Конспекты занятий кружка "Развивающие игры"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)

В данной публикации приведены конспекты занятий, которые я провожу с детьми в своем кружке во всех возрастных группах в течение одного месяца(декабрь)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспекты занятий40.43 КБ

Предварительный просмотр:

Младшая группа

Декабрь.

 ЗАНЯТИЕ 1. Теремок. Построим пирамидки для зверят.

Программное содержание: Обучать пониманию отношений по величине  между предметами (объемными и плоскостными) Закрепить умение слушать сказку, отвечать на простые вопросы по ее содержанию. Упражнять в звукоподражании, развивать выразительность движений..

Материалы: картинки на интерактиной доске (иллюстрации к сказке), складная пирамида-куб, плоскостные квадраты (по 5 штук на одного ребенка, убывающие по величине, с разницей в 4-5мм)

Дети через зеркальный домик проходят в зеркальную комнату, встречают Мишку. Медвежонок, говорит, что хочет рассказать ребятам, какая с ним произошла история. Дети садятся на стульчике, а педагог рассказывает сказку, а на доске меняются иллюстрации по ходу рассказа.

После рассказа детей спрашивают:

  1. Кто первый пришел в домик? Покажите как ходит и разговаривает мышка.
  2. Кто пришел следом? А как прыгает и говорит лягушка?
  3. Покажите, как прискакал зайка?
  4. А как ходит лисичка?
  5. Как разговаривает волк?
  6. Давайте теперь походим как медвежата?
  7. А почему теремок развалился?
  8. Что сделали зверята после этого?

Давайте и мы сегодня построим башенку теремок для зверят. Для того, чтобы башенка была крепкой надо всегда брать самый большой куб из оставшихся.

Дети с педагогом строят теремок.

Затем педагог предлагает детям построить теремки из квадратов на столе.

Мишка смотрит на получившиеся башенки, хвалит детей за работу и прощается с ними.

Дети уходят через зеркальный домик в группу.


ЗАНЯТИЕ 2. Кроватки для фигурок-человечков.

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с 5 геометрическими формами и их названиями. Учить анализировать изображения, отмечать несоответствия.

Материал: изображения фигурок-человечков на доске, маленькие фигурки-человечки на каждого и листы картона с контурным изображением фигур на каждого ребенка, мишка, собачка

1 часть . Дети с педагогом проходят в волшебную комнату в зеркальный домик. Их встречает Мишка, который предлагает на паровозике отправится в гости к фигуркам-человечкам. Берется паровозик с длинной лентой и под музыку едут в гости под музыку

 

ПАРОВОЗ 

Музыка З.Компанейца 
Слова О.Высотской 

Паровоз, паровоз, 
Новенький, блестящий! 
Он вагоны повез, 
Будто настоящий. 
Кто едет в поезде? 
Плюшевые мишки
Кошки пушистые, 
Зайцы
 да мартышки. 
Вот какой паровоз 
К празднику купили! 
Вот какой паровоз 
Детям подарили! 
Дальняя, дальняя, 
Дальняя дорога, 
Вдоль нашей комнаты 
Прямо до порога

Появляются фигурки-человечки на доске. Дети вспоминают названия. У наших фигурок есть маленькие братья и сестры, их надо положить спать в кроватки. Фигурки просят помочь уложить фигурки в кроватки. Дети раскладывают в маленькие фигурки на контурные изображения, «в кроватки». Появляется собачка и начинает лаять. Педагог:

- Тише, тише, собачка, не шуми. У нас детки спят. Ребята, давайте, уговорим собачку не будить наших малышей.

Разучивание потешки:

Баю-баю-баю-бай,

Ты, собачка, не лай!

Белолапа не скули,

Наших деток не буди!

Дети проговаривают потешку 2-3 раза. Фигурки-человечки благодарят детей за то, что помогли уложить малышей. Дети прощаются и тихо, на носочках  с Мишкой и собачкой уходят.


 ЗАНЯТИЕ 3.Чудесный мешочек.

Программное содержание: Обучать подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Учить детей устанавливать и поддерживать социальные контакты, учить ориентироваться на партнера, обращаться к нему с высказываниями.

