Картотека пальчиковой гимнастики
картотека

Яроцкая Наталья Александровна

Пальчиковая гимнастика

Сентябрь

«ДОЖДИК»

Раз, два, три, четыре, пять,  (Удары по столу пальчиками.Левая начинает с мизинца, правая—с большого пальца.)

Вышел дождик погулять (Беспорядочные удары по столупальчиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке,   («Шагают» средним иуказательным пальчиками

А куда ему спешить?  обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке:  (Ритмично ударяют то ладонями, то

«По газону не ходить!»  кулачками по столу.)

Дождь вздохнул тихонько:   (Часто и ритмично бьют в ладоши.)

— Ох!  (Один хлопок.)

И ушел.   (Ритмичные хлопки по столу.)

Газон засох.

«ОВОЩИ»

Хозяйка однажды с базара пришла,  («Шагают» пальчиками

Хозяйка с базара домой принесла  по столу.)

Картошку, (Загибают по одному пальчику.)

Капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..  (Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе —  (Попеременные удары

Кто лучше, вкусней и нужней на земле,  кулачками и ладонями.)

Картошка? (Загибают пальчики.)

Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!  (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла  (Стучат ребром ладони

И ножиком этим крошить начала  по столу.)

Картошку,  (Загибают по одному пальчику.)

Капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!  (Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке  (Ладони складывают

Кипели, кипели в крутом кипятке  крест-накрест на столе.)

Картошка,   (Загибают по одному пальчику.)

Капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла.

Ох!  (Хлопок.)

И суп овощной оказался не плох!  (Показывают большой палец.)

«МАРТЫШКИ И КНИЖКИ»

Две проказницы мартышки  (Выполнять движения,

Полистать любили книжки.  соответствующие тексту)

Потрясти их, полизать

И как будто почитать.

Ловко принялись за дело  (Показать руками «очки»)

И очки они надели.

К носу книжку поднесли,  (Две ладошки приблизить к лицу)

Вдруг подальше отвели.  (Ладошки отдалить от лица)

Ничего в очках не видно.

И мартышкам так обидно!  (Вытираем щечки, «слезы»)

Октябрь

«ПАЛЬЦЫ»

Пальцы – дружная семья.

Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).

Вот большой! А это – средний.

Безымяный и последний – наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Будем их соединять и движенья выполнять…(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).

«БАБОЧКА»

Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.

Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.

Ах, красавица какая-

Эта бабочка большая!

Над цветами полетала-

И мгновенно вдруг пропала.

«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы (загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем (шагают по столу средним и указательным пальчиком)

Ноябрь

 «ОСЕНЬ»:

Осень, осень, – трем ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, – трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, – движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, – по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, – разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, – скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем месяцы: – похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. – кулак, ребро, ладонь

«ОСЕНЬ»

Ветер северный подул, – подуть на пальцы

все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки

Полетели, закружились и на землю опустились. –ладони зигзагами плавно опустить на стол

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап –постучать пальцами по столу

кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, – постучать кулачками по столу

снег потом припорошил, – плавные движения вперед-назад кистями

Одеялом их накрыл. – ладони прижать крепко к столу.

Декабрь

«КОМПОТ»

Будем мы варить компот,            (Левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот:               указательным пальцем правой руки «мешают».)

Будем яблоки крошить,                      (Загибают пальчики по одному,

Грушу будем мы рубить.                              начи­ная с большого.)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.                    (Опять варят и мешают)

Угостим честной народ.

«ИГРУШКИ»

На большом диване вряд        (Попеременно хлопают в ладоши

Куклы Танины сидят:                                                 стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино,             (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.           (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Тане                 (Попеременно хлопают в ладоши

Мы игрушки сосчитать                                    и стучат кулачками)

«СНЕЖОК»

Раз, два, три, четыре,        (Загибают пальчики, начиная с боль­шого.)

Мы с тобой снежок слепили.     («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий,                 (Показывают круг,   сжимают ладони,

очень гладкий.                                            гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий.                                 (Грозят пальчиком.)

