Преемственность детского сада и школы.
статья

Батманова Ольга Анатольевна

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое слово – педагог. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность детского сада и школы.

   Согласно закону РФ «Об образовании» преемственность - это установление необходимой связи между смежными звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания. Согласно «Концепции содержания непрерывного образования», понятие Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. И первым звеном непрерывного образования является дошкольное воспитание. 

ЗУН – это усвоение ребенком новых знаний и умений, закрепление ранее приобретенных  ребенком знаний и умений и их творческое применение в дальнейшей жизни. 

   Преемственность с позиции школы – это опора на ЗУН, которые имеются у ребенка. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития или отставания. 

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех ЗУН, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. 

   Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду. Воспитатель включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. 

   Конечно между детским садом и школой есть проблемы преемственности. Одни из них решаемы, другие остаются нерешенными. 

   Одна из проблем отсутствие мотивационной готовности. Обязательно нужно мотивировать дальнейшее обучение тем, что учиться нужно – чтобы в дальнейшей жизни быть нужным, востребованным.  

   Немало важной проблемой является форма занятий с детьми. С 2010 года во всех детских садах эта форма была изменена на совместную деятельность с воспитанниками, что полностью соответствует требованию детей дошкольного возраста. Но придя в школу, дети должны сидеть за партами и не один урок, а это еще одна нерешенная проблема преемственности.  

   Конечно же, выбор школы. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего развития), специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое. Возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении. Непосредственный контакт воспитателей детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия. 

   Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. Игровая деятельность – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, заключающаяся в отражении деятельности взрослого и окружающей действительности в специфической форме (знаковой – понарошку). А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей. 
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, он по-прежнему значима и актуальна.  В основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения. 

 

Формы организации по решению проблем преемственности ДОУ и школы: 

  1. Содружество в рамках непрерывного образования. Семинары с посещением занятий в детском саду учителями 1 классов. Это поможет совместно обсудить проблемы и скорректировать дальнейшую подготовку дошкольника. 
  1. Работа с родителями. Информационные стенды, папки-передвижки, собрания, встречи за «круглым столом» с учителями школ. Все это позволит родителям определиться с выбором школы заранее. 
  1. Работа с детьми. Экскурсии в школу: школьную библиотеку, спортивный и актовый зал; беседы и встречи с учащимися школы (желательно воспитанниками конкретного сада); совместные мероприятия: соревнования, праздники. Все это вызовет у детей желание пойти в школу, интерес, уберет страх и вселит уверенность в своих силах. 

Многие проблемы преемственности могут быть решены при тесном взаимодействии детского сада, родителей и школы.  

   Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления В школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др. Знания и представления об окружающем мире ребенок может усваивать самыми различными способами: манипулируя с предметами, подражая окружающим, в изобразительной деятельности и в игре, в общении со взрослыми. Какой бы деятельностью ребенок ни занимался, в ней всегда присутствует элемент познания, он постоянно узнает что-то новое о тех предметах, с которыми действует. Деятельность ребенка принимает форму учения, учебной деятельности тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому. В современной массовой школе обучение имеет классно-урочную форму, при этом деятельность учащихся определенным образом регламентирована (учащийся обязан поднимать руку, если хочет ответить или спросить о чем-то учителя, необходимо вставать при ответе, во время урока нельзя ходить по классу и заниматься посторонними делами и т. п.) Основным отличием учебной деятельности от других (игры, рисования, конструирования) является то, что ребенок принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения. При этом дошкольник может сидеть за партой или на ковре, обучаться индивидуально или в группе сверстников. Главное – он принимает учебную задачу и, следовательно, учится.

   По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое слово – педагог. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по преемственности детского сада и школы

Вопросы преемственности со школой составляют основное зерно моей работы. Научные принципы, сбалансированные действия ДОУ и школы, совместная работа по созданию Договора о преемственности, вопрос...

доклад о преемственности детского сада со школой

доклад о преемственности детского сада со школой...

преемственность детского сада и школы

презентация сетевого взаимодействия детских садов и школы по преемственности художественно эстетического развития воспитанников...

Статья в сборник. (май 2011 год)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида № 7» Г.Усолье – Сибирское Учитель – дефектолог: Лущик Татьяна Михайловна. Преемственность детского сада и школы.

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда у ребёнка формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Всё это формируется при тесном взаимодействии школы и детского...

Проект по преемственности детского сада и школы «Дети, в школу собирайтесь!»

обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования...

Концерт "Наш любимый детский сад" по преемственности детского сада и школы.

Концерт был показан в рамках сотрудничества детского сада и школы перед учителями  школы и воспитателями детского сада. Выступление детей очень понравилось, было ярким, разнообразным, красочным и...

Преемственность детского сада и школы - образовательная деятельность на тему: « Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)

Преемственность детского сада и школы - образовательная   деятельность на тему:« Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)...