Дополнительная программа кружка "Пальчиками играем, речь развиваем"
рабочая программа (младшая группа)

Комарова Светлана Евгеньевна

«Источники способностей и

дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

 идут тончайшие ручейки,

 которые питают источник

 творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

 

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие: координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Кружок «Пальчиками играем, речь развиваем» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет. Содержание занятий по каждому разделу составлено с учетом возрастных особенностей детей. При условии систематического и планомерного обучении. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvd.docx44.41 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

 

 

 «Источники способностей и

дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

 идут тончайшие ручейки,

 которые питают источник

 творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

 

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие: координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

 

Кружок «Пальчиками играем, речь развиваем» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет. Содержание занятий по каждому разделу составлено с учетом возрастных особенностей детей. При условии систематического и планомерного обучении. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.

.

 

  1.  Цель и задачи программы

 

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

 

Задачи:

Образовательные:

  • формировать произвольные координированные движения пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
  • формировать практические умения и навыки;
  • обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • совершенствовать движения рук;
  • развивать познавательно-психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развивать речь детей.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
  • воспитывать и развивать художественный вкус;
  • воспитывать усидчивость, целенаправленность.

  1. Особенности программы.

  1.  Возрастная группа.

 Дети  2 - 3 лет

  1.  Периодичность занятий

 Занятие проводится один раз в неделю (суббота)

  1.  Количество детей

10 человек

 

  1.  Методы и приемы при организации и проведении занятий.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:

  • Словесный   метод. Словесные обращения педагога к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
  • Наглядно-действенный метод обучения. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
  • Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
  • Игровой метод. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей  младшего дошкольного возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.

Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача педагога заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

При организации и проведении игр используются следующие приемы:

  • Педагог сначала сам показывает игру ребенку.
  • Педагог показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
  • Педагог и ребенок выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.
  • Ребенок выполняет движения, если необходимо — с помощью педагога, который произносит текст.
  • Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, педагог — подсказывает и помогает.

2.5. Основные этапы занятия.

Основные этапы занятия:

1. Развитие общей моторики (в том числе создание положительного эмоционального фона).

 2. Самомассаж пальцев рук (пассивная гимнастика).

 3. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).

4. Игры с различными предметами и материалами.

5. Продуктивная деятельность.

  1. Ожидаемый  результаты.

К концу учебного года:

  • сформированы произвольные координированные движения пальцев рук, гибкость рук, ритмичность осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
  • Выявляется улучшение показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
  • Могут справляться со шнуровкой и нанизыванием бусин, шариков на тесьму.
  • Владеют приемами самомассажа рук.
  • Владеют приёмами работы с пластилином, бумагой, песком.
  • Более развита речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки.

  1. Перспективное планирование

Этап занятия

Тема

занятия

Развитие общей моторики

Самомассаж рук

Пальчиковая игра

Игры с предметами и материалами

Продуктивная деятельность

ОКТЯБРЬ

1.

«Дождик»

Жестовая игра «Тук, тук…»

(картотека)

Самомассаж ладоней «Карандашик я катаю»

П/г «Дождик»

 7, с.107

Игра с прищепками

«Дождик»

Пальчиковое рисование «Капельки»

2.

«Тучка»

Самомассаж ладоней «Карандашик я катаю»

П/г «Дождик»

7, с.107

Знакомство с сухим бассейном (природный материал)

Поделка «Тучка» (ватные шарики)

3.

«Мухомор»

Самомассаж ладоней «Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха)

П/г «Грибы»

(картотека)

Знакомство

с солёным тестом

Упражнение «Здравствуй тесто»  

Аппликация из солёного теста

«Мухомор»

4.

«Осенний листочек»

Самомассаж ладоней «Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха)

П/г «Осень»

(картотека)

Игра «Листочек лети»

Рисование отпечатками листьев «Осенний листочек»

НОЯБРЬ

5.

«Ёжик»

Жестовая игра «Это я!»

