Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений
картотека (средняя группа)

 

Дидактическая игра

«Где, что лежит»

 

Что лежит на столе? Назовите, одним словом. Фрукты. Поставлю корзину. Куда я поставила корзину? На стол. Разложу фрукты. Куда я положила грушу? В корзинку. Где лежит яблоко? Перед корзиной. А где лежит апельсин? Вы его видите? Где он прячется? За корзиной. Возьми банан и положи его в корзину. Куда ты положил банан? Положи красное яблоко перед корзиной. Куда ты положил красное яблоко? И т. д.

 

 

 

 

Дидактическая игра

«Где звенит колокольчик»

Дети становятся полукругом, закрывают глаза. Воспитатель ходит по кругу, останавливаясь поочередно у каждого ребенка, и звенит колокольчиком то слева, то справа от него, то вверху, то внизу. Ребенок определяет, с какой стороны раздается звук. Открыв глаза, он сначала может показать направление руками, а затем назвать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра

«Найди лишнюю фигуру»

Воспитатель поочерёдно показывает детям карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), предлагает рассмотреть их и спрашивает:

-Чем отличаются фигуры?

-Чем похожи фигуры?

-Какая лишняя фигура?

-Почему?

 

 

 

 

Игра

«Чья дорожка длиннее»

 

   На стол выставляем 2 коробки и 2 картинки с длинными короткими дорожками. Поясняем детям - сейчас будем наводить порядок. Эта коробка - демонстрируем - длинная, в нее будем класть все длинные дорожки. А эта коробка - короткая, в нее поместятся только короткие дорожки. Далее поочередно даем детям картинки, просим назвать длину и цвет дорожки, и положить в подходящую коробку (эта дорожка длинная, красного цвета- я положу его в эту длинную коробку)

 

 

 

 

 

 

 

Игра

«Подберем ключик к замочку»

  Просим выбрать все желтые замочки и подобрать к ним ключики. Затем то же с другими цветами.

Аналогично: выбери замочки, к которым подходят только круглые (квадратные, треугольные и т. д.)

Усложнение: выбери замочки не красного цвета (не зеленого, не треугольные замочки и т. д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра

 

«Найди свой цветочек»

Воспитатель раскладывает на полу желтые, красные, зеленые цветы (по количеству детей). Под музыку дети с бабочками в руках двигаются по комнате, по окончании музыки они сажают бабочки на цветы. Каждая бабочка должна сесть на цветок такого же цвета. Каждый раз воспитатель меняет расположение цветов на полу.

 

 

 

 

 

 

Игра

«Перепрыгнем через ручеек»

 На полу—две дорожки. Воспитатель предлагает детям сравнить их по ширине, показать широкую (узкую) дорожку. Затем ребята по очереди перепрыгивают через дорожки. Воспитатель выясняет:

 «Через какую дорожку — широкую или узкую — вы прыгнули дальше?»

        

 

 

 

 

 

 

 

Игра

«Построим башню»

 

Цель: Развивать мелкую моторику рук, навыки классифицирования, счёта, сравнения.

Ход игры: Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики. В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.

 

 

 

 

 

 

Игра

«Магазин игрушек»

Воспитатель приглашает детей посетить магазин игрушек.

На стульчиках предметы и выясняют, и столах разложены игрушки: по одной по несколько штук. Дети вместе с воспитателем рассматривают предметы и выясняют, какие игрушки продаются в магазине и сколько их.

По указанию воспитателя дети «покупают» одну или много игрушек. Взрослый выясняет:

-Какие игрушки ты купил?

-Сколько игрушек ты купил?

 

 

 

 

 

 

Игра

«Много-мало»

В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую 3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему. После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше). Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

Игра

«Покажи и прокати»

У детей на столах лежат круги и квадраты. Воспитатель предлагает ребятам взять круг, назвать фигуру и обвести его рукой.

Аналогичные действия выполняются с квадратом.

Затем воспитатель просит детей попробовать прокатить по столу сначала круг, а потом квадрат и выясняет:

-Можно ли прокатить квадрат?

-Что мешает квадрату?(углы)

 

 

 

 

 

Игра

«Подбери фигуру»

Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на тарелочках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались».  Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на тарелочке, а затем накладывает ее на начерченную фигуру.

 

 

 

 

 

 

 

Игра

«Соберем куклу на прогулку»

Воспитатель сообщает детям, что кукла собирается на прогулку, и просит помочь ей выбрать шарфик. Воспитатель показывает шарфики и спрашивает:

-Какого цвета шарфики?

-Как нужно разложить шарфики, чтобы было видно, одинаковой они длины или нет?

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей сравнить шарфики (Что можно сказать о длине шарфиков?) При необходимости воспитатель оказывает помощь; следит чтобы дети, показывая длину (покажите длинный(короткий)шарфик), проводили рукой вдоль шарфика от начала до конца.

После сравнения шарфиков воспитатель выясняет

-Какой шарфик мы завяжем кукле: Длинный или короткий?

 

 

 

 

 

Игра

«Найди свой домик»

На полу лежат круг и квадрат. Дети берут по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они должны найти свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого квадрат, — к квадрату. Когда дети встанут на свои места, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

Повторяя игру, воспитатель меняет местами фигуры.