Дети проходят через зеркальный домик, встречаются с Мишкой и устраиваются на ковре.

Чтение рассказа «Поезд» Я. Тайца:

 Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок. Он взял Галины санки, прицепил к Толиным, Толины к Мишиным, Мишины к Машиным. Получился поезд. Миша кричит : ту-ту! – он машинист. Маша кричит: - Ваши билеты! Она кондуктор. А папа тянет за веревочку и приговаривает: чух-чух… чух-чух…. Значит он паровоз.

2) Беседа-опрос:

Ребята, о чем говорится в этом рассказе? Правильно, о том что у всех были санки и лишь у одного папы не было санок. Как начинается рассказ? Что везде снег и у всех ребят есть санки. О каком времени говориться в рассказе? Почему вы думаете, что это было зимой? Правильно, молодцы, так как везде лежал снег и у ребят были санки, а на санках мы катаемся только зимой. Как у ребят получился поезд? Папа взял санки и зацепил их друг за друга. Кто был машинистом? Правильно, Миша, он кричал: ту-ту!

Кто был кондуктором? Правильно, Маша, она кричала: ваши билеты? А кто паровоз? Правильно, папа он тянул за веревочку и говорил: чух-чух.

А весело было ребятам играть вначале? А почему? А когда они начали играть вместе?

Вот и мы с вами давайте вместе поиграем.

Игра «Ау, ау»

Один ребенок прячется и время от времени говорит: «Ау». Другой ребенок с завязанными глазами его ищет.

Я скажу тебе: «Ау»!

Отгадай, где я стою.

Ты найди меня, найди!

Здесь я где-то на пути!

Игра повторяется несколько раз.

Появляются веселые человечки. Они тоже хотят найти себе пару-друга. Педагог показывает Веселого человечка, а 2-3 ребенка в мешочках Сенсины пытаются найти такие же фигурки. Фигурки складываются вместе, «благодарят» детей за помощь.

3 часть. Дети прощаются с Мишкой, Фигурками-человечками и уходят через зеркальный домик в группу.


ЗАНЯТИЕ 4. Магазин формы.

Программное содержание: Обучать сопоставлять форму предмета и эталон формына ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Учить детей устанавливать и поддерживать социальные контакты, учить ориентироваться на партнера, обращаться к нему с высказываниями.

Материалы: доска с изображением предметов разных геометрических форм ( по 3-4 предмета одной формы на слайде, спрятанная фигура данной формы в углу), чеки (овалы, круги, прямоугольники, квадраты и треугольники одного цвета) и предметы этих же форм

Дети проходят через зеркальный домик, встречаются с Мишкой и садятся перед доской.

Игра «Угадай, кто здесь живет» Дети с педагогом рассматривают картинки на доске, говорят, на какую форму они похожи. Проверяют это, доставая форму из «укрытия».

Педагог предлагает детям поиграть в магазин. Всем раздаются чеки разных форм. Они должны сходить в магазин и купить там предмет такой же формы, как и их чек. Педагог обращает внимание на правила поведения в магазине:  соблюдать очередность, обращаться к продавцу вежливо: «Дайте мне, пожалуйста…», не забыть благодарить. Далее дети играют.

. Дети прощаются с Мишкой и уходят через зеркальный домик в группу.


Средняя группа

ДЕКАБРЬ

ЗАНЯТИЕ 1. Мишка-строитель-3.

Программное содержание: закреплять представление о возможностях  графического замещения объектов. Учить изображать строительную деталь на  глаз, создавать постройки по простейшим чертежам. Учить выделять в постройке разные стороны.

Материалы: кубики на каждого ребенка, чертежи на доске

1 часть. Медвежонок предлагает детям поиграть с кубиками. Дети вспоминают, как называются строительные детали и находят их «фотографии» на доске.

Затем Мишка  предлагает отгадать, что находится в мешочке на ощупь. Дети подходят, на ощупь определяют какая деталь в мешочке, называют ее, дети показывают свои такие детали, затем деталь достается и проверяется правильность выполнения задания

2 часть. Рассматриваем треугольную призму и строим ее чертеж в трех проекциях

3 часть. Дети рисуют чертежи деталей по выбору – вид прямо и сверху.