(картотека)

Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки)

П/г «Ёжик-ежик колкий» (картотека)

Шнуровка «Ежик с яблоками и грибами»

Поделка «У ежа иголки»

2, с.16

6.

«Ёжик и ежата»

Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки)

П/г «Ёжик-ёжик колкий» (картотека)

Игра с прищепками

Ежик

Рисование ладошкой «Ёжик»

3, с.23

7.

 «Цыпленок»

Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика)

П/г «Петушок» (картотека)

Игра «Накорми птичку» (перебирание семян тыквы, сухой бассейн)

Рисование методом тычка  «Цыпленок»

8.

«Зернышки для птички»

Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика)

П/г «Птички»

(картотека)

Игра «Накорми птичку»

( сухой бассейн)

Лепка «Зернышки для птички»

                                         ДЕКАБРЬ

9.

«Снегопад в лесу»

Жестовая игра

«Как на горке - снег, снег» (картотека)

Растирание «Ручки греем»

П/г «Мы во двор пошли гулять» (картотека)

Игра «Бумажные снежки»

Пальчиковое рисование «Снегопад в лесу» 

10.

«Снеговик»

Растирание «Ручки греем»

П/г «Мы во двор пошли гулять» (картотека)

Игра «Снежки» (кинестетический песок)

Поделка «Снеговик» (ватные диски)

11.

«Дед Мороз»

Растирание «Добываем мы огонь»

П/г «Дедушка Мороз» (картотека)

Игра «Наряди елку»

Аппликация из ваты «Борода Деда Мороза»

12.

«Новогодняя Ёлочка»

Растирание «Добываем мы огонь»

П/г «Дедушка Мороз» 

(картотека)

Игра с прищепками «Иголки для елки»

Пластилинография «Новогодняя Ёлочка»

ЯНВАРЬ

13.

«Снегопад»

Жестовая игра

«Мы погреемся немножко» (картотека)

Растирание мятой бумагой «Раскатаем мы снежок»

П/г «Снеговик» (картотека)

Игры с рваной бумагой «Мы катаем снежный ком»

 Рисование на манке «Снегопад»

14.

«Варежка»

Растирание мятой бумагой «Раскатаем мы снежок»

П/г «Снеговик» (картотека)

Игра «Соберём бусинки от варежки

Рисование пальчиком «Украсим варежку»

15.

«Витамины»

Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика) 

П/г «Апельсин» (картотека)

Игра «Волшебный мешочек»

 Лепка «Съешь моего яблочка»

2, с.10

16.

«Мышка - норушка»

Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика)

П/г «Маленькая мышка» (картотека)

Игра «Накорми мышку» (перебирание крупы)

Лепка «Зёрнышки для мышат»

                                             ФЕВРАЛЬ

17.

«Машина»

Жестовая игра «Тук, тук…»

(картотека)

Поглаживание «Киска брысь» 

П/г «1,2,3,4,5»

7, с.28

Игра «Собери груз»

(фасоль, горох)

Рисование «Колёса для машины»

18.

«Платье для Тани»

Поглаживание «Киска брысь» 

П/г «1,2,3,4,5»

7, с.28

Игра «Пришьём пуговки на платья»

Рисование ватной палочкой «Платье в горошину»

19.

«Домик для Мишутки»

Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки)

П/г «Дом» (картотека)

Шнуровка «Следы»

Аппликация из геометрических фигур «Дом»

20.

«Зайчик рыбалке»

Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки)

 П/г «Рыбка» (картотека)

Игра  с водой «Поймай рыбку»

 «Цветная водичка» - игра с пипеткой на смешивание красок.

                                    МАРТ

21.

«Бусы для мамы»

Жестовая игра «Солнышко»

(картотека)

Растирание «Карандаш катаем, ручки растираем»

П/г «Стирка» (картотека)

Игра с макаронами «Бусы»

 Рисование пробками

«Бусы для мамы»

22.