 

 

 

 

 

Игра

«Соберем бусы»

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

«Где, что лежит»

Что лежит на столе? Назовите, одним словом. Фрукты. Поставлю корзину. Куда я поставила корзину? На стол. Разложу фрукты. Куда я положила грушу? В корзинку. Где лежит яблоко? Перед корзиной. А где лежит апельсин? Вы его видите? Где он прячется? За корзиной. Возьми банан и положи его в корзину. Куда ты положил банан? Положи красное яблоко перед корзиной. Куда ты положил красное яблоко? И т. д.

Дидактическая игра

«Где звенит колокольчик»

Дети становятся полукругом, закрывают глаза. Воспитатель ходит по кругу, останавливаясь поочередно у каждого ребенка, и звенит колокольчиком то слева, то справа от него, то вверху, то внизу. Ребенок определяет, с какой стороны раздается звук. Открыв глаза, он сначала может показать направление руками, а затем назвать его.

Игра

«Найди лишнюю фигуру»

Воспитатель поочерёдно показывает детям карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), предлагает рассмотреть их и спрашивает:

-Чем отличаются фигуры?

-Чем похожи фигуры?

-Какая лишняя фигура?

-Почему?

Игра

«Чья дорожка длиннее»

   На стол выставляем 2 коробки и 2 картинки с длинными короткими дорожками. Поясняем детям - сейчас будем наводить порядок. Эта коробка - демонстрируем - длинная, в нее будем класть все длинные дорожки. А эта коробка - короткая, в нее поместятся только короткие дорожки. Далее поочередно даем детям картинки, просим назвать длину и цвет дорожки, и положить в подходящую коробку (эта дорожка длинная, красного цвета- я положу его в эту длинную коробку)

Игра

«Подберем ключик к замочку»

  Просим выбрать все желтые замочки и подобрать к ним ключики. Затем то же с другими цветами.

Аналогично: выбери замочки, к которым подходят только круглые (квадратные, треугольные и т. д.)

Усложнение: выбери замочки не красного цвета (не зеленого, не треугольные замочки и т. д.)

Игра

«Найди свой цветочек»

Воспитатель раскладывает на полу желтые, красные, зеленые цветы (по количеству детей). Под музыку дети с бабочками в руках двигаются по комнате, по окончании музыки они сажают бабочки на цветы. Каждая бабочка должна сесть на цветок такого же цвета. Каждый раз воспитатель меняет расположение цветов на полу.

Игра

«Перепрыгнем через ручеек»

 На полу—две дорожки. Воспитатель предлагает детям сравнить их по ширине, показать широкую (узкую) дорожку. Затем ребята по очереди перепрыгивают через дорожки. Воспитатель выясняет:

 «Через какую дорожку — широкую или узкую — вы прыгнули дальше?»

        

Игра

«Построим башню»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, навыки классифицирования, счёта, сравнения.

Ход игры: Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики. В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.

Игра

«Магазин игрушек»

Воспитатель приглашает детей посетить магазин игрушек.

На стульчиках предметы и выясняют, и столах разложены игрушки: по одной по несколько штук. Дети вместе с воспитателем рассматривают предметы и выясняют, какие игрушки продаются в магазине и сколько их.

По указанию воспитателя дети «покупают» одну или много игрушек. Взрослый выясняет:

-Какие игрушки ты купил?

-Сколько игрушек ты купил?

Игра

«Много-мало»

В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую 3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему. После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше). Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.

Игра

«Покажи и прокати»

У детей на столах лежат круги и квадраты. Воспитатель предлагает ребятам взять круг, назвать фигуру и обвести его рукой.

Аналогичные действия выполняются с квадратом.

Затем воспитатель просит детей попробовать прокатить по столу сначала круг, а потом квадрат и выясняет:

-Можно ли прокатить квадрат?

-Что мешает квадрату?(углы)

Игра

«Подбери фигуру»

Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на тарелочках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались».  Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на тарелочке, а затем накладывает ее на начерченную фигуру.

Игра

«Соберем куклу на прогулку»

Воспитатель сообщает детям, что кукла собирается на прогулку, и просит помочь ей выбрать шарфик. Воспитатель показывает шарфики и спрашивает:

-Какого цвета шарфики?

-Как нужно разложить шарфики, чтобы было видно, одинаковой они длины или нет?

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей сравнить шарфики (Что можно сказать о длине шарфиков?) При необходимости воспитатель оказывает помощь; следит чтобы дети, показывая длину (покажите длинный(короткий)шарфик), проводили рукой вдоль шарфика от начала до конца.

После сравнения шарфиков воспитатель выясняет

-Какой шарфик мы завяжем кукле: Длинный или короткий?

Игра

«Найди свой домик»

На полу лежат круг и квадрат. Дети берут по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они должны найти свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого квадрат, — к квадрату. Когда дети встанут на свои места, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

Повторяя игру, воспитатель меняет местами фигуры.

Игра

«Соберем бусы»

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА: «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений, у детей старшего дошкольного возраста".

Игры с цифрами и числами, игры на ориентирование в пространстве, игры путешествия во времени, игры с геометрическими фигурами и их преобразованием. Индивидуальна работа с детьми старшего дошколь...

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений

Математическое развитие дошкольника - это качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и св...

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений дошкольников

Представленная  картотека представляет собой подборку дидактических игр по ФЭМП для детей разных возрастных групп. Будет полезна воспитателям ДОУ при проведении ООД, режимных моментов....

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе.

№1 «Правильный счет» Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета. Материал: мяч. Описание: дети встают в круг. Перед началом догова...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...