Раз—подбросим.                  (Подбрасывают вообра­жаемый снежок.)

Два—поймаем.                                   (Ловят воображаемый сне­жок.)

Три—уроним                                  (Роняют воображаемый сне­жок.)

И… сломаем.                                                                             (Топают.)

 

«ПОЧТАЛЬОН»

Что принес нам почтальон?             (Сжимают и разжимают кулачки.)

Стол с той сумкой ходит он.             (Шагают пальчиками по столу.)

Перевод, журнал, газету,                      (Загибают по одному пальчику)

В бандероли—две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

«ПЧЕЛА»

Прилетела к нам вчера                                           (Машут ладошками.)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек                          (На каждое название насекомого

И веселый мотылек,                                          заги­бают один пальчик.)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                 (Делают кружочки из пальчиков   и подносят к глазам.)

По жужжали, полетали,                                            (Машут ладошками.)

От усталости упали.

Январь

«ПОСУДА»

Девочка Иринка порядок наводила. (Показывают большой палец,

Девочка Иринка кукле говорила: поочередно соединяют)

«Салфетки должны быть в салфетнице, большой палец с остальными

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»(

 «НА ЁЛКЕ»

Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясали, и резвились,(Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз(Дети «шагают» средним и указательным

Нам подарки преподнес.пальцами обеих рук по столу.)

Дал большущие пакеты,(«Рисуют» руками большой круг.)

В них же — вкусные предметы: (Загибают на обеих руках пальчики,

Конфеты в бумажках синих, начиная с большого.)

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

 «ЗИМА»

Пришла зима,

Принесла мороз.

Пришла зима,

Замерзает нос.

Снег,

Сугробы,

Гололед.

Все на улицу — вперед! Теплые штаны наденем, шапку, шубу, валенки.

Руки в варежках согреем

И завяжем шарфики.

Зимний месяц называй! Декабрь, Январь, Февраль.

 «ПИРОГ»

Падал снег на порог.(Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)

Кот слепил себе пирог.(Показывают, как лепят пирог)

А пока лепил и пек,(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу)

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки(Опять показывают, как пекут пирог)

Не из снега — из муки.

«СНЕЖОК»

Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили, («Лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий, (Чертим руками круг)

Очень гладкий, (Одной рукой гладим другую)

И совсем, совсем не сладкий. (Грозим пальчиком.)

Февраль

«ДРУЗЬЯ – САДОВОДЫ»

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в “кулачок”. Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее “сгибаем-разгибаем”)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, “сгибаем-разгибаем” его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)

«МЫШКА»

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

 «АПЕЛЬСИН»

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра, (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку – кожура. (Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас – беда! (Складываем руки домиком)
В домик прячемся – сюда!

«ШАРИК»

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом – шарик надут)
Он становится большой. (Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел – (Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!

«ЛЕТЕЛА СОВА»


Летела сова, (Машем руками)
Весёлая голова.
Летела-летела, (Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела (Снова машем руками)
И опять полетела.

Март

«ЦВЕТЫ»

Наши алые цветки

Распускают лепестки. (Медленно разгибать пальцы из кулаков.)

Ветерок чуть дышит, (Покачивать кистями рук вправо-влево,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки медленно сжимать пальцы в кулаки.)

Закрывают лепестки,

Головой качают, (Покачивать кулаки вперед-назад.)

Тихо засыпают

 

«ЦВЕТОК ПРОСНУЛСЯ»

Утром рано он закрыт, (Кисти рук –бутоны, соединены у основания рук.)

но к полудню ближе(Плавно распускаются.)

Раскрывает лепестки,

красоту их вижу.

К вечеру цветок опять закрывает венчик. (Закрываются затем под щеку.)

И теперь он будет спать,(Имитация сна.)

До утра как птенчик

«МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре,(Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.)

Мы посуду перемыли:(Одна ладонь скользит по другой.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку(Загибают пальчики,  по одному,  

И большую поварешку.на каждое название посуды.)

Мы посуду перемыли.

Только чашку мы разбили,(Одна ладонь скользит по другой.)