4 часть. Создание построек по чертежам на доске.

5 часть самостоятельное создание построек.


ЗАНЯТИЕ 2. Упражнение на развитие тактильного восприятия.

Программное содержание:. Развивать тактильное восприятие, упражнять в называние слов прилагательных (шершавый, гладкий, жесткий, колючий, мягкий, пушистый и пр)

Ход:

Детей встречает в комнате домовенок. Предлагает поиграть с ним.

  1. За геометрическими фигурами спрятались животные. Кто находится за желтым (красным, оранжевым, фиолетовым) квадратом (прямоугольником, треугольником)? Чтобы узнать, надо отгадать загадки:

Сердитый недотрога, 
Живёт в глуши лесной, 
Иголок очень много, 
А нитки ни одной.

Ответ: Ёжик.

Без расчески причесался 
И умылся без воды, 
В кресло мягкое забрался 
И запел на все лады.

Ответ: Кот, Кошка.

.

Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз?

Ответ: Белка.

.

Заворчал живой замок, лег у двери поперек. 
Две медали на груди, лучше в дом не заходи!

Ответ: Собака..

По горам, по долам, ходит шуба, да кафтан.

Ответ: Овечка, Баран.

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.

Ответ: Кролик, Заяц.

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь.

.

Не говорит и не поет, 
А кто к хозяину идет - знать дает.

Ответ: Собака.

Стоит копна посреди двора, спереди вилы, сзади метла.

Ответ: Корова.

Хвост крючком, 
Нос пятачком.

Ответ: Свинья.

Кто зимой холодной,
В лесу ходит злой и голодный?

Ответ: Волк.

.

Хитрая плутовка, 
Рыжая головка, 
Хвост пушистый — краса, 
А зовут ее - ...

Ответ: Лиса.

После того, как все фигурки открыты, дети рисуют от них дорожки к лесу или дому, в зависимости от  того, дикие это животные или домашние.

2 часть. Домовенок: «Обычные загадки вы отгадывать умеете, а вот теперь попробуйте отгадать загадки мои, совсем необычные. Вам нужно будет к вашим подставкам квадратам подобрать пару – подставку круг, так, чтобы он был точно таким же на ощупь как и квадрат, но искать можно только с помощью рук, ощупывая фигурки в мешочках»(можно использовать мешочки сенсины)

 Детям раздаются различные подставки, они берут их, ощупывают и дают характеристику своего квадрата (шершавый, мягкий, гладкий и проч.) Затем идут и по очереди пробуют найти круг с такой же поверхностью в мешочках на ощупь.

Игра повторяется 2-3 раза

3 часть. «Кого укусил комарик» - развивать умение наблюдать и замечать изменения в мимике других детей


ЗАНЯТИЕ 3. «Фигурки в домиках»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с основными правилами игры «Зверушки в домиках», закреплять знание цветов, развивать зрительную память, восприятие, внимание. Развивать умение действовать по правилам, следить за ходом игры, соблюдать очередность в игре.

Материал: игра «Зверушки в домиках», домовенок.

1 часть. Встреча с домовенком.  Чтение стихов для него (При необходимости с опорой на таблицу)

2 часть. Домовенок  предлагает поиграть в уже знакомую игру «Зоопарк».

  • Что такое зоопарк?
  • Кто там живет?
  • Где живут звери в зоопарке?

У наших зверей есть домики, где они живут. Дети рассматривают домики, зверушек, которые там находятся. Затем зверушек складывают в мешочек и дети по очереди вынимают себе зверушек.

После этого начинается игра: «Кто быстрее разведет зверушек по домикам». Ходят по очереди. Первый ребенок идет со своей зверюшкой к любому домику, стучит туда, поднимает крышу и проверяет, подходит ли домик для его животного. Если нет, животное возвращается к ребенку, если да – поселяет игрушку в домик. Затем ход переходит другому ребенку. Выигрывает тот, кто первым разведет игрушки по домикам.

