«Мини-музей как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям»
статья (средняя группа)

Тузникова Марина Борисовна

 

 

В современной системе образования остро стоит вопрос о формировании общей культуры человека, возрождении общечеловеческих качеств подрастающего поколения таких как: доброта, нравственность, милосердие, воспитание гражданственной позиции, любовь и гордость за свою страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat_tuznikova_m.b._pered.docx174.07 КБ

Предварительный просмотр:

D:\день семьи\IMG_9368.JPG

«Мини-музей как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям»

Тузникова Марина Борисовна 1 квалификационная категория

МДОУ «Костинский детский сад общеразвивающего вида»

В современной системе образования остро стоит вопрос о формировании общей культуры человека, возрождении общечеловеческих качеств подрастающего поколения таких как: доброта, нравственность, милосердие, воспитание гражданственной позиции, любовь и гордость за свою страну.

Научить любить свою Родину, знать историю своей страны, уважительно относиться к старшему поколению, знать традиции своего народа – одна из задач педагога в работе с дошкольниками. А одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение ребёнка к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

Детский сад – как первая ступень общего образования ребёнка даёт возможность педагогу решать эту проблему, применяя различные технологии, учитывая специфику дошкольного возраста.

  1. У старших дошкольников бедны знания об истории своей страны, своего села.
  2. Дети недостаточно владеют знаниями о членах своей семьи, родословной своей семьи
  3. Имеются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками (нравственные качества – доброта, уважение, нормы поведения в обществе)

Ознакомившись с формами работы по патриотическому воспитанию, у меня возникла идея начать свою работу с приобщения детей к народным традициям через создание мини-музеев.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям через создание мини-музеев.

Задачи:

  1. Создать условия для развития интереса к народным традициям.
  2. Обогащать социальный опыт детей, проявление инициативы через создание мини-музеев.
  3. Знакомит детей с традициями своего народа, вовлекая их в активную деятельность.
  4. Используя новые формы работы с родителями, приобщать их к тесному взаимодействию с детским садом для повышения сознания по данной проблеме.

Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Через разные виды детской деятельности ребёнок проявляет инициативу при создании экспонатов для мини-музея. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их руки и рассматривать.

Создание мини-музея – это инновационная технология в моей деятельности. Свою работу строю по принципу деятельностного подхода и сотрудничества с детьми и родителями, также использую такие технологии как поисковая деятельность, исследовательская и проектная деятельность. Потому что данный материал накапливается не одним днём, а нужна большая предварительная работа. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Работу свою начала, составив перспективное планирование по приобщению детей к народным традициям.

Первым опытом в создании мини-музеев стал мини-музей русская горница, где разместили предметы русского быта, игровой материал, игрушки, куклы, которые наиболее часто упоминаются в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, половики, помимо настоящих вещей в «избу» были помещены предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность. Это должно детям помочь, что они – часть великого русского народа.

Мини-музей «Посуда»

Дети знакомились с разными видами посуды. Использование различных экспонатов стимулирует интерес детей к окружающему. Обогатился словарный запас, умение описывать предметы, выделять их качества.

Целью создания мини-музея хлеба было знакомство с русской традицией встречать гостей хлебом-солью, с трудом хлебороба. Ценность такого мини-музея в том, что дети более глубоко знакомятся с профессиями на селе.

Мини-музей «Зимние забавы»

Здесь продолжала знакомить детей с народными играми и забавами, с традицией празднования нового года, рождества. Свои накопленные впечатления дети отражают в продуктивной деятельности – рисунках, поделках. Что положительно влияет на эмоциональную сферу и коммуникативные навыки детей.

Мини-музей куклы помог моим воспитанникам узнать об особенностях русского народного костюма. Дети вместе с родителями мастерили кукол – из соломы, ниток, тряпок. Спрашивали у бабушек – какими куклами они играли раньше, что способствовало формированию интереса к истории прошлого, развитию у детей фантазии, любознательности.

Задачи патриотического воспитания решаются также на примере создания мини-музея матрёшки. Дети вместе с родителями собирали экспонаты, картинки, книги о матрёшках. Одновременно знакомила воспитанников с историей возникновения, процессом изготовления, разнообразием матрешек.

Целью создания мини-музея «Моя родина – Россия» было:

- знакомство с историей, культурой нашей страны;

- воспитание патриотизма;

- знакомство с народными промыслами, с историческими и памятными местами;

- формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками.

Таким образом, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты:

- видна положительная динамика в формировании у детей о традициях и обычаях своего народа;

- развиваются коммуникативные навыки, чувство коллективизма;

- развивается эмоционально-волевая сфера, патриотические чувства и любовь к Родине, своей истории, природе, народу.

Мини-музеи, созданные руками детей и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребёнку. Всё это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

Мини-музей «Олимпийские игры» как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре ЗОЖ

ПРОЕКТ «МИНИ МУЗЕЙ «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ» в старшей группе с фотоотчетом. Мини-музей «Олимпийские игры» как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре ЗОЖБДОУ детский «сад ком...

План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». на 2015 – 2016 учебный год

В плане собран список литературы и примерное планирование по самообразованию, которые помогут вам в работе с детьми по формированию у них знаний о народных и семейных традициях....

План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

laquo;Приобщение детей старшего дошкольного возрастак народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». Без исторической памяти – нет традиций,без традиций - нет культуры,без кул...

Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"

Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины.  ...

Методические рекомендации использования подвижных игр народов Поволжья как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям.

Методические рекомендации по приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям через подвижные игры народов Поволжья....