«Мимоза»

Растирание «Карандаш катаем, ручки растираем»

П/г «Стирка» (картотека)

Игра «Сложи узор - цветок», мозаика

Поделка из салфеток

«Мимоза»

23.

«Цветы для мамы»

Растирание «Добываем мы огонь»

П/г «Пирожки»

(картотека)

Игра «Песочные каракули»

Рисование поролоном «Цветы для мамы»

24.

«Блины и пироги»

Растирание «Добываем мы огонь»

П/г «Пирожки»

(картотека)

Игра «Я пеку, пеку, пеку…» (солёное тесто)

Лепка из соленого теста «Блины и пироги»

                                           АПРЕЛЬ

25.

«Неваляшка»

Жестовая игра «Дождик лей, лей, лей»

(картотека)

Растирание «Крепко пальчики сожмем»

П/г «Игрушки» (картотека)

Сухой бассейн «Найди игрушку»

Рисование на манке «Неваляшка»

26.

«Весенняя капель»

Растирание «Крепко пальчики сожмем»

П/г «Дождик» (картотека)

Игра-классификация «Что тонет, что не тонет?»

Игра - экспериментирование «Веселая пипетка» - работа с водой и

пипеткой.

27.

«Жираф»

Растирание «Мы точили карандаш»

П/г «У жирафа пятна…» (картотека)

Игра «Найди такие пятна»

Рисование ватной палочкой «У жирафа пятна»

28.

«Солнышко»

Растирание «Мы точили карандаш»

П/г «Здравствуй, солнце золотое» (картотека)

Игра с прищепками «Солнышко»

Лепка «Солнышко» (размазывание)

                                    МАЙ

29.

«Конфеты для куклы Кати»

Жестовая игра «Как живёшь?» 7, с.85

Самомассаж ладоней бигудями-липучками.

П/г «Конфеты» (картотека)

 Игры с рваной бумагой «Разноцветные конфеты»

Лепка «Конфеты»

30.

«Цветы»

Самомассаж ладоней бигудями-липучками.

П/г «Тюльпан» (картотека)

Игра «Следы» (кинестетический песок)

Рисование ладошками «Цветы»

31.

«Бабочка»

Самомассаж пальцев рук бусинками,

катать по очереди каждым пальцем.

П/г «Паучок» (картотека)

Мозаика  «Лети, бабочка»

Песочная

аппликация

«Бабочка»

32.

«Гусеница»

Самомассаж пальцев рук бусинками,

катать по очереди каждым пальцем.

П /г «Паучок» (картотека)

Игра «Прятки» (насекомые, сухой бассейн) 

Лепка из солёного теста «Гусеница»

  1. Литература
  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64с.
  2. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 2–3 лет. Конспекты занятий. - М: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016 - 48с.
  3. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 2–3 лет. Конспекты занятий. - М: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016 - 64с.
  4. Картотека «Жестовые игры и физкультминутки для малышей»
  5. Савельева Е.А. Пальчиковые игры в комплексе с логопедическими упражнениями для детей от рождения до 6 лет. – М.: Школьная пресса, 2011. – 64с.
  6. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь» Санкт – Петербург 1997г.
  7. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М,: 2007. – 186с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье" Игра-путешествие в страну "Играем - речь развиваем"

Повестка дня:1.Возрастные нормы речевого развития детей дошкольников.2. Создание развивающей речевой среды в семье.Цель:Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Дополнительная программа "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В  младшем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Цель: повышение своего теоретического уровня, профессиона...

«Мы играем - речь развиваем!» игры на развитие речи дошкольников 5-6 лет

Речь играет особую и исключительную роль в жизни человека. Она является главным средством общения людей, словесным выражением наших мыслей.Существуют различные игры, упражнения на развитие правильной,...

Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»

Мастер – класс  по «Речь: плюс. Развитие речи  в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...

Адаптационная программа по речевой инициативе детей раннего возраста посредством игровых действий «В игры играем, речь развиваем»

В раннем дошкольном возрасте происходят дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Нарушение процесса своевременного формирования одной или нес...