 

3 часть. Игра «Изобрази животное»

4 часть. Заключительная. Обсуждение, что понравилось на занятии. Прощание с Домовенком


ЗАНЯТИЕ 4. Конструирование с Медвежонком 

Программное содержание: закреплять представление о возможностях  графического замещения объектов. Учить изображать строительную деталь на  глаз, создавать постройки по простейшим чертежам. Учить выделять в постройке разные стороны.

Материалы: кубики на каждого ребенка, чертежи на доске

1. Медвежонок предлагает детям отгадать загадку:

Чей это чертеж?

После ответов детей показывается вид сверху призмы, куба или полукуба.

- Можно по одному виду на чертеже точно сказать, какая использована деталь?

2. Медвежонок показывает 2 новые строительные детали: цилиндр и конус. На доске чертим вид сверху и вид прямо этих деталей.

Затем дети делают чертеж  любой  из деталей (вид прямо и вид сверху)

3. Постройка  детьми по готовым чертежам  построек.

4. Самостоятельное создание построек детьми.


 Старшая группа.

ДЕКАБРЬ

ЗАНЯТИЕ 1. Развитие творческого воображения «Снежная пора»

Программное содержание: Обобщать знания детей об изменениях в природе зимой. Развивать наглядно-образное мышление. Развивать воображение и творческого мышления, развивать умение выражать эмоции. Создавать положительный настрой на занятие, снимать психоэмоциональное напряжение

Материалы: ковер, спокойная музыка, игра «Тень»

1 часть. Упражнение «Пожелание».  Звучит спокойная музыка. Дети садятся по-турецки (скрестив ноги), сосредотачиваются на своих ощущениях, затем по очереди желают что-

либо друг другу.

2 часть. Педагог говорит, что уже началась зима. А чем она отличается от осени?

  1. Что чаще идет зимой: снег или дождь?
  2. Что происходит с реками и озерами?
  3. Какой главный цвет зимы?

Игра «Снежинки». Дети-«снежинки» летают под музыку по комнате, а когда музыка останавливается, выполняют команду педагога, указывающую на то, поскольку снежинок должно собраться вместе. Игра повторяется 3-4 раза.

Игра «Передай снежок друг другу». Дети передают друг другу воображаемый снежок. Надо помнить, что снежок холодный, передавать его надо быстро, чтобы не успел растаять. В конце дети говорят, почему взрослый передал снежок, а получил воду.

Игра «Хорошо-плохо»

  1. Играть в снежки холодно или жарко?
  2. Полезно или вредно выходить на снег босиком?

Игра «Тень»

Дети встают друг за другом, двигаются по кругу, повторяя за ведущим движения, словно тень. Ведущие меняются, педагог хвалит детей за интересные движения

Игра «Тень» Поставить 3 фигуры так, чтобы их тень была точно такой же, как рисунок на доске. (Проверяем с помощью прожектора интерактивной доски)

Рисование «Волшебная снежинка». Детям предлагается нарисовать самую необычную снежинку и рассказать о ее настроении и характере.

3 часть. Подведение итогов занятия. Обсуждение итогов занятия, что понравилось больше всего.


 

ЗАНЯТИЕ 2. Строительство дворца Деда Мороза

Программное содержание: закреплять представление о возможностях  графического замещения объектов, создавать постройки по ее схематическому изображению в одной из плоскостных проекций. Учить последовательно анализировать постройку. Соизмерять элементы схемы между собой. Намечать заранее план сооружения постройки.

1 часть. Игра «Снежинки»

2 часть. Беседа о приближающемся празднике.

1. Какой праздник скоро будет?

2. Как вы его будете праздновать?

3. Кто главный герой этого праздника?

4. Заказали ли вы подарки у Деда Мороза?

Давайте представим, а как живет Дед Мороз весь год. Где он живет?. Какой у него может быть дом?

Педагог предлагает построить дом для Деда Мороза. Вместе с детьми выбираем, какие из наборов по цветовой гамме больше подойдут для этого. (Холодные цвета).

Дети рассматривают схему, отбирают нужные кубики и создают постройки. Условие: после начала работы нельзя вновь подходить и брать кубики. Лишних кубиков быть не должно.

