Консультация для воспитателей "Речевая культура педагога"
консультация

Кириенко Елена Валерьевна

 в данной консультации раскрыты вопросы речевой культуры педагога: как говорить педагогу, грамотический и лексический строй речи, как общаться с детьми и родителями . в этом Вам поможет материал данной консультации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧДОУ Детский сад №233 ОАО РЖД

Консультация для воспитателей

«Речевая культура - фактор

формирования имиджа педагога»

Подготовила: Кириенко Елена Валерьевна

2019 год

«По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Мы можем определить степень интеллектуальности человека»

Д.С. Лихачев.

Образ педагога обсуждался во все времена; эта тема стала ещё более актуальной сегодня, когда в России реформируется образовательная система. Педагоги - люди, которые всегда на виду, ведь рядом с ними находятся дети, родители и коллеги. Значимость имиджа педагога, воспитателя трудно переоценить.

 Важны и внешний вид педагога, и его внутреннее состояние. 

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. 

Голос – звучащий имидж педагога. Личность педагога в образовании – личность носителя культуры. Особенно большое значение имеет культура устной речи – чистота, грамотность, умение управлять сопутствующими ей мимикой и жестами, интонацией и даже тембром голоса.

        В  профессии  педагога  слову  принадлежит  ведущая  роль  —  оно  является  главным  инструментом  воздействия  на  личность  воспитанника,  «орудием»  его  обучения  и  развития.  Педагог – «речевая» профессия: именно в коммуникационной деятельности в конечном счёте реализуются  научность, проблемность, последовательность, природо- и культуросообразность, другие принципы педагогики.

К  устной  речи  современного  педагога  предъявляем  ряд  требований,  основным  из  которых,  безусловно,  выступает  грамотность.  Рассматриваем  ее  в  наиболее  общем  смысле  —  как  отсутствие  ошибок,  «слов-паразитов»,  умение  изъясняться  кратко,  когда  ситуация  не  требует  детального  уточнения.  Однако,  грамотность  —  не  единственная  значимая  характеристика  устной  речи.  Более  детально  рассмотрим  сущность  и  значение  эмоциональной,  лексической,  фонетической,  грамматической  и  звуковой  выразительности  в  профессиональной  деятельности  педагога.

Эмоциональная  выразительность  —  характеризуется  «насыщенностью»  чувствами  произносимых  слов,  речи  в  целом.  По  некоторым  данным,  понимание  речи  на  40  %  зависит  от  ее  экспрессивной  партитуры.  В педагогической  профессии,  как  ни  в  какой  другой,  важно  выражать  искреннее  отношение  к  произносимому,  значима  —  «артистичность»  интонаций,  поскольку  это  позволяет  оказывать  эффективное  воспитательное  воздействие.  Эмоционально  окрашенные  отдельные  слова  или  произносимые  с  «особой  интонацией»  фразы  делают  речь  педагога  «живой»,  акцентируют  внимание  на  наиболее  важных  моментах.  И  наоборот  —  ровная,  не  насыщенная  чувствами  речь  педагога  не  может  мотивировать  к  изучению  материала,  развитию  интереса  воспитанников  к  чему-либо,  снижая  тем  самым  эффективность  образовательного  процесса;

лексическая  выразительность  —  это  свойство  речи,  основанное  на  использовании  точных,  ярких,  нестандартных,  образных  слов  и  словесных  оборотов,  а  так  же  синонимов,  омонимов  и  терминов.  Потенциал  русского  языка  в  выражении  мысли  человека  —  очень  широк.  В  целях  профессионального  самосовершенствования  необходимо  постоянно  обогащать  речь,  используя  ее  лексическое  богатство; 

фонетическая  выразительность  —  это  умение  педагога  владеть  хорошим  и  грамотным  произношением,  ритмикой,  темпом  и  громкостью.  Не  уместен  для  педагога  «пулеметный»  темп,  еще  хуже  крик,  а  тем  белее  визг.  Старая  восточная  мудрость  гласит:  если  ты  кричишь,  значит,  ты  не  прав  и  слаб.  Не  маловажную  роль  играет  тембр  голоса  —  это  обязательный  атрибут  речи  каждого  педагога  и  не  только.  Бас,  баритон  всегда  ласкают  слух,  а  визгливый,  хриплый,  глухой  голос  портят  восприятие  даже  правильных  по  смыслу  слов. 

грамматическая  выразительность  —  по  мнению  большинства  исследователей  менее  значительна  и  менее  заметна.  Однако  данную  особенность  активно  используют  писатели,  поэты,  расширяя  границы  выражения  своих  эмоций.  Также  и  педагог,  к  примеру,  употребляя  одну  форму  числа  имен  существительных  вместо  другой,  придает  отрицательные,  реже  —  положительные  оттенки  значения  конкретному  слову,  высказыванию…

звуковая  выразительность,  так  же  присуща  педагогам.  Она  заключается  в  сопровождение  высказываний  уместным/неуместным  покашливанием,  вздохами,  хмыканьем,  смехом,  несущими  смысл  звуками  «у-у-у»,  «а-а-а».

Правила речевой культуры педагога:

  • Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал значительного напряжения.
  • Педагог должен говорить внятно.
  • Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
  • Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.
  • Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
  • Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Здесь не надо забывать, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция способствует лучшему усвоению информации. Следует  избегать  бессмысленной  жестикуляции.

Безусловно, знание вышеперечисленных требований и правил речевой культуры, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – залог успешной работы современного педагога, задачей которого является развитие исторической памяти народа, приобщение к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации по физической культуре для педагогов

Физическая культура – органическая часть культуры общества и личности. Понятие «физическая культура» объединяет все, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию человека в сист...

Консультация практикум Речевая культура педагога

Консультация-практикумТема: «Речевая культура педагога»Цель: Расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанниковЗадачи: Активизировать словарный...

Консультация «Роль личного примера педагога в мотивации дошкольников к физической культуре и здоровому образу жизни»

Актуальность выбранной темы: состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. Консультация для педагогов в ГБОУ детский сад №1989, провела Мамелина Ю.В....

Консультация для педагогов "Формирование коммуникативной культуры педагога"

Система образования в нашей стране - это один из наиболее влиятельных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства. Образованность, интеллект,...

Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ И НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ»

Определение "коррупции". Виды, история, направления антикоррупционной работы....

Консультация для педагогов "СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДО"

Консультация "СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДО"...

Консультация - тренинг: «Профессиональная культура педагога ДОО: как избежать конфликтов с участниками образовательного Процесса».

Дать представление   о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, его причинах, особенностях, участниках, последствиях; способствовать сплочению коллектива, снятию эмоциональн...