Ковшик тоже развалился.(Загибают пальчики.)

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Пока маме помогали.

 

«КНИГИ»

Много книжек есть на свете,

Читать их очень любят дети.

Если книги мы прочтем,

То узнаем обо всем:

Про моря и океаны,

Удивительные страны.

Про животных прочитаем

И про космос мы узнаем.

(Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу»)

(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев)

«ПОСЕВ ПШЕНИЦЫ»

Будем сеять мы пшеницу

В землю зернышки бросать.

И не пустим мы синицу

Наши всходы пеклевать.

Кыш-кыш.

(Пальцами делать движения  – крошим крошки, пальцы в щепоть – синица, наклонять кисть  клюет, махать руками –кыш-кыш.)

 Апрель

1.После снежной пустоты       (Развести руки в стороны ладонями вниз)

Распускаются цветы.           (Кисть вверх, пальцы раскрыть)

Как давно не видел ты         (То же самое другой рукой)

Этой хрупкой красоты!          (Дунуть на обе руки и распрямить пальцы, ладони вверх)

 

2.Стало солнце пригревать,     (Рисуем в воздухе указательным пальцем круг)

И набухли почки.                (Соединили ладоне – касаются только подушечки пальцев и запястья, пальцы полусогнуты)

Скоро выйдут из земли         (не меняя положения поднимаем руки)

Первые цветочки.             (разводим пальцы в стороны)

 

3.Солнце-яркая звезда,                 (Левая рука как будто держит небольшой мячик, пальцы разомкнуть – это Солнце)

А вокруг – планеты.                  (Правая рука – пальцы сомкнуты и «летают» вокруг «Солнца»)

И летают – кто куда –              (Собрать пальцы левой руки вместе в движении справа налево)

Быстрые кометы.                   (Собрать пальцы правой руки вместе в движении слева направо)

 

4.Мы встали – солнышко восходит.     (поднимаем руки вверх)

Ложимся спать – луна встает,     (Ладони под щеку)

А с нею звездочки приходят         (Пальцы сложены в щепоть, указываем «в разные точки неба»)

И ночью водят хоровод.             (Описать руками круг перед собой)

 

5.Как снега растают –        (Руки ладонями вниз разводим в стороны)

Птицы прилетают,          (Машем руками, как крыльями.)

Гнёзда вьют из веток      (Соединить руки ладонями вверх, пальцы полусогнуты)

Для птенцов, для деток.      (Пальцы переплетены, сгибаем-разгибаем пальцы)

 

6.Дружат в нашей группе девочки и мальчики,     (Пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,        (Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,            (Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.        (Руки виз, встряхнуть кистями)

Май

         «РЫБКА»

Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями изображают, как плыветРыбке весело играть.             рыбка.)          

Рыбка, рыбка, озорница,                          (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.                         (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула,                         (Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула,  (Снова «плывут».)

Рыбка быстро уплыла.

 

 «КРОЛИК»

Маленький кролик  (Кисти прижать к голове, как ушки.)

С большими ушами,
Розовым носом,  (Дотронуться до носа.)
Смешными усами. (Указательные пальцы прижаты к губам.)
Норку глубокую роет себе     (Роем ноку.)
Сильными лапками

В мягкой земле.
Чистит он шёрстку себе        (“Чистим шёрстку”.)

Или спит.                      (Руки кладём под щёку.)
Кролик ушами всегда шевелит.      (Шевелим “ушами”.)
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов. (Закрыть лицо ладонями.)

 

 «ДОМИК»

Под грибом – шалашик-домик,  (Ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.  (Постучать кулаком одной руки о

Мы тихонько постучим,    ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним.   («Звоним в колокольчик»)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,  (Ладони ребром прижаты друг к другу)

А на нем – дубовый стол.  (Показываем стол)

Рядом – стул с высокой спинкой     (Показываем стул)

На столе – тарелка с вилкой.  (Ладонь левой руки направлена -вверх (тарелка), правая рука (вилка) ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены  и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят. Угощенье для ребят.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики

картотека пальчиковой гимнастики...

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы

Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...