3 часть . Игра на внимание «4 стихии»

 4 часть. Подведение итогов занятия. Обсуждение итогов занятия, что понравилось больше всего.


 

ЗАНЯТИЕ 3. Игры на равновесие (Уравновесь весы. Столик с фигурками)

Программное содержание: Учить детей составлять целое из частей, знакомить с понятием равновесия,  основным свойством рычага. Учить работать в группе. Развивать логическое мышление, выдержку, внимание.

Материалы: весы с шариками, равновесный стол, игра «Сложи квадрат»

1 часть. Детям раздаются части фигур из игры «Сложи квадрат». Им предлагается найти всех детей, у кого фигурки такого же цвета.  Затем каждая группа за отдельным столом  собирает квадрат.

2 часть. Каждой группе детей даются весы и 2 разных повесу шара и предлагается уравновесить их. (задание повторяем 2-3 раза).

В конце детей подводят к выводам:

 чем тяжелее шарик, тем ближе он должен лежать к центру весов,  чем  легче, тем дальше мы его должны положить навесах.

 Чем больше рычаг,  тем легче нам что-то поднять.

Проверяем это на равновесном столе. Одну фигурку ставим в центре стола, а вторую рядом, постепенно начинаем ее отодвигать дальше от центра, пока равновесие будет не нарушено.

Перед каждой группой ставится задача – поставить все фигуры из мешочка, так, чтобы стол остался в равновесии.

3 часть: «Угадай, что изменилось». Все дети стоят в ряд, ведущий выходит, кто-то меняется местами. Ведущий при возвращении должен сказать кто это был.

4 часть. Подведение итогов занятия. Обсуждение итогов занятия, что понравилось больше всего.


 

.

ЗАНЯТИЕ 4 .Занятие на развитие логического мышления. Транспорт.

.Программное содержание: Развивать  логическое мышление, учить классифицировать понятия по различным основаниям, отображать признаки понятий с помощью различных обозначений, сравнивать понятия по содержанию и объему.

Материалы: изображения самолета, воздушного шара, поезда, автомобиля, автобуса, катера  и корабля.

1 часть. Игра «4 стихии» По команде педагога дети должны принять определенную позу: земля – руки по швам, вода – руки вперед, воздух – руки вверх, огонь – вращение руками перед собой.

2 часть. Дети рассматривают картинки и расселяют в три круга – зеленый,  голубой и голубой с синей волной. Дают названия: наземный, водный и воздушный. Затем круг с наземным транспортом делится на два с изображением дороги и железной дороги. Дается понятие железнодорожного транспорта и автомобильного транспорта.

Дается характеристика каждого круга. Обращается внимание на то, что чем меньше круг, тем большее количество признаков мы называем.

3 часть. Игра «Да-нетка». Детям за три вопроса надо угадать задуманную картинку.. Педагог подводит детей к выводу, что для того, чтобы угадать задуманное, необходимо задавать вопросы от общего к частному.

Например:

  1. Это наземный транспорт? (нет)
  2. Это водный транспорт? (нет)
  3. У него есть мотор? (да)

      Это самолет!

4 часть. Подведение итогов занятия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Тема: Игра-драматизация «Теремок»

Подгрупповое занятие для детей с интеллектуальной недостаточностью...

Конспект занятия "Учимся играть и работать дружно"

Данный конспект поможет научить детей контролировать свое поведение детей здерживать себя и прислушиваться к мнению других, согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы вдво...

конспект занятия "Не играйте с огнем"

Сценарий мероприятия к дню пожарных...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема: Игра – путешествие в страну Математику.

Закрепить представления детей о свойствах предметов, сложении групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления.Повторить количественный и порядковый счет, цифры 1-5, со...

Конспект занятия по игре в первой младшей группе. Тема: «Учим умываться мишку Тему»

Программное содержание: 1.   Закрепление навыков в умывании.2. Знакомство с  предметами туалета и их назначением.3. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всег...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ"  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

конспект занятия "Дидактические игры для детей подготовительной группы"

Игра способствует развитию ребёнка. В детском возрасте игра является ведущей деятельностью. Поэтому в ходе игры дети могут обучаться....