"Развитие мелкой моторики рук"
статья

Елена Геннадьевна Волкова

В данной статье я постаралась ответить на самые важные вопросы родителей о мелкой моторике. Чем является мелкая моторика, способы её развития и то, какое значение она играет в развитии речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_melkaya_motorika.odt15.07 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин - ловкость.

      Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

     У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

    Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

 Способы развития мелкой моторики

В качестве вариантов работы могут быть:
Пальчиковая гимнастика (статические и динамические движения), пальчиковый и теневой театр.
Известные забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

«Сорока-белобока...»,

«Ладушки-ладушки...»,

«Идет коза рогатая...»,

«Пальчик-мальчик, где ты был?..»,

"Этот пальчик дедушка...” и другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Развивающие игрушки:
игрушки-шнуровки;
деревянная пирамидка;
конструкторы;
рамки и вкладыши;                                                                                                                         фигурки на магнитах;
пазлы;                                                                                                                                             мозаика;                                                                                                                                 нанизывание бусин и другие.
Массаж при помощи массажного мяча или при использовании массажера Су Джок, а так же ежедневный тщательный массаж кистей рук без использования вспомогательных средств (мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья).
Рисование (как красками, при помощи кисти или пальчиками, так и карандашами, мелками).
Лепка (в качестве материала может быть пластилин, глина, тесто).
Аппликации (ребенок либо рвет бумагу, либо вырезает ножницами).
Изготовление поделок из бумаги, картона, ниток, ткани, элементов природы.

Игры с наборами мелких игрушек и предметов с разными поверхностями. Счетные палочки для выкладывания узоров, проволочки для создания узоров и фигур.
Бытовые манипуляции — застегивание-растегивание пуговиц, завязывание-развязывание узлов, бантов, плетение кос из веревок, сортировка круп, зёрен (гречка, горох, фасоль, бобы), цветные клубки нитей для перематывания;

Для более старшего возраста используются всевозможные упражнения с элементами письма (упражнения выполняются только простым карандашом или шариковой ручкой):
штриховка в разных направлениях (вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой», «штрихом», «точками»);                                                                                             обводки контуров предметов;                                                                                                    рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты);                      доведение линий до конца;                                                                                             раскрашивание;                                                                                                                            прописи.
Рисование несложных геометрических фигур, букв, цифр в воздухе и на столе пальцем ведущей руки, затем другой рукой и обеими руками вместе.

При подборе игровых упражнений и игрового материала следует учитывать ряд принципов:  - учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка (как простой, так и сложный вид работы лишает ребенка интереса к выполнению);                                                                   - важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.                                                                                                                        - занятие — это игра (овладение новой информацией должно приносить детям радость, быть интересным процессом);                                                                                                                    хвалить ребенка; игра должна быть доведена до конца (даже если вызывала затруднения);      - во время занятия ребенка не должны отвлекать посторонние предметы — уберите их из поля зрения;                                                                                                                                              - работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически;         - учитывать длительность проведения работы (деятельность должна увлекать ребенка, а не утомлять его, лишая сил);                                                                                                                    - упражнения отрабатываются постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых; постепенное усложнение игрового материала, упражнений (от простого к сложному).
    Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
    И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...