситуацией в целом. И от этого чувства нужно избавляться.

Когда позиции сторон определены, необходимо выработать общую стратегию поведения. Для этого педагог-психолог просит родителей изобразить в виде фотоколлажа, каким они видят будущее свое и ребенка. Затем участники совместно обсуждают работы, формулируют правила общения с ребенком. Их также можно продемонстрировать с помощью слайдов.

В заключение тренинга ведущий проводит рефлексию. Родители рассказывают, что они узнали о воспитании 3-летнего ребенка и на что теперь будут ориентироваться в общении с ним. Прежде чем закончить тренинг, ведущий раздает родителям памятки «Как вести себя с ребенком в кризисный период».

Итоги тренинга

Данная форма взаимодействия с родителями эффективна. Они получили ответы на свои вопросы, конкретные рекомендации, обменялись опытом семейного воспитания.

Проведите тренинг перед началом учебного года. Это поможет родителям выстроить нормальное общение с ребенком и облегчит адаптационный период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знаете ли вы своего ребенка? (кризис 3-х лет и как с ним справиться?)"

В определенный момент характер и поведение 2-х-3-хлетнего ребенка резко менятеся, родители отмечают его строптивость, несговорчивость, стремление делать все наоборот. Что произошло и как справиться с ...

Родительское собрание. Третий год жизни ребенка: кризис упрямства или эпоха "Я сам!"

Цель мероприятия:1. Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».2. Помочь родителям осознать причины капризов и упрям...

Групповое родительское собрание Тема: «У ребенка кризис 3-лет. Что делать?»

Групповое родительское собраниеТема: «У ребенка кризис 3-лет. Что делать?»2младшая группаМДОУ детский сад «Сказка» Воспитатели: Балдина Л.В.Алексеева М.В....

Если у ребенка кризис 3-х лет. Рекомендации для родителей.

Кризис 3-х лет. Рекомендации для родителей.  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22010251","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]     Воспит...

Как быть, если у ребенка кризис 3х лет

статья будет полезна для родителей, педагогов, психологов, и другим специалистам. Раскрыты вопросы признаков кризиса, а так же причин и стратегий сглаживания кризиса 3х лет....

Семинар - практикум для родителей и детей. Третий год жизни ребенка:кризис упрямства или "Я сам"!

Цель мероприятия:Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у...

Семинар - практикум для родителей. Третий год жизни ребенка: кризис упрямства или "Я сам"!

Семинар - практикум для родителей. Третий год жизни ребенка: кризис упрямства или "Я сам"!...